Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сферы приложения психологического подхода к науке




Мотивация и личность

Абрахам Гарольд Маслоу.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ И ВТОРОМУ ИЗДАНИЯМ БЛАГОДАРНОСТИ

Глава 1

Психологический подход к науке Психология ученых Сферы приложения психологического подхода к науке

Глава 2

Проблемный и технократический подход в науке Приоритет средства над целью Приоритет средств и догматизм в науке

Глава 3

Предисловие к теории мотивации Индивидуум как интегрированное целое Голод как парадигма Цель и средство Желания и культура Множественные мотивации Мотивационные состояния Взаимосвязь мотиваций К вопросу о перечнях потребностей Классификация мотивов Мотивация и эксперименты на животных. Окружающая среда Интеграция Немотивированное поведение Возможность осуществления Влияние реальности К вопросу о необходимости исследования здоровой мотивации

Глава 4

Теория человеческой мотивации Введение Базовые потребности Другие характеристики базовых потребностей,

Глава 5

Значение концепции удовлетворения для психологической теории Общие последствия удовлетворения Научение и удовлетворение базовой потребности Удовлетворение потребности и формирование характера Концепция здорового удовлетворения Феномены, частично детерминированныебазовым удовлетворением Патология, вызванная удовлетворением Функциональная автономия высших потребностей Некоторые феномены, связанные с базовым удовлетворением

Глава 6

Инстинктоподобная природа базовых потребностей Теория инстинктов Концепция инстинктоидности базовых потребностей

Глава 7

Потребности высшие и низшие Различия между высшими и низшими потребностями Некоторые последствия различения высших и низших потребностей

Глава 8

Психопатогенез и теория угрозы Депривация, фрустрация и угроза Конфликт и угроза

Глава 9

Инстинктоподобна или нет деструктивность? Этологические данные Данные детской психологии Антропологические данные Некоторые теоретические соображения об источниках деструктивногоповедения Клинический опыт Данные эндокринологии, генетики и других наук

Глава 10

Экспрессивный компонент поведения Преодоление и экспрессия Самоосвобождение и катарсис. Незавершенные акты. Синдром разведчика Репетиционный синдром; настойчивое и безуспешное преодоление;обезвреживание проблемы Определение невроза Катастрофическое поведение; безнадежность Психосоматические симптомы Свободные ассоциации как самовыражение

Глава 11

Самоактуализированные люди: исследование сихологического здоровья От автора Метод отбора испытуемых Как были получены данные и как они будут представлены Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения среальностью Приятие (себя, других, природы) Спонтанность, простота, естественность Служение Отстраненность; потребность в уединении Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность Свежий взгляд на вещи Мистические переживания и высшие переживания Ge meinschaftsgefbhl Межличностные отношения Демократичность Умение отличать средство от цели, добро от зла Философское чувство юмора Креативность Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры Несовершенство самоактуализированного человека Ценности и самоактуализация Самоактуализация и преодоление дихотомий

Глава 12

Любовь и самоактуализация Предварительное описание некоторых характеристик любви Самоактуализация и беззащитность в любви Способность любить и быть любимым Самоактуализация, любовь и секс Забота, ответственность и общность потребностей Любовь как радость и игра Приятие индивидуальности партнера и уважение к нему Любовь как высшее переживание. Восхищение, удивление, трепет Отчужденность и индивидуализм Эффективность восприятия, хороший вкус и здоровая любовь

Глава 13

Познание индивидуального и общего Вступление Рубрификация в процессах внимания Рубрификация и восприятие Рубрификация в обучении Рубрификация в мышлении Стереотипизация и нехолистичное теоретизирование Язык и названия

Глава 14

Немотивированные и нецеленаправленные реакции Примеры относительно немотивированных реакций Искусство Созерцание, наслаждение, удивление, вкус к жизни, высшие переживания Стиль и вкусы Игра Идеология, философия, теология, познание

Глава 15

Психотерапия, здоровье и мотивация Психотерапия и хорошие отношения между людьми Хорошие человеческие отношения как психотерапевтическое воздействие Психотерапия и хорошее общество Роль знания и навыка в современной психотерапии Аутотерапия и когнитивная терапия Групповая психотерапия и группы личностного роста

