Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные жанры журналистики




Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.

2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.

3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."

По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

А теперь о новостной журналистики:

Жанровое определение «заметки» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления. В таких материалах если и указывается откуда почерпнута информация, то очень кратко. Не излагается также ход изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось. Главное для заметки - именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события и т.д. должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям.

Основные виды новостей: Событие, происшествие, мероприятие, итоги деятельности, планирование.

Событие - Новости данного типа составляют основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основное содержание в них - фактологическое описание.

Предмет отображения - разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

Планирование -превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах. Именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия. Основная цель - дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Принципы отбора новостей:

Цели обращения к аудитории с новостными материалами: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции.

Основные жанровые модели новостной журналистики: заметка, информационная корреспонденция, блиц-опрос, репортаж.

Заметка - Краткость и новизна. Новость с подробностями.

Информационная корреспонденция - отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета (единичное событие, явление, действие). Может содержать в себе некоторые элементы (помимо фактологического описания) оценки, предписания, прогноза.

Вместе с тем автор не ставит перед собой задачи выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное дело для него - сообщить некоторые лежащие на поверхности параметр отображаемого явления. Информационная корреспонденция близка по своей сути к репортажу, однако таковым не является по ряду причин: дело в том что автор не присутствует на месте события в момент его совершения. Кроме того он не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально-насыщенное описание предмета отображения. Репортаж же более приспособлен к описанию именно событий, происшествий. Для корреспондента важно изложить суть дела, для репортера же - изложить суть дела экспрессивно, наглядно, эмоционально, чтобы при чтении репортажа у аудитории возник эффект присутствия на месте события.

Блиц-опрос - Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.

Репортаж - Применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача репортера - дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т.е. воссоздать эффект присутствия. Журналист рассказывает о предметных ситуациях, о развивающихся событиях. Журналист должен вызвать сопереживание у читателя. Два пути эффективного вовлечения -

1) Изложение динамики события

2) Изложение динамики журналистских переживаний, которые он испытывает на мест действия.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии. А скажем в очерке наглядное изображение преследует цель обобщения и типизации.

Технология работы в газетно-журнальных новостных жанрах. Методы сбора и фиксации информации. (можно сказать своими словами)

ВОПРОС №69.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...