Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные эндокринологии, генетики и других наук




Желание выявить все возможные источники агрессии заставляет насобратить внимание на данные, накопленные в этой сфере эндокринологией. Мыобнаруживаем, что и здесь все выглядит достаточно просто до тех пор, пока мыимеем дело с низшими животными. Кажется, никто уже не сомневается в том, чтополовые гормоны, а также гормоны, вырабатываемые надпочечной железой игипофизом, определяют такие характеристики особи, как агрессивность,пассивность, доминантность. Картина несколько осложняется тем фактором, чторабота всех желез внутренней секреции тесно взаимосвязана. Это особенносправедливо тогда, когда мы имеем дело с эндокринологией человека, ╬ вданном случае прямолинейная интерпретация данных становится простоневозможной. Однако, несмотря на всю сложность вопроса, мы не имеем праваобходить его стороной. Эндокринология подтверждает наши предположения о том,что агрессия, готовность и способность к борьбе, к самоутверждению каким-тообразом связана с мужским началом, с мужскими гормонами. Обнаружено также,что у разных людей вырабатывается разное количество адреналина инорадреналина, и что эти гормоны служат одной из детерминант наступательногоповедения. Мне думается, настало время объединить данные, накопленныеэндокринологией, с данными психологии, провести новые исследования на стыкеэтих двух наук, ╬ такие исследования, несомненно, расширят и углубят нашепонимание проблемы. Совершенно особое значение имеют для лучшего понимания поднятой намипроблемы данные генетики, знания, полученные благодаря непосредственномуизучению генов и хромосом. Например, не так давно совершенное открытие,согласно которому мужчины с двойной мужской хромосомой (то есть с двойнойдозой мужской наследственности) отличаются склонностью к бесконтрольнойярости, со всей очевидностью демонстрирует нам, насколько бессмысленныпопытки некоторых ученых объяснить человеческое поведение только средовымивлияниями. Даже самое мирное общество, общество, в котором созданы самыеблагоприятные, совершенные социально-экономические условия, не застрахованоот насилия и жестокости, ╬ просто некоторые люди устроены таким образом, чтоне могут не проявлять агрессии. Это открытие заставляет нас вновь обратитьсяк не раз обсуждавшемуся, но до сих пор не решенному вопросу: не является лиагрессивность, жестокость неотъемлемой характеристикой мужчины, несуществует ли специфически мужской, или специфически юношеской потребности всопернике, с которым можно вступить в единоборство, потребности во враге?Данные некоторых исследований, полученные как на взрослых людях, так и надетях, как будто позволяют нам утвердительно ответить на этот вопрос. Но мыне знаем пока, в какой степени эта потребность врожденная, насколько сильнаее биологическая составляющая. Ответ на этот вопрос ╬ дело будущего. Я мог бы привести здесь данные, полученные представителями множестванаук ╬ истории, социологии, семантики, науки управления, политики,мифологии, медицины, психофармакологии и других, но не вижу необходимостиперечислять их хотя бы потому, что вопросы, сформулированные мною в началеэтой главы, являются эмпирическими вопросами, а значит, рано или поздно мынайдем ответы на них. Конечно, интеграция данных, полученных в самых разныхсферах человеческого знания, влечет за собой возможность, а быть может, инеобходимость междисциплинарных исследований. Во всяком случае, дажеповерхностное сопоставление имеющихся в нашем распоряжении данных заставляетнас отказаться от упрощенного, дихотомичного, черно-белого способа мышления,при котором инстинкт, наследственность, биология, с одной стороны, и среда,социум, научение, с другой, понимались как две полярные, взаимоисключающиесилы. Несмотря на всю бесплодность этого противопоставления, до сих порможно услышать отголоски этой старой полемики, суть которой чрезвычайнопроста и выражается вопросом: "Наследственность или среда?" Но мы уже знаем,что деструктивность имеет множество источников. Мы уверенно можем заявить,что культура, среда и научение являются тремя источниками деструктивности.