Глава 16

Понятие нормы. Здоровье и ценности Определения нормы Новая концепция нормы Старые и новые представления о человеческой природе Внутренняя природа человека Что такое хорошие условия? Психологическая утопия Среда и личность Природа нормы

КОММЕНТАРИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Проблемы, связанные с позитивным подходом к психологии Приложение В. Холистическо-динамическая, организменная теория. Динамика синдрома

КОММЕНТАРИИ

БИБЛИОГРАФИЯ

----------------------------------------------

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга представляет собой переработанное и исправленное издание моейработы "Мотивация и личность". Я постарался воплотить в ней итог своихразмышлений за последние шестнадцать лет, а размышлений было очень и оченьмного. Я не переписывал все заново, и все-таки полагаю, что это изданиесущественным образом отлично от предыдущего, поскольку даже сама главнаяидея книги подверглась ревизии, о чем я подробно расскажу ниже. Впервые вышедшая в свет в 1954 году, эта работа, в сущности,представляла собой попытку построения такой теории, которая базировалась бына классической психологии того времени и в то же самое время никак неотвергала бы ее и не противостояла бы ей. Я пытался расширить нашипредставления о личности, выходя на "высшие" уровни человеческой природы. (Ядаже подумывал назвать ее "Дальние пределы человеческой природы".) Если бывы попросили меня кратко изложить основной тезис той книги, то я бы сказалтак: психология много толковала о человеческой природе, но кроме этойприроды человек имеет еще и высшую природу, и эта его природаинстинктоподобна, то есть является частью его сущности. Если бы вы позволилимне слегка пояснить этот тезис, я бы добавил, что, в отличие отбихевиористов и психоаналитиков фрейдистского толка, исповедующиханалитический, диссекционистский, атомистический, ньютоновский подход кчеловеку и к его природе, я убежден в холистичности человеческой натуры. Иначе говоря, я ценю эмпирический багаж, накопленный экспериментальнойпсихологией и психоанализом, но мне претят проповедуемые этими науками идеи.Мне близок экспериментаторский задор бихевиоризма и всеобнажающий,всепроникающий дух психоанализа, но я не могу согласиться с тем видениемчеловека, которое они предлагают. Иначе говоря, своей книгой я представляюиную философию человеческой природы, предпринимаю попытку иначе очертитьобраз человека. Однако, если раньше я воспринимал свои разногласия с бихевиоризмом ипсихоанализом как спор, не выходящий за рамки психологии, то теперь я вижу вних локальное проявление нового Zeitgeist, своего рода знамения времени, явоспринимаю их как признак зарождения новой генерализованной ивсеохватывающей философии жизни. Это новое гуманистическое мировоззрениевнушает мне радость и оптимизм; оно. как мне кажется, может оказатьсяплодотворным в любой области человеческого знания, будь то экономика,социология или биология, в любой сфере профессионального знания ╬ вюриспруденции, политике, медицине; оно поможет нам понять истинное значениетаких социальных институтов как семья, религия, образование. Именно этоубеждение побудило меня переработать свою книгу, посвятив ее изложению новойпсихологии. Эта психология ╬ лишь часть общего мировоззрения, один изаспектов всеобъемлющей философии жизни, философии, пока не приобретшейзавершенной формы, но которая видится нам все более и более возможной, азначит, требует к себе серьезного отношения. Не могу не упомянуть здесь крайне огорчительный для меня факт,заключающийся в том, что это поистине революционное знание (новоепредставление о человеке, обществе, природе, ценностях, новое пониманиенауки, философии и т.п.) до сих пор не попало в поле зрения нашихинтеллектуалов, а порой сознательно не замечается ими, особенно теми, в чьемведении находятся средства связи с образованной частью общества и молодежью.(Отчасти поэтому я говорю о "тайной революции".) Мировоззрение очень многих представителей интеллектуальной элитыотмечено печатью глубокой безысходности и цинизма, цинизма, доходящего поройдо разъедающей душу злобы, даже жестокости. Эти интеллектуалы отрицаютвозможность совершенствования человека и общества, отказываются видетьвнутренние, сущностные ценности, заложенные в каждом человеке, не признаютза ним жизнелюбия и любви. Ставя под сомнение такие исконно человеческие качества как честность,доброта, великодушие, любовь, они выходят за рамки умеренного, здравогоскептицизма и проявляют откровенную враждебность по отношению к темпредставителям рода человеческого, которые демонстрируют им эти качества.