Работники, работающие у работодателей - физических лиц. 7 глава
Другие положения Трудового кодекса отдают приоритет коллективному договору. Так, коллективным договором устанавливаются условия перечисления заработной платы на счет в банке, место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме (ст. 136 ТК); иные (чем предусмотрено законодательством) периоды для расчета средней заработной платы (ст. 139 ТК); конкретные размеры повышенной заработной платы работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда (ст. 147 ТК) и некоторые другие условия оплаты труда. Означает ли это, что соглашение не может решать перечисленные вопросы? Ответ на этот вопрос может быть сформулирован только с учетом общих положений о социальном партнерстве. В соответствии с нормами Трудового кодекса о коллективных переговорах и заключении коллективно-договорных актов представители работников и работодатели самостоятельно определяют содержание как коллективных договоров, так и соглашений (ст. ст. 41, 46). Следовательно, они вправе сами определить, какие вопросы будут решаться на уровне отрасли (региона, муниципального образования), а какие - на уровне организации. На практике основным регулятором оплаты труда выступает коллективный договор. Соглашения, как правило, либо не затрагивают вопросов оплаты труда, либо носят "рамочный" характер, т.е. определяют отраслевой минимум оплаты труда и содержат некоторые рекомендации для формирования содержания коллективного договора. Лишь некоторые отраслевые соглашения предусматривают отраслевые тарифные сетки, основные положения стимулирования работников за добросовестный труд и высокую результативность, устанавливают механизм индексации.
3.2. Второй вопрос, имеющий существенное значение для регламентации оплаты труда, касается соотношения коллективного договора и локального нормативного акта. Трудовой кодекс в ряде случаев достаточно четко разграничивает вопросы, которые должны решаться в коллективном договоре, и сферу регулирования локальных нормативных актов. Например, форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором (ст. 136); сохранение за работником прежней заработной платы на период освоения нового производства (продукции) предусматривается коллективным договором (ст. 158). Во всех остальных случаях коллективный договор и локальный нормативный акт упомянуты как равноценные регуляторы. Например, система оплаты труда может устанавливаться и коллективным договором, и локальным нормативным актом (ст. 135 ТК). Легко заметить, что разграничение сфер регулирования оплаты труда коллективным договором и локальным нормативным актом носит случайный характер, оно проведено без использования какого-либо обоснованного критерия. И это понятно, поскольку такое разделение по большей части искусственно, ведь и коллективно-договорное, и локальное регулирование трудовых отношений основано на полномочиях работодателя. На практике предпочтение отдается коллективному договору. Это имеет свое объяснение. Во-первых, коллективный договор - это договорный акт, нормативное соглашение, которое принимается по соглашению социальных партнеров. Проведение коллективных переговоров в большей степени, чем учет мнения представительного органа работников, позволяет защитить их законные интересы. Поэтому работники при прочих равных условиях стремятся максимально расширить содержание коллективного договора и отразить в нем все важные вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Во-вторых, исторически сложилось, что основным назначением коллективного договора считается установление системы и размеров заработной платы. Это главный предмет коллективных переговоров.
В последние годы получила распространение практика включения в коллективный договор в качестве приложения положений об оплате труда, премировании по различным основаниям, выплате вознаграждения по итогам работы за год. Подобный подход к решению проблемы регулирования оплаты труда представляется наиболее демократичным и удобным для правоприменения. В этом случае система оплаты труда работников организации широко обсуждается и получает одобрение представителей работников. Все положения, касающиеся заработной платы, согласованы между собой и собраны в едином акте. В том случае, когда коллективный договор в организации не заключается, все вопросы, которые обычно решаются в этом договоре, могут найти отражение в локальном нормативном акте: положении об оплате труда, приказе руководителя организации, положении о премировании, положениях об отдельных видах выплат и т.п. Возможен и еще один подход: одни вопросы, как правило, наиболее значимые, решаются в коллективном договоре, другие находят свое отражение в локальном нормативном акте. Локальное регулирование оплаты труда, как было отмечено, либо дополняет коллективно-договорное регулирование, либо замещает его. При этом важно помнить, что локальный нормативный акт не может ухудшать положения работников по сравнению с коллективным договором (ст. 8 ТК). Единственный вопрос, который традиционно решается именно в локальном нормативном акте, - это нормирование труда, хотя ст. 159 ТК предусматривает возможность установления системы нормирования труда коллективным договором. Это обусловлено тем, что нормы труда не являются нормами права, они представляют собой экономические или технические нормативы <1>, поэтому их включение в коллективный договор не всегда бывает уместным. Кроме того, в связи с изменениями технологии или организации труда может возникнуть необходимость оперативно изменить (пересмотреть) нормы труда. Внесение изменений в коллективный договор - довольно сложная процедура, связанная с проведением коллективных переговоров или согласованием позиций работодателя и представителя работников (ст. 44 ТК), а изменить локальный нормативный акт можно с учетом мнения представительного органа работников.
