Медицина в государствах Юго-Восточной Азии средние века
15.1. Исторические периоды средневекового Китая. 15.2. Хуанфу Ми “Классический трактат по иглотерапии и прижиганию”. Бронзовые фигуры.
15.3. Лекарствоведение. Сунь Сымяо, Ли Шичжень. 15.4. Основы тибетской медицины. Канон тибетской медицины “Чжуд-ши”. №16 Медицина в западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья (5-15 вв.) 16.1 Истоки западноевропейской культуры. Начало Средних веков в Западной Европе – 476 год. Народы этой части Европы находились на стадии родоплеменных отношений, а земли были покрыты дремучими лесами и болотами. В первые века н.э. началось великое переселение народов с севера на юг и с востока на запад. Западная Европа долго уступала Византии и странам Средиземноморья в экономике и культуре. Западноевропейский феодализм-это синтез римских и германских традиций =>была создана средневековая христианская цивилизация Запада, которая заложила основы дальнейшего развития народов Европы и повлияла на эконом.и духовное развитие других народов.
16.2 Христианские госпитали. Развитие больничного дела было связано с христианской благотворительностью и заключалось не столько в излечении больных, сколько в призрении слабых, немощных и бездомных. Первые христианские госпитали появились на рубеже 5-6 вв.при кафедральных соборах и монастырях. Это были богодельни и приюты. Затем появлялись городские госпитали, где главным было –забота о духовном здоровье. Больные размещались в общих палатах (мужчины и женщины вместе) и давали обет воздержания и послушания начальству. В эпоху крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена и братства, кот. оказывали помощь больным и бедным за пределами церкви,что способствовало выходу госпиталей от церкви. 16.3 Школьное образование. Первые высшие школы. Образование было доступно меньшинству населения, особенно духовенству. Школами назывались различные центры обучения: монастырские,кафедральные, приходские и т.д. сообщества учеников одного учителя. Обучение состояло из «семи свободных искусств», разделенных на тривум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (математика, геометрия, астрономия, музыка). Школы были двух типов: элементарные (чтение и письмо на латинском; с 7 лет; выпускник – бакалавр грамматики) и грамматические (лингвистический анализ, риторика и диалектика; с 12 лет; выпускник – магистр грамматики). Характер обучения зависил от: учителя, финансирования, количества учеников и т.п. Первые высшие школы в Италии. Солеранская врачебная школа – светская, платная,в лучших традициях античной медицины, придерживалась практического образования. Огромное влияние тунисского врача Константана Африканского, кот.переводил на латынь греческие и арабские мед. сочинения. Без лицензии этой школы заниматься медициной на территории Римской империи запрещалось. Программа обучения: подготовительные курсы – 3 года, медицина – 5 лет, практика – 1 год. Известные деятели этой школы: Кофо, Мавр, Урсо, Музандин, Абелла, Арнольд из Виллановы. 16.4 Становление университетов. Сначала университетами наз. объединения людей одной профессии, связанных общей присягой. Потом стал означать профессиональные корпорации преподавателей и учеников. Университет как высшая школа сформировался в 12в. После получения папской хартии. Они незаваисимы от светских и црковных властей, имеют свои органы управления, суд и свои привелегии. 1158 г. Император Ф.Барбаросса взял под свою защиту юрид. школу в Болонье. К концу 15 в. в Европе 86 университктов. Их основной язык - латынь. Книги были большой редкостью. В каждом у. по 3 фак-та: богословский, медицинский, юридический + подготовительный. Сроки обучения и возраст студентов не ограничивались. Декан – староста десятка, кот.возглавлял факультет. Ректор – наиглавнейший руководитель, кот.назначался церквью или королем.
