Государственные и негосударственные учреждения
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специа- лизированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.. К государственным социальным учреждениям для несовершенно- летних относятся: а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолет- них; б) социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют — это пристанище для ребенка. Он призван его принять, при- зреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют — это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место житель- ства и определить возможности его целесообразного устройства. В на- стоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориен- тировались на содержание детей до 3—6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года); в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;Основные виды образовательных учреждений: • детский дом — это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения роди- телей. • Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одно- го или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.
• Детский дом семейного типа — это специально созданный дет- ский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его яв- ляется то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций. .
Социализация человека как социально-педагогическое Явление Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин ォсоциали- зацияサ пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было ォобобществлениеサ — земли, средств производства и т.п. Приме- нительно к человеку он нашел отражение в работе американского со- циолога Ф.Г. Гиддингса ォТеория социализацииサ (1887). В ней термин ォсоциализацияサ, применяется в значении близком к современному: ォразвитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизниサ. Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс станов- ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она озна- чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свиде-
тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — 44 Раздел II. Социальное формирование личности это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребе- нок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстни- ков. В этом случае социализация как результат характеризует соци- альный статус ребенка по отношению к его сверстникам. Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смыс- ле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общест- венные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соци- альных групп и личности. В более узком смысле — это нравствен- ные и эстетические императивы (требования), выработанные чело- веческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность соци- альных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные прояв- ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимо- действия с другими людьми, профессиональной деятельности, вы- полнения различных социальных ролей. Наследственные и врожденные особенности составляют определен- ный потенциал, определяющий предрасположенность человека в раз- витии. В процессе социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осу- ществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в формировании человека, становлении его как личности. Такие пред- расположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности. Позитивные предрасположения — это наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного раз- вития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии
может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с детьми, имеющими особые нужды. Негативные предрасположения — это те характерные особенности, которые либо ограничивают его в возможностях социального разви- тия, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный ха- рактер, что может негативно сказаться на его социальном развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|