Наро́дная медици́на (лат. medicina gentilitia) — часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение.
Традиционная медицина, в зависимости от национальных традиций, с давних пор используемая у разных народов. Традиционная медицина включает практический опыт по способам и средствам лечения, накопленный обществом и передающийся из поколения в поколене. Традиционная медицина имеет глубокую историю и основана на многовековом опыте народа.
Научная медицина включает систему знаний по врачеванию, основанную на данных научно-технического прогресса, и связана с экспериментом, в результате которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются научно обоснованные концепции, гипотезы, теории.
3 ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.Врачевание в Древнем Шумере.
3.1 Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций.
Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций *, классовых обществ и государств. Здесь совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки.Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.
Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержа
ния, формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);
подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию;формирование основ врачебной
этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.
3.2 Письменность древнего Шумера.
Создали первую в истории человечества письменность — клинопись.
В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском. Древнейшие месопотамские тексты написаны на шумерском языке. К концу III —началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык стал «мертвым» языком ученых текстов.Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они -.назывались «домами табличек».Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.
3.3Древнейшие тексты медицинского содержания
При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества.
Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.
3.4 методы врачевания в древнем шумере
Шумерский врачеватель в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:
Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.
К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения.
Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.
3.5 Гигиенические традиции в Древнем Шумере.
Строгие гигиенические традиции, были основаны на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки и т. п.
Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).
Т.о дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тыс до н. э., Шумер) развивалось из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.
Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.
ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (II тысячелетие — середина I тысячелетия до н. э.)
Мифология и врачевание
Во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлйль и бог водной стихии Мирового океана Эа. Он ведал глубинами вод, где обитала мудрость. Поэтому Эа почитался так же, как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. Тайну знания воды он передавал «знающим воду» — асу. Этим именем в древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний. Иштар-богиня утренней звезды- приносит исцеление от болезней. Эрешкигаль и её супруг Нергал- властелины подземного царства, управляли заразными болезнями и лихорадками, которые «выползали» из-под земли — преисподнего мира. Гула-богиня врачевания и исцеления. Нингишзида — повелительница дерева жизни. Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины
. 2.Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.
1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней женщине» 2.Связанные с явлениями природы и образом жизни. 3. Связанные с религиозными верованиями («рука бога»)