Тема 8. Хорватия и Словения под властью Габсбургов и Венеции в XVI-XVIII вв.
8.1. Инкорпорация Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов
Цель: изучение процессов политической, правовой и социально-экономической инкорпорации Словении и Хорватии в структуру государства Габсбургов Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: студен должен знать: - постановку целей государства Габсбургов по отношению к словенским и хорватским землям и пути ее достижения (ОК-1); - социальные этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов (ОК-11); - методы использования в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья (ПК-1); - политическую организацию хорватского, словенского и австро-немецкого общества в ходе инкорпорации (ПК-5). уметь: - воспринимать, анализировать, обобщать информацию исторических источников и научной литературы о процессе инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов (ОК-1); - толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов (ОК-11); - использовать базовые знания в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья (ПК-1); - понимать роль насилия и ненасилия в ходе инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов (ПК-5); владеть: - культурой мышления применительно к изучению инкорпоративных процессов в хорватских и словенских землях по отношению к государству Габсбургов (ОК-1); - готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов (ОК-11);
- способностью использовать в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья (ПК-1); - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса инкорпорации Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов (ПК-5).
Актуальность темы практического занятия Проблема сосуществования славянских и соседних этносов, особенно в условиях потери национального суверенитета является одной из самых острых на современном этапе развития славяноведения. И положение славянских регионов в составе империи Габсбургов не является исключением. В данном случае на практическое занятие вынесена лишь часть проблемы: территории Словении и Хорватии (ее континентальной части – Славонии), в то время как Чехия и Словакия рассматриваются в лекционном курсе. Дело в том, что на настоящий момент почти отсутствуют комплексные исследования, охватывающие социально-экономическое, административное, конфессиональное и культурное развитие славянских провинций империи Габсбургов, в то время как дореволюционное славяноведение в России полагало данный вопрос одним из магистральных направлений в науке. Поэтому определенную часть предлагаемой к практическому занятию литературы составляют труды русских славистов второй половины XIX – начала ХХ вв. Задача студента заключается не только в оперировании фактами и событиями, но и в сравнительном анализе методологических подходов советской, современной и дореволюционной историографии. Кроме того, необходимо четко представлять ту разницу в развитии Словении и Хорватии, с которой они вошли в состав империи, их геополитический статус, интересы Габсбургов в каждом из регионов, их политику по отношению к ним и различные методы сопротивления ей у хорватов и словенцев.
Теоретическая часть Подготовку вопроса о статусе словенских земель следует начать с изучения явления немецкой колонизации и выяснения ее последствий для социальной структуры, экономического уклада и правовых основ словенских городов и аграрной сферы. Нужно отметить позитивные и негативные последствия немецкой колонизации для развития региона, для чего ознакомиться с программной статьей М. Блока (изложенный в ней пример Польши является основой и для других славянских регионов). Вопрос о турецком наступлении в Хорватии требует знания фактического материала, карты и обобщения данных. Следует начать с выяснения обстоятельств вхождения этих территорий в состав владений Габсбургов, приняв во внимание автономность Словении, Далмации и собственно Хорватии. Отдельное внимание надо уделить формированию Крайны, статуса граничар и Военной Границы на основе данных «Влашских статутов». Далее следует вопрос о социально-административном статусе словенских и хорватских земель в составе империи. Нужно последовательно рассмотреть изменения политической, экономической и общественной жизни Хорватии второй половины XVIII в. Словенская история требует выявления характерных черт социально- политического развития ее отдельных областей: Штирии, Каринтии и Краины. Наконец, отдельное внимание следует уделить положению крестьян и городов и церковной организации Словении и Хорватии.
Вопросы и задания
Вопросы: 1. Последствия немецкой колонизации в Словении. 2. Турецкое наступление в Хорватии и раздел хорватских земель. 3. Социально-административный статус словенских и хорватских земель в составе империи.
