Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с
РЕАЛЬНОСТЬЮ Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с самоактуализированнымчеловеком, так это на его поразительную способность распознавать малейшеепроявление лжи, фальши или неискренности. Оценки этих людей удивительноточны. Неформализованный эксперимент, в котором принимали участие студентыколледжа, выявил одну отчетливо выраженную тенденцию: студенты, имевшиевысокие показатели по тесту базовой безопасности (то есть здоровыестуденты), оценивали своих преподавателей гораздо более точно и верно, чемстуденты, имевшие низкие показатели по этому тесту (294). По ходу исследования я все больше убеждался в том, что такого родаэффективность восприятия, обнаруженная поначалу только в сферевзаимоотношений с людьми, нужно понимать гораздо шире. Она распространяетсяна очень многие аспекты реальности ╬ практически на все исследованные нами.Живопись, музыка, интеллектуальные и научные проблемы, политические иобщественные события ╬ в любой сфере жизни эти люди умели мгновенноразглядеть скрытую сущность явлений, обычно остававшуюся незамеченнойдругими людьми. Их прогнозы, каких бы сфер жизни они ни касались и на скольбы скудные факты ни опирались, очень часто оказывались верными. Мы склонныпонимать это так, что актуализированный человек отталкивается в своихсуждениях от фактов, а не от личных пессимистических или оптимистическихустановок, желаний, страхов, надежд и тревог. Сначала я назвал это свойство "хорошим вкусом" или "здравомыслием",осознавая всю неточность этих терминов. Но постепенно у меня появлялось всебольше оснований (о некоторых из них я расскажу ниже) говорить не столько овкусе, сколько о восприятии, и в конце концов я пришел к убеждению, что этухарактеристику правильнее было бы назвать "способностью к восприятию фактов"(в отличие от склонности к восприятию мира через призму устоявшихся иобщепринятых мнений или представлений). Я надеюсь, что этот мой вывод, илиточнее, предположение, когда-нибудь найдет себе экспериментальноеподтверждение. Ведь если нам удастся это доказать, то последствия, которые повлечет засобой признание этого факта, будут поистине революционными. Английскийпсихоаналитик Мони-Кирл (338) уже заявил, что невротик ╬ это не простомалоэффективная личность, это личность абсолютно неэффективная. Мы можемсказать так хотя бы потому, что невротик не может воспринимать реальностьнастолько же ясно и эффективно, как воспринимает ее здоровый человек.Невротик болен не только эмоционально ╬ он болен когнитивно! Если мыопределим здоровье и невроз соответственно как верное и неверное восприятиереальности, то перед нами со всей неизбежностью встанет проблема факта и егозначения, или оценки, или, иначе говоря, проблема единства реального иценностного. Это означает только одно ╬ мы уже не вправе искоса смотреть наценности и отдавать их на откуп кликуш и религиозных проповедников, порасделать их объектом эмпирического исследования. Тот, кто когда-либосталкивался с этой проблемой, понимает, что именно она должна статьфундаментом истинной науки о ценностях, которая, в свою очередь, ляжет воснование нового понимания этики, социальных отношений, политики, религии ит.п. Кажется совершенно очевидным, что нарушения адаптации и неврозыспособны снизить остроту зрительной перцепции, осязания, обоняния. Новозможно также, что мы обнаружим аналогичный эффект и в других сферахвосприятия, не имеющих прямого отношения к физиологии, ╬ в пользу такойвозможности говорит хотя бы эксперимент, в котором изучался эффект установки(279). Я убежден ╬ рано или поздно мы получим экспериментальныеподтверждения тому, что восприятие здоровых людей гораздо в меньшей степени,чем восприятие больных людей, подвержено влиянию желаний, потребностей ипредубеждений. Можно также предположить, что именно эта, априорнаяэффективность восприятия самоактуализированных людей обусловливает ихздравомыслие, способность видеть истину, их логичность, умение приходить кверным заключениям, то есть когнитивную эффективность. Более высокое качество взаимодействия с реальностью проявляется у этихлюдей и в том, что им не составляет труда отличить оригинальное отбанального, конкретное от абстрактного, идеографическое отрубрифици-рованного. (Подробнее я расскажу об этом в главе 13.) Онипредпочитают жить в реальном мире, им не по нраву искусственно создаваемыемиры