Партийная» идеология и «объективная» наука
Иным традиционным расчленением общественного сознания является выделение в нем элементов, окрашенных в тона классовых, «партийных» интересов, описываемых в терминах классовой принадлежности, и элементов нейтральных по отношению к тому или иному классу общества, содержащих в себе «объективное» знание. Применительно к антагонистическим обществам данное различение выступает обычно как различение, с одной стороны, идеологии и, с другой — науки [16]. Правда, довольно часто суть различия между наукой и идеологией усматривают в том, что первая-де является адекватным отражением действительности, в то время как вторая — типичный образец извращенного сознания. Однако подобный взгляд неверен. И прежде всего фактически. Как известно, наука никогда в жизни не представляла и не может представлять собой собрания одних абсолютных истин; в ее тексте наряду с точными знаниями всегда содержится немало ложных предложений. А с другой стороны, и идеология, в том числе идеология господствующих классов в условиях досоциалистических формаций, вовсе не является одним только ложным сознанием, полностью исключающим элементы научного знания о мире; совсем наоборот: идеология французских материалистов и итальянских просветителей, Руссо и Локка, Спинозы и Гегеля сыграла роль важнейших вех на пути научного постижения закономерностей общественного развития. Тем более неправомерно указанное противопоставление применительно к новой эпохе — эпохе становления и борьбы пролетариата. Идеология, вырабатываемая рабочим классом и получающая свое наивысшее выражение в марксизме, качественно отличается от всех предшествующих идеологий. «Коммунистическая революция,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии»,— есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого» [17]. И это коренное отличие состоит не только в содержании идей. С появлением марксизма коренным образом меняется форма идеологии — последняя впервые в истории становится наукой, совпадает с ней по своей гносеологической природе.
Но даже и в той мере, в какой отмечаемое противопоставление идеологии как извращенного сознания и науки как точного знания о мире опирается на факты и, следовательно, содержит элементы истины, оно все равно не схватывает главного, существенного в отношении между наукой и идеологией. Дело в том, что по своему содержанию это противопоставление выражает значительно более широкое отношение — между истиной (которая, как известно, не является специфической принадлежностью одной лишь науки, но может входить, скажем, и в состав «практического рассудка») и ложью (чья сфера опять же значительно шире, нежели только идеология, так как охватывает, к примеру, и так называемое обыденное сознание). Поэтому, если иметь в виду проблему отношения общественного мнения к идеологии и науке, последние никак нельзя рассматривать в качестве синонимов понятий соответственно лжи и истины — вопрос об отношении общественного мнения к истинному и ложному знанию представляет собой самостоятельную проблему и должен быть проанализирован особо и в своем месте. Суть различия между идеологией и наукой, независимо от того, идет ли речь об их положении в антагонистических обществах или при социализме, состоит, как мы уже сказали вначале, в том, что в рамках первой знание (пусть самое точное, адекватное действительности) всегда неизбежно окрашено в «цвет» того или иного класса, непосредственно выражает классовые интересы или, так или иначе, приспособлено к ним, в то время как в рамках второй оно «нейтрально», одинаково приемлемо для всех классов, в том числе и для классов с антагонистическими интересами. Разумеется, и в текст науки (даже самой отдаленной от социальных проблем, например, в естествознание) входят предложения, несущие на себе более или менее сильно выраженный отпечаток классовой принадлежности. Однако когда и поскольку мы сталкиваемся с подобным явлением, тогда и постольку мы как раз и говорим, что в данную науку включен «идеологический момент».
В свете настоящего различения уже вполне правомерным является вопрос: к какой из рассматриваемых сфер общественного сознания — науке или идеологии — следует отнести общественное мнение? И ответ на него, как и в случае с рассмотрением форм общественного сознания, снова не может быть дан в рамках строгой дизъюнкции. С одной стороны, субъективный мир людей является отражением их объективного, социального положения, поэтому естественно, что в классовом обществе границы мнений по многим вопросам сплошь и рядом совпадают с границами классов и социальных групп, особенно, если речь идет о вопросах, так или иначе затрагивающих непосредственные социальные — материальные или духовные — интересы людей. В таких случаях мы сталкиваемся с положением, при котором, скажем, рабочий класс, именно как класс и целом, имеет мнение, отличное от мнения, разделяемого классом капиталистов, равно как и от мнений других социальиых сред — крестьянства, мелкой буржуазии города, интеллигенции и т. д. И в этом смысле, следовательно, можно говорить о том, что общественное мнение имеет (может иметь) классовый характер, то есть представляет собой известное идеологическое образование. Но, с другой стороны, не менее известно, что существуют и такие вопросы, мнение по которым складывается независимо от принадлежности людей к той или иной социальной среде, точнее, разделяется (может разделяться) одновременно различными социальными группами и классами. Именно в такие моменты появляется на свет термин «народное мнение». Его реальность можно было наблюдать задолго до наших дней, например в период Великой французской революции, когда действовало единое антифеодальное мнение, разделяемое как восходящей буржуазией, так и эксплуатируемыми трудящимися массами. Особенно же резко возможность существования такого общественного мнения возрастает сейчас, в современных условиях, в связи с изменившимся характером проблематики, по которой высказываются мнения, с развитием технических возможностей для формирования и распространения мнений, наконец, с возникновением и развитием качественно нового типа общества, характеризующегося уже с момента своего зарождения довольно сильным единым народным мнением.
Впрочем, все эти вопросы мы еще будем специально рассматривать ниже. Сейчас же о них упоминается лишь для того, чтобы подчеркнуть, что общественное мнение не может быть умещено в альтернативу: «объективная» наука — «классовая» идеология. В зависимости от обстоятельств оно может быть то «партийным», пристрастным, то, напротив, «беспартийным», нейтральным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|