16. 5 Схоластика и медицина. Роджер Бэкон. В 1054 г. Христианская церковь раскололась на католическую и ортодоксальную. В 13 в. католическая церковь начала борьбу с ересями. Инквизиция – церковный суд по борьбе с ересими. Это отразилось на свободах университетов, содержании образования и методах обучения. Искажение античных и средневековых трудов в соответствии с учением христианской церви. Галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Схоластика – тип религиозной философии, Основа – метод философскго и теологического поиска истины путем формальной логики и рассуждения. 3 основных положения: все знания в трудах авторитетных авторов, признанных церквью; наука сводится к умению выводить низшее из высшего путем формальной логики; преподавание – исключительно теоретический процесс. Роджер Бэкон – магистр Оксфордского университета. Был противником схоластики и проповедовал опытный метод. Был обвинен в общении с нечистой силой и осужден инквизицией на 24 года. 16.6 Первый учебник анатомии. 1316 г. Мондино де Луцци – магистр Болонского университета. Знания на основе вскрытия всего 2х трупов. Следовательно, все далеко от действительности. Многое заимствовано из трактата Галена. Издан в печатном виде в 1478 г. 200 лет был основным учебником анатомии во всем мире.
16.7 эпидемия повальных болезней. Особенности соц.-эконом., политического и культурного развития феодальных государств способствовали распространению массовых заразных болезней. Города были похожи на свалку или непроходимые болота, где трудно было дышать => чума, холера, натур. оспа. Распространение проказы во время крестовых походов. Прокаженный человек изгонялся из общества, его отпевали и он считался мертвым, и носил специальную одежду. Орден Св. Лазаря - монашесий орден для призрения прокаженных. «Чума Юстиниана» - из Египта, опустошила все страны Средиземноморья. «Черная смерть» - завезена в Европу из Генуа, Неаполя и Венеции, опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, КипрГрецию, Англию….Россию.Живые не успевали хоронить мертвых. Карантин – закрытие гаваней портовых городов с задержанием прибывших на 40 дней.
17.Медицина позднего средневековья. Медицина в Западной Европе в эпоху возрождения.
1.Характеристика эпохи. Период среднего и позднего Средневековья, включая возрождение, знаменит деятельностью великих врачей, внесших значимые открытия в анатомию и физиологию человека, посмевших найти более 200 ошибок у Галена, догмы которого просуществовали в медицине более 1400 лет. В противовес схоластическому мировоззрению стал утверждаться опытный метод. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Идейным содержанием культуры возрождения стала философия гуманизма. В центре мировоззрения гуманистов были человек и реальный земной мир. Культура и науки приобретали светский характер и становились более самостоятельными и независимыми от церкви. Основные черты естествознания эпохи Возрождения: 1)гуманистическое мировоззрение 2)утверждение опытного метода в науке 3)развитие математики и механики 4) метафизическое мышление
2. Внимание к строению человеческого тела со стороны врачей а также великих живописцев и скульпторов росло. После изобретения книгопечатания в Венеции был издан учебник анатомии Мондино де Луцци (1478г) в 1521 Беренгарио де Капри опубликовал свои комментарии к этому учебнику, снабженные рисунками, они стали первым анатомическим пособием для художников в Европе. Леонардо да Винчи. Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники, своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, архитектуру, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Он одним из первых в Западной Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать строение тела. Он внедрил новые методы анатомического исследования: промывания органов проточной водой, инъекцирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов; описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы.
Андреас Везалий. В 1543г опубликовал свой основной труд «О строении человеческого тела», в котором в строго систематическом порядке описал мышцы, кости, связки, внутренние органы. Он установил непроницаемость сердечной перегородки, описал сердечные клапаны, создав предпосылки для открытия легочного кровообращения. Он начал реформацию античной и раннефеодальной анатомии, находя ошибки в пастулатах Галена.
3. Андреас Цельсий в 1742 предложил совершенный термометр.
Эдуард Дженнер приступил к вакцинации людей ослабленной коровьей оспой.
Мигель Сервет впервые в Западной Европе описал малый круг кровообращения.
Уильям гарвей(1578-1657) открыл кровообращение. Написал «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» 1628. Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообращаясь по малому и большому кругам, непременно возвращаясь к сердцу.
Френсис Бэкон(1561-1626) сформулировал 3 основных цели медицины: 1-сохранение здоровья; 2-излечение болезней; 3-продление жизни.
Марчелло Мальпиги(1628-1694) в 1660 описал капилляры в легких, в 1665 открыл эритроциты.
Рене Декарт(1596-1650) развивал философское мышление в естествознании. Он явился одним из творцов ятроматематики и ятрофизики – направлений в естествознании и медицине, которые рассматривали жизнедеятельность всего живого с позиции физики и математики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII-XVIII в. Ятромеханика. С позиций ятромехаников живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить, применяя законы механики. Джованни Альфонсо Борели – один из основоположников.
