Многодетность: попытки объяснения
Таким образом, ни гендерная политика советского государства на протяжении семидесяти лет, ни новая демографическая политика правительства постсоветского Таджикистана не смогли коренным образом повлиять на ситуацию с традиционными установками на многодетность у таджиков. В связи с этим представляет интерес выяснение причин, порождающих это социальное явление, и исследование факторов, влияющих на сохранение и/или разрушение модели многодетности в таджикском обществе. Высокая рождаемость у таджичек (а также других среднеазиатских женщин) и многодетность таджикской семьи, как социально-демографическое явление, нередко были в поле зрения ученых-демографов, этнографов, социологов и антропологов, которые в большинстве случаев связывали этот феномен с исламской религией и этническими традициями. Существовало и существует по настоящее время довольно распространенное мнение, особенно в кругу европоцентристских исследователей[12], что высокая рождаемость обусловлена, прежде всего, нежеланием коренных народов Средней Азии регулировать свое репродуктивное поведение, так как это противоречит религиозным канонам (Этническая демография 1974: 105-117; Дадабаева 1995: 37-63). Безусловно, религиозное мировоззрение играет немаловажную роль в репродуктивном поведении мужчин и женщин (как и в других формах социального поведения индивидов и групп), но не настолько, чтобы считать его основным фактором, абсолютно влияющим на рост рождаемости[13]. Данное утверждение можно рассмотреть на примере опыта применения контрацепции таджикскими женщинами в разные исторические периоды. Еще в начале прошлого века в таджикском обществе предохранение от беременности считалось вмешательством в волю Аллаха, который дает женщине столько детей, сколько ей суждено иметь (Андреев 1927: 77). Несмотря на это, в той или иной степени существовала практика применения контрацепции[14]. Так, в старину многие женщины имели представление о некоторых народных способах предохранения от нежелательной беременности, знание о которых устно передавались от женщин старшего поколения молодым женщинам. Но прибегали к этому нечасто. По мнению Е. Пещеревой, до революции в регионе Средней Азии одной из причин установки на высокую рождаемость была повышенная детская смертность. В среднем женщины рожали по 7-8 детей, больше половины которых умирали. Желаемого количества детей достигали лишь немногие родители. Страх перед детской смертностью заставлял родителей воспроизводить потомство сколько, столько это было физиологически возможно для конкретной супружеской пары (Пещерева 1976: 43).
Начиная с 60-х гг. 20-го столетия в основном среди городских работающих таджикских женщин практикуется аборт – как один из самих доступных методов прерывания нежелательной беременности, производимых в медицинских учреждениях. Практика абортов была широко распространена во всех регионах СССР, и это было связано, прежде всего, с отсутствием других эффективных методов контрацепции. Так, в 1978 г. в СССР количество абортов составляло 90 на 1000 женщин фертильного возраста, в то время этот показатель в США был 28 абортов на 1000 женщин, т.е. в пять раз меньше (Хакимова 1998: 124). Среди сельских женщин практика абортов встречалась не часто. Конечно, это можно связывать с сильным влиянием традиционных установок на репродуктивное поведение сельских жителей и с существующим контролем над выбором женщины в вопросе родить или не родить. Но нужно принимать во внимание также отсутствие в сельских регионах родовспомогательных учреждений, врачей, акушеров-гинекологов. То есть сельской женщине негде было делать аборт, даже если бы она захотела.
По данным проведенного в 1999 г. опроса[15], лишь 5% женщин желали искусственно прервать беременность, но не сделали этого из-за «страха перед Богом и общественным мнением» (Шарипова 2002: 13). Данные проведенного в 2005 г. опроса[16] также говорят о слабом влиянии религии на сохранение традиции многодетности. Так, из 690 опрошенных женщин только пятеро в качестве мотива многодетности отметили религиозный фактор. Из них каждая вторая в целях прерывания нежелательной беременности практиковала аборт, некоторые женщины – по два и более раз (Исламов 2005: 60). На это указывают и данные, полученные А. Темкиной в городе Худжанде (Северный Таджикистан): «У нас не было запрета на аборты. Я при советской системе выросла. Это как медицинская процедура. То есть не было религиозных ограничений и не было традиционных ограничений. Традиция не говорила: «Смотри, не смей!» (Темкина 2005: 27). В этой связи следует напомнить, что в отличие от некоторых католических стран Европы, в Таджикистане не было и нет публичного дисурса на тему о греховности умерщвления плода. Другим объяснением традиции и практики многодетности является ссылка на социально-экономические условия и факторы. Так, в советский период улучшение системы медицинской охраны материнства и детства, благодаря которой детская и материнская смертность снизилась во много раз, способствовала высокому росту рождаемости в 1950-80-е годы прошлого столетия. К примеру, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий возрос с 71 в 1940 г. до 446 в 1983 г. (Советский Таджикистан 1984: 307). Другая причина, на которую часто ссылаются демографы, – это экономическая целесообразность многодетности, поскольку в условиях натурального хозяйствования до революции экономическое благополучие семей зависело от количества рабочих рук (Исламов 2005: 59). Этот фактор в советский период также был значимым, особенно в условиях примитивного сельскохозяйственного производства, где основными орудиями труда были рабочие руки. В советский период, несмотря на проводимую индустриализацию Средней Азии, тем не менее, регион во многом оставался преимущественно аграрным. Основная сельскохозяйственная культура – хлопковое производство – основывалось на ручном труде колхозников, большинство которых были женщины и дети.
Рост рождаемости также стимулировался материальной и моральной поддержкой Советского государства. Многодетные матери получали ежемесячное денежное пособие на детей[17], имели льготы на получение жилплощади, бесплатные путевки в пионерские лагеря и т.д. Есть и другие точки зрения на эту проблему. Так, С. Хакимова считает одной из причин многодетности таджикских женщин массовое вовлечение их в сельскохозяйственное производство, так как беременность и роды хоть на какое-то время освобождали женщину от обязательного тяжелого физического труда, а подрастающие дети могли работать вместо них на колхозном поле (Хакимова 1998: 115-117). Возможно, в этом утверждении есть доля истины: рождение очередного ребенка было желательным и выгодным для самой женщины, нежели низко оплачиваемый тяжелый принудительный труд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|