Не столь уверенно, но в какой-то степени обоснованно мы можем такжепредполагать, что существенную роль играют здесь и биологические факторы. Покрайней мере, нам придется принять как факт, что гнев и агрессия являютсянеотъемлемой частью человеческой натуры, хотя бы по той причине, что человекне всегда имеет возможность удовлетворить свои базовые потребности, чтофрустрация неизбежна и человеку природой предопределено реагировать нафрустрацию гневом и агрессией. Мы наконец-то освобождаемся от необходимости выбирать между всемогущиминстинктом и всесильной средой. Позиция, представленная в данной главе, вышеэтого противопоставления, оно становится ненужным, излишним. Мы можем иначепосмотреть на наследственность и на другие биологические детерминанты, ониуже не требуют от нас "всего или ничего", мы уже не рассуждаем о том,обусловлена ли деструктивность биологическими факторами, нас тревожит другойвопрос: в какой мере она определяется ими? Эмпирические данные указывают нато, что биологические детерминанты человеческого поведения, несомненно,существуют, но у большинства индивидуумов проявляются слабо и легко могутбыть подавлены, заглушены в процессе научения, под воздействием другихфакторов, связанных с социализацией. Биологические детерминантычеловеческого поведения настолько фрагментарны, что их сложно сопоставить синстинктами, обнаруживаемыми у низших животных, скорее, имеет смысл говоритьо рудиментах животных инстинктов. Мы склонны однозначно заявить, что учеловека нет инстинктов, а есть лишь остатки инстинктов, "инстинктоидные"потребности, врожденные способности и потенции. Более того, клинический опыти наблюдение за конкретными людьми показывают, что эти слабые инстинктоидныетенденции ни в коем случае не являются дурными, злыми или порочными,напротив, они хороши, полезны и желательны, их можно и нужно поощрять,поддерживать, развивать, и именно в этом заключается главная функцияобщества и культуры.

ГЛАВА 10

ЭКСПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОВЕДЕНИЯ Несмотря на то, что мы уже имеем возможность провести различия междуэкспрессивным (неинструментальным) и функциональным (инструментальным,адаптивным, целенаправленным) компонентами поведения (главным образомблагодаря работам Олпорта, Вернера, Арнхейма и Волффа), мы до сих пор неудосужились отразить двойственную природу поведения в психологииценностей.28 Современная психология слишком прагматична, и потому некоторые областичеловеческой деятельности, которыми ей следовало бы заинтересоваться,остаются без должного внимания. Психологи так озабочены результатами,технологией, средствами, что почти ничего не могут сказать нам о красоте,искусстве, забаве, игре, восторге удивления, благоговейном трепете, радости,любви, счастье и прочих, "бесполезных" с их точки зрения, реакциях и высшихпереживаниях. Психология почти ничего не может дать человеку, стремящемуся кпознанию высшей истины, человеку, превыше всего ценящему радостьсамовыражения, будь то музыкант, художник, писатель, аксиолог, теолог,гуманист. Психология виновата в том, что ничего не предлагает человеку,который отчаянно жаждет познания естественных основ своей человечности,человеку, который нуждается в четкой и ясной системе ценностей. Исследуя и должным образом используя разграничение между экспрессивными функциональным поведением, между экспрессией и преодолением (coping) или,говоря иначе, между "полезным" и "бесполезным" поведением, мы сможемсущественно расширить юрисдикцию психологии, включить в нее те областизнания, которые до сих пор не попадали в сферу ее внимания. В этой главе япопытаюсь убедить вас в некоторых вещах, в которых нужно быть уверенным,прежде чем предпринять попытку исследовать и опровергнуть широкораспространенное представление о том, что всякое поведение являетсямотивированным. Такую попытку мы предпримем в главе 14. Пока же ясформулирую основные различия между экспрессивным и функциональнымповедением, а затем попытаюсь показать их возможное применение к некоторымпроблемам психопатологии. 1. Функциональное поведение по определению целенаправлено имотивировано; экспрессивное поведение часто бывает немотивированным. 