Работа с текстом в формировании коммуникативной компетентности
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Соболева О.В. (Курск) Любой профессионально успешный человек обладает сформированными навыками поиска и обработки текстовой информации, а также оформления своих идей, мыслей при помощи речи. Студент, овладевший мастерством устной и письменной речи в ее планирующей, познавательной и воздействующей функции, потенциально более профпригоден для осуществления реальной профессиональной деятельности. Исходя из этих представлений, можно утверждать, что обучающимся в вузе необходимо овладевать основными видами речевой деятельности, главными из которых мы считаем чтение (понимание текста) и говорение (публичное выступление). Овладение современными информационными технологиями, равно как и усвоение основ профессиональной деятельности, требует умения самостоятельно добывать знания, то есть работать с разными типами текстов, вычитывая разные виды текстовой информации. Осознавание и использование в профессиональной деятельности приемов работы с текстом составляет основу обучения эффективному чтению и является неотъемлемой частью формирования речевой культуры. Обучение приемам работы с учебным, научным, познавательным и другими типами текстов является особой задачей, которая может решаться как в рамках базовых учебных предметов, так и специализированного обучающего курса. Исследование на выпускном курсе педагогического университета показало, что выпускники вуза испытывают определенные трудности в понимании текста. Так, выполняя самостоятельный анализ текста, лишь 21,6% студентов адекватно и полно его воспринимают, 35,2 % студентов продемонстрировали непонимание, 43,2 % - отрывочное, фрагментарное понимание, низкий уровень развития читательского воображения.
С целью обучения студентов приемам понимания текста в русле исследований проблемы «идеального читателя» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.) создан и проходит апробацию специализированный курс. Программа спецкурса предполагает изучение теоретических основ и практическое применение методики обучения приемам понимания текста. Целями данного обучения является воспитание Читателя, интеллектуально и эмоционально активного, открытого нравственному воздействию текста, формирование у него ценностного отношения к чтению, умения извлекать текстовую информацию (фактуальную, подтекстовую, концептуальную). В ходе изучения спецкурса студенты получают знания об основных приемах работы с книгой, психолого-педагогических основах их выделения и применения в процессе чтения. К таким приемам относится «диалог с текстом», включение читательского воображения, работа над словом (новым, ключевым, образным), смыслом фрагментов и текста в целом. У студентов формируется умение применять приемы понимания по отношению к конкретному тексту, разворачивать и сжимать текстовую информацию. Кроме специализированного курса примы работы с текстом рассматриваются при изучении таких дисциплин, как «Организация самостоятельной работы», «Русский язык и культура речи», «Педагогическая психология (психодидактика)» и т.д. Обучение приемам эффективного публичного выступления проходит при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи». Психологической задачей курса является выработка нормативно организованной речи с учетом ситуации и участников коммуникативного акта; овладение навыками свободной, грамотной и образной речи; оптимальная речевая самоактуализация; выработка норм корректного общения путем преодоления личностных комплексов; устранение речевой ригидности; осуществление организованного вербального и невербального воздействия на слушателей и т.д. При изучении курса используются проблемно-творческие, продуктивные методы. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность, на занятии проводится работа в микрогруппах. Большую роль играют домашние задания по курсу, в которые включены создание собственных текстов, мимико-жести-куляционнная и артикуляционная тренировки, дыхательная гимнастика и пр.
Курс предполагает проведение занятий, которые включают в себя знакомство с новым теоретическим материалом и практическую работу с целью применения полученных знаний в речевой практике. Завершается курс итоговым занятием «Конкурс ораторов», где все студенты представляют выступления на тему, над которой работали в течение семестра. Важным является мониторинг сформированности соответствующих умений с помощью видеоматериалов учебных выступлений, используемых для анализа и коррекции речевой деятельности. Таким образом, общеучебные умения, связанные с пониманием и порождением текста, составляют одну из основ формирования коммуникативной компетентности обучающихся, поэтому овладение ими может и должно становиться частью профессиональной подготовки специалиста. НАРУШЕНИЕ ПОСТОЯНСТВА КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ Л.Г. Старцева (Воркута) Одним из основных составляющих бытия человека является источник побуждения к творчеству. Проанализируем взаимосвязь потребности в развитии и познании, через определение свободы выбора и альтернативного поиска с потребностью в творческой активности. Направление главного вектора творческой деятельности задается внешними и внутренними группами причинных факторов. Внешними группами являются: а) факторы, действующие из иерархии жизни виртуального живого пространства и воспринимаемые по вертикальным трансперсональным каналам через адекватные сенсорные входы; б) социальные факторы, действующие как в вербально-семантических, так и в дистантных невербальных или горизонтальных трансперсональных каналах и воспринимаемые на неосознаваемом или частично осознаваемом уровне. Внутренними группами являются: а) уровень развития каналов восприятия, переработки и использования информации; б) базовые потребности, из которых возникают целевые установки, определяющие мотивированную деятельность.
