Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм организации социальных выплат




 

Казахстан одним из первых среди стран СНГ начал реформировать систему социального обеспечения. Суть реформы заключается в планомерном переходе от солидарной системы к многоуровневой системе социальной защиты, в которой сохраняется гарантированный государством объем социальной помощи гражданам и появляется возможность дополнительных социальных выплат за счет средств из накопительных пенсионных фондов, из государственного фонда социального страхования и страховых компаний.

Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны. Существовавшая в республике до 1 января 1998 года система пенсионного обеспечения была основана на принципе солидарной ответственности. Финансовая система пенсионного обеспечения основывалась на принципах государственного обеспечения, за счёт общества без участия личных доходов трудящихся. Эти средства пенсионного фонда сливались с государственным бюджетом и были представлены как инструмент перераспределительной политики государства. Данная система пенсионного обеспечения была эффективна в условиях плановой экономики, при наличии практически полной занятости трудоспособного населения и благоприятного соотношения численности пенсионеров и работающих граждан [1].

Основу построения такой многоуровневой системы защиты составляет персонифицированный учет всех поступающих взносов и социальных выплат, что является главным направлением деятельности Государственного центра по выплате пенсии (далее ГЦВП).

Новая система пенсионного обеспечения в республике начала действовать 1 января 1998 года. Основными законами, регулирующими процесс реформирования пенсионной системы, являются закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года, закон Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года, закон Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» от 27 июня 1997 года, закон Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999 года, закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года, закон Республики Казахстан «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда» от 13 июля 1999 года, закон Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года, закон Республик Казахстан

«О реабилитации жертв массовых политических репрессий от 14 апреля 1993 года.

Постановление правительства Республики Казахстан «Об утверждении правил выплаты единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка» от 25 февраля 2003 года.

В отношении пенсионного возраста новый закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» изменений не внес. Как и в Законе 1996 года постепенное повышение пенсионного возраста составило к 1 июля 2001 года – 63 года для мужчин и 58 для женщин. Реформа не затронула нынешних пенсионеров и тех, кто вышел на пенсию до 1 января 1998 года. Им гарантировано получение пенсии из Государственного центра по выплате пенсий, который заменил существующий пенсионный фонд. Правительством республики производилась индексация этих пенсионных выплат с целью компенсации потерь от инфляции. Новый Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» снимает ограничение на выплату пенсий работающим пенсионерам, тем самым, улучшая их положение. Начиная с 1 января 1998 года, работающие пенсионеры получают свою пенсию в полном объеме независимо от доходов. Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, и социальные пенсии по возрасту переводятся в разряд государственных пособий и финансируются государственным бюджетом. Смешанная пенсионная система состоит из пенсий, складывающихся из выплат ГЦВП и накоплений на индивидуальном пенсионном счете гражданина. Но работает она на людей, чей трудовой стаж с 1 января 1998 года составил как минимум 6 месяцев. Размер неполной пенсии из Государственного центра по выплате пенсий определяется пропорционально имеющемуся с 1 января 1998 года трудовому стажу. Полная пенсия из Государственного центра по выплате пенсий может быть получена по достижении пенсионного возраста, если до 1 января 1998 года трудовой стаж составил не менее 20 лет для женщин, не менее 25 лет для мужчин. Размер полной пенсии составил 60 % от среднемесячного дохода, учитываемого для назначения пенсий. При этом размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год с 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 %, но не более 75 % дохода, учитываемого для исчисления пенсий. Доход для исчисления пенсионных выплат из ГЦВП не может превышать пятнадцатикратного расчетного месячного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. С января 2006 года, месячный расчетный показатель составил 1030 тенге. Долю от полной пенсии пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года получают по достижении возраста граждане, которые проработали меньше указанного срока. Специальным нормативным правовым актом «О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 1997 года № 1355» от 14 июля 1999 года № 969 введено льготное исчисление трудового стажа для проживавших в зоне чрезвычайного или максимального радиационного риска. Это граждане, которые проживали в период с 1949 по 1963 годах на отдельных территориях Абайского, Бескарагайского и Жанасемейского районов Семипалатинской области, Акжарского и Малдарского района Павлодарской области. Льготы касаются граждан, проживавших в 1949 – 1963 годах непосредственно в зонах радиационного заражения не менее 10 лет. При общем стаже работы не менее 25 лет для мужчин установлен возрастной порог в 50 лет. Женщины имеют право на назначение пенсии по достижении 45 лет, если имеют трудовой стаж не менее 20 лет. Льгота распространяется на женщин села, родивших 5 и более детей, воспитавших их до восьмилетнего возраста и имеющих на 1 января 1998 года стаж работы не менее 20 лет. До января 2003 года эта льгота распространялась только на женщин проживавших в селе, с 1 января 2003 года этой льготой пользуются все женщины. С 1 июля 2003 года данной категории женщин пенсия назначается при достижении –53 года [2].