Они потешаются над хорошим человеком, считая его глупым и наивным, онипридумывают ему прозвища, называя его то "бойскаутом", то "пай-мальчиком".Столь агрессивное развенчивание, эту ненависть и уничижение уже нельзяназвать презрением ╬ порой ато напоминает отчаянную попытку защититься,оградить себя от людей, которые стараются одурачить их, провести, заморочитьим голову. Я полагаю, психоаналитик увидел бы в этом динамику злобы и мщенияза пережитые в прошлом разочарования и крах иллюзий. Этой субкультуре безнадежности, этой установке "ты ничем не лучше",этой антиморали, в основе которой лежат агрессия, безнадежность, где нетместа для доброй воли, прямо противостоит гуманистическая психология,вооруженная данными предварительных исследований, которые представлены вэтой книге, и трудами, указанными в библиографии. Несмотря на то, что намвсе еще приходится соблюдать известную осторожность, рассуждая опредпосылках "хорошего" в человеческой природе (см. главы 7, 9, 11 и 16), мыуже вправе со всей убежденностью отвергнуть лишающее нас надежды суждение обизначальной порочности и злобности человеческой природы- Нам предстоитдоказать, что убежденность в порочности человеческой натуры не может идальше быть делом вкуса. Данные наших исследований позволяют говорить, что внастоящее время ее могут питать только сознательная слепота и невежество,только нежелание считаться с объективными фактами. И потому такого родапредвзятое отношение к человеку следует считать скорее личностной проекцией,нежели обоснованной философской или научной позицией. Гуманистическая, холистичная концепция науки, представленная в первыхдвух главах этой книги и в Приложении В, получила мощное подтверждение ввиде многочисленных работ, увидевших свет за последние десять лет. Особеннохочется отметить замечательную книгу М. Полани Personal Knowledge (376).Мысли, изложенные в этой работе, во многом перекликаются с идеями моей"Психологии науки" (292). Обе работы очевидно копфронтируют с классическим,конвенциональным видением науки, обе предлагают отличную от общепринятойточку зрения на человека. Вся моя книга представляет собой страстную проповедь холистичногоподхода, но в самом емком и, возможно, в самом трудном для понимания видеэтот подход представлен в Приложении В. Трудно что-либо противопоставитьхолизму как основе научного мировоззрения, его полномочия очевидны, аистинность не вызывает сомнений, ╬ в конце концов, космос един и внутренневзаимосвязан, всякое общество едино и внутренне взаимосвязано, всякийчеловек един и внутренне взаимосвязан и т. д., ╬ однако же, холистичныйподход пока почти не находит применения в науке, он до сих пор неиспользуется в том качестве, в котором должен был бы использоваться, аименно как способ мировоззрения. В последнее время я все больше склоняюсь кмысли о том, что атомистический способ мышления следует рассматривать какмягкую форму психопатологии или, по крайней мере, как одну из составляющихсиндрома когнитивной незрелости. Мне кажется, что холистичный способмышления и понимания совершенно естествен, естествен до автоматизма дляздоровых, самоактуализированных людей и, напротив, чрезвычайно труден дляменее развитых, менее зрелых, менее здоровых представителей родачеловеческого. Это, конечно, только мое впечатление, и я не стал бы слишкомнастаивать на нем. Однако я бы предложил его в качестве гипотезы. требующейпроверки, тем более, что проверить ее не так уж трудно. У теории мотивации, подробно изложенной в главах 3╬7, к которой япостоянно обращаюсь на протяжение всей книги, весьма любопытная история.Впервые я представил ее на суд психоаналитического общества в 1942 году, итогда она выглядела как робкая попытка интегрировать в единую теоретическуюструктуру те истины, о которых столь по-разному толковали Фрейд, Адлер, Юнг,Д. М. Леви, Фромм, Хорни и Гольдштейн. Мой, тогда очень поверхностный опытпсихотерапевтической работы подтолкнул меня к мысли о том, что каждый изэтих великих авторов был по-своему прав, что их тезисы применимы в разныхслучаях и к разным пациентам. Меня же в то время волновал частный вопросклинического характера: какие конкретно из ранних деприваций приводят кневрозу? Какие методы психотерапии исцеляют невроз? Какая профилактикапредотвращает невроз? В каком порядке следует применять те или иные методыпсихотерапии? Какие из них наиболее действенны? Какие можно считатьбазовыми, а какие ╬ нет? Теперь я могу со всей уверенностью заявить, что теория оказалась вполнесостоятельной в клиническом, социальном и персонологическом планах, но ейвсе еще недостает багажа лабораторных и экспериментальных исследований.