Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений
Кафедра финансов и менеджмента У т в е р ж д а ю Заведующая кафедрой кандидат экономических наук, доцент Войлошникова Е.Г. «» сентября 2011 года
Учебная дисциплина «Методы принятия УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ» «Методы оптимальных решений»
Тема 2 ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Лекция № 2 профессор Мурашко М.В.
Для студентов по направлениям (специальностям) «Менеджмент» «Экономика» очной формы обучения
Обсуждено на заседании кафедры "….." сентября 2011 г. протокол №
ТВЕРЬ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений. Формы разработки управленческих решений. Информационное обеспечение управленческих решений. Заключение
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник [Электронный ресурс] / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 495 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115788 2. Коробко, В.И. Теория управления [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.И.Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Гриф. - ISBN 978-5-238-02077-8. 2011 Дополнительная 1. Фирсова, И.А. Управленческие решения: учебник для бакалавров / И.А. Фирсова, Данилова, О.В., Карпова, С.В.; под общ. ред. И.А. Фирсовой. - М.: Юрайт, 2013. - 399 с. - Гриф. - ISBN 978-5-9916-2650-7. 2013 2. Тебекин, А.В. Менеджмент организации: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - 4-е изд.; доп. и перераб. - М.: КноРус, 2011. - 424 с. - Гриф. - ISBN 978-5-406-00744-0. 2011 3. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник / К. В. Балдин, Воробьев, С.Н., Уткин, В.Б. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 496 с. 2007
4. Граждан, В.Д. Теория управления: учебное пособие / В.Д.Граждан. - М.: Гардарики, 2006. - 416 с. - Гриф. 2006 5. Орлов, А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений: учебное пособие / А.И. Орлов. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 496 с. - Гриф. - ISBN 5-241-00629-Х. 2005 6. Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд.; доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 344 с. - Гриф. - ISBN 5-16-002416-6. 2005 7. Ременников В.В. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 140 с. 8. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2002. 271 с. 9. Юкаева B.C. Управленческие решения: Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К"», 1999. 292 с.
ВВЕДЕНИЕ В результате изучения материала данной лекции студенты должны знать: 1. Особенности технологии и организации процесса разработки управленческих решений, его основные этапы, общую логическую схему построения организационной модели, условия, в которых возникают и разрешаются проблемные ситуации. 2. Понятийный аппарат данной темы курса. 3. Формы разработки и представления управленческих решений, некоторые проблемные вопросы их информационного обеспечения. В данной лекции будут рассмотрены только некоторые модели и приемы ППР. В последующих темах курса будут также рассмотрены и другие научные методы, и приемы (входящие в технологию принятия решений), в объеме, обусловленным данной программой. Основное внимание ЛПР должно быть направлено на разрешение возникшей управленческой проблемы, а не на процедуру выбора альтернативы. Поэтому, принятие решений для ЛПР не должно являться самоцелью. Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений Прежде всего, дадим определение понятия «процесс принятия решений». Процесс принятия решений (ППР) - это осуществление анализа важнейшей информации и выбор наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Исследование большого числа процессов и процедур принятия решений в управлении позволило выделить ряд функций, которые повторяются от процесса к процессу. Процедуры осуществления этих функций в конкретных процессах принятия решений отличаются в зависимости от специфики управления в данной организации, однако, сами функции, их последовательность и связь остаются неизменными. Совокупное изучение этих «инвариантных» функций, или этапов, позволило вывести закономерности создания эффективных процессов принятия решений. Будучи интегрированными, в единый процесс, эти этапы-функции отражают те особенности управления данной организацией, которые являются отражением окружающей среды, в которой она функционирует, а также особенности самой организации. В литературе по проблемам принятия решений вопрос о количестве инвариантных этапов ППР специально не ставится. Сложный, а иногда и противоречивый ППР объединяет, по крайней мере, три основных вида деятельности: 1. Нахождение причины принятия решения. 2. Нахождение возможных курсов действий. 3. Выбор среди этих курсов одного, наилучшего. Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов позволяют определить рациональный (или близкий к рациональному) порядок действий в области процесса подготовки и принятия управленческих решений. Тем не менее, с одной стороны, практика деятельности организаций показывает, что какой-либо установившейся методики в этом процессе, фактически не существует. А с другой стороны, руководители, менеджеры, специалисты разных уровней управления, безусловно, нуждаются в методических рекомендациях по данному вопросу. Подчеркнем, что когда речь идет о рациональном порядке действий по выработке решения, не ставится задача жесткой регламентации действий ЛПР, или установления некой процедуры, пригодной на все случаи жизни. Следует иметь в виду, что процесс принятия решений часто не может быть сведен к определенному алгоритму, которым, например, пользуются математики и программисты при решении формализованных задач. И хотя в некоторой специальной литературе можно встретить мнения представителей точных наук, которые представляют процесс подготовки и принятия решений по любой проблемной ситуации именно таким образом (т.е. как некий четкий алгоритм), тем не менее, в практике такой подход использовать крайне сложно.