Проведенные в стране социальные реформы в первую очередь отразились на материальном положении, уязвимых слоев населения пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, учащейся молодежи. Понятно, что в условиях экономического спада и острого бюджетного дефицита 90-х годов прошлого столетия возможности Правительства в проведении активной социальной политики были ограничены. Тем не менее, и в этот период предпринимались меры по адаптации системы социальной защиты к стремительно изменявшимся экономическим условиям. Так повышение пенсий с 1992-го по 1995 год проводилось с учетом меняющегося уровня заработной платы. Начиная с 1995 года пенсии в стране повышались на основе индексации, а также путем поэтапного, значительного повышения минимальных пенсий.

На начало текущего года минимальная пенсия составила 6700 тенге, которая приблизилась к прожиточному уровню. Но в конечном итоге политика постоянного повышения минимальных пенсий и индексация пенсий на уровень инфляций привели к тому, что многие размеры пенсий потеряли связь от трудового стажа и той заработной платы, с которой пенсионер уходил на пенсию. В результате в настоящий момент более миллиона человека получают пенсию от шести до семи тысяч тенге. Подавляющее большинство получает сумму, ненамного превышающую прожиточный минимум, который на 1 квартал 2005 года составляет 6600 тенге.

Правительством в соответствии с действующим законодательством разработан механизм дифференцированного повышения пенсий. В его основу положен алгоритм своеобразного перерасчета всех пенсий в зависимости от стажа работы и заработной платы. То есть, новый механизм призван исправить ту диспропорцию в размерах пенсий, которая сложилась из-за подтягивания уровня минимальной пенсии. Как известно, большинство пенсионеров получают одинаковые пенсии, несмотря на то, что во время выхода на пенсию имели различные стаж работы и размер заработной платы. И это, естественно, вызвало определенное недовольство: проблема часто поднималась депутатами и самими пенсионерами.

Поэтому механизм дифференцированного повышения пенсий предполагает установление зависимости размеров пенсий от трудового стажа, заработной платы, предоставленной для исчисления пенсии и среднемесячной заработной платы той отрасли экономики, с которой осуществлен выход на пенсию. Этот принцип применен ко всем состоявшимся пенсионерам, независимо от времени выхода на пенсию. Учет же отраслевого принципа в повышении пенсий необходим в силу существовавших в прежние годы диспропорций в уровнях оплаты труда работников различных сфер [3]. Повышение было осуществлено в рамках действующего закона «О пенсионом обеспечении», и размеры всех пенсий были приведены в единую базу исчисления. То есть, при определении размера пенсий были применены нормы закона, указанные в статьях 13 и 14, по учету предельного размера дохода и процента замещения от дохода.

