Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеян из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м. Папирус содержит около 900 прописей ле-\ карств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тотчас». В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества.Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос.
Представление о причинах болезней, смерти.
Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).
Передача медицинских знаний
Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — «домах жизни» в крупных городах. знания носили прикладной характер- в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только третьи или четвертые списки этих древних свитков.Во времена Геродота в египетские школы принимали хорошо подготов-ленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира.
Гигиенические требования
Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Платья носили полотняное, всегда свежевымытое, Жрецы через день стригли себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Не случайно эллины (греки) считали египтян «изобретателями» медицины, и в особенности медицины предупредительной.
6)ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (3 тысячелетие До н. э.— 4 век н. э.)
6.1
История
Цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.
Периодизация прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период хараппской цивилизации (Ш — нач. II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), на территории современного Пакистана сформировались первые рабовладельческие города-государства;
2) ведийский период (конец 2 —середина I тыс до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента. Составление «священных текстов» (санскрит — веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;
3) классический период (вторая половина I тыс до н. э. — начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) —время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма— первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».
6.2
Источники по истории и врачеванию древней Индии
Основными источниками являются:
1.древние литературные памятники
(религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н..э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхиты Чараки.(«Caraka-samhita») и Сушруты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры),
2.данные археологии и этнографии
3. вещественные памятники
4.народный эпос
5.О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие.
6.3 харапская цивилизация.Строительство городов.
САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская».
Расцвет хараппской культуры(конец III — начало II тыс до н. э.)
Характерные черты: монумент. архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.
Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по плану. Прямые улицы, ориен-ые с запада на восток и с юга на север.
Один из них — Мохенджо-Даро (с языка синдхи «Холм мертвых»)— обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит. Занимал площадь около 2,5 квадратных километров; в нем жило 35—100. тыс. человек.
В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации.
Были купальни. В ее центре размещался бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м Дно бассейна было покрыто битумом. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались 2 бани, которые нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.
В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным,их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы.
Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.
В каждом доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Водосточные трубы через стены выходили в сточную систему города.
Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот (глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 смПеред поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось большое внимания. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда.
Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации сделать вывод о высоком уровне и эмпирического врачевания.в долине Инда в середине III —начале II тыс до н. э.
В последующие периоды истории древней Индии уровень санит-тех сооружений снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.
В 19-18 вв. до н. э. в долине Инда отмечается упадок культурных центров. Причины: внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов).
6.4 веды, их содержание
ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны, где после прихода индо-иранских племен ариев сформировалось несколько государств.
Сведения о врачевании ведийского периода ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к 11-10 вв. до н. э.) и «Атхарваведе»- веда заклинаний и заговоров, 8-6 вв. до н. э.).
Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э.,).
В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о - врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель— болезней, а жрец — жертвенных возлияний».
В ведийский период медицинские знания переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.
Главными медицинскими божествами ведийского периода:
близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители
Рудра — владыка лекар. трав и покровитель охотников
Высшие божества:
Агни — бог огня и возрождающейся жизни
Индра — символ небесного грома и податель дождя
Сурья — бог солнца.
Злые демоны: асуры и ракшасы, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.
«Атхарваведа» отражает практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам.
Древние лекари назывались — бхишадж («изгоняющий бесов»). Название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе»(веда жертвенных заклинаний, VIII—VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на 4 основных сословия (варны):
брахманы (знающий священные учения, т. е. жрец),
кшатрии (наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов)
вайшьи (свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)
шудры (sud-га — бесправные бедняки).
Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.
Эта социальная структура древней Индии, основанная на разделении функций, считалась незыблемой, установленной божественной волей Брахмы.
Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.
6.5 Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.). Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде — незначительные боли; во втором — стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем — уменьшение 'припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы. Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства. 6.6 Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чис-готы во время операций. Они отлича-юсь смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться v индийцев искусству ринопластики», писал А. Бзшем. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю ^под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.
6.7 Гигиени-4 ческие навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в «Предписаниях Млну»: Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом; и почтить богов. Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии. Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: «возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка». (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.). Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV— II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония. Во времена Ашоки (268—231 гг. до н. э.)—самого выдающего правителя древней Индии (см. рис. 28) при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных — дхарма-шала (лечебницы), которые- в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог. Несколько позже, в период империи Гупт (IV—VI вв. н. э.)—золотой век индийской истории — в стране стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных. К этой эпохе относят деятельность Сушруты и его последователей. Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом). В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йоготерапии); научно-исследовательские институты продолжают изучение этой древней эмпирической системы.
6.8 Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI—V вв. до н.э.)—знаменитый врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,— записано в «Сушру-та-самхите».По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая. Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.
7 Врачевание в Древнем Китае В истории древнего Китая выделяют четыре этапа: период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н. э.), когда сформировалось первое в истории Китая рабовладельческое государство; период династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.), когда на территории Китая существовало множество государств; период империи Цинь (III в. до н. э.), когда страна была объединена в единую империю (в этот период по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246—210 гг. до н. э.) началось сооружение Великой китайской стены), и период империи Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.)—время наивысшего расцвета древнего Китая. В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в.
В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской -династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.
Источники по истории и врачеванию древнего Китая: памятники медицинской; письменности (с III в. до н. э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н. э., другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине I тысячелетия до н. э. и'полу-чила развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй.
Учение древних китайских философов о материальном мире изложено в анонимном натурфилософском трактате IV—III вв. до н. э, «Си цы чжу-ань»: единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции — женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево,. дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл— воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево— землю, а земля засыпает воду) (рис. 34). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.
Среди видных представителей стихийного материализма в древнем- Китае был философ и врач ВанЧун (27— 97), автор полемического трактата «Лунь хэн» («Критические рассуждения»). Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против даосских идей бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь,— писал он,— нет таких, которые не умирали бы». Развитие стихийного материализма в древнем Китае проходило в сложной борьбе с конфуцианством и даосской религией.
7 Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.
7 Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений - жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.
7 Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.
7 Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений - жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.
7 Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.