Разработка нормативов для нормирования труда включает следующие этапы:
1) подготовительная работа На 1 этапе проводится следующая работа: • выпускается приказ о проведении комплекса работ по нормированию; • определяется перечень работ и операций, на которые разрабатываются нормативные материалы, сфера их применения и объем работы по их разработке; • намечаются участки производства, на которых будет проводиться исследование; • определяется состояние технологического оборудования, организационно-технические условия (порядок обслуживания рабочего места, степень разделения труда и т.д.); • проводится предварительный выбор факторов, влияющих на величину затрат труда и характеризующих объем работы по выполнению элементов операций, на которые устанавливаются нормативы; • составляется предварительный макет таблиц нормативов.
2) сбор первичных материалов, проведение наблюдений и исследований на рабочих местах. На 2 этапе изучаются и анализируются содержание технологического и трудового процесса, организации труда, передовые приемы и методы труда, обслуживание рабочих мест, составы бригад, подбираются паспорта оборудования, характеристики инструмента и приспособлений и другие технические данные. Выявляются и устраняются недостатки в организации труда нормируемых работ, устанавливается рациональная последовательность их выполнения. Затем проводятся хронометражные и другие виды наблюдений. Наблюдения должны проводиться по тем факторам, которые включены в макеты таблиц.
3) анализ, обработка исходных данных; на 3 этапе путем анализа и обработки исходных данных: устанавливается наиболее рациональное содержание работы и составляющих ее элементов, окончательно определяются основные факторы, влияющие на продолжительность работы.
4) проверка проекта сборника нормативных материалов на рабочих местах На 4 этапе предприятия высказывают свои замечания и предложения по проекту нормативов.
5) корректировка нормативов с учетом результатов проверки. На 5 этапе в нормативные сборники вносятся изменения в соответствии с замечаниями. Нормативы согласуются с профсоюзом и утверждаются.
Виды норм труда
Основными видами норм труда по своему функциональному назначению являются: (1) нормы времени, (2) выработки, (3) обслуживания, (4) численности, (5) управляемости, (6) нормированные задания.
1. Норма времени (Нвр) - это рабочее время, установленное для выполнения единицы работы определенной группой работников (бригадой, звеном) с учетом ее квалификационной структуры и при данных технических условиях. Нормы времени измеряются в человеко-минутах, человеко-часах.
(1) подготовительно-заключительное время (ПЗ) - время на подготовку к выполнению рабочего задания и на окончание последнего. (ознакомление с чертежом, инструктаж мастера, сдачу работы контролеру или мастеру).
(2) оперативное время (ОП) - затрачивается непосредственно на выполнение технологической операции. бывает (технологическое), затрачиваемое непосредственно на технологическую цель данной работы, и вспомогательное, затрачиваемое на действия, связанные с обеспечением основной работы.
Время обслуживания рабочего места - это время, затрачиваемое на обслуживание рабочего места на протяжении данной работы, которое подразделяется на два вида: техническое и организационное. Первое связано с выполнением конкретного рабочего задания, а второе означает уход за оборудованием в течение рабочей смены, независимо от особенностей задания.
2. Норма выработки (Нвыр) - это регламентированный объем работы или количество единиц продукции, устанавливаемых для выполнения или изготовления в единицу времени одним работником или определенной группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. где Нвыр - норма выработки; Тсм- фонд времени; Нвр - норма времени.
3. Норма обслуживания (Hобс) - количество производственных объектов (единиц оборудования), которое работник или группа работников обязаны обслужить за установленное время в определенных организационно-технических условиях. Нормы обслуживания - это нормы трудовой деятельности, работы по обеспечению рабочего состояния производственных объектов. Но - норма обслуживания; Нвр.о- норма времени обслуживания; n - количество единиц работы, выполняемых в течение определенного промежутка времени (смены, месяца); Кдоп - коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени, время на отдых и личные надобности.