2. Функциональное поведение в большей степени детерминировано внешними╬ средовыми и/или культуральными ╬ переменными; экспрессивное же поведениедетерминировано главным образом состоянием организма. Таким образом,экспрессия тесно взаимосвязана с глубинной структурой характера. Такназываемые проективные тесты вернее было бы называть "экспрессивнымитестами". 3. Функциональное поведение легко понять как результат научения, в товремя как экспрессивное поведение скорее антагонистично научению, онопредставляет собой результат высвобождения, раскрепощения подавленныхвнутренних тенденций. 4. Функциональное поведение достаточно хорошо поддается контролю(подавлению, аккультурации); экспрессивное поведение обычно неконтролируемо,а порой даже принципиально неподконтрольно. 5. Функциональное поведение обычно устремлено к изменению текущейвнешней ситуации и, как правило, оно достигает этой цели. Экспрессивное жеповедение не направлено на внешний объект; если оно и вызывает какие-товнешние изменения, то делает это непредумышленно. 6. Функциональное поведение ╬ это поведение-средство, оно нацелено наудовлетворение тех или иных потребностей организма или на устранениевозникшей угрозы. Экспрессивное поведение чаще всего самоцельно. 7. Функциональный компонент поведения, как правило, осознаетсяиндивидуумом (хотя может быть и неосознанным); экспрессивный же компонентобычно неосознаваем. 8. Функциональное поведение предполагает некоторые усилия со стороныиндивидуума; экспрессия в большинстве случаев не требует усилий. Разумеется,творческое самовыражение ╬ это особый случай, так как индивидуум научаетсяспонтанному самовыражению (если он способен к этому). Человек можетстараться быть расслабленным и выразительным.

ПРЕОДОЛЕНИЕ И ЭКСПРЕССИЯ

Преодоление (субъективная компонента функционального поведения) всегдадетерминировано тем или иным позывом, потребностью, целью, намерением илифункцией, оно всегда имеет назначение. Человек идет на почту, чтобыотправить письмо, заходит в магазин, чтобы купить себе еды, мастерит полку,чтобы поставить на нее книги, или выполняет работу, за которую получаетденьги. В самом понятии "преодоление" (coping) (296) уже заложена попыткарешения некой проблемы или, по меньшей мере, столкновение с некой проблемой."Преодоление" не является самодостаточным понятием, оно всегда отсылает наск чему-то, что лежит за его пределами, и это может быть текущая или базоваяпотребность организма, средство или цель поведения, целенаправленноеповедение или поведение, индуцированное фрустрацией. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим терминомпсихологи, как правило, немотивировано, хотя, разумеется, обязательно чем-тодетерминировано. (Спешу напомнить, что экспрессивное поведение имеетмножество детерминант, поиск базового удовлетворения не является единственновозможной причиной для него.) Экспрессивное поведение ╬ это своего родазеркало, оно отражает, обозначает или выражает некое состояние организма.Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этогосостояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистойпоходкой здорового человека; приветливым выражением лица добряка; красотойкрасивой женщины; тяжело опущенными плечами, пониженным тонусом и унылойминой подавленного человека; почерком, походкой, жестикуляцией, улыбкой,манерой танца. Все эти внешние экспрессивные проявления не имеют под собойникакой цели, никакого намерения. Они ни на что не направлены. Они не служатудовлетворению ни одной из базовых потребностей.29 Они эпифеноменальны. Все, что мы говорили до сих пор, просто и очевидно. Но стоит двинутьсядальше, и мы тут же сталкиваемся с одной на первый взгляд парадоксальнойпроблемой. Я имею в виду проблему мотивированного самовыражения, сутькоторой состоит в том, что умный, образованный человек может научитьсячестности, грациозности, доброте и даже искренности, и они станут истиннойэкспрессивной составляющей его поведения. Люди, подвергшиеся психоанализу, илюди, обретшие высший мотивационный смысл жизни, поймут, о чем я веду речь. Для этих людей проблема самовыражения, пожалуй, ╬ единственная базоваяпроблема. Самоприятие