В свою очередь, выделяют три класса базовых потребностей: а) биологические, обеспечивающие индивидуальное существование человека как одного из видов в живой природе; б) социальные, которые определяют принадлежность к социальной нише и определенному положению в ее иерархической организации; в) идеальные, определяющие стремление к развитию, познанию окружающего мира и себя, смысла и значения собственного предназначения. Но возможна ли реализация идеальных базовых потребностей человека без свободы выбора? Определяется ли последняя одним лишь отсутствием внешнего принуждения в явном виде или она включает в себя какие-то неуловимые, но довольно мощные в своем сочетании, воздействия социальной инфраструктуры, техно-природной экологической среды, психосферы, которые настолько привычны и обыденны, что человек перестал их осознавать? Э. Фром подчеркивал, что порой, весьма трудно определить в какой мере наши мысли, чувства и желания, являются нашими собственными, а не навязанными со стороны. Шаблонные, унифицированные формы мышления, безальтернативно закладываемые в учебные программы, новые формы быстрого обучения с использованием психотехнологий неосознаваемого импринтирования памяти необходимой информацией, социальные стандарты поведения и проявления эмоций, ограниченные рамками принятых медицинских норм психического здоровья, – все это подавляет индивидуальность и спонтанность мышления, создавая иллюзию свободы истинного выбора в современном обществе. Степени свободы выбора регламентированы ассортиментом допустимого или представляемого в более совершенной информационной упаковке через средства mass media. Поэтому, большинство населения желает быть ведомым, принимая условия социальных или этнических ограничений в обмен на гарантированное выполнение в этих условиях своих главных - биологических потребностей и подчиненных им притязаний на соответствующее положение в обществе. Основная стратегия психологического реагирования таких людей - мотивация избегания неуспеха. Характер поведения при этом является конформистским, пассивно-зависимым либо адаптивным и определяется средой существования, а свобода выбора ограничена набором общепринятых тактических действий, типичных для данной среды. Внешнее впечатление активности представляется лишь рефлексией непрерывно меняющихся внешних условий.
Таким образом, учитывая выраженность, сочетание и взаимодействие внешних и внутренних групп причинных факторов, действующих на человека, выделяют типы развития человека: регрессивный (коэволюционный) и прогрессивный (эволюционный). Основой регрессивного типа является идея создания биологического благополучия для себя и своего потомства. Персептивные каналы вертикальных взаимодействий с живым пространством при этом типе развития в значительной степени редуцированы, а интеллектуальное развитие ортодоксально, прагматично и представлено не как цель, а как средство. Духовные ценности и этические нормы не являются ведущими в ядре такой личности. Такой тип развития неизбежно приводит человека к информационной самодепривации, духовно-интеллектуальному суициду, к развитию психосоматозов, способствующим снижению продолжительности жизни. Компенсация негативных последствий такой стратегии может достигаться целенаправленной социальной или семейной самореализацией (продление рода, воспитание потомства). Коэволюционный тип развития, применительно к животным, необходимо рассматривать как разумно усовершенствующий биологическую организацию вида и не травмирующий локальный экологический таксон. В этом смысле человек коэволюционного типа в фундаментальных стратегиях поведения не имеет отличий от животного, но будучи наделенным более развитым рационализированным интеллектом и средствами глобальной экспансии своей деятельности, представляет опасность для экологии живого пространства. Сегодня человеческая цивилизация вторгается и модифицирует мир экологии духа, создает психологически токсичную среду. Прогрессивный тип формирует индивидуальные особенности в интеллектуально-гностическом и этическом направлениях, используя для этого свои биологические возможности как средство достижения главных целевых установок. Результаты деятельности становятся не только персональным достоянием конкретного человека и его потомства, но и сверхличностным творческим вкладом в единое информационное поле живого пространства.
