Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Южные славяне до турецкого завоевания




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

___________________

Шипулин В. И.

«__» _______________ 2015 г.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРАКТИКУМ

ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

 

Направление подготовки 46.03.01 История
Профиль Историко-культурный туризм, История международных отношений­­­­­­­­­­­­­­
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Учебный план 2013 г.
Изучается в семестре  
СОГЛАСОВАНО:   РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений _____________________ Крючков И. В. «__» _____________ 2015 г.     Рассмотрено УМК Протокол №___ от «___»________ 2015 г.   Председатель УМК Гуманитарного института _____________________ Вартанова Л. Р.     Зав. кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений _____________________ Крючков И. В. «__» _____________ 2015 г.   Доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений _________________________ Польская С.А.   «__» ____________ 2015 г.    

 

 

Ставрополь, 2015


Оглавление

Введение ….. ………………………………………………………………….… 6

Планы практических занятий …………………………………..……………. 11

Раздел 2. Южные славяне до турецкого завоевания …………………..….. 11

Тема 5. Сербия до турецкого завоевания………………….………………..... 11

5.1. Сербское государство по данным «Законника» Стефана Душана.......... 11

5.2. Сербское общество по данным «Законника» Стефана Душана ……….. 17

Раздел 3. Южные славяне в позднее средневековье ……………………...... 42

Тема 7. Южнославянские земли в составе Османской империи (до конца XVIII в.)………………………………………………………………………...... 42

7.1. Военно-феодальная система управления в балканских провинциях Османской империи …………………………...………………………………..… 42

7.2. Статус южных славян в составе Османской империи ……………….…. 52

Тема 8. Хорватия и Словения под властью Габсбургов и Венеции в XVI-XVIII вв. ……………………………………………………………………………….... 67

8.1. Инкорпорация Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов................................................................................................................................ 67

8.2. Интеграция Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов …. 74

Раздел 4. Чехия в средние века и раннее новое время ………………….…... 83

Тема 11. Сословная монархия в Чехии (XIV-XV вв.) ………………..……… 83

11.1. Предреформационная доктрина Яна Гуса ……………………………... 83

11.2. Гуситское движение в Чехии …………………………………………… 91

Раздел 5. Польша в средние века и раннее новое время ………………..… 123

Тема 17. Внешняя политика и начало внутреннего кризиса Речи Посполитой в XVII – середине XVIII вв. ……………………………………………..….... 123

17.1. Фольварк в системе аграрного строя Речи Посполитой …………..…. 130

17.2. Внутренний кризис Речи Посполитой.…………………………..……. 130

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью освоения дисциплины «История южных и западных славян в средние века» является фактическое и аналитическое изучение исторического пути южных и западных славян, т. е. болгар, сербов, хорватов, босняков, герцеговинцев, словенцев, черногорцев, македонцев, полабских и поморских славян, поляков, чехов, лужицких сербов и словаков; в целом и его основных периодов на протяжении эпохи средневековья и раннего нового времени, т.е. периода с VI по XVIII вв. включительно. При этом кардинальные проблемы средневекового славянского мира призваны к рассмотрению с учетом их взаимодействия с западноевропейской, византийской и исламской цивилизациями.

Практикум разработан в соответствии с требованиями основных образовательных программ бакалавриата согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01– История, профилям подготовки Историко-культурный туризм / История международных отношений. Он дает полноценную комплексную возможность решить следующие задачи:

- получить базовые представления об основных тенденциях и закономерностях развития и специфике истории южных и западных славян эпохи средневековья и раннего нового времени в их неразрывной связи с мировым историческим процессом;

- овладеть в ходе всех форм аудиторных и внеаудиторных занятий знаниями о месте средневековой истории зарубежного славянства в системе доиндустриальных обществ, связи современной истории южно- и западнославянского регионов и его средневековой истории;

- повысить профессиональный уровень работы с различными типами исторических источников;

- ознакомиться с современным уровнем научных исследований в области отечественной и зарубежной славистики.

- научиться использовать полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения профессионально-ориентированной и педагогической практик, а также применить к собственному профессиональному и повседневному опыту по окончании вуза.

Теоретический курс «История южных и западных славян в средние века» является одной из дисциплин, которая традиционно входит в программу исторического университетского образования. Сложность изучаемой дисциплины заключается в том, что объектами ее изучения являются 10 современных государств (Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Польша, Чехия, Словакия), которые прошли сложный путь исторического развития, что требует особо пристального изучения самого длительного периода их прошлого, т.е. средневековья. Ещё одна трудность – это значительный фактический материал при разнообразии изучаемых проблем и многочисленности научных позиций в современном славяноведении. Студенты, изучающие данную дисциплину, должны понять, что история зарубежных славянских народов Центральной и Юго-Восточной Европы составляет важную, органическую и неотъемлемую часть общеевропейской и мировой истории.

Хронологические рамки курса охватывают период с VI по конец XVIII вв., что позволяет говорить об изучении в его рамках как сугубо средневековой истории славянских народов, так и периода так называемого Раннего Нового времени (конец XVI – конец XVIII вв.). В целом хронология курса включает догосударственный этап развития славянских племен, процессы генезиса феодального строя и разложения родовых отношений, складывания и функционирования раннефеодального государства, период феодальной раздробленности и последующей централизации ряда славянских государств, их борьбу за независимость, утрату государственного суверенитета.

