Е.Н. Скипор (Минск), В.В. Козлов (Ярославль)
В различного рода исследованиях неоднократно было установлено, что специфичность личностного реагирования в условиях стресса обусловлена не характером внешней стимуляции, а именно психологическими особенностями субъекта. Базовиц с соавторами считал, что стресс не следует рассматривать в качестве фактора, который навязан организму. Его нужно воспринимать как реакцию самого организма на внешние и внутренние процессы, достигающие такого уровня, когда его физиологические и психологические интегративные возможности напряжены до предела (Basowitz H., 1955). Другой специалист в этой области, Лазарус, уточняет, что вследствие индивидуальных различий в психологической конституции отдельных людей любая попытка объяснить характер их стрессовой реакции на тот или иной угрожающий стимул бывает затруднительной, т.к. степень неблагоприятности самого стимула зависит от психологической структуры личности (Lazarus R., 1970). Вредность стимула, создающего стрессовую реакцию, воспринимается символически в виде совокупности представлений о том или ином событии с неблагоприятным исходом. Иногда они формируются в психический образ будущего события с нежелательными последствиями, когда вредность такого стимула как бы предвидится или программируется самим субъектом. Форма ответа на любое стрессогенное воздействие вырабатывается индивидом по мере того, как он продолжает взаимодействовать с ситуацией через процессы идентификации и оценки сигналов, т. е. формирует стратегию своего поведения. В то же время личностная реакция субъекта в этом случае является определяющей. Прежде всего имеют значение интенсивность и темп нарастания внешних влияний. При остром интенсивном воздействии реакция индивида обычно бывает грубой и массивной, что само по себе маскирует его личностные особенности. В случае замедленного и менее интенсивного воздействия внешних факторов роль личностной реакции субъекта более отчётлива, а временная последовательность проявления физиологических и биологических реакций обусловлена его индивидуальными особенностями.
Происходит выявление природных свойств нервной системы субъекта, проверка её устойчивости к интенсивному и длительному влиянию средовых факторов, формирование барьера психической адаптации, индивидуального стиля деятельности и стратегии поведения, а также сохранность и надёжность когнитивных процессов. Хорошо известно, что один и тот же стрессор либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции. Всё зависит от отношения человека к тому или иному психологическому стимулу. Причиной последующей реакции организма является не само стрессогенное воздействие, а отношение к нему и его негативная оценка со стороны субъекта, основанная на индивидуальном неприятии стрессора с биологической, психологической и социальной точек зрения. Объективно вредоносный стимул не является стрессором, если он не признаётся таковым данной личностью. Не внешние, а именно внутренние психологические условия и процессы являются определяющими в характере ответного реагирования организма. Длительные состояния психологического напряжения положительного знака (радость встречи, разрешение конфликта, решение сложной задачи) не приводят к развитию стресс-реакции с её деструктивными последствиями. В развитии психологического стресса ведущее значение имеют отрицательные эмоциональные состояния, различного рода перенапряжения и конфликтные ситуации. В широком смысле психологический стресс – реакция субъекта на “угрозу” воздействия экстремальной ситуации, которая им воспринимается дистантно и вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является пусковым механизмом процессов подготовки организма и самой личности к возможным негативным последствиям.
Не сила стресса и не его объективная качественная характеристика, не реально угрожаемая ситуация, а негативная психологическая оценка стимула или ситуации при невозможности избавления от них, неподготовленность стереотипных механизмов “избегания-защиты” – это те факторы, которые и определяют последующую комплексную реакцию организма как стрессовую. Следует отметить, что в качестве “угрожающего” может восприниматься не только реально стрессовая обстановка, но и её символы и даже воображаемая ситуация, а также осознание отсутствия готовых программ действия. Изучение роли личностных факторов в экстремальных или стрессовых условиях деятельности проводят с учётом особенностей осуществления их регуляторной функции. Наибольший интерес уделяют характеру проявления тревожности в различных условиях деятельности, вопросам эмоциональной устойчивости личности в развитии стресса, зависимости состояния психики от уровня интро-экстравертированности личности, её когнитивного стиля, локуса контроля и ряду других факторов. В исследованиях, проведенных В. Васильевой, установлено, что для каждого вида деятельности, помимо чисто специфических, имеют значение такие качества личности, как личностная тревожность, определяющая уровень переживаний в любой экстремальной ситуации. Регулятором этого состояния выступает экстравертированность, в большей степени связанная со склонностью субъекта к состояниям усталости и напряжённости, чем интровертированность, и нейротизм, который является критерием стабильности или устойчивости личности. В зарубежных исследованиях уделяется большое внимание изучению процессов психорегуляции, а также таких характеристик личности, как локус контроля, психологическая выносливость и самооценка. Локус контроля, разработанный Роттером, определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ситуацией. В модели этого концепта люди располагаются между двумя его точками: внешним или экстернальным и внутренним или интернальным локусами контроля.