абстракций, выхолощенных понятий, умозрительных представлений истереотипов, миры, в которых пожизненно поселяется большинство нашихсовременников. Самоактуализированному человеку явно больше по душе иметьдело с тем, что находится у него под рукой, с реальными событиями иявлениями, а не со своими собственными желаниями, надеждами и страхами, не спредубеждениями и предрассудками окружения. "Наивное восприятие" ╬ такохарактеризовал эту способность Герберт Рид. Исключительно многообещающей кажется мне еще одна особенностьсамоактуализированных людей ╬ их отношение к неизвестному. Исследование этойособенности может стать своего рода мостом, соединяющим академический иклинический разделы психологического знания. Здоровых, самоактуализированныхлюдей не страшит неизвестность, неопределенность не пугает их так, какпугает среднестатистического человека. Они относятся к ней совершенноспокойно, не видят в ней угрозы или опасности для себя. Наоборот, всенеизвестное, неструктурированное притягивает и маНит их. Они не только небоятся неизведанного (135), но приветствуют его. Очень показательно в этомсмысле заявление Эйнштейна: "Самое прекрасное в мире ╬ это тайна. Онаисточник искусства и науки". Воистину, этих людей можно назвать интеллектуалами, исследователями,учеными; очень легко счесть, что все дело здесь и состоит именно винтеллектуальной мощи, однако нам известно множество примероввысокоинтеллектуальных людей, которые несмотря на свой высокий IQ, то ли всилу слабости, то ли из-за боязни, то ли по причине конвенциональности или всилу каких-то иных личностных дефектов, всю свою жизнь занимались мелкимипроблемами, отшлифовывали до блеска давно известные факты, объединяя их вгруппы и разделяя на подкатегории, ╬ словом, занимались всякой чушью, вместотого чтобы свершать открытия, как подобает настоящему ученому. Неизвестность не пугает здоровых людей и потому они не подверженыпредрассудкам: они не цепенеют перед черной кошкой, не плюют через плечо, нескрещивают пальцы, ╬ словом, их не тянет на действия, которые предпринимаютобычные люди, желая уберечься от мнимых опасностей. Они не сторонятсянеизведанного и не бегут от непознанного, не отрицают его и не делают вид,что его не существует, и в то же время они не склонны воспринимать его черезпризму предвзятых суждений и сложившихся стереотипов, не стараются сразу жеопределить и обозначить его. Их нельзя назвать приверженцами знакомого ипонятного, они устремлены к познанию еще не открытых истин, но их поискправды ╬ это не то катастрофическое стремление к безопасности, уверенности,определенности и порядку, что обнаружил Гольдштейн у пациентов с травмамимозга, и не то, что свойственно компульсивно-обсессивным невротикам. Этилюди совершенно свободно могут позволить себе ╬ когда ситуация требует того╬ беспорядочность, небрежность, неаккуратность, анархизм, бардак,неуверенность, неточность, нерешительность, сомнения, даже страх (все этовполне допустимо, а иногда даже необходимо как в науке, так и в искусстве,не говоря уже о жизни как таковой). Таким образом, неуверенность, сомнения, состояние неопределенности,столь мучительные и тягостные для большинства обычных людей, стимулируютсамоактуализированную личность, побуждают ее к исследованию и познанию. ПРИЯТИЕ (СЕБЯ, ДРУГИХ, ПРИРОДЫ) Мне кажется, что очень многие характеристики, отличающиесамоактуализированных людей, характеристики, на первый взгляд как будто неимеющие глубинных детерминант, кажущиеся совершенно обособленными, несвязанными друг с другом, на самом деле можно понять как разные производныеили разные формы проявления одной основополагающей, фундаментальнойустановки, а именно ╬ отсутствия самодовлеющего чувства вины и стыда. Другоедело невротик ╬ чувство вины терзает его, он порабощен стыдом и движимтревогой. Да что там невротик! Даже среднестатистический представитель нашейкультуры, так называемый нормальный человек готов поддаться переживаниювины, стыда и тревоги даже в тех случаях, в которых это совершенно необязательно. Но здоровый человек тем и отличается от среднестатистического,что он живет в ладу с собой, и если уж на то пошло, не слишком огорчается поповоду своих недостатков. Он принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всемиприсущими ей изъянами и недостатками. Говоря об этом, я вовсе не имею ввиду, что ему свойственно самодовольство и самолюбование, что