Как традиционно считают физиологи, главным эволюционным достижением Природы является генетически заложенная программа самосохранения, которая реализуется в наборе безусловно рефлекторных (для животных) и сознательно задаваемых (для человека) стереотипов поведения, оптимизирующих условия их существования и снимающих напряжение механизмов, которые обеспечивают постоянство между средой и организмом. Для преодоления этого заблуждения необходимо рассмотреть такое фундаментальное проявление природы разума, как поисковая активность. Ее можно определить как особую форму поведения, возникающую в ситуациях, когда какие-то потребности не могут быть удовлетворены за счет инстинктов, а также предшествующих, хорошо отработанных навыков поведения или стереотипов мышления. В этом случае прогноз результата деятельности оказывается неопределенным. В чем проявляются отличия процессов поисковой активности человека и животных, и какие новые качества вносит в эти процессы человеческое творчество, как продукт первичного начала живого пространства? Физиологи, работающие с моделью условных рефлексов, убеждены, что поиск возникает, когда из-за изменения обстоятельств, ранее существовавшая стереотипная программа поведения не удовлетворяет основные потребности. И поиск необходим для перехода к более удачной стереотипной программе. Таким образом, высшим достижением организма считается автоматизация его поведения. Физиологи полагают, что основной задачей организма является его выживание, которое невозможно без сохранения постоянства между средой и организмом. Это представление, естественно, отрицает целесообразность любой тенденции организма самостоятельно нарушить существующее постоянство. Может ли потребность сохранения быть удовлетворена на базе гомеостатического подхода? Если в непрерывно меняющемся мире организм будет только все время следовать за совершающимися изменениями, приспосабливаясь к ним, ему грозит опасность проиграть во времени и инициативе. Следовательно, ему необходимо стремиться к нарушению постоянства, что осуществляется за счет идеальных базовых потребностей в развитии и самосовершенствовании. Эта потребность может появиться в условиях освобождения поисковой активности от первичных мотивов и стать основой творческой деятельности. Практически во всех восточных философских учениях рассматривается закон разрушения во имя созидания, утверждающий фундаментальный принцип циклической троичности процессов сотворения – созидания - разрушения. Созидание связано с развитием и углублением традиций, порядка и предсказуемости существования. Но со временем в любой открытой системе замедляется приток новой информации с ростом ее внутренней упорядоченности, вследствие чего теряется гибкость и динамичность адаптации к быстро меняющимся условиям окружающей среды. В критической точке остановки времени, когда энтропия близка к нулю, движение прекращается и происходит коллапс системы (эволюционная катастрофа разрушения). Однако полному уничтожению препятствует пассионарность, являющаяся своеобразным эпифеноменом апокалипсиса сознания, связанная с наличием у некоторых людей, озаренных светом иновидения, непреодолимого и непонятного окружающим, внутреннего стремления к альтернативной поисковой активности, часто иллюзорной или губительной для самого ее носителя. Такое редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения, так как приходит в противоречие с инстинктом самосохранения. Но именно этот признак лежит в основе антиэгоистической этики пророка, несущего огонь прозрения другим, даже рискуя быть непонятым и уничтоженным. Люди, обладающие этим признаком, совершают поступки, ломающие инерцию традиций и творят новое. Реализация активно-поисковой стратегии положительно коррелирует со степенью открытости его информационных взаимодействий человека с высшими иерархиями живого пространства. Если эти каналы в той или иной степени заблокированы барьером психологической защиты, фрустрацией или перегрузкой сферы персонального бессознательного - его естественное поисковое поведение подменяется одной из форм отказа от поиска: капитуляции и обученной беспомощности. Если поиск (любой, кроме творческого) безуспешен, его отрицательные результаты приобретают такую эмоциональную значимость, что перекрывают стремление к достижению цели – отказ от поиска. Но в процессе творчества, когда единственной целью является постижение или созидание, неудачи приводят не к прекращению поиска, а к расширению его зоны. К тому же состояние отказа имеет тенденцию к иррадиации, к распространению с одной сферы деятельности на другую. Это особенно характерно для специфического отказа от поиска путей решения мотивационного конфликта, который лежит в основе невроза. Известно, что невроз отрицательно сказывается на творческой продуктивности. Таким образом, отказ от поискового поведения способствует утрате резистентности организма, несмотря на сохранность и высокую активность механизмов постоянства (парадокс постоянства).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|