II. Стадия порождения текста
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ. Продуктом журналистского творчества является текст (журналистский текст). Несет в себе журналистскую информацию. - синтаксический (как написан) - семантический (тема) - прагматический (идея) Отражает: - то, что происходит в обществе - выражает общественное мнение - релевантный (отдых) - административно-управленческий - помогает решить какие-то проблемы - рекламно-справочный. Новизна продукта: - умение увидеть что-то новое - умение по новому подать. Композиция (глубинные связи текста): - кульминационный - антикульминационный (мысли в начале) - пирамидный (мысли в середине). Виды текстов: - новостной - публицистический. - Репродуктивный (по способу подачи) - создание чего-то нового (по способу подачи) Журналистская информация: - действительность - универсальность - идеолого-этическая направленность Факт - реальное событие. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающий определенную обстановку (по времени – настоящие, прошлые и т.д., по величине – локальные, глобальные и т.д., проблема – позитивная, негативная, конфликтная ситуация). ЭВС (элементарные выразительные средства) журналистики – факты, образы, нормативы, эмпирические обобщения – типизация и т.д.
ВОПРОС №65. СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Особенности журналистского творчества. Журналистское творчество – форма социальной деятельности, которая подчинена общим социальным законам: - имеет гносеологическое измерение, - социально-психологическое измерение; - психологическое измерение Журналистская деятельность носит творческий характер.
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразные изменения и состояния. Характеристики журналистской деятельности: 1) Социальность – направленность на общество. Журналистская деятельность предназначена для воздействия на массовую аудиторию с целью изменения социальных установок. Журналистика – социальный институт, оказывающий непосредственное влияние на деятельность других социальных институтов, взаимодействует с ними. 2) Продуктивность (категория творчества) Продукт – журналистский текст: степени новизны разные, повторение того, что было ранее. Субъективная новизна. Репродуктивное творчество. Метод – Совокупность методических приемов (обученность) Методика – объединение методов, создание своей собственной методики. Ядро знаний à Удовлетворительный уровень овладения профессиональными навыками и умениями à Разносторонняя хорошая профессиональная подготовка à Профессиональный уровень à Мастерство (объективная степень новизны) 3) Субъектно-объектный характер Субъект – тот, кто осуществляет творческую деятельность 4) целесообразность Составляется комплекс задач. Целевое видение готового продукта. 5) Сознательность 6) Опосредованность Способ журналистского творчества – стадиальность: I. Стадия познания Состоит из операций: - выбор объекта (определение плана) - подготовка коммуникации - первичные коммуникационные контакты: официальные, неофициальные - аспектный анализ Три уровня задач: эмпирический (поисковый элемент), теоретический, организационно-практический II. Стадия порождения текста - формирования замысла - конкретизация замысла - реализация замысла (только если сформулирован) - авторское редактирование текста
Текст – это поле методологических операций. Текст ощущается в границах производства. Произведение замкнуто, текст символичен, отсюда разные интерпретации. Распространение текста – образ сети. Чтение текста – игра => удовольствие от чтения, новые текстовые формы (китч). Текст – словесное сочинение или его фрагмент, представленное в определенной последовательности и логической взаимосвязи. Текст – последовательно расположенные знаки. Журналистский текст – средство коммуникаций, составная часть системы коммуникаций. Учитывается готовность (потребность) читателя воспринимать текст. Два вида текста: письменный, устный. Текст не существует изолированно в коммуникационном процессе. 4 фактора: 1) вид (форма), 2) канал, 3) целевая направленность, 4) аудиторная направленность. Текст: художественно-публицистический, аналитический. Худ-публицистический (эстетический) – красноречие => внимание и детальное прочтение. Аналитический => жесткая схема, фактичность. Синтезированный текст. Два вида текста: интегрирующий, диффиринцированный. Модели текста: - антикульминационная (сильный аргумент вначале) – наиболее эффективна - пирамидальная (в середине) - неэффективна - кульминационная (в конце) По констр. факторам: - двусторонний – аргумент автора плюс мнимый аргумент мнимого читателя (для людей с высоким уровнем образования - односторонний – читатель-единомышленник. Языково-речевая структура текста - самостоятельность - целенаправленность (коммуникативная, экстракоммуникативная) - целостность Этапы формирования образа будущего текста: - определение темы будущей публикации - сбор фактического материала (вопрос о характере выступления) - выбор методов, формы построения - создание оптимального варианта образа текста - месторасположение наиболее выигрышных элементов. Схема: изложение основной мысли -> обоснование, доказание основной мысли -> краткое повторение основной мысли -> заключение - стремление к достижению соответствия между внутренней (сод-ие, смысл) и внешней (язык, речь) формами. Повторы усиливают коммуникативную функцию текста. - включение аксеологического принципа - концептуальная основа текста Форма склонна к качественному изменению:
- сюжет. В журналистском произведении сюжет определяется конкретной целью автора - композиция - архитектоника (оправданность сочетания элементов текста). Составляющие журналистского текста: Структурный подход Текст как идейно-упорядоченная совокупность элементов. Уровни: - фактологический (содержит факты, систему фактов) - аксеологический - выражение отношения автора к происходящему - идейно-концептуальный - обобщенное воспроизводство действительности с конкретизацией объективно отраженных систем (тема, проблема, идея). Семиотический подход Уровни: - семантический – отношение обозначающего с обозначающим (тема, проблема, комплекс проблем - синтактический – связь между произведением как единым целым и отдельными его элементами (образы, установки, конфликты) - прагматический – использование произведения потребителем. Функциональный подход Уровни: - содержательный – свободное варьирование сообщения отправителем - личностно-психологический - формообразующий ВОПРОС №66.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|