Многие люди находят ей подтверждение в своем личном жизненном опыте,зачастую она становится основанием, помогающим им осмыслить и понять своювнутреннюю жизнь. Большинство людей ощущает в ней непосредственную, личную,субъективную правдивость. И все-таки до сих пор ей насущно недостаетэкспериментальных подтверждений. В некоторой степени восполнить нехватку эмпирического материалапомогает работа Дугласа Мак-Грегора (332), применившего принципы теориимотивации при исследовании производственных отношений. И дело даже не тольков том, что он счел полезным структурировать данные своих наблюдений всоответствии с теорией мотивации, но и в том, что его наблюдениявпоследствии позволили валидизировать и верифицировать саму теорию. Сегодняименно такого рода исследования, а вовсе не лабораторные эксперименты,приносят все больше эмпирических подтверждений нашей теории. (Библиография кданной книге представляет собой практически исчерпывающий перечень такогорода подтверждений.) Назидание, которое я вынес из осмысления этого и иных аргументов впользу теории мотивации, которыми щедро снабжала меня жизнь во всем ееразнообразии, таково: рассуждая о потребностях человека, мы обращаемся ксамой сути его существования. А разве имеет смысл надеяться, что сутьчеловеческого существования может быть выявлена при помощи лабораторногоопыта, посредством экспериментов с животными? Совершенно очевидно, что дляэтого необходима реальная жизненная ситуация, необходимо исследованиечеловека в его взаимодействии с социумом. Только таким образом наша теорияможет быть подтверждена или опровергнута. Глава 4 основана на клиническом опыте. Это заметно уже хотя бы потому,что особое внимание в ней уделяется факторам, порождающим невроз, мотивам,прекрасно известным любому психотерапевту, таким как инерция и лень,сенсорные удовольствия, потребность в сенсорной стимуляции и активности,вкус к жизни или отсутствие оного, вера в будущее или безнадежность,тенденция к регрессии, большая или меньшая готовность уступить страху,боязни, ужасу и т.п.; сверх того в ней идет речь о высших человеческихценностях, тоже выступающих в качестве мотивации человеческого поведения, ╬о красоте и правде, о совершенстве и завершенности, о справедливости ипорядке, об упорядоченности и гармонии и т.д. Я обращаюсь к высшим человеческим ценностям не только в главах 3 и 4этой книги, они подробно обсуждаются в главах 3, 4 и 5 "К психологии бытия"(295), в главе "О жалобах низких уровней, жалобах высших уровней имета-жалобах" в работе "Евпсихичное управление" (291), а также в работе"Теория метамотивации: биологические основания ценностной жизни" (314). Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнемуигнорировать его высшие устремления. Такие термины как "личностный рост","самоактуализация", "стремление к здоровью", "поиск идентичности иавтономии", "потребность в совершенстве" (и другие, обозначающие устремлениечеловека "ввысь") следует принять и широко употреблять уже потому, что ониописывают общие, а, быть может, даже универсальные человеческие тенденции. Но нельзя забывать, что человеку свойственны и иные, регрессивные,тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению.Упиваясь рассуждениями о "личностном росте", мы рискуем внушить слушателямопасную иллюзию, особенно когда имеем дело с неоперившимися юнцами. На мойвзгляд, необходимой профилактикой против излишне легкого, поверхностногоотношения к "личностному росту" должно стать тщательное исследованиепсихопатологии и глубинной психологии человека. Приходится признать, чтомногие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучиболезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим толучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходитсяпризнать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к такимценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самоевремя, остерегаясь их проявлений (295). Сочинения Фрейда (я имею в