4. Норма численности (Нч) - количество работников определенного профессионального состава, необходимое для выполнения конкретных, производственных, управленческих функций или объема работ. где Нч - норма численности; Q - общее количество единиц обслуживания или объем выполняемых
5. Нормированное задание - установленные состав и объем работ, которые должны быть выполнены одним или группой работников за определенный период времени (смену, месяц). Нормированное задание, как и норма выработки, определяет необходимый результат деятельности работников. Его отличие в том, что нормированное задание может устанавливаться не только в натуральных единицах,
Нормы сложности труда (выполняемых работ) определяют необходимую квалификацию исполнителей. Нормы оплаты труда определяются исходя из норм сложности (разряда) работы в единицу времени, т.е. тарифной ставкой.
30. ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТАНОЧНЫХ РАБОТ
Многостаночное обслуживание — эта такая форма организации труда, когда один рабочий (или бригада) определенной профессии и специальности обслуживает одновременно несколько станков, работающих в автоматическом или полуавтоматическом режиме, выполняя на каждом станке ручные (требующие присутствия рабочего) приемы операций, а также все или часть функций обслуживания рабочего места в период машинно-автоматической работы всех осталь-ных станков.
Основным условием осуществления многостаночного обслуживания является пре-обладание машинно-автоматического времени отдельно взятого станка над машинно-ручным (перекрываемым машинной работой станка) Многостаночное обслуживание применяется где рабочий может обслужить несколько станков (машин, агрегатов, аппаратов) при эффективном их использовании и выпуске продукции установленного качества. Формы многостаночного обслуживания, а также организация труда рабочих-многостаночников зависят от имеющегося технологического оборудования и организации производства.
С точки зрения технологической однородности оборудования различают обслуживание: • однотипных станков, на которых выполняются одинаковые операции; • однотипного оборудования, на котором выполняются разные операции; • технологически разнородного оборудования, если в состав оборудования входят различные станки.
По соотношению длительности операций, выполняемых многостаночным комплексом (при разном сочетании операционного времени — машинного и ручного), различают: • операции на всех станках одинаковые по длительности и структуре; • операции, разные по структуре, но одинаковые по длительности; • операции, длительность которых неравная, но кратная.
По форме организации труда различают:
• индивидуальное многостаночное обслуживание, если один рабочий обслуживает несколько станков; • коллективное многостаночное обслуживание, если несколько станков, агрегатов или аппаратов обслуживает звено или бригада рабочих разных специальностей и уровней квалификации. При необходимости в такие звенья (бригады) многостаночников могут включаться и вспомогательные рабочие, например, наладчики или рабочие по текущему ремонту и техническому обслуживанию технологического оборудования. Система обслуживания оборудования в условиях многостаночной работы может быть циклической, нециклической и комбинированной. Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентируемый, повторяемый в каждом цикле обход станков по заранее утвержденному маршруту. Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной длительности. В этом случае рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков и подходит к тому, который требует обслуживания.
В общем случае при нормировании многостаночных работ необходимо решить три основные задачи:
1) найти оптимальные нормы обслуживания и численности для операторов и наладчиков с учетом взаимодействия между ними и особенностей бригадной работы;
2) определить длительность цикла изготовления единицы продукции на одном станке с учетом его возможных простоев в ожидании обслуживания рабочими. Эта величина называется нормой длительности. Она характеризует станкоемкость единицы продукции по данной операции и измеряется в единицах времени: сек, мин и т.п.
3) установить норму времени на единицу продукции для рабочих каждой группы исходя из норм длительности, обслуживания и численности. Нормы времени характеризуют трудоемкость единицы продукции по данной операции и измеряются в человеко-секундах, человеко-минутах и т.д.
Установление нормы обслуживания.