Внешний контроль личностью позитивных или негативных событий своей жизни состоит в том, что эти события не связаны с её поведением, а значит, не подлежит контролю. Для экстернала жизнь – череда случайностей. Интерналы, обладающие внутренним личностным контролем, считают, что всё происходящее с ними – результат их собственных действия и усилий. Они располагают более эффективной когнитивной системой и значительную часть своей умственной энергии затрачивают на получение информации, которая позволяет им влиять на значимые события жизни. Такие люди прилагают большие усилия для господства в своём личном и социальном окружении. Исследователи Майер Фридман и Рей Розенман предложили гипотезу, согласно которой люди сами могут инициировать реакцию стресса. В своих исследованиях, сыгравших определённую роль в психологии, они разделили людей на две категории: личности “типа А” – это те, кто в большей степени подвержен риску заболеть и личности “типа В” – те, у кого риск развития болезни маловероятен. Люди типа А склонны к соперничеству, энергичны, честолюбивы и ориентированы на успех, считая, что, приложив максимум усилий, можно преодолеть любое препятствие и соответствующим образом действуют в различных ситуации (Friedman & Rosenman, 1974). Самыми яркими чертами такой личности являются хронический гнев, враждебность по отношению к окружающим людям и хронический дефицит времени. Личности этого типа, как правило, нервничают даже тогда, когда события совершаются согласно задуманному плану и в нормальном темпе. Наиболее вредный паттерн поведения – когда враждебно настроенные люди пытаются сдерживать свои эмоции и не демонстрируют их, что значительно увеличивает риск развития стрессогенных осложнений. Характерные черты личности “типа А”: Придают особое значение различным ключевым словам в обыденной речи, даже если необходимости в такой акцентуации нет;
· Всегда пытаются закончить общение с собеседником своей фразой; · Всегда быстро передвигаются, разговаривают и принимают пищу; · Быстро просматривают печатный материал и предпочитают краткое резюме взамен длительному процессу чтения; · Всегда злятся, если встречаются с непредвиденными препятствиями в повседневной жизни; · Всегда нетерпеливы и считают, что большинство жизненных событий осуществляются с недостаточной скоростью; · Как правило, не обращают внимание на окружающую их обстановку; · Как правило, думают о многих вещах и решают нескольких проблем одновременно; · Как правило, оценивают собственные достоинства в количественных показателях; · Им свойственна нервность в жестах, и они склонны иногда сжимать кулаки и барабанить пальцами; · Всегда пытаются совершить как можно больше дел за сравнительно короткий промежуток времени, оставляя при этом всё меньше времени на разрешение внезапно возникающих проблем; · Часто думают о своих проблемах, разговаривая с другими, людьми и постоянно берут на себя значительно больше обязательств, чем способны выполнить. Депрессии обычно предшествуют развитию болезней, т. к. стрессовые события нашей жизни ослабляют естественную защиту организма. Результаты исследований, представленные авторами, утверждают, что любые ситуации – хорошие и плохие – повышают восприимчивость человека к несчастным случаям и болезням. Доктор Холмс разработал оценочную шкалу, которая помогала определить степень развития риска для здоровья людей по мере увеличения стрессовой нагрузки. Несколько позднее Марк Миллер и Ричард Райе модернизировали эту шкалу с учётом современных целей и назвали её шкалой оценки социальной реадаптации. Влияние жизненных событий на состояние здоровья людей выражено этой шкалой в единицах жизненных изменений. Согласно данным шкалы позитивные события жизни являются не менее затратными, чем негативные, и если сумма жизненных изменений превышает 300 баллов, то вероятность развития психосоматического заболевания возрастает до 80 %, что должно быть воспринято всерьёз. Шкала оценки социальной реадаптации более всего подходит для взрослых людей, укрепивших своё положение в жизни. В тоже время исследования показывают, что здоровье студентов вузов в такой же степени зависит от стрессогенных событий их жизни: поступление в колледж, разрыв устойчивых взаимоотношений, смена избранной профессии и т. д. 0 – 150 баллов Никаких особых проблем; 150 – 199 баллов Лёгкий жизненный кризис (вероятность заболевания составляет 33 %);