видуизложенные в них факты, а не общую метафизику рассуждений) актуальны и длягуманистических психологов. Я бы также рекомендовал прочитать чрезвычайнотонкую работу Хоггарта (196), она позволяет прочувствовать и помогаетпонять, почему малообразованные люди, которых описывает автор, отличаютсясклонностью к вульгарному, тривиальному, дешевому и фальшивому. Опираясь на данные, изложенные в главе 4, а также в главе 6, котораяназывается "Инстинктоподобная природа базовых потребностей", я пытаюсьвыстроить некую систему сущностных человеческих ценностей, своего рода сводобщечеловеческих добродетелей, которые сами для себя служат обоснованием иподтверждением ╬ они изначально, по сути своей благие, они исконно желанны иименно поэтому не нуждаются ни в оправданиях, ни в оговорках. Эта иерархияценностей уходит корнями в саму природу человека. Человек не просто желаетих и стремится к ним, они необходимы ему, необходимы для того, чтобыпротивостоять болезни и психопатологии. Облекая эту мысль в другие слова,скажу, что базовые потребности и метапотребности (314) являются своего родавнутренним подкреплением, тем безусловным стимулом, на базе которого вдальнейшем произрастают все инструментальные навыки и условные связи. Иначеговоря, для того чтобы достичь этих внутренних ценностей и животные, и людиготовы научиться чему угодно, лишь бы новые знания или новые навыкиприближали их к этим главным, конечным ценностям. Мне хотелось бы, пусть мельком, затронуть здесь еще одну идею. На мойвзгляд, мы можем рассматривать инстинктоподобные базовые потребности иметапотребности не только как потребности, но и как неотъемлемые правачеловека. Эта мысль неизбежно приходит в голову, стоит только признать, чточеловек имеет такое же право быть человеком, как кошка имеет право бытькошкой. Только удовлетворяя свои потребности и метапотребности, человекстановится "дочеловеченным", и именно поэтому их удовлетворение следуетрассматривать как естественное человеческое право. Обозревая созданную мною иерархию потребностей и метапотребностей, япоймал себя на следующем размышлении. Я обнаружил, что эту иерархию можнопредставить в виде шведского стола, на котором расставлено множество вкусныхкушаний. Человек, оказавшийся у этого стола, имеет возможность выбиратьблюда в соответствии со своим вкусом и сообразуясь со своим аппетитом. Яведу к тому, что в любом суждении о мотивации человеческого поведения всегдапрослеживается характер гурмана, ценителя, судьи. Человек играет, какуюмотивацию приписать наблюдаемому им поведению, и делает это в соответствии ссобственным мировоззрением ╬ оптимистическим или пессимистическим. На мойвкус, второй вариант выбора сегодня совершается гораздо чаще первого,настолько часто, что я готов назвать этот феномен "принижением уровнямотивации". Если говорить кратко, то данный феномен проявляет себя в том,что психолог, желающий объяснить поведение, отдает предпочтение низшиммотивам в ущерб мотивам среднего уровня, а последние, в свою очередь,предпочитает высшим. Чисто материалистическая мотивация предпочитаетсясоциальной мотивации или метамотивации, крайне редко в своих толкованияхпсихологи пользуются комбинацией всех трех видов мотивации. В этойпредвзятости есть что-то параноидальное, я слишком часто наблюдаю эту формуобесценивания человеческой природы, и в то же самое время, насколько мнеизвестно, она пока не подвергалась должному научному исследованию. Яполагаю, что любая законченная теория мотивации обязательно должна учитыватьвлияние этой негативной переменной. Я убежден, что историк с легкостью приведет множество примеров,относящихся к разным культурам и разным эпохам, которые иллюстрировали бымой тезис о наличии общей тенденции принижения или возвеличиваниячеловеческой мотивации. В основе любого человеческого поведения мы склоннывидеть только потребности низших уровней, забывая при этом о существованиивысших потребностей и метапотребностей. По моему мнению, данная тенденцияосновывается скорее на предвзятости мышления, нежели на эмпирических фактах.