Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Стадия порождения текста




ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ.

Продуктом журналистского творчества является текст (журналистский текст). Несет в себе журналистскую информацию.

- синтаксический (как написан)

- семантический (тема)

- прагматический (идея)

Отражает:

- то, что происходит в обществе

- выражает общественное мнение

- релевантный (отдых)

- административно-управленческий

- помогает решить какие-то проблемы

- рекламно-справочный.

Новизна продукта:

- умение увидеть что-то новое

- умение по новому подать.

Композиция (глубинные связи текста):

- кульминационный

- антикульминационный (мысли в начале)

- пирамидный (мысли в середине).

Виды текстов:

- новостной

- публицистический.

- Репродуктивный (по способу подачи)

- создание чего-то нового (по способу подачи)

Журналистская информация:

- действительность

- универсальность

- идеолого-этическая направленность

Факт - реальное событие. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающий определенную обстановку (по времени – настоящие, прошлые и т.д., по величине – локальные, глобальные и т.д., проблема – позитивная, негативная, конфликтная ситуация).

ЭВС (элементарные выразительные средства) журналистики – факты, образы, нормативы, эмпирические обобщения – типизация и т.д.

 

ВОПРОС №65.

СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Особенности журналистского творчества. Журналистское творчество – форма социальной деятельности, которая подчинена общим социальным законам:

- имеет гносеологическое измерение,

- социально-психологическое измерение;

- психологическое измерение

Журналистская деятельность носит творческий характер.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразные изменения и состояния.

Характеристики журналистской деятельности:

1) Социальность – направленность на общество.

Журналистская деятельность предназначена для воздействия на массовую аудиторию с целью изменения социальных установок. Журналистика – социальный институт, оказывающий непосредственное влияние на деятельность других социальных институтов, взаимодействует с ними.

2) Продуктивность (категория творчества)

Продукт – журналистский текст: степени новизны разные, повторение того, что было ранее. Субъективная новизна. Репродуктивное творчество.

Метод – Совокупность методических приемов (обученность)

Методика – объединение методов, создание своей собственной методики.

Ядро знаний à Удовлетворительный уровень овладения профессиональными навыками и умениями à Разносторонняя хорошая профессиональная подготовка à Профессиональный уровень à Мастерство (объективная степень новизны)

3) Субъектно-объектный характер

Субъект – тот, кто осуществляет творческую деятельность

4) целесообразность

Составляется комплекс задач. Целевое видение готового продукта.

5) Сознательность

6) Опосредованность

Способ журналистского творчества – стадиальность:

I. Стадия познания

Состоит из операций:

- выбор объекта (определение плана)

- подготовка коммуникации

- первичные коммуникационные контакты: официальные, неофициальные

- аспектный анализ

Три уровня задач: эмпирический (поисковый элемент), теоретический, организационно-практический

II. Стадия порождения текста

- формирования замысла

- конкретизация замысла

- реализация замысла (только если сформулирован)

- авторское редактирование текста

Текст – это поле методологических операций. Текст ощущается в границах производства. Произведение замкнуто, текст символичен, отсюда разные интерпретации. Распространение текста – образ сети. Чтение текста – игра => удовольствие от чтения, новые текстовые формы (китч).

Текст – словесное сочинение или его фрагмент, представленное в определенной последовательности и логической взаимосвязи.

Текст – последовательно расположенные знаки. Журналистский текст – средство коммуникаций, составная часть системы коммуникаций. Учитывается готовность (потребность) читателя воспринимать текст. Два вида текста: письменный, устный. Текст не существует изолированно в коммуникационном процессе. 4 фактора: 1) вид (форма), 2) канал, 3) целевая направленность, 4) аудиторная направленность.

Текст: художественно-публицистический, аналитический.

Худ-публицистический (эстетический) – красноречие => внимание и детальное прочтение. Аналитический => жесткая схема, фактичность.

Синтезированный текст.

Два вида текста: интегрирующий, диффиринцированный.

Модели текста:

- антикульминационная (сильный аргумент вначале) – наиболее эффективна

- пирамидальная (в середине) - неэффективна

- кульминационная (в конце)

По констр. факторам:

- двусторонний – аргумент автора плюс мнимый аргумент мнимого читателя (для людей с высоким уровнем образования

- односторонний – читатель-единомышленник.

Языково-речевая структура текста

- самостоятельность

- целенаправленность (коммуникативная, экстракоммуникативная)

- целостность

Этапы формирования образа будущего текста:

- определение темы будущей публикации

- сбор фактического материала (вопрос о характере выступления)

- выбор методов, формы построения

- создание оптимального варианта образа текста - месторасположение наиболее выигрышных элементов. Схема: изложение основной мысли -> обоснование, доказание основной мысли -> краткое повторение основной мысли -> заключение

- стремление к достижению соответствия между внутренней (сод-ие, смысл) и внешней (язык, речь) формами. Повторы усиливают коммуникативную функцию текста.

- включение аксеологического принципа

- концептуальная основа текста

Форма склонна к качественному изменению:

- сюжет. В журналистском произведении сюжет определяется конкретной целью автора

- композиция

- архитектоника (оправданность сочетания элементов текста).

Составляющие журналистского текста:

Структурный подход

Текст как идейно-упорядоченная совокупность элементов. Уровни:

- фактологический (содержит факты, систему фактов)

- аксеологический - выражение отношения автора к происходящему

- идейно-концептуальный - обобщенное воспроизводство действительности с конкретизацией объективно отраженных систем (тема, проблема, идея).

Семиотический подход

Уровни:

- семантический – отношение обозначающего с обозначающим (тема, проблема, комплекс проблем

- синтактический – связь между произведением как единым целым и отдельными его элементами (образы, установки, конфликты)

- прагматический – использование произведения потребителем.

Функциональный подход

Уровни:

- содержательный – свободное варьирование сообщения отправителем

- личностно-психологический

- формообразующий

ВОПРОС №66.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...