Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи бухгалтерского учета социальных выплат и нормативная база формирования государственных расходов




 

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово – экономических отношений, который выполняет функции особой информационно – технической системы, обеспечивающий непрерывность и устойчивость работы предприятия, предсказуемость ее финансового результата.

В сфере действия предприятия любой формы собственности бухгалтерский учет выступает как:

- звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

- специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчетов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйственного субъекта, а так же фиксирует количественную сторону хозяйственный явлений в неразрывной связи их с качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

Основными задачами бухгалтерского учета социальных выплат являются:

- формирование полной и достоверной информации о финансовых процессах, результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений;

- контроль за назначением и выплатой финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами Республики Казахстан и нормативными актами;

- предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности финансовой деятельности;

- подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой налоговой, финансовой и другими государственными структурами;

- определение финансовых результатов деятельности предприятия.

Данные бухгалтерского учета должны быть обоснованными, достоверными и своевременными [7].

Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятия.

На сегодняшний день к системе бухгалтерского учета предприятия предъявляются повышенные требования в связи с ориентацией на международные стандарты учета и отчетности, и более широкое использование положительного отечественного и зарубежного опыта, на обработку бухгалтерской информации с применением различных средств вычислительной техники.

Радикальные преобразования в экономике стран, осуществляющих переход к рынку, неизбежно сопровождаются реформированием социальной сферы и, в первую очередь, системы пенсионного обеспечения. Это вызвано существенными изменениями экономических, социальных и демографических факторов развития пенсионной системы. В комплексе постоянно меняющихся условий, отражающихся на пенсионном обеспечении, главным является состояние экономики. Пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем для всех стран независимо от их экономической стабильности и благополучия. Это вызвано, с одной стороны, изменением экономических возможностей большинства стран в последние годы, вследствие снижения темпов экономического роста и занятости, с другой, - старением населения в результате снижения рождаемости, естественного прироста и, соответственно, увеличения доли в нем лиц старше трудоспособного возраста. Одновременно происходит трансформация социально – экономических взаимоотношений государства и гражданина, работодателей и наемных работников, родителей и детей. Это характерно в первую очередь для стран, осуществляющих переход к рыночной системе на основе радикальных преобразований форм собственности, становления новых хозяйствующих субъектов [8].

С 1 января 1998 года, согласно пенсионной реформе Республики Казахстан, для осуществления социальных выплат из государственного бюджета создано республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий»

Государственный центр по выплате пенсий – юридическое лицо, осуществляющее пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», за счет ассигнований на выплату пенсий из Республиканского бюджета на соответствующий год.

В государственном бюджете Республики Казахстан ежегодно предусматриваются расходы на социальные нужды. В государственном бюджете самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты

Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты – решениями маслихатов.

Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности и самостоятельности всех бюджетов.

Республиканский бюджет – централизованный денежный фонд, утверждаемый законом Республики Казахстан, формируемый за счет поступлений и финансирования дефицита бюджета и предназначенный для финансирования бюджетных программ, определяемых правительством Республики Казахстан для осуществления функций, возложенных на него Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан [6].

Расходование средств из республиканского бюджета выделяемых из госбюджета на безвозвратной основе расходуются в пределах утвержденного бюджета. В республиканском бюджете предусмотрено финансирование следующих социальных выплат - пенсий, государственных социальных пособий, специальных государственных пособий категориям граждан, получающим данные пособия из республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами, государственных пособий на погребение пенсионеров, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, получателей государственных социальных пособий, пособий на рождение ребенка, установленных законодательными актами [9].

До января 2006 года, средства местных бюджетов расходовались на финансирование выплат специальных государственных пособий категориям граждан, получающих данные пособия из местного бюджета, в соответствии с законодательными актами. С января 2006 года выплата всех видов выплат проходящая через ГЦВП производится только из средств республиканского бюджета.

Для улучшения качества работы проведены мероприятия по обновлению и укреплению технической базы ГЦВП, внедрению новых технологий, современных методов обработки информации и обслуживания получателей социальных выплат.

Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 1999 года № 1464 ГЦВП проводит работу по организации выплаты пенсии и пособия по выбору получателей путем зачисления на их лицевые счета в банках и банковских организациях, имеющих лицензию Национального Банка.

Проведена работа по введению электронного макета дел получателей пенсий и пособий, разрабатываются и вводятся в действие новые формы отчетности, дорабатываются и усовершенствуются существующие программные приложения.

На сегодня заключены договора на выплату пенсий и пособий с АО «Туран-Алем», АО «Наурызбанк», АО «Казпочта», АО «Дана-Банк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Банк Центр Кредит», АО «Альянс банк», «Цесна банк», АО «Банк Каспийский», АО «Нефтебанк», АО «ТемирБанк».

Также ГЦВП выплачивает пенсии и пособия через банки второго уровня по выбору получателя путем зачисления на карточные счета получателей-владельцев карточек международных и локальных систем, обслуживаемых или эмитированных банками. Наглядно схема зачисления на лицевые или карточные счета представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Схема зачисления на лицевые или карточные счета

 

Внедрение подобной технологии позволило значительно ускорить зачисление пенсий и пособий получателям. На сегодняшний день получатели имеют возможность получать социальные выплаты посредством карточных счетов [6].

