I. Анализ проблемной ситуации
Это очень важный этап всей технологической схемы, на котором нам следует остановиться подробнее. Прежде всего, отметим, что анализ проблемной ситуации позволяет определить: • причины постановки задачи принятия решения (ЗПР); • класс и тип решаемой проблемы; • факторы, влияющие на ситуацию (состояние объективных условий); • важность и срочность решения проблемы; • влияние проблемной ситуации на деятельность организации в целом; • цели, которые должны быть достигнуты при решении задачи. Причины постановки задачи принятия решения (ЗПР) могут быть внутренними и внешними [9]. В частности, это может быть случайное отклонение от заданных норм, наличие серьезных недостатков (перерасход сырья, фонда заработной платы и др.), необходимость решения тактических и стратегических задач, а также изменение конъюнктуры рынка и потребность в разработке прогнозов ее развития. Оценивая ситуацию в целом, следует стремиться к тому, чтобы составить о ней определенное ясное представление, определить влияние управляемых и неуправляемых факторов, возможности воздействия на них ЛИР. Решение или выбор некоторого курса действий осуществляется в условиях среды, которая непосредственно не зависит от деятельности данной организации и носит по отношению к последней объективный характер. Поэтому изучение этих условий, а также состояний, которые они могут принимать (так называемых состояний объективных условий) представляет значительный интерес. Под состоянием объективных условий или СОУ подразумеваются те факторы, которые оказывают влияние на ожидаемые Результаты, однако полностью или почти полностью не поддаются воздействию со стороны данной организации, принимающей решение. Это факторы политического и социально-экономического характера, экологические и почвенно-климатические условия, новые технологии, достижения научно-технического прогресса и порождаемые им изменения в жизни общества и др.
Анализ СОУ дает возможность ЛПР устанавливать своего рода критерий выполнимости предложенных альтернатив, оценивать их реальность для конкретной ситуации. В общем случае СОУ учитывается в ходе осуществления всех этапов процесса принятия решения, но имеет определяющее значение при осуществлении основных этапов процесса принятия решения: 1. Этап точной формулировки цели; 2. Этап моделирования проблемной ситуации; 3. Этап определения и оценки ожидаемых результатов действия альтернативных вариантов решения. В управленческой практике сложилась следующая классификация СОУ, в рамках которых возможно возникновение проблемной ситуации: Состояние определенности (или определенные объективные условия), когда на процесс решения проблемы реальное влияние оказывает одно главное условие, один фактор, степень воздействия которого вполне поддается измерению. Это проблемы с полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами. Определенные объективные условия представляют собой простейший вид СОУ. Принять решение, имея все необходимые сведения в достоверной форме, представляется делом сравнительно простым. Трудности при принятии решения в условиях определенности могут возникнуть в особых случаях, когда разбираются задачи такого типа, где число вариантов решения возрастает за счет числа изменений величины одного или нескольких параметров. Так как при принятии решений должно действовать правило «максимума альтернатив», то такого рода изменения порождают большое число вариантов, обсчет которых представляет значительную трудность. Исследуя такие случаи, специалисты пришли к необходимости разработки методов поиска оптимальных решений, не прибегая к тривиальному перебору вариантов. Такие методы позволяют, познав «механику» получения результатов, создавать алгоритмы, автоматически выводящие оптимальные значения параметров. Классическим примером такого метода является линейное программирование.
