Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Правовой статус арктики




 

Человечество начало свои исследования арктического региона более 2 тыс. лет назад, когда в 325 году до н. э. древнегреческий мореплаватель и путешественник Пифей впервые задокументировал описания таких природных явлений, как полярный день и северное сияние[11]. Однако вплоть до XIX века вопрос о правовом статусе этой этих территорий не был актуален в качестве вектора внешней политики государств. Исторически сложилось, что большинство территорий современной Арктики, на которых была возможна полноценная жизнедеятельность человека, входило в состав северных государств.

Одним из первых нормативно-правовых актов, регулирующих арктические территории, был Указ Правительствующему Сенату Российской империи от 4 сентября 1821 года «О приведении въ исполненіе Постановленія о пределахъ плаванiя и о порядке приморскихъ сношеній вдоль береговъ Восточной Сибири, Северо-Западной Америки и острововъ Алеутскихъ, Курильскихъ и прочихъ»[12]. Этот указ, фактически, объявлял морское пространство между «восточным берегом Сибири»[13] и Аляской, ограниченное с севера Беринговым проливом, а с юга 50-ой параллелью, исключительной экономической зоной Российской империи. Причиной издания этого указа была нелегальная и не облагаемая налогами торговля и рыболовство, поэтому наиболее пристальное внимание в указе уделялось регламентации именно этой сфере. Фактически, эти территории раньше и так принадлежали России, однако с помощью этого указа обосновывалась легитимность прав русского флота в вопросах контроля северных районов Тихого океана.

Но действие этого указа продлилось недолго. США и Великобритания выразили своё несогласие, утверждая, что их представители побывали на этих территориях задолго до того, как Россия начала освоение этих районов. За всю историю существования этого указа был только один случай, когда этот ему нашлось применение на практике. Это случилось в 1822 году, когда корабль США «Pearl» был остановлен русским судном «Аполлон» на пути из Бостона в Ситку. В связи с ярко выраженными протестами американских партнёров и нежеланием Российской империи портить с ними торгово-экономические отношения, корабль был отпущен, и ему даже была выплачена компенсация за задержку. Однако данный инцидент указал на необходимость разрешения вопроса о международно-правовом статусе арктического региона.

Следствием этого стало подписание Русско-американской конвенции о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле в 1824 году[14], а также Санкт-Петербургской конвенции с Англией относительно разграничения обоюдных пространств владений России и Англии в Северной Америке 1825 года[15].  В этих конвенциях северные воды Тихого океана были провозглашены свободной для рыболовства и прохода судов зоной.

Также нельзя не упомянуть Конвенцию об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских колоний 1867 года[16]. Ввиду поражения Российской Империи в Крымской войне и обострения отношений с Великобританией было принято решение о продаже территорий Аляски США. Эта геополитическая сделка представляет собой важное историческое событие, поскольку именно с этого момента Соединённые Штаты Америки становятся государством, граничащим с арктическим регионом.

20 сентября 1916 г. Министерством иностранных дел Российской империи была опубликована циркулярная нота[17], согласно которой недавно открытые острова в Северном Ледовитом океане: Земля Николая II, Земля царевича Алексея и другие – объявлялись частью России.

Изначально интерес представляли преимущественно рыболовные зоны и морские транспортные маршруты, однако по мере развития технологий и возрастания роли энергоносителей ситуация начала постепенно меняться. Первая четверть XX века характеризуется формированием принципиально нового этапа в истории становлении международно-правового статуса Арктики – секторального принципа деления.

В 1921 году Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 году приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. В 1926 году эти требования были подтверждены специальным королевским указом[18].

В ответ подобным действиям канадских властей вышло «Постановление Президиума ЦИК СССР Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»[19] 1926 года, в соответствии с которым все территории от Северного полюса и до крайних границ СССР на западе и востоке признавались территорией СССР. США, Норвегия и Дания издали аналогичные нормативно-правовые акты ещё ранее. Таким образом, территория Арктики была полностью поделена между всеми пятью арктическими державами по сопредельному циркумполярному принципу. Такой принцип деления был более чем исчерпывающим и легитимным для своей эпохи, однако со временем стали очевидны сопряжённые с этим принципом правовые лакуны.

Главным недостатком принципа секторального деления арктического региона явилось отсутствие какой-либо правовой регламентации использования недр арктического шельфа. В нормативно-правовых актах речь шла исключительно об объектах суши и водных массивах, но никак не о природных богатствах территорий. Кроме того, подобный принцип деления хоть и был предельно выгодным для северных государств, но не устраивал страны, границы которых располагались вдали от арктических территорий.

По этой причине, когда в 1982 году была подписана последняя на данный момент редакция Конвенции ООН по морскому праву[20], международно-правовой статус арктического региона претерпел значительные изменения. Конвенция содержала несколько положений, регламентирующих основные вопросы относительно территорий Арктики:

1. Определяется “исходная линия” – линия, от которой идёт отсчёт для определения последующих зон. Она пролегает по линии наибольшего отлива воды;

2. В 12 милях от исходной линии определяется зона территориальных вод (территориальное море). Территориальные воды, их дно и недра, а также расположенное над ними воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. При этом, признается право мирного прохода иностранных судов;

3. В 12 милях от территориальных вод находится прилежная зона. В этой зоне государство обладает правом контроля в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применения наказания за эти нарушения;

4. В 200 милях от исходной линии находится исключительная экономическая зона. Это часть моря, в которой прибрежное государство осуществляет суверенные права. Эти права включают: а) разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; б) управление этими ресурсами; в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путём использования воды, течений, ветра;

5. Вплоть до 350 миль может идти континентальный шельф. Это естественное продолжение материковой зоны, однако, чтобы государство юридически получило те же права пользования на континентальный шельф, как и в исключительной экономической зоне, это нужно научно доказать и получить подтверждение Комиссии ООН по границам континентального шельфа, основанной в 1997 году, что этот шельф является естественным продолжением материка государства;

6. Вся территория Арктики, которая не входит в исключительную экономическую зону и не является утверждённым естественным продолжением материка, объявляется международной зоной, общим наследием человечества. Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который контролирует добычу государствами и предприятиями ресурсов морских недр и способствует их реализации на благо человечества.  

Все пункты содержания данной конвенции действуют до сих пор. Её подписали 168 государств и Европейский союз. Однако, на данный момент международно-правовой статус Арктики всё ещё не определён, поскольку некоторые страны, например, США не подписали эту конвенцию. Это влечёт за собой разногласия и противоречия в отношениях подписавших и не подписавших конвенцию государств. Также, статьи конвенции, касающиеся континентального шельфа и его присоединения, стали причиной начала гонки государств в подачах заявки на присоединение территории.

Первым государством, которое подало заявку на присоединение к своим территориям арктического шельфа в 2001 году, стала Россия. Однако эта заявка была отклонена комиссией ООН. По этой причине официально первой страной, чья заявка была принята, стала Норвегия. В 2006 году к норвежскому континентальному шельфу было присоединено 235 тыс. кв. км. В 2014 году попытка подать заявку российской стороной оказалась более успешной. Запрос на присоединение территории в Охотском море был удовлетворен, и теперь 52 тыс. км2 считаются частью континентального шельфа Российской Федерации.

Важным шагом на пути к продуктивному международному сотрудничеству в арктическом регионе было создание Совета Баренцева/Евроарктического региона. Это международный форум по экономическому сотрудничеству европейских государств в Арктике. Его участники: Королевство Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ.

Позже по инициативе Канады в 1996 году был основан Арктический совет[21]. В него вошли Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединённые Штаты Америки. Эта международная организация призвана способствовать сотрудничеству арктических государств в вопросах устойчивого развития приполярных районов.

Совокупность вышеизложенного позволяет сделать следующие выводы:

1. Международно-правовой статус Арктики на данный момент до конца не определён;

2. Арктический регион обладает большим потенциалом для развития;

3. Международное сообщество заинтересовано в обеспечении продуктивного международного сотрудничества в Арктике;

4. На данный момент арктический регион представляет собой зону, подверженную наибольшим рискам, связанным с изменением климата и пагубным антропогенным воздействием на окружающую среду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...