Стратегический потенциал организации
Потенциал организации включает ее способности возобновлять расходуемые материальные, финансовые, информационные и кадровые ресурсы; продукции и услуги, набор правил социального поведения, следование которым помогает организации добиться своих целей При планировании стратегии рекомендуется анализ и исследование следующих функциональных зон, характерных для большинства организаций: маркетинг, производство, финансы, персонал Маркетинговый потенциал. При анализе функции маркетинга обычно рассматривают совокупность маркетинговых воздействий (маркетинг-микс), влияющих на реализацию стратегии: товар, цена, размещение, продвижение. К ним можно добавить еще две составляющие: услуги и персонал Финансовый потенциал. Финансовый анализ обычно включает два основополагающих и взаимосвязанных аспекта: анализ финансового состояния фирмы и анализ финансовых результатов ее деятельности. Анализ финансового состояния, основные объекты и результаты: • состав и структура имущества предприятия. Устанавливается размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности организации; • источники финансирования. Определяется соотношение собственных и заемных средств; • состояние запасов и затрат. Устанавливается обеспеченность фирмы нормальными переходящими запасами сырья и материалов и выявляются ненужные запасы материальных ресурсов; • финансовые коэффициенты (коэффициенты автономии, маневренности, ликвидности, кредиторской задолженности, прогноза банкротства) характеризуют относительные показатели устойчивости финансового состояния фирмы.
Анализ финансовых результатов деятельности. Конечный финансовый результат деятельности организации — это прибыль или убыток. Задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются: • оценка динамики показателя прибыли; • анализ факторов, влияющих на изменение прибыли (объем реализации, структура реализации, цены на сырье, материалы и т. д., уровень затрат материальных и трудовых ресурсов, внепроизводственные расходы); • оценка резервов роста прибыли. На основе такого анализа делаются выводы о росте или уменьшении балансовой прибыли, определяются причины изменений по каждому фактору прибыли. Производственный потенциал. Производство — это функция, имеющаяся у всех организаций, которая включает в себя действия по преобразованию ресурсов («входы») в товары и услуги («выходы»), предоставляемые во внешнюю среду. Рассматривая данную функцию как систему, можно выделить три подсистемы — перерабатывающую, обеспечения, управления, которые необходимо анализировать в ходе обследования сильных и слабых сторон производственного потенциала. Кадровый потенциал. Человеческие ресурсы являются источником большинства проблем в организации. Упрощенная модель успеха — это квалифицированные работники, мотивированные на эффективное достижение организационных целей. При анализе кадрового потенциала рекомендуется охватывать следующие процессы: • планирование трудовых ресурсов; • наем, обучение, повышение квалификации и ротация кадров; • вознаграждение персонала (структура заработной платы и льгот, наличие социального пакета); • оценка результатов трудовой деятельности; • подготовка управленческого персонала; • привлечение работников к участию в управлении (партисипа-тивное управление); • текучесть кадров, особенно в части ведущих специалистов.
Культура и имидж организации. Для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе решающее значение имеют такие неформальные факторы, как культура организации и имидж. Культура, пронизывая любую организацию, не имеет ярко выраженного проявления, ее сложно анализировать и оценивать. Однако представление об организационной культуре может дать наблюдение за тем: • как осуществляет свою работу персонал организации и какова практика контроля за их работой; • как сотрудники относятся друг к другу и к организации в целом, что в свою очередь определяет морально-психологический климат; • какие формы коммуникаций преобладают в организации; • какая применяется система поощрения и наказания работников; • как решаются проблемы и какие применяются методы при принятии решений; • какие этические нормы и ценности имеют наибольшее значение для данной фирмы; • существуют ли в организации устойчивые заповеди, традиции, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания и свои герои; • как организация строит свои взаимоотношения с внешним окружением, в том числе и со своими клиентами; • какие методы выбираются для ведения конкурентной борьбы Потенциал общефирменного управления. Общее руководство — это организационная функция, отвечающая за эффективность деятельности организации в целом и ее развитие. Основная роль данной функции заключается в интеграции и координации функциональных областей деятельности организации для достижения общих оперативных и стратегических целей. Примем определение функции общего руководства как желание, способность и возможность действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение целей фирмы в настоящем и будущем. Каждый из трех параметров зависит непосредственно от самих руководителей и от организационных форм, на основе которых они строят свою работу. Желание — стремление руководства реагировать определенным образом на перемены (поддерживать или избегать). Здесь важнейшими факторами являются: климат (настрой, культура), структура должностной иерархии и самой фирмы. Способность — компетенция руководителей, способность предусмотреть изменения, а также опыт фирмы в целом. Возможности организации можно определить, умножая индивидуальные возможности каждого руководителя на их численность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|