Тема 4. «Экзистенциальные кризисные ситуации»
1. Нормативные кризисы зрелого возраста. 2. Сущность и причины экзистенциальных кризисных ситуаций. 3. Преодоление личностных конфликтов и кризисных ситуаций.
Основные понятия: экзистенциальные критические ситуации, кризис середины жизни, экзистенциальная психология, первичные экзистенциальные проблемы, смысл жизни, экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз, стратегии совладания.. Как правило, в литературе по психологии более подробно рассматриваются детские возрастные кризисы по сравнению с периодами жизненного цикла взрослых. Сложность исследования нормативных кризисов зрелого возраста связана с тем, что в этом возрасте становятся особенно заметными индивидуальные вариации, усиливается расхождение между биологическим, психологическим, паспортным возрастом. Это затрудняет типологические обобщения, и психологи избегают точных возрастных обозначений кризисов взрослой жизни. Наиболее крупные систематические комплексные исследования периода зрелости были организованы и проведены под руководством академика Б.Г. Ананьева в СПБГУ. Они во многом изменили традиционные взгляды на возраст зрелости. Кризисы зрелого возраста, как правило, связаны с биографическими событиями жизни, поэтому они являются содержательными, смысловыми. · Период ранней зрелости считается довольно напряженным периодом жизни человека в связи с процессами социальной и трудовой адаптации. Около 10% молодых людей демонстрируют невротические симптомы. · Нормативный кризис 30 – 33 лет («возраст Христа») обусловлен рассогласованием между жизненными планами личности и реальными возможностями их осуществления. Человек отсеивает незначимое, пересматривает свою систему ценностей, жизненные планы. Нежелание идти на изменения ведет к росту противоречий внутри личности.
· В 40 – 45 лет многие люди испытывают кризис середины жизни, он вызван противоречием между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни, начинает ощущать психологический дискомфорт. Этот дискомфорт не имеет в сознании человека ясного причинного объяснения. Избавиться от него, приобрести ощущение осмысленности жизни индивид стремится через изменение своего жизненного пространства, жизненных обстоятельств (смена работы, интимные связи, разрушение семьи и т.д.). Таким образом, содержание нормативных кризисов зрелого возраста совпадает с экзистенциальными критическими ситуациями.
Экзистенционализм – это философия существования, обращающаяся к фундаментальным проблемам жизни человека – рождению, смерти, свободе, любви и другим. Сформированное на основе экзистенционализма направление психологии получило название экзистенциальной психологии и психотерапии. Экзистенциальные подходы делают главным предметом своего рассмотрения проблемы внутренней жизни личности. Свою знаменитую книгу «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом посвящает рассмотрению четырех первичных экзистенциальных проблем: 1. Проблема смерти. Наиболее очевидная проблема, которая соотносится с ключевым конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить. 2. Проблема свободы. В экзистенциальном смысле свобода – это отсутствие внешней структуры. Экзистенциалисты считают, что индивид является ответственным за свой собственный мир, способ жизни, выбор действий. Свободный в этом смысле человек не имеет никакой основы и оказывается в ситуации противоречия между желанием основы и структуры жизни и отсутствием этой структуры.
3. Проблема экзистенциальной изоляции означает не межличностное одиночество, но смысловую изоляцию от других существ этого мира. Экзистенциальный конфликт вызывается напряженностью между осознанием своей изолированности и желанием контакта, желанием быть частью большого мира. 4. Проблема смысла является первичной проблемой человеческого существования. Если мы должны умереть, если мы сами создаем свой мир, если каждый из нас одинок, то в чем тогда смысл нашей жизни? Экзистенциальный динамический конфликт проистекает из противоречий ищущего смысл существа, находящегося в не имеющем смысла мире О смысле жизни говорит и В. Франкл, в его теоретическом учении три основные части: - учение о стремлении к смыслу; - учение о смысле жизни; - учение о свободе воли. Стремление к смыслу и реализация человеком смысла своей жизни В.Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое называют экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной специфических «ноогенных неврозов», широко распространившихся в последнее время («невроз безработицы» - вариант ноогенного невроза, ранее описанный). Смысл не субъективен – человек не придумывает его, а находит в окружающем мире, в объективной деятельности. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть – интуитивная способность отыскать единственный смысл каждой ситуации. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах: смысл жизни всегда может быть найден. · Экзистенциальные кризисные ситуации возникают как развитие конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы начинают затрагивать самые основы существования и обращают его к проблеме смерти, свободы, ответственности, одиночества, поиска и обретения смысла своего существования (например, неудовлетворенность работой порождает проблему смысла жизни). · Кризисные ситуации связываются с нарушениями в самореализации личности, ее полноценном функционировании, самоактуализации (например, кризис середины жизни).
· Еще один путь – внешние события, которые неожиданно ставят индивида лицом к лицу с фундаментальными вопросами его существования. (Андрей Волконский после ранения) · Экзистенциальные переживания затрагивают проблемы аутентичности существования человека – потребности поступать в соответствии со своими эмоциями, чувствами, стремлениями. Ощущение нереализованности возникает тогда, когда приходится отказываться от своих возможностей, ограничивать их, позволять другим управлять собой, смиряться перед неблагоприятными обстоятельствами.
В целом, в психологии является общепризнанным представление о позитивном значении конструктивного разрешения возникших внутриличностных конфликтов, кризисов, противоречий, и о негативном, разрушительном значении их непреодоления. Принципиальное значение между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания с психологическими трудностями связано с их направленностью и целями. При переживании критических и кризисных ситуаций возможны три принципиальные стратегии: 1. Непризнание наличия проблемы, неприятие реальности, уход от нее, искажение. 2. Человек, признавая свои проблемы и необходимость их решения, не может их решить, не находит в себе мужества, готовности разрешить ситуацию. Это деструктивные стратегии, связанные с неспособностью человека «работать» с проблемой. Подсознательно человек начинает накапливать негативный опыт нерешения своих проблем, это ведет к появлению невротических состояний и, как следствие, к неврозу личности, замедлению, прекращению личностного роста, регрессу личности. 3. Третья, единственно конструктивная стратегия состоит в том, чтобы изменить что-то в себе и действительно получить возможность разрешения проблемы, достичь аутентичности, ощутить подлинность жизни, найти свой неповторимый смысл жизни. Таким образом, можно сказать, что полноценно функционирующий, адаптивный индивид – это человек, которого отличает свобода (спонтанность самовыражения, реализация потенциала), вера в себя и в других людей и честность (искренность, аутентичность, осознанность).
Кто был основоположником систематического научного изучения зрелости в отечественной психологии? Какие кризисы зрелого возраста выделяет современная психология развития? Как в общем можно охарактеризовать кризисы возраста зрелости? Каковы философские основы экзистенциальной психологии и психотерапии? Охарактеризуйте первичные экзистенциальные проблемы человека по И.Ялому. Как понимал проблему поиска смысла в жизни человека В.Франкл? Каковы конструктивные и неконструктивные стратегии разрешения возникших внутриличностных конфликтов и кризисов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|