Глава 3. Противостояние и сотрудничество стран в арктике
ГЛАВА 3. ПРОТИВОСТОЯНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН В АРКТИКЕ 3. 1. Северный морской путь
Северный морской путь (СМП), иногда называемый Северо-Восточным морским путём, является судоходным маршрутом, соединяющим Европу и Азию, проходящим севернее российского побережья Северо-Ледовитого океана. Он обладает потенциалом для оптимизации транспортных маршрутов между Европой и Азией и увеличения их эффективности до 40%. В данном контексте необходимо отметить, что СМП представляет собой не конкретный маршрут, а множество вариаций прохода в Северном Ледовитом океане вдоль сухопутной части российской Арктики. Северный морской путь служит предметом давних споров между Россией и США, берущих начало с 1960-х гг. По мнению российской стороны, СМП – это национальная транспортная артерия, подпадающая под действие национального законодательства в силу исторических причин. США пытаются оспорить эту точку зрения, т. к. считают проливы Карского моря и проливы Лаптевых и Санникова международными, поэтому к ним применим принцип свободы судоходства. Как и многие другие государства, США стремятся к тому, чтобы статус Северного морского пути, проходящего вдоль российского арктического побережья, стал международным. В случае реализации этих планов Россия не только может лишиться значительных доходов от контроля над СМП, но и может стать более уязвимой с военно-стратегической точки зрения.
Дестабилизирующим прецедентом служат и права Канады на Северный морской путь, которые не оспариваются международным сообществом. Таким образом, становится очевидным неравноценный подход к интересам двух государств и стремление ослабить Российскую Федерацию.
3. 2. Хребет Ломоносова
Хребет Ломоносова – это предмет наиболее явных противоречий в арктическом регионе. На него претендуют Россия, Дания, Норвегия, Канада, Финляндия и Швеция. Причиной подобного интереса служит легитимное право страны, доказавшей принадлежность хребта Ломоносова к своей территории, продлить границы своей морской акватории в Арктике вплоть до Северного полюса. Более того, согласно данным геологической разведки, данный район богат запасами газа и нефти, что особенно актуально для Норвегии, Швеции и Финляндии. Как уже было указано выше, Россия первой подала заявку, в которой содержались научные доказательства того, что хребет Ломоносова является продолжением платформы, на которой находится территория Российской Федерации. Однако в результате давления со стороны международного сообщества и, прежде всего, США данная заявка была отклонена. Сейчас на международной арене ведутся активные дискуссии относительно заявок, поданных другими государствами. Пока что сторонам этого диалога не удалось выработать общее решение, которое устроило бы каждое из заинтересованных государств. Ситуация усложняется вмешательством стран, не имеющих прямого выхода к Арктике: Китая, Южной Кореи и Японии. Эти государства также заинтересованы в ресурсах арктического региона и создании совместных компаний, занимающихся разработкой нефтяных и газовых месторождений. Помимо этого, для вышеуказанных государств выгоден международный статус Северного морского пути для оптимизации морских торговых путей. 3. 3. Сотрудничество международного сообщества в Арктике
Не смотря на споры и жесткую конкуренцию за право обладания экономическими ресурсами в арктическом регионе, международное сообщество понимает, что наиболее эффективный метод развития данного региона – это консолидация усилий и сотрудничество.
В мае 2011 г. государства-члены Арктического совета подписали соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике[25], которое способствует обеспечению безопасности морских и авиационных перевозок в арктических широтах. Важным шагом стало подписание 11 мая 2017 года соглашения «по укреплению международного арктического научного сотрудничества». На данный момент научная и технологическая сферы представляют особую значимость в рамках освоения Арктики, поэтому научное и технологическое сотрудничество взаимовыгодно для всех государств-членов Арктического совета. Не менее активно международное взаимодействие в энергетической сфере. Российская компания «Роснефть» и американская компания «ExxonMobil» в апреле 2012 года подписали соглашение о сотрудничестве в области геологической разведки и совместной разработке залежей нефтегазовых ресурсов в Карском море[26]. Неоспоримым преимуществом для российской стороны служит привлечение иностранных финансовых инвестиций (капитализация «ExxonMobil» — 400 млрд долл. ), а также освоение новых методов разведки и бурения в северных широтах. Еще один совместный проект ведут «Роснефть» и американская компания «ConocoPhillips» в Ненецком АО, где разрабатывается перспективное Ардалинское месторождение. Ещё одним направлением сотрудничества является развитие трансантарктических маршрутов для авиаперелетов, предполагающих создание необходимой инфраструктуры для связи и сопровождения, модернизации и строительства новых аэропортов на территории России. Этот сегмент рынка авиаперевозок считается самым быстрорастущим. Возрастает интенсивность взаимодействия с Китаем. Немаловажную роль в этом процессе играет Королевство Дания, которое наращивает экономическое сотрудничество с китайскими партнёрами[27]. По заявлению посла Дании в Пекине, Китай имеет в Арктике «естественные и законные экономические и научные интересы»[28], несмотря на отсутствие у него береговой линии в Полярном регионе. Поддерживая Китай, Дания стремится укрепить свое влияние в Арктическом совете и получить финансовую поддержку Китая для разработки ресурсов Гренландии, т. к. ни у Дании, ни у правительства Гренландии нет финансовых и экономических возможностей для самостоятельной разработки полезных ископаемых в полярных условиях.
Среди двусторонних проектов выделяются совместные программы России и Канады по расширению экономических связей: проект кросс-полярных морских перевозок, проект создания комплексной системы связи в Арктике через орбитальные спутники и разработка соответствующей инфраструктуры. Подводя итог, стоит отметить, что в данном контексте нельзя исключить и ведение политики двойной игры различными сторонами. С одной стороны, страны действуют в условиях жесточайшей конкуренции, пытаясь максимизировать экономическую выгоду за счёт ограничений, не позволяющих другим государствам в полной мере реализовывать свои возможности по экономическому развитию данного региона. Однако при этом никто не отказывается от международных контрактов и совместных программ по разработке месторождений Арктики, поскольку данная сфера требует привлечения большого количества финансовых ресурсов. Озабоченность вызывают и проблемы защиты окружающей среды, с которыми страны-члены Арктического совета не способны справиться в одиночку. Таким образом, налаживание диалога и выработка совместных решений являются приоритетным направлением в политике всех арктических государств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|