и спонтанность не требуют от них особых усилий ╬например, любой здоровый ребенок живет в ладу с собой и совершенно естественв своем поведении, ему не нужно прилагать для этого особых усилий. Но есличеловек постоянно задает себе вопросы: "Кто я такой?", "Как мне статьлучше?", то очевидно, что самовыражение для него становится мучительнотрудной задачей, а зачастую даже недостижимой целью. То же самое можносказать о невротиках, даже о бывших невротиках. И в самом деле,самовыражение практически невозможно для невротика, у которого нет чувствасобственного Я, который постоянно ощущает себя актером, вынужденным выбиратьроль из некого навязанного ему репертуара ролей. Хочу привести два примера ╬ один простой, другой посложнее ╬ для того,чтобы продемонстрировать те (внешние) противоречия, которые несет в себеконцепция мотивированной, преднамеренной спонтанности, концепция, таксказать, "расслабленности с напряженными мышцами", или. если угодно,концепция даоистичной уступчивости. Если человек хочет хорошо танцевать, тоон должен быть спонтанен, свободен в своих движениях, он должен слушать,куда влечет его музыка, должен улавливать неосознанные желания своегопартнера. Хороший танцор позволяет себе стать инструментом, он всецелоотдается во власть музыки, которая движет и управляет им. У него нетсобственной воли, нет собственных желаний, он некритичен к себе. Он пассивен╬ пассивен в самом истинном и в самом полезном смысле этого слова ╬ дажеесли он танцует до полного изнеможения. Именно эта пассивная спонтанность,это неволение, лежит в основе множества различных способов полученияудовольствия, например, удовольствие оказаться в руках мастера ╬ массажистаили парикмахера, удовольствие, которое мы получаем от ласк, удовольствиеподчиниться ребенку, позволить ему тормошить и мучить вас. Но очень немногиелюди способны быть такими же пассивными в танце. Очень многие неумелыетанцоры стараются совершать "нужные" движения, напряженно вслушиваются вритм музыки, постоянно контролируют себя, боятся сбиться с ритма, сделатьневерное движение и, как правило, не добиваются желанного результата.Сторонний наблюдатель все равно поймет, что перед ним плохой танцор, да исами они, как правило, считают себя таковыми, ибо танец не приносит имудовольствия. Только самозабвенная самоотдача, только отказ от самоконтроля,преодоление старания, спонтанность могут стать источником истинного,наслаждения. Можно не ходить в танцевальную школу и стать хорошим танцором. Но этоне опровергает значения обучения. Однако обучение танцу ╬ это особый видобучения, это старание не стараться, это обучение спонтанности,добровольному самоотказу, неволению, естественности, даоистичнойпассивности. Многим людям приходится "учиться" этому, приходитсяпреодолевать внутренние запреты, гордыню, стремление к постоянномусамоосознанию и самоконтролю. ("Когда ты освободишься от внешнего, отжеланий и борьбы, ты будешь движим своим собственным позывом и даже небудешь знать об этом". ╬ Лао-Цзы.) Еще более трудные вопросы возникают, когда мы беремся рассуждать оприроде самоактуализации. О людях, живущих на высших уровнях мотивации,можно сказать, что их поведение и поступки чрезвычайно спонтанны, ониоткрыты, простодушны, естественны и потому выразительны (можно следом заАсрани назвать это "состоянием легкости"). Более того, их мотивация в корнеотлична от мотивации обычных людей, их потребности настолько далеко ушли отмотивов безопасности, любви или уважения, что им следует придумать иноеназвание. (Для описания потребностей и мотивов самоактуализированных людей япредложил понятия "метапотребности" и "метамотивы".) Если свойственное человеку желание любви мы называем потребностью, тостремление к самоактуализации следует обозначить каким-то иным понятием, ибооно имеет слишком много характеристик, отличающих его от потребностейнижележащих уровней. Одна из самых существенных особенностейсамоактуализации, представляющая наибольший интерес в контексте нашегообсуждения, состоит в том, что безопасность, любовь, уважение ╬ это внешниедля организма феномены, их нет в самом организме, и потому организмиспытывает