Сатира и юмор в журналистике. Жанровые разновидности.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Сатира - в переводе с греческого "смесь", это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других. Фельетон - это объемный сатирический жанр, "синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки)" Слово фельетон - в переводе с французского означает "листок" - в 1800 году 27 января в журнале "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию. Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон - зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон - жалоба, фельетон - заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон -скетч и т.д.
Главная задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в-третьих - показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона - верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора. Фельетоны писали: Салтыков-Щедрин, Дорошевич, Амфитеатров, Кольцов, Ильф и Петров, Пархомовский. Памфлет - поисходит от греческого "ран" - все, "рфлего" - жгу, произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели) Памфлет - редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского ("Письма темных людей", 1515 г.), Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль", 1534 г). Даниэль Дефо за памфлет "Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у позорного столба. "Философские мысли " Дени Дидро были осуждены на сожжение. За "Философские письма Чаадаев А. был объявлен сумасшедшим. "Письмо к Гоголю" Белинского В. Г. распространялось в списках. В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий. Пародия - жанр- передразнивание. Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации. Памфлет - сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла.
Происхождение памфлета некоторые ученые сравнивают с творчеством баснописца Эзопа. У нас великий памфлетист - Писарев и его «Пчелы» (политическая сатира на современное общественное устройство), Горький «Город желтого дьявола», Леонов «Тень Барбароссы». Сегодня памфлеты встречаются редко, а если и есть, то на политические темы (Валерия Новодворская) Методы - гротеск, гипербола, иронию, сарказм. Сатирический комментарий - от аналитического комментария сатирический отличается тем, что доминирующим признаком данного вида текста, позволяющим относить его к семье художественно-публицистических жанров, является ярко выраженная целевая установка автора - высмеятиь тот феномен, который привлек его внимание. Метод - художественное осмысление действительности (сатирическая типизация, ирония, литоту, гиперболизацию). Чаще всего сатирический комментарий в настоящее время публикуется по следам актуальных и наиболее нелепых или вредных действий политических деятелей, властей, учреждений, действий, способных вызвать определенны общественный резонанс. Эпиграмма - в переводе с греческого "надпись на камне" - это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре. Басня - сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть основная - в ней описываются основные действия героев, в третьей - назидание, написанное высоким стилем. Басни древнегреческого баснописца Эзопа дошли до наших дней и в настоящее время проблемы, поднимаемые в них, являются актуальными. Французский баснописец Лафонтен продолжил их традиции, которые позднее были поддержаны русским баснописцем Крыловым И. А. Карикатура - это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными. В современной казахстанской прессе встречаются и те и другие. Например, на российском телевидении программу "Куклы" можно отнести к карикатуре.
Шарж - от французского слова "тяжесть", критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические шаржи. В казахстанской прессе встречаются и те и другие. Анекдот - небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу "перевернутой пирамиды" - назидание в самом конце, на "вершине".
Медийная критика. Медиакритика – это особая сфера журналистики, где предметом оценки, анализа, критики становятся сами СМИ. Сам термин начал употребляться в России с 2002 года (диссертация Корочинского). Медиакритика призвана помочь обществу постичь реальность, в которой функционируют СМИ. Цель медиакритики – дать аудитории ориентиры, с помощью которых аудитория может ориентироваться в современном информационном потоке. А также её цель – борьба с непрофессионализмом в журналистике. В России медиакритика находится в развивающемся состоянии. Функции медиакритики: Информационно-коммуникативная – передача аудитории соц. Информации, которую автор закладывает в свой текст, способствование усвоению информации. Познавательная – реализуется в ряде подфункций, которые взаимосвязаны между собой: - мониторинг СМИ - подфункция анализа - подфункция интерпретации - подфункция прогноза - подфункция оценки. Регулятивная – эта функция более специфична, воздействует на медийное сообщество опосредованно. Коррекционная – отличает медиакритику от других областей журналистики. Просветительская – обеспечивает широкую трансляцию опыта, историч. Материала на аудиторию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|