Общие дополнительные расходы на повышение пенсий в 2003-2004 годах составили около 60 млрд. тенге. Дифференцированное повышение пенсий не коснулось тех пенсионеров, у кого низкий уровень заработной платы и трудового стажа и их пенсии соответствуют прежнему трудовому вкладу, и те, у кого размер пенсий установлен сверх максимальных ограничений по заработной плате и проценту замещения предусмотренных законом. Их пенсия была повышена с начала 2004 года на уровень инфляции. Подводя итоги можно сказать, что эти меры позволили значительно увеличить размер средней пенсии, которая составила более восьми тысяч. Размер пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете зависит от размера и продолжительности отчислений на счет пенсионера, а также от размера инвестиционного дохода, получаемого в результате инвестирования средств накопительного пенсионного фонда. Добровольные пенсионные взносы наряду с обязательными взносами значительно увеличивают пенсионные накопления. Если трудовой стаж гражданина продолжается после 1 января 1998 года, то его пенсия формируется за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов на его индивидуальном пенсионном счете.

Если им осуществляются обязательные взносы в накопительные пенсионные фонды в течение периода, равного не менее трех четвертей от срока, оставшегося после 1 января 1998 года до достижения пенсионного возраста, а размер пенсии окажется ниже установленного законодательным актом минимального размера пенсии, то ему будет предоставляться государственное пособие в виде соответствующих доплат до установленного минимального размера пенсии.

Если же у человека нет права на какие-либо пенсионные выплаты, то по достижении установленного пенсионного возраста он получает месячное государственное пособие по возрасту в размере 3-месячных расчетных показателей[4].

Отделения ГЦВП производят проверку необходимых документов для пенсионных выплат; формируют макет дела; осуществляют доставку макета дела; создают базу данных. Затем областной филиал производит регистрацию макета дела и передает его на утверждение в департамент Министерства труда и социальной защиты населения, получив решение департамента о назначении пенсий или пособия, производит обработку документов.

На основании предоставленных заявок потребности на выплату пенсий и пособий отделением ГЦВП, составляется сводная потребность средств на выплату, которая и передается в республиканское ГЦВП до 23 числа текущего месяца в электронном виде.

На основании предоставленных заявок потребности на выплату пенсий и пособий, РГКП до 25 числа каждого месяца представляет в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан заявку потребности республиканского бюджета. Потребность на выплату пенсии за май 2005 года представлена в Приложении А. Министерство перечисляет средства в республиканское ГЦВП в пределах сумм, выделенных казначейским разрешением. Перечисление производится в соответствии с утвержденным графиком выплат в филиалы Народного банка, в банки 2 уровня, в АО «Казпочту».

Дела, по которым приостановлены выплата пенсий или пособия, в связи с не предоставлением получателем справки об учебе, об очередном переосвидетельствовании инвалида МСЭК, хранятся отдельно от действующих карточек с отметкой " На контроле" в течение 6- месяцев до обращения самого получателя. По истечении 6- месяцев, дело снимается с учета с указанием даты последней выплаты, и сдается в архив отделения ГЦВП. Возобновление приостановленных выплат пенсий или пособий производится при предоставлении соответствующего документа, на право получения социальной выплаты, в соответствии с законодательством Республики Казахстан [5].

В случае смерти получателя или прекращения выплаты по другим причинам, отделение ГЦВП производит закрытие дел, карточки учета получателя и передает их на хранение в архив отделения ГЦВП.

Архивные дела получателей пенсий или пособий до истечения срока их хранения могут высылаться по запросу других государств, областей, районов.

Выплата пенсий или пособий производится до момента прекращения права на ее получение.

Иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, выплата пенсий и пособий производится на основании удостоверения лица без гражданства, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан.

Выплата пенсий или пособия иностранцу в Республике Казахстан производится в течение срока действия его паспорта (копия паспорта или удостоверения предоставляется в Государственный центр по выплате пенсии).

Выплата пенсий или пособия производится за истекший месяц по месту жительства получателя.

До получения удостоверения лица без гражданства и вида на жительство иностранца в Республике Казахстан временные выплаты производятся на основании вкладыша с отметкой о прописке и консульского учета прибытия в посольстве страны или иными, предусмотренными законодательством документами.

Гражданам Республики Казахстан, временно проживавшим на территории других государств, при возвращении в Казахстан, приостановленные выплаты пенсий и пособий возобновляются в соответствии с действующим законодательством.