Галилео Галилей(1564-1642) подтвердил и развил гелиоцентрическую теорию Н.Коперника(1543г), создал термометр(точнее, воздушный термоскоп).
4. Ятрохимия – направление в медицине, связанное с развитием химии. Одним из основоположников ятро-химии является выдающийся врач и химик раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм, известный в истории под псевдонимом Парацельс. Во времена Парацельса хирургия в Европе не считалась областью медицины и в университетах не преподавалась, и Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины в одну науку. Сам он с гордостью называл себя «доктором обеих медицин». Его книги «Малая хирургия», «Большая хирургия» и другие пользовались большой популярностью. С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота —к приготовлению лекарств. Согласно Парацельсу, здоровье связано с нормальным содержанием в организме человека трех начал: серы, ртути и соли; нарушение их правильных соотношений приводит к болезни.
5.
Развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела. Начиная с XV в. с особым старанием культивировались аптекарские ботанические сады; их называли также садами здоровья. От этого латинского названия произошло русское — вертоград (т. е. сад, цветник). В XVI—XVII вв. вертограды широко распространились на Руси. В качестве лекарственного сырья использовались также минеральные вещества и части животных. Большое значение имели заморские путешествия, из которых привозились иноземные лекарственные средства. Аптекари эпохи Возрождения внесли большой вклад в формирование культуры своего времени. Их деятельность регламентировалась государством. В середине XVI в. начали появляться первые фармакопеи, в которых перечислялись используемые в данном городе или государстве лекарства, их состав, применение и стоимость.
6. История эпидемий в эпоху Возрождения характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление «старых» болезней — проказы и чумы, а с другой — появляются новые болезни. В конце XV — начале XVI в. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. В то же время в Америку в процессе конкисты были завезены новые, не известные там ранее болезни. Соеди них — оспа. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40%'. Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (1478—1553) —итальянским ученым — врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся представителей эпохи Возрождения. Дж. Фракасторо написал свой основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) в трех книгах. Первая содержит общие теоретические положения и систематическое обобщение взглядов предшественников. Вторая посвящена описанию заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, английского пота, проказы). Третья — известным в то время методам их лечения. В своем труде Дж. Фракасторо изложил основы учения о «контагии» — живом размножающемся заразном начале, выделяемом больным организмом, и тем самым значительно поколебал бытовавшие ранее представления о «миазмах». Уже тогда Фракасторо был убежден в специфичности «семян» заразы (т. е. возбудителя). Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение — все. Введенный им термин «инфекция» означал «внедрение», «проникновение», «порчу». От него произошло название «инфекционные болезни», введенное впоследствии немецким врачом К. Гуфеландом. Термин дезинфекция также предложен Фракасторо.
7. В средние века в Западной Европе существовало разграничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах.и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались. Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в здоровом или больном организме. Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высокое положение занимали так называемые" «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории («короткополые») были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией: кровопусканием (рис. 97), удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирургов — банщики, которые выполняли простейшие манипуляции, например снятие мозолей. В университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха сначала на принципах ученичества. Затем стали открываться хирургические школы. Репутация их росла, и в 1731 г. в Париже, несмотря на отчаянное сопротивление медицинского факультета Парижского университета, решением короля была открыта первая хирургическая академия. В 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской буржуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет,. именно хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа. Переворот многих устоявшихся представлений в хирургии связан с именем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (1510—1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel-uieu, где был подмастерьем-цирюльником. В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. Выдающейся заслугой Паре является его вклад в учение о лечении огнестрельных ранений. В 1536 г. во время похода в Северную Италию молодому армейскому цирюльнику Амбруа-зу Паре не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпен-тивного масел и прикрыл их чистыми повязками. Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку, применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических приборов, включая искусственные конечности и суставы. Многие из них были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им детальным чертежам и сыграли важную роль в развитии ортопедии. «Всю ночь я не мог уснуть,—записал Паре в своем дневнике,— я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненых бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда больше так жестоко не прижигать несчастных раненых». В то же время наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, акушерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в. полноправного врача-специалиста
18.МЕДИЦИНА НАРОДОВ АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА ДО И ПОСЛЕ КОНКИСТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|