-------------------------------- <1> Правовое значение норм труда заключается в установлении юридической обязанности их выполнять и в установлении юридической ответственности за их невыполнение.
4. Индивидуально-договорное регулирование заработной платы, т.е. определение условий оплаты труда в трудовом договоре, для большинства работников носит вспомогательный характер, поскольку система и размеры оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре или локальном нормативном акте. В трудовом договоре можно установить размер должностного оклада в пределах "вилки", предусмотреть выплату персональной надбавки к заработной плате за высокую квалификацию работника, выдающиеся достижения в труде и т.п. Однако в некоторых случаях трудовой договор становится основным регулятором условий оплаты труда. Это происходит, когда: 1) в организации (например, в субъекте малого предпринимательства) не заключен коллективный договор и не утверждены локальные нормативные акты, устанавливающие систему и размер заработной платы; 2) трудовой договор заключается с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером (за исключением случаев, когда указанные категории работников работают в организациях, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов); 3) трудовой договор заключается с работодателем - физическим лицом; 4) трудовой договор заключается с религиозной организацией. Несмотря на то что в большинстве случаев работники при заключении трудового договора не договариваются о системе и размере оплаты труда, в соответствии со ст. 57 ТК условия оплаты их труда должны найти отражение в договоре. Это одно из обязательных условий для включения в трудовой договор <1>.
-------------------------------- <1> См. § 2 главы VI учебника.
§ 3. Государственные гарантии по оплате труда
Трудовой кодекс впервые сделал акцент на гарантиях по оплате труда, которые закрепляются и обеспечиваются государством. 1. Прежде всего это установление федеральным законом минимального размера оплаты труда. Минимум заработной платы выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводства рабочей силы, и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. С 1 января 2009 г. минимальная заработная плата установлена в размере 4330 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в ред. Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ). Статья 133 ТК устанавливает принцип определения минимальной заработной платы. Она не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако этот принцип еще не действует, ч. 1 ст. 133 ТК будет введена в действие специальным федеральным законом (ст. 421 ТК). Сближение минимума заработной платы с прожиточным минимумом - серьезная социально-экономическая задача. Недаром Конвенция МОТ N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970) обращает внимание на необходимость учета условий экономического развития. Минимальная заработная плата связана с уровнем занятости населения и конкурентоспособностью предприятий. Повышение минимальной заработной платы без увеличения спроса на рынке труда может привести к росту безработицы. Осуществление реформ в России сопровождается сравнительно низким уровнем безработицы именно за счет существенного снижения темпов роста заработной платы. Повышение размеров заработной платы без одновременного роста производительности труда подрывает конкурентоспособность предприятия и провоцирует инфляцию. Указанные обстоятельства наглядно показывают сложность рассматриваемой проблемы. Это и обусловило решение о поэтапном приближении минимума заработной платы к прожиточному минимуму. В субъекте РФ может быть установлен иной (повышенный) размер минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК). 2. В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация означает корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень такого снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.
