Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные и негосударственные учреждения




Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специа-

лизированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в

социальной реабилитации..

К государственным социальным учреждениям для несовершенно-

летних относятся:

а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолет-

них;

б) социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль,

приют — это пристанище для ребенка. Он призван его принять, при-

зреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют — это место

временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной

ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место житель-

ства и определить возможности его целесообразного устройства. В на-

стоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориен-

тировались на содержание детей до 3—6 месяцев, однако жизнь

потребовала увеличить время до одного года);

в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;Основные виды образовательных учреждений:

детский дом — это специальное учреждение для содержания,

ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения роди-

телей.

Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одно-

го или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения

родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на

несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов

семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей;

несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой

живут и свои, и приемные дети, и пр.

Детский дом семейного типа — это специально созданный дет-

ский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его яв-

ляется то, что среда сформированной семьи может оказаться

недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели,

взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы

к выполнению родительских функций.

.

 

Социализация человека как социально-педагогическое

Явление

Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин ォсоциали-

зацияサ пришел из политэкономии, где его первоначальным значением

было ォобобществлениеサ — земли, средств производства и т.п. Приме-

нительно к человеку он нашел отражение в работе американского со-

циолога Ф.Г. Гиддингса ォТеория социализацииサ (1887). В ней термин

ォсоциализацияサ, применяется в значении близком к современному:

ォразвитие социальной природы или характера индивида, подготовка

человеческого материала к социальной жизниサ.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс станов-

ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и

опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих

данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и

обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и

результат социального формирования личности. Как процесс она озна-

чает социальное становление и развитие личности в зависимости от

характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к

ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свиде-

тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для

естественного социального развития как личности. Как проявление

44 Раздел II. Социальное формирование личности

это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального

развития в системе конкретных общественных отношений. По ней

судят об уровне социального развития. Как результат она является

основополагающей характеристикой человека и его особенностей как

социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребе-

нок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстни-

ков. В этом случае социализация как результат характеризует соци-

альный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смыс-

ле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общест-

венные явления и факты реальной действительности с точки зрения

их соответствия или несоответствия потребностям общества, соци-

альных групп и личности. В более узком смысле — это нравствен-

ные и эстетические императивы (требования), выработанные чело-

веческой культурой и являющиеся продуктами общественного

сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность соци-

альных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности

личности в определенном социуме. Он включает различные прояв-

ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимо-

действия с другими людьми, профессиональной деятельности, вы-

полнения различных социальных ролей.

Наследственные и врожденные особенности составляют определен-

ный потенциал, определяющий предрасположенность человека в раз-

витии. В процессе социального развития и воспитания человека он

может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осу-

ществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в

формировании человека, становлении его как личности. Такие пред-

расположения можно подразделять в зависимости от их социальной

важности и перспективности.

Позитивные предрасположения — это наиболее целесообразный

базис социальных задатков для стимулирования направленного раз-

вития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии

может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и

самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с

детьми, имеющими особые нужды.

Негативные предрасположения — это те характерные особенности,

которые либо ограничивают его в возможностях социального разви-

тия, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный ха-

рактер, что может негативно сказаться на его социальном развитии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...