Работая со своими испытуемыми, я постоянно убеждался в том, что высшиепотребности и метапотребности гораздо более могучи и требовательны, чем этопредполагали даже сами испытуемые, и уж ни в коем случае не заслуживают тогоотношения, которым одаривают их ученые мужи. Совершенно очевидно, что вопросо высшей мотивации носит эмпирический, научный характер и имеет настолькоогромную важность, что его нельзя отдавать на откуп академикам, ограниченнымсвоими узконаучными проблемами. Я расширил главу 5, посвященную концепции удовлетворения, добавив к нейраздел, в котором говорится о патологии удовлетворения. Несомненно, ещепятнадцать-двадцать лет тому назад мы просто не были готовы к самой идеепатологии удовлетворения, слишком парадоксально выглядела мысль о том, чтодостижение человеком желанной цели, которое должно было бы сделать егосчастливым, может привести к патологии. Вслед за Оскаром Уайльдом мынаучились остерегаться своих желаний ╬ мы узнали, что удовлетворение желанияможет обернуться трагедией. Это касается любых уровней мотивации ╬ какматериальных, так и интер-персональнальных, и даже трансцендентных. От осознания этого парадокса один шаг до понимания того, чтоудовлетворение базовых потребностей само по себе еще не обеспечиваетчеловека системой ценностей, не дает ему идеалов для веры и служения. Мыпоняли, что удовлетворение базовых потребностей может повлечь за собойскуку, чувство утраты цели, неверие в установленный порядок и тому подобныевещи. По-видимому, человек лишь тогда функционирует наилучшим образом, когдастремится восполнить недостающее, когда желает приобрести то, чего ему нехватает, когда мобилизует все свои силы для удовлетворения гложущей егопотребности. А значит, гратификация сама по себе еще не является гарантиейсчастья и удовлетворения. Это непростое, двоякое состояние, оно не толькоразрешает проблемы, но и порождает их. Все вышесказанное означает, что очень многие люди считают свою жизньосмысленной только тогда, когда испытывают в чем-то нужду, когда стремятсявосполнить некую нехватку. Однако мы знаем, что самоактуализированные люди,несмотря на то, что их базовые потребности удовлетворены, находят в жизнигораздо более богатый смысл, ибо умеют жить в реальности Бытия (295). Отсюдаможно сделать вывод о том, что целепо-лагание в традиционной, расхожейжизненной философии трактуется ошибочно или, по меньшей мере, взгляд на негоотличается крайней незрелостью. Не менее важным для меня стало нарастающее понимание концепции, которуюя назвал теорией жалоб (291). Если говорить кратко, то мое наблюдениесостоит в том, что состояние радости, рожденное удовлетворением потребностинедолговечно ╬ на смену ему вскоре вновь приходит неудовлетворенность,только более высокого порядка (в идеале). Видимо, человеческая мечта овечном счастье неосуществима. Разумеется, счастье возможно, оно достижимо иреально. Но нам, похоже, не остается ничего другого как смириться с егобыстротечностью, особенно, если мы говорим о высших, наиболее интенсивныхформах счастья и радости. Высшие переживания длятся недолго, и они не могутбыть долговечными. Интенсивное переживание счастья всегда эпизодично. Это наблюдение заставляет нас пересмотреть наше понимание счастья,которое управляло нами на протяжении трех тысячелетий и определило нашипредставления о райских кущах и небесах обетованных, о хорошей жизни,хорошем обществе и хорошем человеке. Наши сказки традиционно заканчиваютсясловами: "А потом они жили долго и счастливо". То же самое можно сказать онаших теориях социального совершенствования и теориях социальной революции.Мы слишком многого ждали ╬ а потому впоследствии были разочарованы ╬ отвполне конкретных, но ограниченных, социальных реформ. Мы многого ждали отпрофсоюзного движения, от предоставления женщинам избирательных прав, отпрямых выборов в Сенат, от введения дифференцированного подоходного налога иот множества других социальных благ, в которых мы выросли и без которых немыслим нашу жизнь, ╬ взять хотя бы поправки к нашей Конституции. Каждая изэтих реформ представлялась нам окончательным разрешением всех проблем,сулила наступление "золотого века", нескончаемой эры счастья иблагоденствия, а в конечном итоге вызывала всеобщее разочарование. Норазочарование означает, что была очарованность, крах иллюзий предполагаетналичие таковых. Мы вправе ждать лучшего, вправе надеяться на болеесовершенный порядок вещей. Однако мы должны понимать, что абсолютногосовершенства нет, что вечное счастье недостижимо. Я должен привлечь внимание также и к почти незамеченному факту, хотятеперь он представляется совершенно очевидным, а именно к тому, что человексклонен принимать как должное дарованные ему блага: он забывает о них,исторгает их из сознания, не ценит их ╬ по крайней мере, до тех пор, покасудьба не лишит его этих благ (см. также 483). Подобное отношение сегодня, вянваре 1970 года, когда я пишу эти строки, кажется мне одной изхарактеристик американской культуры. Я вижу, как беспечные и недальновидныелюди пренебрежительно взирают на очевидные достижения, на бесспорныеперемены к лучшему, за которые человечество боролось на протяжении последнихста пятидесяти лет. Сталкиваясь с несовершенством общества, слишком многиесегодня готовы отмахнуться от благ, дарованных им цивилизацией, готовыувидеть в них обман, фальшивку, которые не имеют ценности и не заслуживаютпризнания, защиты и борьбы. Для того, чтобы проиллюстрировать этот комплекс, рассмотрим хотя быборьбу за "освобождение" женщин (хотя я мог бы привести множество Другихпримеров). Она со всей очевидностью показывает, насколько еще людипривержены к дихотомичному мышлению, к мышлению "или-или", насколько намнепривычно мыслить иерархично и интегративно. О чем обычно мечтают девушки?В нашей культуре это, как правило, мечты о любви. Предел мечтаниймолоденькой девушки ╬ любящий мужчина, который затем женится на ней,обеспечивает ей домашний уют и становится отцом ее ребенка. Ей грезится, чтопосле этого они живут долго и счастливо всю оставшуюся жизнь. Но фактостается фактом: сколь бы страстными ни были девичьи мечты о любящем муже,доме и ребенке, приобретая эти блага, многие женщины рано или поздноначинают чувствовать пресыщение, воспринимая все имеющееся как нечтоестественное, само собой разумеющееся. Они испытывают тревогу инедовольство, им кажется, что есть еще что-то, чего они уже не могут или неуспевают достичь. Самая распространенная ошибка, которую допускают при этомженщины, состоит в противопоставлении семьи и карьеры. Очень часто женщиначувствует себя обманутой, она начинает относиться к браку как к средствупорабощения и устремляется к удовлетворению более высоких потребностей ижеланий, таких, например, как карьера, путешествия, личностная автономия ит.п. Но в том-то и состоит основное положение теории жалоб ииерархически-интегративной теории потребностей, что такого родадихотомизация есть не что иное, как признак незрелости. Неудовлетвореннойженщине можно посоветовать беречь то, что она имеет, и только после этого ╬по принципу профсоюзного движения ╬ требовать большего! Это все равно, чтосказать: оберегай что имеешь и желай большего. Но ведь даже здесь всеобстоит таким образом, словно нам никак не пойдет впрок этот вечный урок:каждая домохозяйка мечтает о карьере и каждая домохозяйка, сделавшаякарьеру, найдет новый повод для неудовлетворенности. Не успеет человекпережить момент удачи, не успеет прочувствовать трепет от исполненияжелания, как уже воспринимает его как само собой разумеющееся и вновьтревожится и проявляет недовольство, взыскуя Большего. Я предлагаю для осмысления реальную возможность избежатьнеудовлетворенности. Для этого необходимо лишь осознать чисто человеческоесвойство ╬ стремиться к большему; отказаться от мечты о постоянном инепрерывном счастье, принять как данность тот факт, что человеку не под силувечный экстаз; человек способен лишь на краткое переживание счастья, послекоторого со всей неизбежностью обречен на недовольство и пени онедоступности большего. Постигнув это, мы сможем донести до всех людейзнание, которое самоактуализированному человеку дается автоматически, мырасскажем, что мгновения удачи заслуживают того. чтобы считать ихблагословением и быть благодарными за них, и не поддаваться искушениюсопоставления или выбора из двух взаимоисключающих альтернатив. Для женщиныэто значит не отказываться от истинно женских радостей (любовь, дом.ребенок), но обретя их. устремиться к полному дочеловечиванию, к воплощениюжеланий, общих для женщин и мужчин, например, к реализации своихинтеллектуальных и творческих способностей, к воплощению своих талантов,своего идиосинкратического потенциала, своего жизненного предназначения. В корне была пересмотрена основная идея главы 6 "Инстинктоподобнаяприрода базовых потребностей". Значительный прогресс, которого добилась впоследние десять лет генетика, заставляет нас признать большую, чем мыпризнавали пятнадцать лет назад, весомость фактора наследственности.Наиболее существенным с точки зрения психологии мне представляется фактоткрытия интересных метаморфоз, которые могут происходить с Х- иY-хромосомами: их удвоение, утроение, утрата и т.