Таким образом, если проблема настолько ясна и понятна, что известны не только ее цели, альтернативы, критерии и затраты, но и само наиболее рациональное решение, то она является стандартной, решаемой по шаблонным правилам принятия решений. Если перечисленные элементы проблемы (цели, альтернативы, критерии, затраты, технологическая модель ППР) ясны настолько, что могут быть описаны не только качественно, но и количественно, но выбор окончательного решения из многих вариантов сложен, то принятие решения - это предмет исследования экономико-математического моделирования. Именно по стандартным (рутинным) проблемам, которым могут быть поставлены в соответствие программируемые решения, принимаются такие, которые уже известны из прошлого опыта. Эти решения хранятся в организационной памяти и сразу применяются или рассчитывается по заданному алгоритму при возникновении стандартных и хорошо структуризованных проблем. Условия оправданного риска, характеризуются наличием двух или более СОУ с известными значениями объективной вероятности их выпадения (так называемое состояние измеримой неопределенности ). Такие проблемы имеют частично управляемые и предсказуемые параметры, которые в процентном соотношении составляют от 40 % до 80 %. В проблемах данного класса цели, альтернативы, критерии и затраты известны лишь частично и их приходится выявлять при постановке и анализе проблемы. Измерение и учет выпадения того или иного состояния объективных условий производится с помощью различных типов вероятностных оценок. В схематическом виде типы СОУ и соответствующие им изменения вероятностных оценок можно представить следующим образом (рис.2.4).
Рис. 2.4. Типы СОУ и соответствующие им изменения вероятностных оценок. Поскольку неопределенность, имеющаяся здесь, упорядочивается с помощью введения вероятностных оценок, то в результате колебания переменных в рассматриваемом процессе могут быть в значительной степени предугаданы.
Пример. Пусть некто, ответственный за наличие запасных частей, должен определить условия, при которых снабжение запасными частями осуществляется наиболее оптимально. Чтобы оценить расходы для различных сравниваемых вариантов снабжения, необходимо рассмотреть в логистической схеме материальных потоков колебания потребности в запасных частях во времени. Даже если эти потребности являются неопределенной величиной благодаря тому, что получение запчастей со склада носит характер многократно повторяющегося действия, создается возможность с помощью математического аппарата получить объективную информацию о распределении колебаний потребностей во времени. Задачи принятия решений в условиях риска различаются между собой с точки зрения методов и могут быть условно поделены на четыре типа: 1. Задачи, связанные с вычислением определенных параметров; 2. Задачи на сопоставление определенных параметров со стандартными величинами; 3. Сопоставление значений, принимаемых одним и тем же параметром в разной совокупности; 4. Задачи повышенной сложности (адаптация политики управления предприятием к явлениям, подверженным случайным колебаниям: военные действия, стихийные бедствия и т.д.). Задачи 1-3 типов можно отнести, за некоторым исключением, к программируемым решениям. Все они связаны с текущей деятельностью организации и носят повторяющийся характер. Условия полной неопределенности (или неопределенные объективные условия), когда в силу многофакторности обстановки нельзя предсказать с известной степенью вероятности наступление того или иного условия (комбинации условий). Это проблемы с неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами, которые в процентном соотношении составляют свыше 90 %. Проблемы подобного плана, называемые неструктуризованными оченъ сложные, нередко неясна их сама сущность, цели являются неопределенными, альтернативы их достижения требуют сложного поиска, а критерии неоднозначны и противоречивы.