200 – 299 баллов Умеренный жизненный кризис (вероятность заболевания составляет 50 %); 300 и более баллов Сильный жизненный кризис (вероятность заболевания составляет 80 %). Помимо этого, множество людей на работе или дома довольно часто сталкиваются с мелкими стрессорами, не связанными с главными событиями их жизни, но, тем не менее, являющиеся источником раздражения и фрустрации. Р. Лазарус, изучив влияние на человека таких раздражителей, назвал их ежедневными препятствиями или микрострессорами: проблемы с транспортом, опоздание на работу, потеря конспекта, ссора с соседом или членами своей семьи, завышенные требования начальника к подчинённым и т. п. (Preisler & Aussprung, 1992). В других своих исследованиях Р. Лазарус установил, что здоровье человека в большинстве случаев зависит от того, какое значение он придаёт таким повседневным препятствиям. Именно микрострессоры воспринимаются людьми в качестве событий, имеющих важное значение для их личной самооценки и они же с большей долей вероятности приводят к проблеме, чем главные события жизни. Для одних это связано с работой, семьёй и личными взаимоотношениями, для других – с бумагами и собственной организованностью. Наблюдения лишний раз доказывают, что стресс всегда связан с личностью, её особенностями, восприятиями, ценностями и ресурсами, а не с окружающей средой. Существуют люди, которые почти всегда выглядят жизнерадостными и невозмутимыми, – стресс практически не влияет на их состояние. С. Кобаза в своих исследованиях установила, что специфические особенности личности играют ключевую роль в процессах сопротивления стрессу. Оптимистически настроенный и ориентированный на успех человек психологически более устойчив к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, а его выносливость характеризуют такие понятия, как контроль, критичность и самооценка. Контроль личностью обстоятельств своей жизни опосредован через её локус контроля, который может быть внешним или внутренним. Внешний или экстернальный локус контроля характерен для человека, который все, что происходит с ним, приписывает внешним причинам, судьбе или случаю, а внутренний или интернальный локус контроля имеет место у индивида, который ответственен за все события жизни, объясняя их своим поведением, характером и способностями. Выделяют типы личного контроля субъекта. Это поведенческий контроль, затрагивающий направления его деятельности; когнитивный контроль, отражающий личную интерпретацию событий жизни; и контроль решительности, который определяет выбор способа действия. Каждый из этих типов контроля оказывает влияние на стресс, уменьшая или увеличивая его силу, что в конечном итоге определяется его значимостью для того или иного субъекта. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости тех или иных событий жизни. Самооценка – это чувство собственного предназначения и возможности субъекта. Многие исследователи полагают, что самооценка личности и контроль с процессом преодоления стресса связаны комплексно, включая в себя обратную связь со многими из предыдущих успешных или неуспешных попыток купирования негативного воздействия. Если человек оценивает себя достаточно высоко, то маловероятно, что он будет реагировать на многие события своей жизни или интерпретировать их как эмоционально тяжёлые или стрессовые. Такой человек справляются с влиянием стресса намного лучше людей с низкой самооценкой, что в той или иной мере способствует дальнейшему повышению уровня его самооценки и личных притязаний. Проблемы преодоления стресса у людей с негативным самовосприятием исходят из того, что, во-первых, они имеют более высокий уровень страха или тревожности, находясь в ситуации угрозы, чем люди с высокой самооценкой, а, во-вторых, они сомневаются в адекватности своих способностей противостоять реальной угрозе. Такие люди менее энергичны в принятии превентивных мер и твёрдо убеждены, что нежелательный исход любого события предотвратить практически невозможно (T. Rosen, 1982). Сальваторе Мадди и др. изучал людей с выносливым типом личности или типом В, имеющих превосходную сопротивляемость, и более устойчивых к воздействию стресса. Отличительной их