в них нужду. В основе, самоактуализации мы не найдем нехватки,дефицита, и потому ее нельзя отнести к разряду нужд. Самоактуализацию нельзяотнести к разряду внешних по отношению к организму феноменов, она необходимаорганизму, но не так, как вода необходима дереву. Самоактуализация ╬ этовнутренний рост организма, это развитие тенденций, заложенных в нем, или,если говорить точнее, самоосуществление организма. Так же как деревонуждается в воде, солнце и питании, точно так же человек нуждается вбезопасности, любви и уважении, и он получает их из окружающей егодействительности, из окружающей среды. Именно с этой точки начинаетсяразвитие, или отдельное бытие. Любому дереву нужен солнечный свет и любомучеловеку нужна любовь, однако, удовлетворив эти элементарные потребности,каждое дерево и каждый человек развивается по-своему, в своей собственнойманере, не похожей на способы развития других деревьев и других людей,используя эти универсальные удовлетворители для своих индивидуальных,уникальных целей. Одним словом, с этого момента организм развиваетсяизнутри, он обретает независимость от внешних факторов. Парадоксально, новысшим мотивом человеческого поведения является бегство от мотива, отфункции, то есть чистое самовыражение. Или, скажем иначе, самоактуализациямотивирована потребностью в росте, а не потребностью в восполнении илиустранении некоего дефицита. Это ╬ "вторичная наивность", невинностьмудрости, "состояние легкости" (295, 314. 315). Человек может продвигаться в направлении самоактуализации, преодолеваяменее "высокие", но более насущные проблемы, то есть он может сознательно инамеренно стремиться к спонтанности. Таким образом, на высших уровняхчеловеческого развития дихотомия между преодолением и экспрессией, междуфункциональным и экспрессивным компонентами поведения стирается,трансцендируется, и именно человеческое старание становится дорогой ксамоактуализации. Внутренние и внешние детерминанты Характерной чертой функционального поведения является то, что оно вбольшей степени, чем экспрессивное поведение, определяется внешнимидетерминантами. Преодоление, как правило, представляет собой функциональнуюреакцию на некую критическую или проблемную ситуацию или на некуюпотребность, удовлетворение которой обеспечивается физической и/иликультурной средой. В конечном итоге функциональное поведение, как мы ужевидели, представляет собой попытку устранения внутреннего дефицита припомощи внешних удовлетворителей. В отличие от функционального поведения, основные детерминантыэкспрессивного поведения находятся в характере человека (см. ниже). Еслифункциональное поведение можно охарактеризовать как взаимодействие характерас непсихической реальностью, в результате которого происходит их взаимноеприспособление, то экспрессивное поведение следует рассматривать какэпифеномен характера, как побочный его продукт. Таким образом, если первыйтип поведения подчиняется и законам физического мира, и закономерностямхарактерологической структуры индивидуума, то второй ╬ преимущественнозаконам психологической, или характерологической реальности. Нагляднойиллюстрацией этому тезису может стать искусство "ангажированное" и"свободное", "продажное" и "непродажное". Из вышесказанного можно сделать несколько выводов. 1) Если мы хотимисследовать характер человека, то мы должны обратить внимание на егоэкспрессивное поведение. Достаточно обширный опыт использования проективных(или экспрессивных) тестов подтверждает этот вывод. 2) Возвращаясь кизвечному спору о том, что такое психология человека и с какой стороны занее браться, мы можем смело заявить, что приспособительное,целенаправленное, мотивированное, инструментальное поведение ╬ неединственный психологический феномен, требующий исследования. 