Социально-педагогические возможности СМИ
Средства массовой информации (СМИ) обладают огромными воз- можностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фак- тором формирования мировоззрения значительных людских масс, по- буждения их к тем или иным активным действиям. Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем: 1) СМИ: виды и основные функции; 2) основные методы воздействия СМИ на личность и группу. ァ 1. СМИ: виды и основные функции Средства массовой информации — понятие, объединяющее все ка- налы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечиваю- щие сбор, обработку и распространение информации в массовом мас- штабе. К основным видам СМИ относятся: • радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие; • печать — словесное и графическое воздействие; • кино — художественно-образное воздействие; • телевидение — интегрированное акустическое и художественно- творческое воздействие; • компьютерные технологии
Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его оСнове лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становят- ся источником научения. Для того чтобы происходило социальное на- учение человека, необходимо, чтобы имело место: 1) наличие примера;
2) запоминание модели поведения; 3) осмысление действий; 4) мотивация; 5) реализация модели поведения. • Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, много- кратное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяже- нии продолжительного времени способствует постепенному измене- нию у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию спо- собствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное
применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр. • Теория социализации (теория социального развития). Благода- ря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они стано- вятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом со- циального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, при- сущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и моло- дежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.
70. Сущность понятия ォтрудные жизненные ситуацииサ Для детей, их типология В отечественной и международной практике существует выраже- ние — трудная жизненная ситуация, означающее переживания чело- века, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его
благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизнен- ной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство ста- рается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуа- цию. Главная цель государства (общества) создать наиболее опти- мальные условия для жизни ребенка и его воспитания. В Федеральном законе Российской Федерации ォОб основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацииサ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз- 176 Раздел IV. Среда и формирование личности ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним отно- сится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев: а) смерть родителей; б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений; в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди- тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра- нение от воспитания ребенка); г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.); д) длительное отсутствие родителей (например, длительная ко- мандировка); е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини- мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опас- но для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболе- вание, стечение тяжелых обстоятельств и другие); ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законо- дательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по от- ношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля-
ющими родительскими правами. В обязанности родителей входит: • содержание детей; • создание нормальных условий для их жизнедеятельности; • быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий; • воспитание их. Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обраще- ния и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осу- ществляться только по решению суда. Родители, лишенные родитель- ских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со- вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предостав- ления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства; Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 177 з) невозможность родителями по тем или иным причинам выпол- нять свои родительские обязанности: — отбывание наказания; — признание их недееспособными, когда они не могут по состоя- нию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения); — кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять ро- дительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия); и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита: • инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обуче- нии и воспитании; • недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекцион-
но-компенсаторном развитии, обучении и воспитании; • жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологи- ческих и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном слу- чае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку; • дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях; • дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, скло- нение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.); • дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в вос- питательной колонии; • дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном уч- реждении; • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в ре- зультате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей. В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечи- тельства — органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попе- чения родителей. 12 - 5887 178 Раздел IV. Среда и формирование личности Органы опеки и попечительства призваны: • выявлять детей, оставшихся без попечения родителей; • брать таких детей на учет; • подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей; • осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома от- дыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы); способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социаль- ных педагогов; содействие улучшению жилищных условий); • осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, вы- полнением возложенных на приемную семью родительских обязан- ностей по его воспитанию и образованию. В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к при- емным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|