Пример. Пусть решается проблема освоения новых земельных территорий. Это можно осуществить различными способами, например, прокладыванием дорог, ссудами на переселение, льготами различного характера, надбавками к заработной плате и т.д. Бюджетные ограничения для решения проблемы установлены заранее. Необходимо найти оптимальный вариант (время, затраты) освоения территории. Условия, в которых будет происходить решение этой задачи, вполне можно отнести к неопределенным. При разработке проектов решения ЛПР (в данном контексте - ответственная комиссия) рассчитывает лишь на то, чтобы перечислить конечное число состояний объективных условий, признав, и это главное, невозможность численно оценить вероятность возникновения каждого из этих состояний. Однако опыт разработки решений в условиях неопределенности насчитывает случаи, когда вообще нельзя было сформулировать возможные состояния объективных условий. В решении таких неструктуризованных проблем наиболее важную роль играют субъективные суждения ЛПР (и/или суждения квалифицированных специалистов-экспертов). На практике между перечисленными классами проблем часто бывает трудно провести четкие границы. Более того, эти границы подвижны и изменчивы. Многие новые проблемы, выявленные вначале как неструктуризованные и слабоструктуризованные, в процессе анализа могут стать структуризованными и даже, в некоторых случаях, стандартными. Организация имеет дело с проблемами разного класса, но соотношение программируемых и непрограммируемых решений может различаться в зависимости от объективных условий ее деятельности и других факторов, определяющих степень неопределенности, в условиях которой она функционирует. Простым и наиболее доступным критерием программируемости решений является степень новизны или повторяемости данного типа решения. Фактор повторяемости лег в основу спектра решений, на одном конце которого располагаются наиболее повторяющиеся, проверенные практикой решения, характеризующиеся регламентированным стандартным подходом к проблеме, а на другом конце единичные уникальные, большей частью особо важные и новые решения, т.е. непрограммируемые решения. Непрограммируемые решения часто связывают с наличием концептуальной проблемы. Термин «концептуальная проблема» связан со словом «концепция», т.е. идея. Таким образом, концептуальная проблема - это проблема, решаемая на уровне идей. Это сложные логические, нестандартные проблемы, имеющие творческий характер. В настоящее время в науке уделяется серьезное внимание разработке формирования процедур решения концептуальных проблем, иначе - формализации эвристических процедур. Решение этих вопросов составляет содержание так называемой неформальной теории принятия решений (ТПР), представляющей современное развитие теории принятия решений.
Свойство программируемости устанавливается эмпирически, на основе осмысления и систематизации накопленного опыта по решению различного типа управленческих задач. Свойство программируемости носит качественный характер, и можно, по-видимому, указать решения, которые содержат лишь элементы, программируемости, тогда как в большинстве своем представляют собой решения непрограммируемые. Деление множества решений на программируемые и непрограммируемые в современной управленческой практике является основой для активного использования новых информационных технологий в процессах подготовки определенного класса решений. Программируемые решения позволяют создать как бы свой «банк» решений и, следовательно, стандартизировать наборы алгоритмов, альтернатив, функций относительной ценности, затраты и критерии отбора. Таким образом, состояние объективных условий представляет собой еще одно базовое понятие, оказывающего большое влияние на принятие эффективного решения. Задача ЛПР состоит в том, чтобы определить, с каким СОУ ему придется иметь дело, что во многом предопределяет метод решения, характер и число разрабатываемых альтернативных вариантов. В современной экономике, отличающейся большой динамичностью, нет недостатка в проблемах, требующих своего разрешения. Новые проблемы постоянно возникают на всех уровнях и во всех звеньях организации, хотя степень важности этих проблем, разумеется, не одинакова. Кроме того, не все проблемы возможно решить в данный момент времени, что связано с целым рядом особенностей каждой конкретной проблемы. Анализ проблемной ситуации позволяет выделить такое свойство решений как их важность. Действительно, анализ множества решений, принимаемых в процессе управления, дает возможность определить «микрорешения» и «макрорешения». Решения, касающиеся деятельности организации в целом, затрагивают вопросы большой значимости, например, выбор стратегии развития или долгосрочного курса действий. Возможны менее значимые решения, такие, как