он абсолютноудовлетворен собой. Я хочу сказать, что он умеет сосуществовать со своимислабостями, принимает свою греховность и порочность, умеет относиться к нимтак же просто, как мы относимся к природе. Ведь мы же не сетуем на то, чтовода мокрая, что камни тяжелые, а деревья по осени желтеют. Как ребеноксмотрит на мир наивными, широко распахнутыми глазами, ничего не ожидая и нетребуя от него, не критикуя и не оспаривая его, просто наблюдая то, чтопредстает его взору, точно так же самоактуализированный человек воспринимаетсвою человеческую природу, природу Других людей. Это, конечно же, не тот типсмирения, который исповедуется на Востоке, хотя и смирение свойственно этимлюдям ╬ особенно когда они оказываются перед лицом тяжелой болезни и смерти. Заметьте, характеристика, о которой я говорю сейчас, имеетнепосредственное отношение к обсуждавшейся выше особой способностисамоактуализированных людей. Я хочу напомнить об их способности видетьреальность в ее истинном свете. Эти люди воспринимают человеческую природутакой, какая она есть, а не такой, какой они хотели бы видеть ее. Они смелосмотрят на то, что предстает их взгляду, они не прищуриваются и не надеваюточки, чтобы разглядеть несуществующее, не искажают и не раскрашиваютреальность в те или иные цвета (16). С наибольшей очевидностью эта способность к полному приятиюобнаруживает себя на самом низком уровне потребностей, на так называемомживотном уровне. Самоактулизированного человека можно назвать крепким,здоровым животным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет испытыватьвины или стыда по поводу своих позывов. У него хороший аппетит, крепкий сон,он умеет получать удовольствие от секса и других физиологических влечений.Его приятие распространяется не только на эти, низшие потребности, но и напотребности других уровней ╬ на потребности в безопасности, любви,принадлежности, самоуважении. Все побуждения и импульсы, присущиенормальному человеку, самоактуализированные люди считают естественными изаслуживающими удовлетворения, они понимают, что так распорядилась природа,они не пытаются оспорить ее произвол или навязать ей угодный им порядоквещей. Естественным продолжением способности к приятию становится пониженнаяспособность к отвращению, ╬ неприятные моменты, связанные с приготовлениемпищи, телесные выделения и запахи, физиологические функции не вызывают у нихтого отвращения, которым обычно реагирует средний человек и тем болееневротик. Этой же способностью к приятию объясняется, вероятно, и тот факт, чтосамоактуализированным людям чужда всякая поза, что они терпеть не могутпозеров. Ханжество, лицемерие, неискренность, фальшь, притворство, желаниепроизвести впечатление ╬ все эти качества совершенно не свойственны им. Онине хотят казаться лучше, чем они есть, им это не сложно уже потому, что ониумеют мириться со своими недостатками, а по мере самоактуализации и особеннона склоне жизненного пути привыкают относиться к ним уже не как кнедостаткам, а как ко вполне нейтральным личностным характеристикам. Все вышесказанное еще не означает, что самоактуализированным людямнезнакомы чувство вины, стыд, печаль, тревога или самозащитные тенденции, ╬речь идет о вредной, ненужной, невротической (то есть нереалистической)вине, о таком же стыде и т.п. Низменные, животные позывы и процессы, а такжесвязанные с ними отправления, такие как секс, уринация, беременность,менструация, старение и т.д., воспринимаются этими людьми совершенноспокойно, как неотъемлемая часть реальности. Здоровая женщина не стыдитсябыть женщиной, не стыдится своего тела и процессов, происходящих в нем. Есть только несколько вещей и обстоятельств, способных вызвать чувствовины (или стыд, тревогу, печаль, сожаление) у этих людей, среди них: 1)такие недостатки и пороки, которые человек может победить в себе (например,лень, эгоизм); 2) непреодоленные пережитки психологического нездоровья(предубеждения, зависть, ревность); 3) привычки, которые, хотя и не сталивторой натурой, могут оказаться весьма сильными, а также 4) недостатки ипороки той культуры или социальной группы, с которой они, эти люди,идентифицируют себя. В самом общем виде можно сказать, что здоровые людииспытывают дискомфорт только тогда, когда видят, что реальный ход вещейотклоняется от возможного, достижимого, а следовательно, необходимого (2,148, 199).
Воспользуйтесь поиском по сайту: