Пути повышения педагогической культуры социального
Работника Существует множество путей формирования социально-педагоги- ческой культуры специалиста социальной сферы. Первый путь — способствовать повышению общей культуры спе- циалиста. Именно она определяет личность и помогает наиболее пол- ному проявлению ее педагогической культуры. В основе второго пути лежит углубление и расширение личного пе- дагогического опыта социального работника применительно к реали- зации его в условиях социальной сферы. Он включает: а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицин- ской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую под- готовку и определяют его компетенцию в использовании их в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные про- блемы; б) усвоение педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере; в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в про- цессе социальной работы: овладение и совершенствование навыков самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и куль- туры речи; г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в социальной сфере. Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки в процессе со- циальной работы. Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реа- лизации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 263 Пятый — изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педаго- гическую подготовку. Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании. Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой работника социальной сферы принадлежит ему самому, его системе работы над собой. Существует выражение ォкультура профессиональ- ного самообразования педагогаサ (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности лич- ности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Культура самообразования формируется у будущего социального работника в ходе его обучения, профессио- нального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие после выпуска в период его адаптации как мо- лодого специалиста в должности, в процессе последующей его про- фессиональной деятельности. Ни один из изложенных путей отдельно не решает проблемы по- вышения педагогической культуры работника социальной сферы. Только в комплексе при заинтересованности самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры. Типичные уровни проявления педагогической культуры Социального работника В специальной литературе выделяют уровни педагогической куль- туры, характеризующие человека. Применительно к специалисту со- циальной сферы их можно определить следующим образом:
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 261 Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее реализации в процессе со- циальной работы, общении с людьми, заинтересованного в педагоги- ческом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой специалист, как правило, добивается высоких результатов в своей практике. Педагогический аспект придает его профессиональной дея- тельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении с ним чувствуют себя чаще всего удовлетворенными. Средний (достаточный) уровень характерен для специалиста, предрасположенного к социально-педагогической деятельности, имеющего определенный опыт в ней, постоянно работающего над своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализу- ющего этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический аспект работы такого социального работника помогает ему в нала- живании контакта с клиентом и отражается на достигаемых резуль- татах. Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста характерен для людей, которые не осознали важность педагогического аспекта в социальной работе, относятся к профессиональной деятель- ности как к ремеслу. От общения с ними нередко остается тяжелый осадок, и даже при решении социальной проблемы клиент испытыва- ет чувство неудовлетворения. В их работе далеко не всегда ощущается участие, желание действительно помочь клиенту. Существуют и различные виды ォдеформированнойサ культуры специалиста. Их своеобразие может быть самым непредсказуемым и определяется в значительной степени результатами предшествую- щего воспитания и профессиональной подготовки. Формы проявле- ния такой культуры также могут быть самыми разнообразными, включая грубость, неуважение к клиенту, отношение к нему, как к тому, кто загружает специалиста ォне существеннымиサ проблемами и пр. Среди таких социальных работников, в свою очередь, выделя- ются две подгруппы: не получившие элементарного воспитания для
самопроявления в обществе, работы с людьми (для некоторых из них социальная работа вообще противопоказана); получившие не- правильное профессиональное образование (их учителя сами пред- ставляли деформированный тип специалиста), что и сказалось на их подготовке. Имеет место подход, когда при определении уровня культуры со- циального работника исходят из его социального положения: выпуск- 262 Раздел IV. Среда и формирование личности ник, прошедший этап адаптации в профессиональной деятельности, имеющий опыт и пр. С таким подходом трудно согласиться. Человек оценивается по уровню культуры с учетом его возраста и социального положения. Выпускник учебного заведения усваивает культуру начи- нающего специалиста и оцениваться должен соответственно. Однако с ростом его профессионализма возрастают и критерии оценки его уровня культуры. 68.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|