По окончании выплаты пенсий и пособий, ежемесячно до 5 числа следующего месяца составляются акты-сверки о взаиморасчетах по выплатам между обслуживающим банком и ГЦВП.

Выплата пенсий и пособий производится обслуживающим банком по способам выплат. Обязательным условием для выплаты пенсий и пособий через обслуживающий банк является письменное заявление гражданина о его получении путём зачисления на счета по вкладам или картсчетам.

В случае изменения фамилии, имени, отчества, номера лицевого счета в обслуживающем банке получателем подается заявление об этих изменениях в отделение ГЦВП, с документами, подтверждающими соответствующее изменение.

В случае смерти получателя, на основании заявления лица осуществившего погребение, а так же копии свидетельства о смерти, засвидетельствованное нотариально или работниками Баянаульского отделения ГЦВП выплачивается единовременное пособие на погребение в размере 15-ти кратного месячного расчетного показателя, определенного на момент смерти получателя. Участникам войны - 35-ти кратный месячный расчетный показатель. Отделение ГЦВП, по мере поступления заявлений на погребение, представляет заявку в областной Павлодарский филиал ГЦВП.

Недополученная сумма пенсий или пособия умершего оформляется на лицо, имеющее право на ее получение, и включается в потребность на выплату с указанием реквизитов наследника.

Получателям пенсий или пособий, выезжающим за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, отделением ГЦВП выплачивается пенсия или пособие по месяц снятия с регистрации включительно на основании заявления о выезде с приложением документов, подтверждающих факт выезда, а именно листок убытия с отдела миграции.

Отделение ГЦВП составляет заявку по соответствующей форме и направляет в областной филиал ГЦВП.

Областной филиал ГЦВП представляет республиканскому ГЦВП ежедневную заявку- потребность на выплату пособий на погребение и сводную заявку - потребность на выезд в разрезе подразделения обслуживающего банка.

Республиканское ГЦВП формирует заявку потребности средств для выплаты пособий на погребение и выезжающим получателям, и на основании заявок филиалов ГЦВП направляет ее в министерство социальной защиты для финансирования. При поступлении указанных средств республиканское ГЦВП производит перечисление областному обслуживающему банку в разрезе отделений ГЦВП.

 После получения уведомления на финансирование данных выплат, работники банков или АО «Казпочты» предоставляют платежные поручения в отделение ГЦВП, после чего формируется список-ведомость на выплату пособий на погребение, либо список - ведомость в связи с выездом получателей пенсий и пособий.

В случае лишения свободы получателей пенсий или пособий для возмещения расходов по их содержанию выплата производится в соответствии с пунктами 1.3 статьи 103 уголовного - исполнительного кодекса Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.

Для возмещения расходов по его содержанию осужденный получатель с письменным заявлением обращается в администрацию исправительного учреждения, указав какой вид выплат получал. Исправительное учреждение обращается с письмом в соответствующее отделение ГЦВП, где указывает фамилию, имя, отчество осужденного, прежний адрес его жительства, а также срок отбытия (в том числе и при досрочном освобождении) наказания и реквизиты исправительного учреждения.

Отделение ГЦВП по месту нахождения исправительного учреждения, получив сообщение из исправительного учреждения, запрашивает дело осужденного получателя из отделения ГЦВП по прежнему месту жительства. Получив дело, ставит его на учет и включает осужденного получателя в список-ведомость с указанием реквизитов для перечисления пенсий или пособия на специальный счет исправительного учреждения.

Филиал ГЦВП включает в сводный график потребности на выплату пенсий или пособий общую сумму, подлежащую к перечислению в исправительное учреждение, и передает ее в республиканское ГЦВП, которое производит финансирование указанных сумм в установленном порядке на специальный счет в казначействе. В исправительных учреждениях, на лицевой счет осужденных производится зачисление, независимо от всех видов удержания, не менее 25 % начисленных им пенсий или пособий, и не менее 50 % начисленных пенсий пособий на счет мужчин – старше 60 лет, женщин - старше 55 лет, инвалидов 1 и 2 групп, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин имеющих детей в домах ребенка.