Ведение строгого статистического учета и обеспечение прозрачности поступления и расходования финансовых ресурсов на счете ГЦВП дают возможность ежедневно предоставлять информацию в Министерство труда и социальной защиты населения.

По состоянию на 1 января 2006 года обслуживаемый контингент получателей пенсионных выплат и госпособий по Павлодарской области составляет – 129 084 человек, получателей спецгоспособий - 41798 человек..

За 2005 год всего было выплачено пенсий и пособий на сумму – 12 772 435,2 тыс. тенге, из них:

- пенсий – 9 941 597,5 тыс. тенге (77,8% от всей суммы);

- госсоцпособий – 1 797 756,7 тыс. тенге (14,1%);

- госспецпособий – 51 785,3 тыс. тенге (0,41%);

- спецгоспособия (Республиканский бюджет)–219 938,4 тыс. тенге (1,7%);

- спецгоспособия (Местный бюджет) – 506 019,1 тыс. тенге (4,0%);

- пособие на погребение – 84 827,2 тыс. тенге (0,66%);

- единовременное пособие на рождение – 125 530,8 тыс. тенге (0,98%);

- пособие реабилитированным – 44 980,2 тыс. тенге (0,98%).

Согласно закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2005 год», в связи с изменением размера МРП было пересмотрено 29 610 дел получателей госпособий; 43 035 дел получателей спецгоспособий и 518 дел получателей госспецпособий. С 1 января 2005 года произведена работа по повышению пенсионных выплат на среднегодовой индекс потребительских цен на 2005 год 5,4%. Данное повышение произведено – 84 503 получателям пенсий, а 7 475 получателям размеры пенсии доведены до минимального размера 5 800 тенге. Средний размер пенсионных выплат после повышения составил 8 720 тенге.

Кроме того, перечислено удержаний по исполнительным листам на сумму более 18 млн. тенге, а также перечислено пенсий и пособий лицам, проживающим в домах-интернатах, признанным недееспособными, и осужденным лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, на сумму 1,5 млн. тенге.

В данном направлении проведена консультационно-разъяснительная работа с филиалами по реализации положений постановления Правительства о порядке проведения на местах разъяснительной работы среди получателей пенсий и пособий и сбор индивидуальных заявлений-намерений с тем, чтобы определить банки, желающие осуществлять социальные выплаты по выбору получателей, утверждены РГЦВП тарифы комиссионного вознаграждения.

Всего за 2005 год комиссионное вознаграждение банкам второго уровня за услуги по доставке пенсий, пособий выплачено:

- по выплатам из республиканского бюджета – 66 693,2 тыс. тенге;

- по выплатам из местного бюджета – 3 053,6 тыс. тенге.

В разрезе банков второго уровня и АО «Казпочта» выплаты распределились следующим образом:

- Народный банк – 8 242 680,8 тыс. тенге (64,814 %);

- АО «Казпочта» - 4 148 087,8 тыс. тенге (32,617 %);

- Банк Туран Алем – 96 924,9 тыс. тенге (1,30 %);

- Альянс банк – 65 272,6 тыс. тенге (0,51 %);

- Темирбанк – 58 967,6 тыс. тенге – (0,46 %);

- Наурызбанк – 2 572,3 тыс. тенге – (0,02 %);

- Данабанк – 21 255,8 тыс. тенге – (0,167 %);

- Центркредит банк - 3 096,9 тыс. тенге (0,02 %);

- Цесна банк – 9 755,6 тыс. тенге (0,087 %);

- Банк Каспийский – 666,0 тыс. тенге (0,005 %).

Учитывая, что Народный банк остаётся одним из основных партнеров ГЦВП в вопросах организации пенсионных выплат, проведена работа по улучшению взаимного сотрудничества:

- для обеспечения возможности перечисления пенсий и пособий на индивидуальные карточные счета получателей проведена работа по анализу и внесению изменений в действующие соглашения, заключено Генеральное соглашение № 37 с АО «Народный Банк»;

- для оптимизации филиальной сети Народного банка в ряде сельских районных центрах, и передачи функций закрытых филиалов субагенту банка АО «Казпочта», заключено Генеральное соглашение с АО «Казпочта» на обслуживание получателей пенсий и пособий в подобных районах. Утверждены РГЦВП ГЦВП тарифы комиссионного вознаграждения, урегулирован механизм взаимодействия подразделений ГЦВП с филиалами АО «Казпочта» в вопросах составления контрольных документов;

Проведена работа с Народным банком Казахстана по документальному оформлению соглашений, регламентирующих обязанности сторон в осуществлении формирования и доставки пенсий и пособий на дом нуждающейся в этом категории получателей [10].

Основной нормативной базой формирования социальных выплат являются следующие законы и нормативные документы Республики Казахстан:

- «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

- «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»;

- «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним»;

- «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;

- «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;

- «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан»;

- инструкция № 17-п «О порядке организации, назначения и выплаты пенсионных выплат, государственных социальных пособий и государственных специальных пособий из Центра».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...