Тема 3: Жизненный цикл и возрастные кризисы человека.
1. Индивидуальное развитие: жизненный путь человека. 2. Понятие критических и возрастных кризисов. 3. Периодизация жизненного цикла человека.
Основные понятия: возрастные стадии развития, время жизни, жизненный цикл, жизненный путь, эпигенетический ландшафт, новообразование, нормативные кризисы развития Традиционное понимание кризиса может создать впечатление, что психологические кризисы становятся следствием внешних событий, иногда неожиданных, непредсказуемых, а потому случайных. Но это относится лишь к части возможных критических ситуаций. В общем жизненном цикле различаются отдельные возрастные стадии, их смена может происходить достаточно бурно, сопровождаются трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называют кризисными точками или возрастными кризисами человека. Периодизация индивидуального развития человека основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства. То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов). Для описания индивидуального развития в его целом принято использовать три основных термина – время жизни, жизненный цикл и жизненный путь. Время жизни, или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью индивида. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: так, от нее зависит длительность сосуществования поколений и продолжительность социализации детей.
Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни подчинен определенной закономерности, а его этапы представляют собой постоянный круговорот. Наиболее емкий и употребительный термин для описания индивидуального развития – жизненный путь. Он характеризует процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и одновременно пластичной структуры личности.
Современная наука уделяет много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии. В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью к определенным внешним или внутренним факторам, воздействия которых именно в данной точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. В социологии этому соответствует понятие социальный переход индивида или группы людей из одного социального состояния в другое. Психология развития выработала особое понятие возрастных кризисов. Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности и т. д. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то эти кризисы называются «нормативными» (предложено Э. Эриксоном). Ж. Пиаже в качестве метафоры для процесса развития заимствовал биологическое понятие эпигенетического ландшафта. Л. С. Выготский в своей периодизации развития предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, и т. д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатаный кризис, кризис 17-ти лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. Новообразования Л.С. Выготский определял как качественно новый тип личности взаимодействия человека с окружающей действительностью, отсутствующий на предыдущих этапах развития. К скачку в развитии и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и толкающие развитие вперед. Это противоречия между уровнем развития ребенка и социальной ситуацией развития, складывающейся к началу каждого нового этапа.
В настоящее время жизненный цикл человека традиционно разделяется на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный), детство, отрочество, зрелость, старение (по Ж. Годфруа, 1992г.). 1. Пренатальный период длится 266 дней. Он состоит из стадии зародыша (от 0 до14 дней), стадии эмбриона (от 14 дней до 5 недель), стадии плода (от 5 недель до момента родов). На стадии пренатального развития так же выделяют сенситивные и критические периоды, когда плод особенно восприимчив к влиянию тератогенов (вредоносных веществ, вызывающих отклонения в развитии и уродства). 2. Детство и отрочество. Этот период начинается с кризиса рождения ребенка. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом, как для матери, так и для ребенка. Родовой стресс ведет к тому, что ребенок рождается бодрствующим и готовым самостоятельно дышать. Уровень гормонов в крови так же способствует установлению привязанности между матерью и ребенком. Одна из известных периодизаций возраста детства и отрочества принадлежит Л.С. Выготскому. Он выделял следующие кризисы детства - кризис рождения и новорожденности; - кризис первого года жизни; - кризис трех лет; - кризис 7 лет; - пубертатный кризис; - кризис 17 лет; 3. Период зрелости. В зрелом возрасте становятся особенно заметными индивидуальные вариации развития, затрудняющие типологические обобщения, усиливается расхождение между паспортным, биологическим и психологическим возрастом. Психологи часто избегают точных возрастных обозначений кризисов взрослой жизни, предпочитая им содержательные описания. И тем не менее, примерно можно выделить несколько периодов зрелого возраста:
- Ранняя взрослость или этап вхождения. Происходит профессиональная адаптация, освоение профессиональных ролей, как правило, складывается семья, налаживаются межличностные взаимоотношения между людьми. Период характеризуется сильным эмоциональным напряжением. - Средняя взрослость или возраст коррекции. · в 30 – 33 года происходит нормативный биографический кризис, обусловленный рассогласованием между жизненными планами юноши и реальной возможностью их осуществления. · стабильный период 33 – 40 лет характеризуется тем, что человек ставит перед собой реальные цели и добивается их осуществления. · период 40 – 45 лет – кризис середины жизни. Субъективно переживается как потеря смысла жизни, ощущение бессмысленности своей деятельности, привычных занятий, целей и т. д. · период 45 – 50 лет рассматривается как относительно стабильный. Человек достигает реальной зрелости, уравновешивает свои потребности и возможности их осуществления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|