создание нового подразделения или службы, освоение нового типа продукции, строительство нового цеха. К этой группе решений примыкают еще менее важные решения: назначение определенного лица на руководящую должность, введение службы контроля качества продукции или открытие нового кафе для сотрудников организации. При этом, очевидно, что максимально важные решения затрагивают все «слои» данной организации. Решения же среднего уровня и нижних уровней затрагивают одно какое-либо подразделение (несколько подразделений) или даже одно лицо. Для них они будут являться решениями первостепенной важности, тогда как для всей организации, к тому же для длительного периода времени эти решения не представляются таковыми. На этом основании можно определить степень важности решения следующим образом: из двух решений более важным является то, которое затрагивает большее число уровней иерархии травления, начиная с минимального уровня, не пренебрегая при этом их свойством соподчиненности. Критерий оценки решений по степени их важности имеет большое значение для определения очередности решения нескольких одновременно возникших проблем. Свойство важности решения приобретает особую значимость в условиях активного развития новых информационных технологий в управлении. Однако рассмотренная выше оценка степени важности должна быть дополнена еще одной составляющей - «степенью зрелости» проблемы. Какие критерии должны лежать в основе этой оценки? «Степень зрелости» той или иной проблемы можно определить путем анализа всей совокупности объективных и субъективных условий. В процессе подобного анализа на первое место выдвигаются материальные условия, т.е. комплекс таких элементов как: уровень техники и технологии производства, наличие соответствующих видов ресурсного обеспечения (материалы, источники энергии, финансы, информация и др.), экспериментальная база (при необходимости), подготовленные кадры специалистов и квалифицированных рабочих и т.д. Поэтому с полным основанием можно считать, что наличие и степень зрелости материальных условий — это объективный основной критерий оценки возникающих проблем. Наряду с материальными условиями, большую роль играет зрелость субъективного фактора - психологическая и профессиональная готовность коллектива к решению данной проблемы. В зрелости субъективного фактора большая роль принадлежит руководителю, его способности мотивировать коллектив на решение задачи, несмотря на необходимость известного напряжения сил, переключения с привычных методов работы на новые методы. В совокупности все эти объективные и субъективные факторы позволяют определить не только степень важности и актуальности проблем, но и обосновать необходимую очередность их решения. При проведении анализа проблемной ситуации следует также учитывать, что ее появление возможно в двух вариантах: • ситуация новой проблемы, когда исходным пунктом является сама возникшая проблема; • ситуация новой возможности, когда исходным пунктом выступает новая возможность, найденная в непрерывной связи с данным кругом проблем. Ситуация новой проблемы характерна тем, что необходимо правильно поставить и сформулировать проблему. Основные усилия в организации в этом случае направляются на поиски новых идей, изучение передового опыта и т.д. Ситуация новой возможности означает наличие новых научных открытий, изобретений, технологий, и других ноу-хау. В этом случае в организации решается вопрос о реализации новых возможностей, которые требуют поиска проблем, нуждающихся в использовании нового научного открытия. И, наконец, на этом этапе учитывается состав и приоритетность целей, определяются ограничения по частным целям решения. На первом этапе применяются как логический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщения, абстрагирование), так и различные методы исследования (причинно-следственный анализ, «дерево целей», моделирование эксперимент: технологический, экономический, социальный, комбинированный), а также интуиция разработчиков. II - Формулировка и обоснование проблемы. Как следует из рассмотрения первого этапа технологического процесса (модели) разработки и принятия решения, на характер проблемы оказывает влияние конкретная ситуация, в которой она возникает и разрешается. Даже однотипные проблемы на разных объектах управления решаются по-разному. Поэтому правильно сформулировать проблему - это значит не только отразить ее специфическое содержание, но и дать убедительное обоснование возможности ее решения в данной ситуации. Специалисты-практики в области управления и менеджмента любят подчеркивать, что правильно понять и ясно сформулировать проблему - значит на 50 % решить ее. На этом этапе могут оказаться полезными кроме логического инструментария методы исследования операций (управление запасами, задачи массового обслуживания, задачи контроля качества и т.