В соответствии со ст. 134 ТК порядок индексации (порог индексации, периодичность, размер повышения оплаты труда и т.п.) зависит от того, в какой организации работает работник. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования, индексация производится в порядке, установленном законодательством или подзаконными нормативными актами. По сложившейся практике заработная плата работников бюджетной сферы индексируется путем повышения размеров тарифных ставок (должностных окладов) соответствующих категорий работников. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Таким образом, выполнение государственной гарантии обеспечивается коллективно-договорными или локальными актами. На законодательном же уровне ничего кроме декларации существования указанной гарантии не предусматривается. 3. Следующей гарантией по оплате труда работников, отнесенной к государственным, является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Заработная плата может выплачиваться в двух формах: денежной и натуральной. Основной является денежная форма, поскольку деньги играют роль всеобщего эквивалента. Натуральная форма заработной платы используется обычно как дополнительная. Однако в условиях экономического спада при отсутствии наличных денежных средств многие организации начали рассчитываться с работниками производимой продукцией. Это существенно ограничивало право работников на справедливую заработную плату, возможности удовлетворить насущные потребности. Для решения этой проблемы в Трудовой кодекс включена специальная норма, предусматривающая формы оплаты труда (ст. 131). В соответствии с установленными правилами выплата заработной платы производится, как правило, в рублях. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена частичная (не более 20%) оплата труда в натуральной форме. Порядок выплаты заработной платы товарами либо продукцией, производимой в организации, определяется указанными договорами. Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, а также объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, не допускается <1>. К таким объектам согласно законодательству относятся: оружие и боеприпасы <2>, наркотические средства и психотропные вещества <3>; драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них, рентгеновское оборудование и т.д. <4>. -------------------------------- <1> Об оборотоспособности объектов гражданских прав см. ст. 129 ГК. <2> См.: Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681. <3> См.: Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219. <4> См.: Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 492.
При установлении выплаты заработной платы в натуральной форме необходимо учитывать и положения Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949). Она предусматривает, что частичная выплата заработной платы натурой может быть разрешена в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной. При этом необходимо обеспечить, чтобы выдаваемые товары могли быть использованы для личного потребления трудящегося и его семьи, а стоимость товара не была занижена. На необходимость соблюдения Конвенции N 95 обратил внимание и Верховный Суд РФ. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 (п. 54) отмечается, что по смыслу ст. 131 ТК и ст. 4 Конвенции МОТ N 95 "О защите заработной платы" выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств: 1) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты; 2) заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% общей суммы заработной платы; 3) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики); 4) подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в виде спиртных напитков; наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ; оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот; 5) при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость, во всяком случае, не должна превышать уровня рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат. 4. К государственным гарантиям Трудовой кодекс относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы (сроки и очередность выплаты заработной платы). Статья 136 ТК в соответствии со сложившейся традицией и требованиями Конвенции МОТ N 95 устанавливает место и сроки выплаты заработной платы. Заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо (в случаях, предусмотренных коллективным договором или трудовым договором) перечисляется на счет в банке. Сроки выплаты заработной платы - не реже чем каждые полмесяца. Конкретные дни выплаты устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Задержка выплаты заработной платы признается серьезным нарушением трудовых прав работника и влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц. 4.1. Во-первых, работодатель за каждый день задержки выплаты заработной платы выплачивает компенсацию (ст. 236 ТК) <1>. -------------------------------- <1> См. § 2 главы XIII учебника.
Во-вторых, руководители и иные должностные лица организаций, виновные в задержке выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной (ст. ст. 195, 362, 419 ТК), административной (ст. 5.27 КоАП) и уголовной (ст. 145.1 УК) ответственности. В-третьих, работник может прибегнуть к самозащите своего права на получение заработной платы своевременно и в полном объеме (ст. 142 ТК), т.е. приостановить выполнение трудовых обязанностей до выполнения работодателем своих обязательств. Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесценением вследствие инфляционных процессов (п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2). 4.2. Право на приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы впервые введено Трудовым кодексом и не всеми специалистами толкуется однозначно. Так, некоторые из них полагают, что это самостоятельное правовое явление <1>, другие совершенно обоснованно рассматривают приостановку работы в порядке ст. 142 ТК как частный случай самозащиты трудовых прав <2>. -------------------------------- <1> См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 435. <2> См.: Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. С. 439.
