Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аналитические жанры журналистики




Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление. Виды статей:

1. Передовая - в ней основа директивность;

2. Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;

3. Научная и научно-популярная статья;

4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

По данным Ворошилова В. В., "К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их".

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

Виды корреспонденции:

1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

4. Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".

Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.

Виды рецензии:

1. Литературная.

2. Научная.

3. Театральная.

4. Кино рецензия и т. д.

Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".

Виды обозрений:

1. Внутренние - о событиях жизни внутри страны.

2. Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

1. Политические,

2. Экономические,

3. Спортивные,

4. Сельскохозяйственные,

5. Культурные и т. д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве.

Основные жанровые модели: Аналитический отчет - один из наиболее древних жанров журналистики. Использовался еще в Петровских «Ведомостях».

Предмет аналитического отчета - выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций. Если в информационных жанрах говорится лишь об отчете, как то, где констатируются ход собрания, сообщают кто выступил, что сказал. То аналитический отчет отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей.

Цель аналитического отчета - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступающих, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И уже исходя из такого соотнесения, дать оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

Аналитическая корреспонденция - лишь в конце 19 века это понятие стали связывать с определенным жанром, раньше в этот жанр включали все публикации на страницах газет и журналов. Близка по жанру к репортажу и отчету. НО, допустим цель репортажа - дать наглядное «живое» отображение «предметного» события., цель отчета - точно изобразить «информационное событие», цель информационной корреспонденции - сообщить «нечто» о предметном событии, но используя при этом, в отличии от репортажа, не живое наблюдение, а в отличие от отчета - не фрагменты выступлений, а свернутый пересказ происходившего.

Цель аналитической корреспонденции. Само сообщение не является самоцелью, оно лишь дает представление о событии, предваряющие его истолкование. Именно это истолкование и отличает аналитическую корреспонденцию. Истолкование - это выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития.

Двусоставность аналитической корреспонденции (сообщение + истолкование) сближает его с комментарием. Но и здесь различие заключается в том, что первоисточником сообщения для аудитории о каком-то явлении, событии в корреспонденции всегда является автор публикации. Комментарий же всегда публикуется по следам уже известного данной аудитории события.

Аналитическое интервью - Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: «кто?» «что?» «где?» «когда?», то аналитическое интервью кроме этого содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: «почему?» «каким образом?» «что это значит?». Роль автора аналитического интервью заключается в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события.

Беседа имеет диалогическую и полилогическую форму. Беседа достаточно широко использовалась на страницах прессы на протяжении многих лет. Искушенному знатоку журналистских жанров известны, например, «Беседы за «круглым столом»», которые многие годы велись на страницах «Литературной газеты». Этот жанр можно соотнести с интервью. И в том и другом случае есть обмен мыслями и репликами. Однако есть существенное различие. Оно заключается в той роли, которая отводится журналисту -иньтервьюеру и журналисту-собеседнику, что оказывает существенной влияние на содержание самих текстов интервью или беседы. Если в роли интервьюера журналист может ставить только вопросы, а отвечает на них интервьюруемый, то именно последний и формирует основное содержание публикации, ее характер(позитивный или критический).

Журналист собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями.

Комментарий - метод и жанр журналистики одновременно. Раньше он просто использовался как метод в заметке - цитирование выражений чужого мнения, в статье, очерке, обзоре - в формах авторской интерпретации предмета отображения. Обозначаться как отдельный жанр стал в нашем столетии. Комментарий отличается от информационных жанров наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

Как жанр комментарий сформировался во второй половине 19- начала 20 века. Отпочковался он от краткого аналитического сообщения, типа корреспонденции.

Цели комментария: - направлять внимание на важные новые факты, оценивать их.

-ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события

-формулировать прогноз развития комментируемого события

-обосновывать необходимые способы поведения и решения задач.

Комментарий отвечает на вопросы: «что действительно?» «кто действительно?» «при каких обстоятельствах?» «почему?» «кому выгодно?» «как лучше?» «какие существуют различия, противоречия?».

Структура комментария: доказательное рассуждение с логическим заключением.

Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего критический). Отличие о других газетных жанров- предмет рецензии не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, а информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия рассматривает одно или два произведения и дает им соответствующую оценку. В том случае если, когда журналист на основе глубокого анализа произведения выдвигает какие-то общественно-значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей («Что такое обломовщина?» - Добролюбова, «Базаров» - Писарева).

Рецензируются как правило выдающиеся спектакли, книги, фильмы, то есть задевшие чем то внимание публики. Практическая цель рецензии - рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и том, что внимания ее не заслуживает, помочь ей лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение.

Задача рецензента - увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному.

Статья - публикации анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление.

Статья предназначена для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Удачная статья создает реальное представление об актуальной ситуации, служит основой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер.

Формы: общеисследовательская статья - высокий уровень обобщения, глобальность мышления авторов. Цель - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. Практико-аналитическая статья - обращена к актуальным практическим проблемам промышленности, с/х, культуры, науки.

Автор подобной статьи ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившийся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, оценить эти ситуации, определить тенденции их развития, выявить проблемы, стоящие на пути разрешения этих задач.

Если автор обще-исследовательской статьи мыслит такими категориями, как «страна», «мир», «планета», «общественное устройство», «политика», «экономика», «благосостояние народа», «цели правящей элиты», «парламентское решение», то автор практико-аналитической статьи обращается к категориям типа: «задачи обрабатывающей промышленности», «парк машин», «взаимосвязи предприятий», «ситуация сложившаяся в отрасли», «план реконструкции завода», «прибыли АО», «ценообразование», «учреждение», «предприниматели», «атмосфера в коллективе».

Полемическая статья - когда в обществе возникает спор по каким-либо значительным проблемам. Непосредственно поводом для полемической статьи является выступление политического оппонента, представителей чужой научной школы, «еретического» религиозного течения, задевающие каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, его издания.

Цели две - автор решает две задачи - обосновывает свою собственную позицию по спорному вопросу и опровергает позицию своего оппонента. Структура - доказательное рассуждение на базе аргументации в пользу главного тезиса автора вступления и на базе опровержения тезиса, аргументов, демонстрации, содержащихся в выступлении оппонента.

Журналистское расследование - Лишь с перестройкой общества жанр журналистского расследования перестал восприниматься как синоним журналистского исследования действительности.

Цель жур. расследования - установить причину опред явления, процесса, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породившие вполне конкретный результат. Здесь вопрос - «Почему?» и «Как?». Причем овет на второй вопрос занимает в подобном жанре львиную долю.

Предмет - наиболее «кричащее негативное явление» (различные преступления, из ряда вон выходящие случаи, события).

Метод - наблюдение, интервью, анализ документов. «Перемена профессии»

Обозрение - давно использовалось еще до возникновения печати. Тексты Плутарха (46-120 гг), позже в дидактических обозрениях китайца Ван-Ан-Хи. А также и в «Главах» из книги «Обозрения Парижа» Луиса Себастьяна Мерсье. Именно его считают основоположником жанра обозрения. Практически в каждой газете или журнале, на ТВ или радио имеются рубрики обозрения. «Медицинское обозрение», «Международное обозрение», «Итоги», «Панорама» (НТВ), «Обозреватель» (ТВ6), «Футбольное обозрение» (ОРТ), «Парламентская неделя» и «Зеркало» (РТР).

Определяющий признак обозрения - единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя.

Предмет - общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений. Характерна для предмета обозрения пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Поэтому обозрения имеют строгую периодичность. В отличие от комментария, предметом которого выступают прежде всего разнообразные новые события, для обозрения важны те процессы, события которые симптоматичны для современных социальных отношений, взаимозависимостей, независимо от того, насколько они важны сами по себе, они служат примерами, демонстрирующими, иллюстрирующими определенные авторские идеи, значимые для общества.

Метод в обозрении - глубокое рассмотрение определенной совокупности фактов, обледененных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами. Идя от явления к сущности, автор приводит аудиторию к определенной идее.

Обзор СМИ, прогноз, версия, социологическое резюме, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация.

 

ВОПРОС №70.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...