Курс имеет интердисциплинарный характер, находясь в тесной взаимосвязи с отечественной историей, историей Византии и Западной Европы, пересекаясь так же в ряде параметров с историей стран Востока (в большей степени Османской империи). Не менее тесными являются контакты проблем средневековой истории славян с историей международных отношений, историей культуры, этнологией, всем комплексом вспомогательных исторических дисциплин. Поэтому данный курс предполагает сочетание компаративного подхода и системного анализа исторических процессов в славянском мире Центральной и Юго-Восточной Европы в сравнении с западноевропейским, восточным и отечественными вариантами развития феодальных отношений.

В практикуме сохранены страноведческий и хронологический принципы изложения материала контексте социально-экономических, политических, конфессиональных и культурных особенностей, в рамках которого протекала средневековая история южных и западных славян. Итоговой целью настоящего практикума является, наряду с общеобразовательной задачей, осознание студентами уникальности исторических судеб зарубежного славянского мира и подготовка, таким образом, к пониманию дальнейших закономерностей его истории в новый и новейший период, к современным проблемам славянских регионов.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины «История южных и западных славян в средние века»:

- культура мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5).

 

В результате освоения практических занятий дисциплины «История южных и западных славян в средние века» студент должен:

знать:

1) периодизацию средневековой истории южных и западных славян; основные даты и события;

2) важнейшие собственно славянские и зарубежные по отношению к ним исторические источники эпохи средневековья и раннего нового времени, их классификацию, внешнюю и внутреннюю критику, и научные оценки;

3) важнейшие историографические проблемы средневековой истории южных и западных славян в контексте классических и современных тенденций отечественной и зарубежной славистики;

4) основные дефиниции и термины академической славистики;

5) исторические процессы формирования и развития феодальных отношений у южных и западных славян, а также формы и методы воздействия на них византийской и западноевропейской модели феодализма;

6) теоретический и фактический материал, на основе которого сложилась собственно средневековая история южно- и западнославянских государств и территориальных образований;

7) трудности и противоречия, которые характерны в истории взаимодействия славян с Византией, Россией, Западной Европой, исламским миром;

8) исторические условия постепенной интеграции западной и части южных славян в религиозные, экономические, политические сферы западноевропейского общества;

9) специфику южного славянства исторически развивавшегося в двух цивилизационных системах – византийской и западноевропейской и в итоге оказавшегося под властью Османской империи, т.е. исламской цивилизации;

10) роль христианства и институтов Римской Католической и Православной Церквей в развитии южных и западных славян; роль процессов исламизации в южнославянском регионе;

11) процесс развития производительных сил аграрного и городского обществ зарубежных славян эпохи средневековья и раннего нового времени;

12) социальную структуру средневекового общества южных и западных славян и ее эволюцию до эпохи нового времени включительно;

13) развитие форм государственного устройства и властных монархических и республиканских институтов в Центральной Европе и на Балканах эпохи средневековья и раннего нового времени;

14) биографические данные наиболее известных деятелей южно- и западнославянского средневековья и раннего нового времени.

 

уметь:

1) анализировать содержание исторических источников эпохи южно- и западнославянского средневековья и раннего нового времени и делать соответствующие умозаключения, сужения и аналитические выводы;

2) работать с научной литературой по зарубежной славистике, научиться ее пониманию и академической критике;

3) оценивать факты и события зарубежной славянской истории средних веков и раннего нового времени и оперировать ими, исходя из принципа историзма и основанных на нем научных приемов анализа исторического процесса;

4) последовательно излагать основные события, выявляя общие закономерности и национальные особенности в средневековой истории южных и западных славян;

5) выделять причины и следствия исторических событий южно- и западнославянской истории эпохи средневековья и раннего нового времени;

6) сопоставлять и сравнивать различные исторические события и явления истории зарубежных славянских народов эпохи средневековья и раннего нового времени, вычленяя их общие и особенные характеристики;

7) обнаруживать тенденциозность в интерпретации исторических событий зарубежного славянского средневековья и раннего нового времени;

8) аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам;

9) четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики;

10) работать с исторической картой и прочими видами наглядного материала (схемами, таблицами, диаграммами, иллюстрациями и т.п.).

 

владеть:

 

1) основными понятиями и категориями курса средневековой истории южных и западных славян;

2) общей хронологией и периодизацией средневековой истории стран и этнических областей южно- и западнославянского региона;

3) картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса истории южных и западных славян в средние века и раннее новое время;

4) содержательной стороной источниковой базы средневековой истории южных и западных славян и основными приемами ее критики;

5) основными историографическими концепциями, принятыми в классической и современной зарубежной славянской медиевистике, учитывая достижения как отечественного, так и мирового славяноведения;

6) знаниями фактической истории южных и западных славян в средневековую эпоху и общей логикой их исторического пути;

7) методами сравнительного анализа средневековой истории южных и западных славян применительно друг к другу и сопредельным регионам (Западной Европы, Восточной Римской империи, России, ряда стран Востока);

8) профессиональными навыками и умениями историка применительно к анализу исторического процесса в южно- и западнославянском регионе в средневековую эпоху как органичной части его развития в последующий период вплоть до настоящего времени.

 

 

Раздел 2. Южные славяне до турецкого завоевания

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...