д.) и структуризации. Структуризация - это возможность количественного выражения зависимостей между элементами проблемной ситуации. В зависимости от принадлежности решаемой проблемы к структуризованным, слабо структуризованным или неструктуризованным возможно использование соответствующи методов - количественного анализа; системного анализа; интуиции и логики, теоретических рассуждений. III - Сбор и анализ дополнительных данных для уточнения поставленной задачи и ее точная формулировка - необходимоеусловие для успешного решения проблемы. Прежде всего, необходимо отметить, что подготовка решения проводится на основе информации, специально собираемой и анализируемой поданной проблеме. Объем информации зависит от сложности задачи, в определенной мере, от квалификации и опыта ЛИР. В любом случае она должна быть полной, достоверной, своевременной. Поскольку источники получения информации могут быть самые разные, следует учитывать и возможность получения искаженной или вообще неверной информации. На основе полученной и обработанной информации проводится организационная или социально-экономическая диагностика изучаемой организации, в ходе которой определяются ее сильные и слабые стороны. Точный или близкий к точному диагноз состояния организации всегда способствует принятию наиболее обоснованного решения. Качественная (не формализуемая) информация изучается с помощью такого логического инструментария как: сравнение, аналогии, анализ, синтез, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные умозаключения, различные методы доказательств. Если информация сравнительно легко формализуется, то для ее обработки и анализа широко используются количественные методы группировки, составление статистических таблиц, корреляционный анализ, логико-математические методы и ряд других. В точно сформулированной задаче должны быть четко отражены [9]: • полная и объективная характеристика сложившейся ситуации, в том числе: факторы, влияющие на принятие решений; причины нежелательных явлений; средства решения задачи (реально существующие); условия решения задачи (определенность, риск, неопределенность) и др.; • значимость решаемой задачи для деятельности организации и ее отдельных структурных подразделений; • сроки выполнения задачи; • цель, ограничения, как количественные, так и качественные, при выборе альтернатив решения задачи; • конкретные критерии оценки эффективности решений (количественные и качественные). IV - Разработка возможных вариантов (альтернатив) решения задачи. Как определить тот минимум вариантов, который, тем не менее, будет достаточным, чтобы выбрать из них один вариант? Какими методами следует воспользоваться при разработке альтернативных вариантов? Попытаемся кратко (в рамках данной лекции) ответить на эти вопросы. Количество разрабатываемых альтернативных вариантов решения зависит от ряда факторов, в числе которых сложность, класс и тип решаемой проблемы, ресурсные возможности (например, время, финансы, технологии, наличие квалифицированного персонала), ограничивающие условия и т.д. С одной стороны, чем большее количество альтернатив разрабатывается, тем больше уверенность в том, что в их число попадет искомый оптимальный вариант. Поэтому теоретически, при наличии соответствующих возможностей, можно разработать столько альтернативных вариантов, сколько этого требует решаемая проблема [5]. С другой стороны, значительное количество вариантов решения существенно затрудняет расчеты по оценке их эффективности, а также снижает экономичность выбранного варианта. Поэтому с точки зрения выполнения требований к управленческим решениям, а также подтверждаемых практикой соображений, число отбираемых вариантов, в реальности выполнения которых нет сомнения, колеблется в пределах от 3 до 7. Разработка возможных вариантов начинается уже при уточнении формулировки задачи, а также при выборе критерия оценки эффективности. Учитывая, что условия возникновения проблемной ситуации могут быть разными (о чем говорилось выше), приведем классификационное «дерево» ЗПР и методов их решения (рис.2.5). Задача принятия решения (ЗПР) возникает в том случае, когда существует цель, которую нужно достичь, когда возможны различные способы ее достижения и существуют факторы, ограничивающие возможности достижения цели. Представленное классификационное «дерево» ЗПР, безусловно, не претендует на отражение всех методов решения проблемных ситуаций, а дает лишь самое общее представление о возможных направлениях их использования. Так, например, в классификационном «дереве» не указаны широко используемые эвристические методы, имеющие определенную специфику применения.
Рис. 2.5. Классификационное «дерево» ЗПР и методов их решения.
Напомним, что решения принимаются в условиях, когда существует более одного способа достижения цели, или, иначе несколько альтернатив. С различными альтернативами могут быть связаны различные затраты и различные вероятности достижения цели. Эти затраты и вероятности не всегда могут быть точно определены, появляется неточность и неопределенность. Если существует лишь одна линия поведения, то выбора нет, и, следовательно, решение принимать не требуется - оно очевидно. Факторы, ограничивающие возможность выбора способов действий, или иначе — дисциплинирующие условия, можно укрупненно разделить на три группы: • экономические (ресурсы) - время, финансовые средства, трудовые ресурсы, производственные возможности; • технические, непосредственно связанные с инженерным анализом и выработкой требований к техническим характеристикам объектов (габариты, прочность, надежность, точность и т.д.); • социальные, в том числе и чисто человеческие, которые выражают требования не только социальной целесообразности осуществления той или иной альтернативы, но и этики, морали. При формировании набора вариантов следует учитывать опыт решения аналогичных задач в прошлом, однако не ограничиваться этим в интересах поиска наиболее рациональных способов решения задач. V - Выбор окончательного варианта решения (сопоставление вариантов по критерию эффективности). В процессе отбора альтернатив соблюдаются определенные правила, подходы, приемы. Определенные наметки вариантов решения появляются у ЛПР еще на стадии оценки и выводов из анализа информации, а иногда и раньше. Это первые контуры решения, которые обретают рельефные черты в процессе их специальной разработки: формулировки, оценки, сравнения и т.д. Интересно, что этот процесс в целом Б. Гурней называет «процессом созревания решения» [3]. Трудность, с которой приходится сталкиваться ЛПР на этой стадии, заключается в определении критериев отбора. Как из множества вариантов (иногда это несколько десятков) выбрать те, которые принято называть оптимальными? Какими критериями отбора следует руководствоваться при осуществлении выбора варианта решения, сравнения вариантов между собой и оценки степени достижения поставленной цели? Правильный выбор критерия эффективности, по мнению специалистов, эквивалентен правильной формулировке задачи, так как нередко сам критерий способствует определению направлений решения задачи. Как правило, эти критерии определяются на основе цели, сформулированной еще на стадии выявления и обосновании проблемы. Всякая цель содержит в себе в скрытом виде критерии решения. Например, когда цель заключается в увеличении количества производимых товаров, то критерием может быть прирост объема выпускаемой продукции без снижения ее качества. Если выбор альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым (одноцелевым) или одно-критериальным. В том случае, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным (многоцелевым) или многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее число решений является многокритериальными, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.д. [5]. Выбор критерия эффективности далеко не простая задача. В качестве критерия могут быть соответственно минимальное или максимальное значение таких показателей, как затраты, производительность труда, использование оборудования, производственных фондов и др. Существует и множество качественных критериев эффективности, среди которых качественный состав работников, авторитет руководителя, качество продукции. Неверно выбранный критерий может привести к ошибочным выводам, к дезорганизации в работе, поэтому необходимо учитывать некоторые рекомендации [9]: • критерием может быть как один, так и несколько показателей. Однако частные критерии (для отдельных подсистем предприятия) должны быть увязаны с общесистемными критериями (относительно интересов предприятия в целом); • в качестве критериев могут быть не только максимальные или минимальные значения показателей, но и границы допустимости, за пределами которых повышение эффективности либо несущественно, либо сопряжено со значительными трудностями; • если количество критериев достаточно велико, их следует сгруппировать и из более важной группы выбрать основной критерий. В заключении отметим, что при решении крупных проблем, когда разработкой вариантов занимаются группы специалистов, они же представляют ЛПР рекомендации, обоснованные соответствующими расчетами. Решение же принимает тот, кто несет за него непосредственную ответственность — ЛПР. Он может предварительно выслушать мнение специалистов, знакомых с данной проблемой, учесть влияние качественных факторов (например, восприятие решения сотрудниками организации), организовать обсуждения на производственных совещаниях. Что касается остальных этапов модели ППР, то их наиболее существенные особенности мы затронем в последующих разделах курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|