Почему так происходит, и почему невозможно решать хозяйственные задачи, следуя разработанному алгоритму? На процесс принятия управленческих решений оказывает влияние множество различных факторов и условий внешней и внутренней среды: технических, организационных, экономических, социальных, психологических и других. Далеко не вся информация об этих условиях и о связях между факторами может быть формализована. Поэтому речь может идти лишь о том, чтобы дать общие рекомендации о логике действий ЛПР при принятии решений. Если иметь в виду именно общую логику выработки решения, то, как показывает практика, далеко не всякий, а лишь определенный порядок работы ЛПР способствует принятию обоснованных решений. При этом существенно отличается логика работы ЛПР разных уровней управления, а для одного и того же ЛПР порядок принятия решений будет отличаться в зависимости от сущности решаемой проблемы и класса принимаемых решений (долгосрочных, перспективных, оперативных и т.д.). В организации выделяются два уровня принятия решений: индивидуальный и организационный. Если в первом случае ЛПР больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса (рис. 2.1). В настоящее время нет единого мнения о количестве этапов, входящих в ППР даже одного класса решений, поэтому специалистами по управлению предлагаются различные схемы процесса разработки решений, различающиеся между собой степенью детализации отдельных процедур и операций [9]. > Наличие у ЛПР индивидуального умения; > Важность для индивида ППР как такового; > Классификация решений; > Наличие ошибок в решении;
> Решение определяется используемым индивидуальным стилем; > Создание и выбор альтернатив; >Взятие риска на себя. > Создание соответствующей среды; > Принятие решения к определенному моменту; > Вовлечение всех уровней управления; > Групповой характер решения; > Управление творчеством и новаторством; > Выполнение решений. Рис 2.1. Дна уровня принятия решения в организации.
В качестве примера приведем варианты моделей технологического процесса принятия решений в двух вариантах: детализированном и традиционном (рис. 2.2, 2.3). При выборе модели технологического процесса следует иметь в виду, что слишком большое число этапов ведет к излишней регламентации процесса, которого достаточно трудно придерживаться на практике. Поэтому использование, в первую очередь, детализированных моделей ППР должно соответствовать решаемым проблемам. Приведенная детализированная блок-схема технологического цикла разработки решений включает 16 блоков, что не является пределом. Например, в случае решения инновационных задач, количество блоков может существенно увеличиться (до 50), что определяется, прежде всего, сложностью этих проблем. Такие модели целесообразно использовать при решении глобальных задач развития и функционирования организации.
3. Ситуация 4. Стратегия решения 5. Оценка обстановки 6. Прогнозирование результатов 7. Подготовительный этап 8. Информационный цикл 9. Уточнение прогноза результата 10. Разработка экспертной рекомендации по элементам решения 11. Разработка решения 12. Оформление решения 13. Постановка задач исполнителя 14. Документальное оформление задач 15. Организация выполнения решения 16. Контроль Рис.2.2. Блок-схема технологии разработки и организации выполнения управленческих решений Как показывает практика, соблюдение указанной последовательности и полноты действий (рис. 2.2) не является непреложным правилом. В связи с большим разнообразием ситуаций и решений ЛПР придерживаются указанных действий далеко не всегда. Они исходят из специфики задачи: сложности ее решения, временного признака, информационной определенности, срочности разработки и используемых методов. Более традиционной является технологическая модель процесса разработки решений, приведенная на рис. 2.3. Сравнивая приведенные модели технологического процесса подготовки решений, следует отметить, что число этапов должно быть таким, чтобы оно позволяло четко прослеживать логику всего процесса и давало бы возможность практически следовать этой логике.
Кроме существа решаемой проблемы на перечень этапов технологического процесса поиска решения оказывает влияние выбор метода решения. Так, с позиции системотехники (науки о способах принятия решений в человеко-машинных системах) этапы решения проблемы включают [9]: • уточнение задачи и выбор целей; • перечисление или изобретение альтернатив; • анализ альтернатив; • выбор наилучшего решения; • предоставление результатов. При использовании методов исследования операций и системного анализа как научных методов решения задач поэтапно определяются: • цель, совокупность целей; • альтернативные средства достижения цели; • ресурсы; • построение моделей (логической и математической), позволяющих представить комплексно цели, альтернативные средства, факторы окружающей среды и ресурсы; • критерии выбора альтернатив.
I этап Выявление проблемной ситуации и постановка цели II этап Сбор всесторонней информации, выявление ограничений III этап Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта IV этап Организация выполнения принятого решения V этап Контроль выполнения решения
Определение цели. Определение критериев. Оценка результата.(К 1 эт.) Изучение вопроса. Изучение условий. (Ко 2 эт.) Разработка и оценка вариантов. Выбор оптимального решения. (К 3 эт.) Оформление приказа или распоряжения. Разработка плана реализации. Назначение ответственных лиц. (К 4 эт.) Предупреждение отклонений, срывов выполнения. Возможность принятия нового решения. (К 5 эт.) Рис. 2.3. Традиционная схема разработки и реализации упранленческих решений
Совпадение этапов в приведенных технологиях объясняется тем, что исследование операций и системный анализ составляют методологическую основу системотехники. Технологический процесс принятия и реализации решений, в совокупности представляющий предложенные в отечественной литературе [1,9] варианты ППР, ориентированные на использование научных методов, включает следующие этапы: I - Анализ проблемной ситуации. II - Формулировка и обоснование проблемы. III - Сбор и анализ дополнительных данных для уточнения поставленной задачи и точная формулировка задачи. IV - Разработка возможных вариантов (альтернатив) решения задачи. V - Выбор окончательного варианта решения (сопоставление вариантов по критерию эффективности). VI - Разработка плана реализации решения. VII - Доведение до исполнителей (разъяснение, обучение, мотивация). VIII - Контроль и регулирование. IX - Внесение необходимых корректив в решение. X - Подведение итогов и накопление опыта. Рассмотрим содержание первых пяти этапов данной технологической схемы более подробно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|