д. Серьезной переделке по этим же причинам была подвергнута и глава 9"Инстинктоподобна или нет деструктивность?" Может статься, что достижения, которых добилась генетика, помогут мнестать более понятным, более доступным, чего мне очевидно не хватало до сихпор. Споры о роли наследственности и среды сегодня практически ничем неотличаются от тех, что велись пятьдесят лет назад. Мы по-прежнему слышим какадептов упрощенной теории инстинктов, с одной стороны, так и высказывания,выражающие крайнее презрение по отношению к инстинктивизму, презрение,расцветающее на почве тотального и радикального инвайронментализма. Тезисыкак одних, так и других слишком легко опровергнуть, они настольконесостоятельны, что мы вправе назвать их просто глупыми. В противовес этимдвум полярным точкам зрения я предлагаю третью ╬ мою теорию, которую яформулирую в главе 6 и поясняю в последующих главах. По моему мнению,человек обладает лишь очень слабыми рудиментами инстинктов, которые даже нестоило бы называть инстинктами в истинном, животном, смысле этого слова. Этирудименты, эти инстинктоидные тенденции настолько слабы, что не могутпротивостоять культуре и научению, ╬ последние факторы гораздо более сильныи могучи. Фактически, можно сказать, что психоанализ и другие формывскрывающей терапии, хотя бы тот же "поиск идентичности", выполняют оченьтрудную, очень деликатную задачу высвобождения инстинктоидных тенденций,вызволения слабо обозначенной сущностной природы человека из-под грузавнешних пластов, сформированных научением, привычками и культурнымивлияниями. Одним словом, человек имеет биологическую сущность, но этасущность очень слаба и нерешительна: необходимы специальные методы, чтобыобнаружить ее. Человеку приходится искать и обнаруживать в себе ╬индивидуально и субъективно ╬ свое животное начало, свою биологическуючеловечность. Таким образом, мы приходим к выводу, что человеческая природачрезвычайно податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкойнебрежностью угнетают или даже убивают в нас присущий нам генетическийпотенциал, но они не в состоянии породить его или усилить. Мне думается,этот вывод может послужить веским аргументом в пользу предоставленияабсолютно равных социальных возможностей всем младенцам, приходящим в этотмир. Он же может стать чрезвычайно мощным аргументом в пользу хорошегообщества, поскольку плохое общество угнетает развитие врожденного потенциалачеловека. Последнее положение подкрепляет и развивает ранее выдвинутое мноюутверждение о том, что принадлежность к роду человеческому ipso facto даетчеловеку право стать дочеловеченным, то есть актуализировать все возможныечеловеческие потенции. Человечность как принадлежность к человечеству должнаопределяться не только в терминах бытия, но и в терминах становления. Малородиться человеком, нужно стать им- В этом смысле младенец только в потенцииявляется человеком, он должен дорасти до человечности, и в этом ему должныпомочь семья, общество и культура. Приняв эту точку зрения, мы в конечном итоге станем серьезнее, чемпрежде, относиться и к самой идее человечности (биологической), и киндивидуальным различиям между людьми. Рано или поздно мы научимся думать обэтих феноменах по-новому. Во-первых, мы поймем, что человечность ╬ слишкомпластичное и хрупкое, легко изменяемое и уничтожаемое явление, что вторжениев процесс дочеловечивания и стремление Грубо воздействовать наиндивидуальные особенности человека может порождать всевозможные тонкие,почти неуловимые формы патологии. Это понимание, в свою очередь, поставитперед нами весьма деликатную задачу поиска и раскрытия характера,конституции, скрытых наклонностей каждого индивидуума, с тем, чтобыиндивидуум мог расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном инеповторимом. Такой подход потребует от психологов гораздо большего вниманияк тем едва уловимым психологическим и физиологическим нарушениям, к темстраданиям, которыми человек расплачивается за отрицание и забвение своейистинной природы и которые порой не осознаются им и ускользают от вниманияспециалистов. Это, в свою очередь, означает гораздо более точное, и вместе стем более широкое употребление термина "правильное развитие",распространение его на все возрастные категории. Завершая эту мысль, хочу сказать, что мы должны быть готовы к тяжелым
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...