Задания: 1. Составить хронологическую таблицу вхождения словенских и хорватских земель в состав государства Габсбургов;
2. Составить план-конспект источников (по соответствующему разделу хрестоматии). 3. Какие последствия немецкой колонизации в Словении могут быть оценены как достижения для развития региона, а какие – как упущения; почему? 4. По каким причинам словенцы не сформировали собственное государство, а словенские земли в итоге вошли в состав державы Габсбургов?
5. Почему турецкое наступление на Европу было остановлено государством Габсбургов, и граница с Османами прошла именно по хорватским территориям? 6. Кто такие граничары по этническому и религиозному признакам; насколько они были значимы для формирования Военной Границы? 7. Почему Австрия ввела на территории Военной Границы свое прямое правление, при этом оставив Банской Хорватии права внутренней автономии? 8. Чем отличался и был сходен социально-административный статус Словении и Хорватии под властью Габсбургов, и как можно объяснить черты этого тождества и дифференциации? 8. Почему Далмация и Истрия не вошли в состав Габсбургской империи в рассматриваемый период? 9. По итогам инкорпорации можно ли говорить о югославянском регионе Австрийской империи?
Список литературы
Основная 1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ: Печатные Традиции, 2008. 2. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Хорватия и Словения». Тема IV. «Хорватские земли под иноземной властью». С.132-134. Тема V. «Народные движения». С134-139. ( http://www.edu.ru ) 3. Блок М. Проблема социального прикосновения: немецкая колонизация в Польше // Анналы экономической и социальной истории. Избранное / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М Сокольской. – М., 2007. С. 296-302.
Дополнительная 1. Австро-Венгрия. Опыт многонационального государства. – М., 1995. 2. Акимова О.А. Развитие этнического самосознания хорватов в XII-XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 130-151. 3. Акимова О.А. Формирование хорватской раннефеодальной государственности // Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М., 1985. С. 219-249. (http://mirknig.com/knigi/history/1181115631-rannefeodalnye_gosudarstva_na_balkanakh_vixii_vv..html)
4. Акимова О.А. Этническое и культурное самосознание хорватов в XV веке // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 138-156. (http://www.propokupki.ru/etnografiya/off280) 5. Наумов Е.П. Возникновение этнического самосознания раннефеодальной хорватской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху Раннего Средневековья. М., 1982. С. 167-181. (http://www.propokupki.ru/etnografiya/off281) 6. Фрейдзон В.И. История Хорватии. Краткий очерк с древнейших времен до образования республики (1991 г.). СПб., 2001. С. 9-51. (http://mirknig.com/knigi/history/1181239873-istoriya-xorvatii.html) 7. Бромлей Ю.В. Крестьянское восстание 1573 г. в Хорватии (Из истории аграрных отношений и классовой борьбы в Хорватии XVI в.). – М., 1959. (findlib.ru › authors/bromleji.html) 8. Исламов Т.М. Империя Габсбургов. Становление и развитие. XVI – XIX вв. // Новая и новейшая история. – 2001. – №2. С.11-40. 9. История Австрии. – М., 2008. 10. Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму. Сравнительный очерк. – М.,1994. (books.google.ru) 11. Коцелка К. История Австрии / Пер. с нем. – М., 2007. 12. Макова Е.С. Из истории социально-экономического развития славонского города XIII-XVII вв. – М.,1980. (books.google.ru) 13. Медведева К.Т. Австрийские Габсбурги и сословия в начале XVII в. – М., 2004. 14. Митрофанов П.А. История Австрии с древнейших времен до 1792 г. – М., 2003. 15. Освободительные движения народов Австрийской империи. Возникновение и развитие, конец XVIII в. – 1849 г. – М., 1980. (historic.ru › books/item) 16. Чулинович Ф. Крестьянские восстания в Хорватии (XIV-XIX вв.). – М.,1959. (books.google.ru) Интернет - ресурсы 1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова 2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека» 3. http://www.inslav.ru/ – Сайт Института славяноведения и балканистики РАН 4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН 5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН 6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории 7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека 8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|