Основой расчетов при организации многостаночного обслуживания является определение минимально необходимого числа станков (агрегатов), которое обеспечивает полную занятость рабочего (производственной бригады) в течение цикла многостаночного обслуживания.
n = ТмсКд / Тз + 1.(1.7)
n = Σ ТмсКд / Тзрм + 1.(1.8)
В этих формулах Kд − коэффициент, учитывающий колебания затрат времени у рабочего при выполнении трудовых процессов и необходимое время Показателем степени занятости рабочего-многостаночника активной работой является коэффициент занятости Кз, выражающий отношение времени занятости рабочего к оперативному времени. Коэффициент оптимальной занятости Кд.з. устанавливается исходя из указанного выше критерия (см.табл.1). Его применение при проектировании многостаночного обслуживания дает возможность рабочему использовать микропаузы в работе, предупреждающие повышенное утомление.
С учетом определенных колебаний затрат времени при выполнении ручных элементов работы и необходимости создания некоторых микропауз в работе многостаночников формула примет вид для станков-дублеров, т.е. станков с одинаковой продолжительностью операций
n = (Тмс / Тз + 1) * Кд.з;(1.9)
для станков с различной продолжительностью выполняемых операций
n = (ΣТмс / Тз.р.м + 1) * Кд.з,(1.10)
где ΣТмс − сумма машинно-свободного времени на всех станках;
Кд.з − коэффициент оптимальной занятости, при которой достигается наибольшая производительность рабочего-многостаночника, а тяжесть труда находится в нормативных пределах;
Тз.р.м. − время занятости многостаночника на рабочем месте (то есть на всех обслуживаемых станках).
Коэффициент Кд.з устанавливается отраслевыми организациями, как правило, в
КРИВЫЕ ОБУЧЕНИЯ
Кривые обучения и их близкие родственники — кривые накопления опыта — показывают сокращение средних и предельных издержек по мере того, как совокупный объем производства увеличивается. Кривые обучения показывают, как средние (на единицу) переменные затраты изменяются с обретением опыта. Кривые накопления опыта также отражаются и в постоянных издержках и описывают изменения в средних всеохватывающих издержках.
Обе кривые представлены по отношению ко всему сроку жизни производства продукта, ко всему его совокупному производству. Они — конкретное выражение того, как рабочие на конвейерных линиях, управляющие цеховым звеном и заводская администрация обучаются делать вещи лучше. Кривые обучения зависят от способностей организации и ее приверженности тому, чтобы производить лучше каждую новую партию выпуска. Они — практические инструменты, которые воплощают старый, но важный принцип: чем больше вы что-то делаете, тем лучше вы это делаете.
Две главные функции руководителей: 1) производить новые и лучшие вещи (усовершенствованные товары и услуги) и 2) производить те вещи, которые фирма уже изготовляет, быстрее, дешевле и более высокого качества. Кривые обучения — неоценимый помощник для второй функции. В некоторых отраслях, таких, как самолетостроение, кривые обучения, как автомагистрали, ведут предсказуемым образом из одного пункта назначения в другой и могут быть крайне полезными для прогнозирования и стратегии. В других отраслях они гораздо менее стабильны.
Кривые обучения — основной компонент разновидности стратегической беговой дорожки в форме закрытой петли, которая существует на многих рынках. Такая дорожка функционирует следующим образом:
• по мере увеличения объема производства затраты на единицу продукции падают;
• по мере того как снижаются удельные затраты, компании могут понижать свои цены без уменьшения рентабельности или объема финансовой отдачи;
• с падением цен растет потребительский спрос и увеличивается доля компании на рынке
• с ростом доли на рынке получаемые в результате этого прибыли позволяют делать инвестиции в маркетинг и технологию, что еще более.снижает затраты;
• а по мере падения удельных затрат... и т.д.
Главной частью такой петли является первая — падение удельных затрат по мере роста выпуска. Это эффект кривой обучения. Он объясняет конкурентные типы поведения в таких разных отраслях, как производство видеомагнитофонов, мотоциклов, самолетов, ракет и автомобилей.
Кривые обучения — не только просто хороший способ управлять структурой собственных затрат компании и предсказывать ее, они также полезны в оценке удельных затрат конкурентов.