3) Вычленениеиз общего континуума поведения функционального и экспрессивного компонентовимеет некоторое отношение к проблеме взаимоотношения психологии с другиминауками. Нельзя отрицать того факта, что изучение физического мира полезно сточки зрения лучшего понимания функционального поведения, но оно вряд липрольет свет на природу экспрессивного поведения. Этот тип поведения,по-видимому, имеет сугубо психологическую природу, подчиняется своимсобственным правилам и законам, и поэтому его следует изучатьнепосредственно, то есть при помощи психологических методов, остерегаясьиспользования методов других естественных наук. Связь с научением Функциональное поведение в своих чистых проявлениях, как правило,является продуктом научения, тогда как чисто экспрессивное поведение обычноне связано с научением. Нет нужды обучать человека чувству беспомощности,тому, как выглядеть здоровым или казаться глупым, как проявлять свой гневили удивление. Но для того, чтобы ездить на велосипеде, мастерить книжныеполки или зашнуровывать ботинки, человеку нужно поучиться, нужно овладетьопределенными навыками и приемами. Различие между функциональным иэкспрессивным поведением можно проиллюстрировать, если провести аналогию спсихологическими методиками ╬ например, с тестами достижений, с однойстороны, и тестом Роршаха, с другой. Функциональное поведение нуждается вподкреплении, человек прекратит свои действия, если увидит, что они недостигают желанного результата, тогда как экспрессивное поведение, какправило, не требует подкрепления или вознаграждения, не зависит отудовлетворения потребности. Возможность контроля Обусловленность функционального поведения внешними факторами, аэкспрессивного ╬ внутренними ╬ проявляется также и в том, насколькоподконтрольно поведение, насколько успешно справляются с этой задачейсознательные и бессознательные механизмы (сдерживание, подавление,вытеснение). Экспрессивное поведение всегда спонтанно, оно почти неподдается контролю, его трудно скрыть, изменить, подделать, подавить. (Уже всамих понятиях "контроль" и "экспрессия" заложено противопоставление.) То жесамое можно сказать и про мотивированное самовыражение, о котором мыговорили выше. Даже несмотря на то, что такого рода самовыражение человекобретает в процессе обучения, постепенно освобождаясь от внутреннихзапретов, его спонтанность и свобода истинны, реальны и потому так женеподконтрольны, как естественные источники экспрессивного поведения. Эмоциональные реакции, почерк, манера танцевать, петь, говорить ╬ всеэто примеры экспрессивных реакций, которые, если и попадают под контрольсознания, то лишь на весьма короткое время. Человек не властен над своейэкспрессией, критическое отношение к ней не может быть длительным ╬ рано илипоздно либо в силу усталости, либо из-за отвлечения внимания, либо покаким-то иным причинам контроль ослабнет, и верх снова возьмут глубинные,бессознательные, автоматические, характерологические детерминанты (6).Экспрессивное поведение нельзя назвать произвольным в полном смысле этогослова. Экспрессия отличается от преодоления еще и тем, что она не требует отчеловека усилий. Функциональное поведение всегда сопряжено с некоторой долейнапряжения, усилия. (Опять же оговорюсь, что творчество ╬ это особыйслучай.) Хочу заранее предостеречь от одной ошибки. Вас может одолеть искушениесчесть спонтанность и экспрессивность заведомо полезными для организмахарактеристиками, а самоконтроль ╬ напротив, заведомо вредоносным. Но это нетак. Конечно, в большинстве случаев субъективное переживание спонтанностиприносит человеку удовольствие, хотя бы потому, что предполагает заведомобольшую раскованность, искренность, легкость, чем старания контролироватьсвое поведение, и в этом смысле спонтанность полезна как для здоровьяорганизма, так и для оздоровления взаимоотношений с другими людьми, о чемговорит, например, Джурард (217). Однако можно посмотреть на самоконтроль синой точки зрения. Если мы представим его в образе сдержанности, то вряд лисможем отрицать, что некоторые аспекты сдержанности вполне благоприятны идаже полезны для человека, не говоря уже о том, что иногда для успешноговзаимодействия с внешним миром человеку просто необходимо контролироватьсебя. Контроль не обязательно означает фрустрацию или отказ от удовольствий.