Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути повышения педагогической культуры социального




Работника

Существует множество путей формирования социально-педагоги-

ческой культуры специалиста социальной сферы.

Первый путь — способствовать повышению общей культуры спе-

циалиста. Именно она определяет личность и помогает наиболее пол-

ному проявлению ее педагогической культуры.

В основе второго пути лежит углубление и расширение личного пе-

дагогического опыта социального работника применительно к реали-

зации его в условиях социальной сферы. Он включает:

а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицин-

ской, психологической, педагогической и социальной области. Это

те знания, которые характеризуют собственно педагогическую под-

готовку и определяют его компетенцию в использовании их в работе

именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные про-

блемы;

б) усвоение педагогических технологий, методов и методик, средств

и приемов, необходимых специалисту для практического применения

в социальной сфере;

в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту

наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в про-

цессе социальной работы: овладение и совершенствование навыков

самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и

опосредованного воздействия на человека, культуры общения и куль-

туры речи;

г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в

социальной сфере.

Третий путь включает создание условий для наиболее активного

использования социально-педагогической подготовки в процессе со-

циальной работы.

Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реа-

лизации педагогических аспектов в процессе социальной работы.

Глава 18. Педагогическая культура социального работника 263

Пятый — изучение и использование опыта ведущих специалистов

социальной работы, активно реализующих на практике свою педаго-

гическую подготовку.

Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивости

самого социального работника в педагогическом и профессиональном

самосовершенствовании.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой

работника социальной сферы принадлежит ему самому, его системе

работы над собой. Существует выражение ォкультура профессиональ-

ного самообразования педагогаサ (Г.М. Коджаспирова). Она является

высшей формой удовлетворения познавательной потребности лич-

ности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых

усилий, с высокой степенью сознательности и организованности

человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое

самосовершенствование. Культура самообразования формируется у

будущего социального работника в ходе его обучения, профессио-

нального становления в условиях учебного заведения. Она получает

дальнейшее развитие после выпуска в период его адаптации как мо-

лодого специалиста в должности, в процессе последующей его про-

фессиональной деятельности.

Ни один из изложенных путей отдельно не решает проблемы по-

вышения педагогической культуры работника социальной сферы.

Только в комплексе при заинтересованности самого специалиста они

могут действительно способствовать решению проблемы повышения

его социально-педагогической культуры.

Типичные уровни проявления педагогической культуры

Социального работника

В специальной литературе выделяют уровни педагогической куль-

туры, характеризующие человека. Применительно к специалисту со-

циальной сферы их можно определить следующим образом:

Глава 18. Педагогическая культура социального работника 261

Высокий уровень развития социально-педагогической культуры

характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической

деятельности, глубоко усвоившего опыт ее реализации в процессе со-

циальной работы, общении с людьми, заинтересованного в педагоги-

ческом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего

этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой

специалист, как правило, добивается высоких результатов в своей

практике. Педагогический аспект придает его профессиональной дея-

тельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении

с ним чувствуют себя чаще всего удовлетворенными.

Средний (достаточный) уровень характерен для специалиста,

предрасположенного к социально-педагогической деятельности,

имеющего определенный опыт в ней, постоянно работающего над

своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализу-

ющего этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический

аспект работы такого социального работника помогает ему в нала-

живании контакта с клиентом и отражается на достигаемых резуль-

татах.

Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста

характерен для людей, которые не осознали важность педагогического

аспекта в социальной работе, относятся к профессиональной деятель-

ности как к ремеслу. От общения с ними нередко остается тяжелый

осадок, и даже при решении социальной проблемы клиент испытыва-

ет чувство неудовлетворения. В их работе далеко не всегда ощущается

участие, желание действительно помочь клиенту.

Существуют и различные виды ォдеформированнойサ культуры

специалиста. Их своеобразие может быть самым непредсказуемым и

определяется в значительной степени результатами предшествую-

щего воспитания и профессиональной подготовки. Формы проявле-

ния такой культуры также могут быть самыми разнообразными,

включая грубость, неуважение к клиенту, отношение к нему, как к

тому, кто загружает специалиста ォне существеннымиサ проблемами

и пр. Среди таких социальных работников, в свою очередь, выделя-

ются две подгруппы: не получившие элементарного воспитания для

самопроявления в обществе, работы с людьми (для некоторых из

них социальная работа вообще противопоказана); получившие не-

правильное профессиональное образование (их учителя сами пред-

ставляли деформированный тип специалиста), что и сказалось на их

подготовке.

Имеет место подход, когда при определении уровня культуры со-

циального работника исходят из его социального положения: выпуск-

262 Раздел IV. Среда и формирование личности

ник, прошедший этап адаптации в профессиональной деятельности,

имеющий опыт и пр. С таким подходом трудно согласиться. Человек

оценивается по уровню культуры с учетом его возраста и социального

положения. Выпускник учебного заведения усваивает культуру начи-

нающего специалиста и оцениваться должен соответственно. Однако

с ростом его профессионализма возрастают и критерии оценки его

уровня культуры.

68.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...