Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Помощь людям, пережившим утрату близкого человека.




 

1. Понятие утраты и потери в жизни человека, стадии переживания утраты.

2. Признаки хронизации переживания утраты.

3. Особенности консультации и терапии тяжелой утраты.

 

Основные понятия: утрата, потеря, психическая травма, «работа скорби», патологическая скорбь.

На протяжении жизни каждый человек сталкивается с более или менее значительными утратами и потерями. Слово «утрата» кажется более уместным, когда речь идет о людях или других живых существах, а словом «потеря» можно назвать исчезновение неживых субстанций — имущества и прочего.

В тех случаях, когда жизненные невзгоды вызывают существенные изменения в душевном состоянии человека, нарушая его настроение, самочувствие, восприятие мира и отношения с другими людьми, мы говорим, что человек получил психическую травму.

Когда умирает близкий человек (ребенок, мать или отец, супруг, брат или сестра, друг, возлюбленный), человек испытывает сильнейший эмоциональный шок. На стадии шока человек еще не осознал полностью факт утраты и ее возможные последствия и инстинктивно пытается защититься, отгородившись от нее.

Фазу шока сменяет фаза гнева. Гнев может быть адресован умершему, медицинским работникам и родственникам, или совершенно посторонним людям. В этой фазе факт смерти уже осознается пережившим утрату человеком, но примириться с этим фактом еще нет сил..

Постепенно до сознания человека доходит непреложность смерти, ее необратимость и тщетность попыток обвинения. И гнев уступает место скорби. Именно в фазе скорби человек учится жить без ушедшего, происходит активная перестройка отношений с людьми, переосмысливаются прожитые годы, принимаются новые решения относительно собственной жизни. З. Фрейд назвал процесс адаптации к несчастью «работой скорби». С окончанием «работы скорби» происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается.

В конце изживания психотравмы утраты присутствует фаза усталости. Усталость носит как душевный, так и физический характер.

Процесс горя имеет большие индивидуальные различия. Многие авторы считают, что стадии возникают строго последовательно, но возможно и непоследовательное прохождение этих стадий.

 

Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. О хронизации переживания утраты люди говорят тогда, когда прошло больше года со дня смерти близкого, а человек находится в фазе шока, гнева, скорби или усталости с соответствующей душевной и физической симптоматикой (некоторые люди не могут изжить утрату в течение 3-х, 5-ти и даже 15-ти лет).

Если признаки хронизации переживания утраты наблюдаются на сроках до года с момента утраты, то желательна помощь психотерапевта, а спустя год и более — необходима. Кроме того, помощь необходима при явных саморазрушительных действиях независимо от срока их существования. Изживание психотравмы утраты может затянуться и тогда, когда пациент по тем или иным причинам не имел возможности присутствовать на похоронах и проститься с умершим.

 

Цели консультации и терапии тяжелой утраты сложны, начиная с утешения и поддержки, и заканчивая постановкой человека лицом к лицу со сложными и болезненными проблемами, если он хочет их разрешить.

1. Люди, переживающие горе, становятся уязвимы в результате утраты, и их нужно оберегать от дальнейших потерь, стараясь облегчить боль. Создать верный климат нелегко: он должен предлагать, утешение, побуждать к глубокому самоанализу и в то же время позволять выражать тяжелые, взрывные эмоции.

2. В период утраты страдание облегчается присутствием родственников, друзей, причем существенна не их действенная помощь, а легкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Находиться со скорбящим человеком и сопереживать ему — главное, что можно сделать.

3. Необходимо позволить горюющему выразить целый ряд чувств, мыслей и действий, повторение и проговаривание – естественный способ справиться с горем;

4. Если горе подавлено каким-то образом, может быть полезным изучить причины, почему человек избегает горя.

5. Очень важная задача социального работника — помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать на его скорбь.

Во многих религиях определяется, сколько времени положено человеку переживать утрату и прощаться с умершим. В православии принято устраивать поминки после похорон, чтобы подчеркнуть значительность события; при этом люди, собравшись за одним столом, вспоминают о достоинствах и добрых делах умершего, осмысливая утрату, обильно едят и пьют спиртные напитки, оказывают эмоциональную поддержку семье умершего. Поминки, проводимые на девятый и сороковой дни после кончины, а также на ее годовщину, являются своего рода этапами прощания с умершим и имеют большое психотерапевтическое значение.

 

Каковы психологические последствия переживания утраты близкого человека?

Какие стадии переживаний проходит человек после смерти близкого?

В чем заключается значение «работы скорби» в процессе адаптации личности к несчастью?

Каковы главные признаки хронизации переживания утраты?

Охарактеризуйте основные направления консультации и терапии тяжелой утраты?

В чем сущность трехступенчатой модели помощи человеку при переживании горя?


Литература:

1. Амбрумова А.Г. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Издательство Московского университета, 1984.

3. Психология./ Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2000.

4. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – М.: Питер, 2002.

5. Крайг. Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2 / Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.

7. Диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников военных действий. Методическое пособие. – Минск, 1991

8. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001

9. Ефремов В. С. Основы суицидологии. – СПб.: Издательство Диалект, 2004.

10. Исаев Д. С., Шерстнев К.В. Психология суицидального поведения.Методические рекомендации. – Самара, 2000.

11. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. – М., 2000.

12. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1983.

13. Зеер Э.Ф. Психология профессий – М.: Академвидав, 2006.

14. Карвасарский Б.Д. Основы психотерапии. – М.,1980.

15. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический Проект, 2004.

16. Климов Е.А. Основы профессионального самоопределения. – Р/Д, 1989.

17. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997.

19. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М.: Смысл, 2005.

20. Некрасова Е. А. Краткий справочник по психотерапии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

21. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр Академия, 2003.

22. Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб, 2001.

23. Психологія суїциду / за ред Москальця В.П. – Київ: Акадкмвидав, 2004.

24. Психология / учебник для гуманитарных ВУЗов. / под ред. Н.В. Дружинина. – СПб: Питер, 2001.

25. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004.

26. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб, 2001.

27. Роджерс К. Клиентоцентрированная психотерапия. – СПб, 1997.

28. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

29. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004.

30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.,1992.

31. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1979.

32. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Д. Ф., Морозов С.М. – Киев: Наук. Думка, 1989.

33. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.:Когито-Центр, 2005.

34. Толочек В. А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2005.

35. Тарабарина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб,: Питер, 2001.

36. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева – М.: Прогресс, 1990.

37. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. – СПб, 2002.

38. Черепанова Е. Н. Психологический стресс: помоги себе и ребенку – М. Изд. центр «Академия»,1997

39. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - СПб., 2002.

40. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. / Под ред. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж. – М.: "Когито-Центр", 2005

41. Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. – М.: Академия, 1999.

42. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы – М.: «Класс», 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...