Те способы самоконтроля, которые я называю "аполлиническими" вовсе не ставятпод сомнение необходимость удовлетворения базовых потребностей; наоборот,они направлены на то, чтобы человек получил еще большее удовлетворение. Ктаким способам контроля я отношу отложенное удовлетворение (например, всексуальных отношениях), грациозность (в танце или в плавании), эстетизацию(например, в еде), стилизацию (например, в поэзии), соблюдение церемониала,сакрализацию и другие, которые позволяют человеку не просто делать что-то, аделать это хорошо. Считаю нужным еще раз напомнить, что в здоровой личности гармоничнососуществуют обе эти тенденции. Здоровый человек не только спонтанен. Онспонтанен и экспрессивен тогда, когда хочет быть спонтанным и экспрессивным.Он способен расслабиться, отказаться от самоконтроля, способен, чтоназывается, расстегнуть пиджак, когда находит это уместным. Но он умееттакже контролировать себя, может отложить удовольствие на потом, он вежлив,он старается не обижать людей, умеет промолчать и умеет держать себя вруках. Он воплощает в себе и дионисизм, и аполлинизм, он способен бытьстоиком и эпикурейцем, экспрессивным и функциональным, сдержанным ираскованным, искренним и отчужденным, веселым и деловитым, он живетнастоящим, но умеет думать о будущем. Здоровый, самоактуализированныйчеловек поистине универсален; в отличие от среднестатистического человека онреализует гораздо большую часть возможностей, заложенных в человеческойприроде. Его арсенал реакций гораздо шире, чем у обычного человека, и он движется в направлении к абсолютной человечности, то есть к полному раскрытиюсвоего человеческого потенциала. Воздействие на среду Функциональное поведение по своей природе ╬ не что иное, как попыткаизменить окружающий мир, и эта попытка, как правило, оказывается более илименее успешной. Экспрессивное поведение напротив, как правило, не стремитсявызвать изменения окружающей среды, а если и приводит к таковым, тонепреднамеренно. Рассмотрим такой пример. Некий человек ╬ предположим, коммерсант, ╬хочет продать свой товар и вступает в разговор с потенциальным покупателем.Ясно, что в этой ситуации продавец сознательно направляет беседу в нужноеему русло, приводит различные аргументы, чтобы заставить собеседникаприобрести у него товар. Однако манера общения нашего коммерсанта неприятна,он слишком навязчив (или недружелюбен, или высокомерен), и это вызывает уего собеседника желание поскорее отделаться от него. На этом примере мывидим, что экспрессивные аспекты поведения могут определенным образомвоздействовать на ситуацию, однако нужно отметить, что наш коммерсант вовсене стремился к столь нежеланным для себя эффектам, он не старался бытьнавязчивым или высокомерным и, скорее всего, так и не понял, что произвел насвоего собеседника плохое впечатление. Отсюда мы можем заключить, что дажеесли экспрессивное поведение воздействует на внешнюю действительность, товоздействие это имеет немотивированный, непреднамеренный, эпифеноменальныйхарактер. Средства и цели Преодоление, или функциональное поведение, всегда носитинструментальный характер, всегда служит средством достижения некой цели. Инаоборот ╬ всякое целенаправленное поведение (за исключением тех случаев,когда человек сознательно, добровольно отказывается от преодоления) следуетсчитать функциональным. Различные формы экспрессивного поведения либо не имеют никакогоотношения к средствам и целям (например, почерк), либо сами по себе являютсяцелью (например, пение, танец, игра на фортепьяно и т.п.).30 Подробнее мыостановимся на этом вопросе в главе 14. Поведение и сознание Акты чистой экспрессии не осознаются человеком или осознается толькочастично. Обычно человек не отдает себе отчета в том, как он ходит, какстоит, как улыбается и как смеется. Мы обращаем внимание на эти вещи толькотогда, когда разглядываем фотографии, просматриваем домашние видеозаписи,или же когда кто-нибудь поправляет или передразнивает нас. Но это скорееисключения, нежели правило. Осознанные акты экспрессии, такие как выбородежды, прически, мебели, следует рассматривать как примеры смешанногоповедения, в котором присутствует изрядный элемент функциональности.Функциональное поведение, как правило, осознается полностью, хотя иногда, вкрайне редких случаях может иметь неосознанный характер.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...