Что позволяет отнести приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы к самозащите? Во-первых, причина таких действий - грубое нарушение одного из основных трудовых прав работника (ст. 21 ТК). Во-вторых, направленность (или цель) отказа от выполнения трудовых обязанностей - восстановление нарушенного трудового права. В-третьих, легитимность прекращения работы (подобные действия допускаются законодательством). Указанные особенности обусловливают необходимость широкого толкования нормы ст. 379 ТК, определяющей формы самозащиты трудовых прав. В случае задержки выплаты заработной платы на 15 дней и более работник может приостановить выполнение трудовых обязанностей, письменно предупредив работодателя. Приостановка может продолжаться до выплаты причитающихся работнику денежных сумм. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Пленум Верховного Суда РФ подчеркивает, что исходя из нормы ст. 142 ТК приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой (п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2). Статья 142 ТК закрепляет право работника, приостановившего работу, отсутствовать на своем рабочем месте в течение периода времени, на который им приостановлена работа. Однако он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления о готовности работодателя произвести выплату задержанной заработной платы (ч. 4 ст. 142). Для некоторых категорий работников такая форма самозащиты запрещена. К ним относятся: работники организаций, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, работники, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, и др. (ч. 2 ст. 142 ТК). 5. Выше были вкратце охарактеризованы гарантии права работника на получение справедливой заработной платы. Эти гарантии предусмотрены Трудовым кодексом, их реализация не выходит за пределы собственно трудовых отношений. Наряду с ними ст. 130 ТК называет ряд гарантий, которые имеют межотраслевое значение и обеспечиваются не только и не столько нормами трудового права, сколько нормами других отраслей законодательства. К ним в первую очередь относится ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя. 5.1. Трудовое законодательство предусматривает перечень оснований удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю. Кроме этого в некоторых случаях допускается и удержание излишне выплаченной заработной платы (ст. 137 ТК). Установлены и определенные ограничения размера удержания из заработной платы (ст. 138). Эти ограничения касаются удержания не только по распоряжению работодателя, но и по исполнительным документам. В связи с этим уместно вспомнить нормы Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1>, который устанавливает правила обращения взыскания на заработную плату должника, исчисления размера удержаний из заработной платы (ст. ст. 98, 99), а также определяет виды выплат, на которые не может быть обращено взыскание (компенсационные выплаты, например, доплаты за работу с вредными условиями труда, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию - ст. 101). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
На примере ограничения удержаний из заработной платы наглядно проявляется комплексный характер государственных гарантий по оплате труда работников, связь трудоправовых норм с нормами других отраслей права. 5.2. Еще одной гарантией по оплате труда, которая также обеспечивается в основном нормами иной отрасли законодательства, выступает ограничение размеров налогообложения заработной платы. В соответствии со ст. 224 НК налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13%. Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка (ст. 218 НК); социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения (ст. 219 НК); имущественные, например на приобретение квартиры (ст. 220 НК). 5.3. Следующая гарантия, имеющая комплексный характер, - это обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 25 ГК). Специальные гарантии предусмотрены в случае признания работодателя банкротом. Статья 2 Закона о банкротстве признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда). Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 Закона о банкротстве). В случае недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение комиссии по трудовым спорам, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда (п. 2 ст. 855 ГК). 5.4. Еще одна гарантия комплексного характера, не предусмотренная непосредственно Трудовым кодексом, но действующая на территории РФ в силу ее международных обязательств (ст. 10 ТК), - это запрещение цессии в отношении заработной платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949), которая была ратифицирована СССР 31.01.1961 и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна. 6. Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы также государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Эти гарантии носят общий характер и имеют значение в случае применения не только правовых норм об оплате труда, но и норм других институтов трудового права. Поэтому они рассматриваются в соответствующих разделах учебника <1>. -------------------------------- <1> См. § 1 главы XVI учебника.
7. Помимо основных государственных гарантий по оплате труда работников Трудовой кодекс устанавливает и особые гарантии, которые нашли закрепление в нормах гл. 21. Это оплата труда в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных. К особым условиям, которые предопределяют повышенную оплату труда работников, ст. 146 ТК относит такие факторы, как вредность, опасность, тяжесть работы; неблагоприятные климатические и иные особые условия выполнения работы. 7.1. Установление повышенной оплаты за работу в особых условиях призвано компенсировать неблагоприятное воздействие производственных либо климатических факторов на состояние здоровья работника. Повышенная оплата (как правило, это тарифная ставка, установленная для нормальных условий труда, плюс доплата либо повышенная тарифная ставка) должна устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест. Минимальные размеры повышения оплаты труда должны быть установлены в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 147 ТК). Однако пока соответствующий нормативный акт не принят, в связи с чем сохраняют свое действие перечни работ с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС. В соответствии с перечнями доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в зависимости от степени вредности (тяжести) может составлять 4, 8, 12, 16, 20, 24% тарифной ставки (оклада). Конкретный размер доплат определяется в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Для отдельных категорий работников установлены специальные правила повышения оплаты труда в связи с его тяжестью, вредностью или опасностью. Например, для работников, занятых на работах с химическим оружием, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются в соответствии с установленными для каждой группы работ коэффициентами (ст. 4 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием; Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием").
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|