Отделением ГЦВП по окончании выплаты пенсий и пособий ежемесячно ведется учет движения выплат пенсий и пособий.

Отделение ГЦВП ежемесячно представляет в Павлодарский филиал ГЦВП сведения об удержании из пенсии или пособия, которые далее передаются в республиканское ГЦВП.

В отделении ГЦВП ведется учет исполнительных документов на удержание алиментов и других видов удержания, ежемесячно производятся отметки об удержании сумм с получателей пенсий и пособий и перечислении, их лицам, в пользу которых производится удержание.

В настоящее время ГЦВП администрирует выплату пенсий свыше 20 видов пособий в солидарной системе. В среднем 3,5 миллионам получателям ежемесячно выплачивается более 20 млрд. тенге. Динамика численности получателей пенсий и пособий представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Численность получателей пенсий и пособий тыс. человек

 Наименование

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Пенсии

2079,9

1921,8

1830,5

1750,0

1690,8

1659,3

1647,1

 

Государственные социальные пособия

-

619,9

645,7

651,7

652,9

650,5

655,0

 

Государственные социальные пособия (список №1)

-

-

2,8

6,0

9,4

12,6

14,0

 

Специальное государственное

пособие

-

1036,9

993,9

910,8

1006,9

993,8

995,9

 
Единовременное пособие по рождению ребенка

-

-

-

-

-

158,7

183,5

Компенсация жертвам политических репрессий

-

-

-

-

-

21,1

8,9

Всего

2079,9

3578,6

3472,9

3318,5

3360,0

3496,0

3504,4

Присвоено социальных индивидуальных кодов (с  нарастающим итогом)

 

 

786,0

 

 

1568,0

 

 

2873,0

 

 

3524,0

 

 

4449,7

 

 

5659,8

 

 

8956,5

                               

 

Согласно приведенным цифрам можно сделать вывод, что количество граждан, обслуживающихся в ГЦВП, с каждым годом возрастает. Общий объем финансового потока, проходящего через ГЦВП, возрос по сравнению с 1999 годом почти в 4,7 раза и составил в 2005 году свыше 348 млрд. тенге [6]. Структура и динамика финансовых потоков приведена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Объемы финансовых потоков в ГЦВП В млрд. тенге

Виды социальных выплат 1999 2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

прог

ноз

Солидарная накопительная система

1 2 3

4

5

6

7

8

9

Пенсии 51,7 101,1

101,7

107,4

120,2

147,6

172,2

181,0

Государственные социальные пособия - 25,4

27,7

29,1

32,6

35,3

39,9

51,7

Специальные государственные пособия - 10,7

11,5

23,5

25,8

29,4

32,9

35,8

Экологические выплаты - -

0,4

5,6

5,0

0,8

0,2

0,4

Государственные специальные пособия (по списку №1) - -

-

0,3

0,6

1,0

1,4

1,6

Единовременное пособие по рождению ребенка -

-

-

-

-

21,1

3,1

3,4

 
Компенсация жертвам политических репрессий -

-

-

-

-

0,8

0,9

0,8

 

Накопительная пенсионная система

Перечисление взносов, пени, возвратов 22,5

26,2

39,4

55,3

67,7

87,3

98,2

110,4

 
Общий объем финансовых потоков   74,2

163,4

180,7

221,2

251,9

304,3

348,8

385,1

 
Темпы роста за год  % -

120,2

10,6

22,4

13,9

20,8

14,6

6,6

 
Темпы роста по отношению к 1999 году % -

120,2

143,5

198,1

239,5

310,1

370,1

400,9

 
                                 

 

Приведенные цифры показывают, что ГЦВП развивается стабильно.

За прошедший 2005 год на социальное обеспечение из республиканского бюджета было выделено 217,0 миллиардов тенге, что означает, что социальные вопросы были, и будут оставаться для государства в числе приоритетных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...