особенностью является то, что в своей жизни они придерживаются взглядов, которые основываются на трёх принципах (Maddi & Kahn, 1998): Они всегда связаны обязательствами перед собой, работой, семьёй и имеют другие стабилизирующие ценности; Они полностью контролируют свою жизнь и деятельность; Им свойственно рассматривать свою жизнь как череду испытаний, а не как серию угроз и проблем. Перечисленные качества защищают их обладателя от эффектов стресса. Люди с определёнными обязательствами превращают всё, что они делают, в нечто интересное и важное, т. к. они чувствуют себя включёнными в процесс, а не отчуждёнными от него. Люди с сильным ощущением контроля считают, что они оказывают влияние на окружающие события жизни и это защищает их от ощущений того, что они пассивны и являются жертвами обстоятельств. И, наконец, люди, сильные перед лицом испытаний, считают, что в процессе постоянного роста человек осуществляет свои желания, старается учиться на собственном опыте, а не принимать готовые, удобные и безопасные решения. С психологической точки зрения стресс – индивидуальный феномен, последствия которого оказывают непосредственное влияние на поведение человека, продуктивность организации и психологический климат рабочей среды. В связи с этим человек и руководители различного уровня должны понимать и осознавать важность проводимой психологической работы по управлению стрессом. Таковой может быть любая программа активных действий, сосредоточенных на сокращении числа существующих стрессоров и сведении к минимуму их негативных последствий. Личность и ситуация взаимосвязаны. Невозможно изменить человека, не влияя на ситуацию. Проведение тренинга, повышающего уверенность в его возможностях, оказывает решающее влияние на рабочий процесс. Индивид, выражая в ходе тренинга свои ожидания и конструктивную критику в адрес того или иного явления, меняет коммуникативное поведение и социальный климат в коллективе, внося определённый вклад в его изменение. Совершая определённого рода вмешательство в стрессовую ситуацию, можно вызвать огромную, по своим последствиям, ответную реакцию на различных уровнях организационной структуры. Конечная цель такого рода вмешательств состоит в изменении ситуации в целом (уменьшение количества стрессоров и их интенсивности), а также в изменении самой личности (изменение её когнитивных оценок и стратегии поведения). Для изменение стрессогенности рабочей ситуации необходимо понимание взаимоотношений индивидуальных и организационных условий, а для когнитивной оценки ситуации требуется понимание её индивидуального восприятия, структуры установок и их изменение. В центре такого подхода находится личность со своими эмоциями, ценностями и потенциалом. Стратегия преодоления стресса предполагает изменение открытого или демонстрируемого поведения человека, что требует применения разного рода техник его модификации и специфических методов передачи тех навыков, которые получены в ходе тренинга (использование обучающих программ и методов последовательного обучения, а также работа в центрах мастерства и закрепление полученных навыков). Всё это позволяет отслеживать степень уменьшения стресса или изменять ситуацию, если уменьшение стресса по какой-либо причине не возникло. В жизни любого человека случается хорошее и плохое, а счастливых от несчастных отличают только установки. Счастливые люди чаще относятся к своей жизни позитивно, даже если в ней возникают проблемы. Они умеют находить смешное даже в собственных разочарованиях и рассматривают очередные препятствия в качестве стимула, а любые потери делают их только сильнее. Таким образом, счастье – общая личностная характеристика, а не реакция на обстоятельства (Brebner, 1998).
Используемая литература: 1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. – 132 с. 2. Бодров В.А. Психологический стресс. – М., 1995. – 240 с. 3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1988. – 326 с. 4. Кокс Т. Стресс. – М., 1981. – 138 с. 5. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1 Ч. 1. – СПб., 1995. – С. 123 – 132. 6. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1975. – 235с. 7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стресса. – М., 1993. – 265 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|