Основные признаки товара и общественного блага
Общественные блага (public goods) – это блага, к которым не применим принцип исключения и которые, как правило, неделимы. Им могут бесплатно пользоваться все члены общества. Государство финансирует их производство, поскольку они приносят существенные выгоды обществу(табл. 4-1). Квазиобщественные блага (quasy public goods) – это блага, на которые может распространяться принцип исключения, но которые приносят такие большие выгоды всему обществу, что их производство стимулирует государство для предотвращения возникновения дефицита. Приоритетная роль человеческих ресурсов в постиндустриальной экономике обусловила в высокоразвитых странах появление таких квазиобщественных благ, как образовательные и медицинские услуги и др.
Вековой опыт государственного регулирования позволил накопить обширный набор форм и методов воздействия на рыночное хозяйство.
Следует выделить следующие основные формы государственного регулирования современной экономики. 1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Государство обеспечивает правовую базу, ²правила игры² экономических субъектов хозяйственной жизни. Экономическое законодательство содержит следующие основные элементы: Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм собственности, в принципе, должны пользоваться равной защитой. Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум - предотвращение формирования опасных для общества монополий, задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности. Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты экономической и социальной политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство должно быть обязательно стабильным. Законодательство о труде и социальной защите. Данное законодательство призвано регулировать взаимоотношения между наемными работниками, предпринимателями и государством. Социальные гарантии должны, с одной стороны, защищать работников от произвола предпринимателей, но, с другой стороны, не лишать их стимулов к экономической активности. Законодательство об охране природы. Его главные задачи - определить предельно допустимые нормы вторжения человека в экологическую среду, а также меры ответственности за их нарушение. Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц, приобретающих товары и услуги для личных бытовых нужд, а также механизм реализации этих прав. 2. Государственное предпринимательство. Его назначение - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.
В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей (инфраструктура, особенно транспорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага. Кроме того, государство часто прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - отрасли, в которых конкуренция нецелесообразна в силу того, что минимизации средних издержек можно добиться при работе на рынке только одной фирмы (газоснабжение, передача электроэнергии и т.д.). Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет большую, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности. 3. Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее ²слабых ² групп населения. Следует отметить, что в высокоразвитых странах бедные составляют не более 20-30 % семей, а в России - большинство. В связи с этим социальная политика легко становится разменной монетой в политических баталиях: политические лидеры в борьбе за голоса избирателей часто выступают с инициативами, выполнение которых мало реально. 4.. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика – представляет собой манипулирование налогами и расходами госбюджета с целью поддержания экономической и социальной стабильности, стимулирования экономического роста. Результатом этой деятельности должно стать эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам. 5. Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании денежной массы в обращении с целью стимулирования экономического роста, поддержания экономической и социальной стабильности. Бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие ² фискально-монетарная политика ² (или "бюджетно-монетарная смесь").
При осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности - сознательного регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами. Поэтому все формы государственного регулирования осуществляются, как правило, путем планирования - деятельности по составлению планов и их исполнению. Различают следующие виды планов: - планы развития экономики в целом (годовые, пятилетние и т.д.); - программно-целевые планы, рассчитанные на осуществление каких-либо преобразований в отдельных сферах экономики (Программа приватизации, Программа конверсии) или в отдельных регионах. Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами: 1) директивное планирование - планы-приказы для обязательного выполнения, которые предназначены прежде всего для государственных предприятий (например, госбюджет - финансовый план страны); 2) индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых не обязательно, но стимулируется и поощряется государством (например, программа ИСОП). В развитых странах планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в основном индикативными методами. Большое значение для государственного планирования в рыночном хозяйстве имеет разработанный американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым метод контроля за межотраслевыми потоками товаров и услуг, за разработку которого его автор был удостоен Нобелевской премии по экономике. По мере углубления мирохозяйственных отношений планирование экономического развития отдельных стран дополняется межгосударственным планированием. В России низкая эффективность административного тотального планирования в советский период сформировала сильную антипатию по отношению к плановой деятельности как таковой. В результате упадка плановой деятельности (особенно, долгосрочной) развитие экономики страны приобрело в 1990-е годы хаотичный, трудно предсказуемый характер. Основные формы государственного регулирования отличаются не только сферой, но и методами (способами) регулирования. Так, налоги и государственные расходы являются основными методами бюджетно-финансовой политики (см. тему 13). В социальной политике используются такие методы государственного регулирования доходов, как минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы (см. тему 8).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|