Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогические возможности СМИ




Средства массовой информации (СМИ) обладают огромными воз-

можностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они

становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фак-

тором формирования мировоззрения значительных людских масс, по-

буждения их к тем или иным активным действиям.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) СМИ: виды и основные функции;

2) основные методы воздействия СМИ на личность и группу.

ァ 1. СМИ: виды и основные функции

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все ка-

налы доведения информации до широкой общественности (пресса,

книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.).

Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечиваю-

щие сбор, обработку и распространение информации в массовом мас-

штабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно-

творческое воздействие;

• компьютерные технологии

 

 

Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги).

Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его оСнове лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает

их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становят-

ся источником научения. Для того чтобы происходило социальное на-

учение человека, необходимо, чтобы имело место:

1) наличие примера;

2) запоминание модели поведения;

3) осмысление действий;

4) мотивация;

5) реализация модели поведения.

• Теория культивирования (постепенного формирования образа

мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, много-

кратное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяже-

нии продолжительного времени способствует постепенному измене-

нию у их потребителей представлений об информируемом явлении,

процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию спо-

собствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное

 

применение в процессе решения определенных политических задач,

проведения предвыборных кампаний и пр.

• Теория социализации (теория социального развития). Благода-

ря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они стано-

вятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до

4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом со-

циального развития. С помощью телевидения они узнают о мире

взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, при-

сущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и моло-

дежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств,

ориентированных на их психологию (элементы развлекательности,

состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему

влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени

видна позитивная и негативная роль СМИ.

 

 

70.

Сущность понятия ォтрудные жизненные ситуацииサ

Для детей, их типология

В отечественной и международной практике существует выраже-

ние — трудная жизненная ситуация, означающее переживания чело-

века, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его

благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не

всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него

выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества.

Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизнен-

ной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход

из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство ста-

рается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути

оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуа-

цию. Главная цель государства (общества) создать наиболее опти-

мальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

В Федеральном законе Российской Федерации ォОб основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерацииサ от 24 июля

1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз-

176 Раздел IV. Среда и формирование личности

ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на

себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним отно-

сится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь

место в ряде случаев:

а) смерть родителей;

б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной

защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;

в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди-

тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра-

нение от воспитания ребенка);

г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих

обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию

здоровья — опасность заразить ребенка и пр.);

д) длительное отсутствие родителей (например, длительная ко-

мандировка);

е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини-

мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при

условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опас-

но для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не

зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболе-

вание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);

ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законо-

дательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по от-

ношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля-

ющими родительскими правами.

В обязанности родителей входит:

• содержание детей;

• создание нормальных условий для их жизнедеятельности;

• быть законными их представителями и выступать в защиту их

прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;

• воспитание их.

Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав

детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обраще-

ния и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осу-

ществляться только по решению суда. Родители, лишенные родитель-

ских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком,

но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой

родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со-

вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предостав-

ления другого жилого помещения. При лишении родительских прав

обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и

попечительства;

Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 177

з) невозможность родителями по тем или иным причинам выпол-

нять свои родительские обязанности:

отбывание наказания;

— признание их недееспособными, когда они не могут по состоя-

нию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям

(физические возможности или психические отклонения);

— кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять ро-

дительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и

вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные

условия);

и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется

специальная профессиональная помощь и (или) защита:

• инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья

приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном

(коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обуче-

нии и воспитании;

• недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие

дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекцион-

но-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;

• жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологи-

ческих и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном слу-

чае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических

и социальных мер по оказанию помощи ребенку;

• дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных

переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;

• дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в

семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами.

Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб

интересам детей (например, создание препятствий в обучении, скло-

нение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению

спиртных напитков или наркотиков и т.п.);

• дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в вос-

питательной колонии;

• дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном уч-

реждении;

• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в ре-

зультате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не

могут быть преодолены, в том числе и семьей.

В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечи-

тельства — органы местного самоуправления, на которые возложены

обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попе-

чения родителей.

12 - 5887

178 Раздел IV. Среда и формирование личности

Органы опеки и попечительства призваны:

• выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;

• брать таких детей на учет;

• подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения

родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью.

С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и

других типов семей;

• осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им

необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома от-

дыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы);

способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания

ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социаль-

ных педагогов; содействие улучшению жилищных условий);

• осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, вы-

полнением возложенных на приемную семью родительских обязан-

ностей по его воспитанию и образованию.

В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к при-

емным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать

меры по защите их прав.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...