Статус южных славян в составе Османской империи
Цель: изучение имущественного, правового и социального статуса основных сословий южнославянского общества (крестьян, горожан и феодалов) в эпоху османского господства. Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: студен должен знать: - методы обобщения информации исторических источников о статусе славянских крестьян, горожан и феодалов в составе Османского государства (ОК-1); - этно-национальные, религиозные и культурные различия южных славян, оказавшихся под властью Османской империи (ОК-11); - политическую организацию османского общества указанного периода (ПК-5); уметь: - ставить цели изучения системы поземельного устройства южнославянской общины, статуса городского населения, положения светских феодалов и Церкви эпохи Османского владычества путем анализа комплекса турецких источников (ОК-1); - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса интеграции различных групп южнославянского общества в административную и поземельную систему Османского государства (ПК-1); - бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южных славян эпохи Османского владычества (ОК-11); - роль насилия и ненасилия в истории различных социальных групп южных славян эпохи Османского владычества (ПК-5); владеть: - культурой мышления, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации о статусе южнославянских сословий в период господства Османской империи (ОК-1); - готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южных славян эпохи Османского владычества (ОК-11);
- готовностью толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия славянского и неславянского, христианского и мусульманского населения Османской империи (ОК-11); - способностью использоватьбазовые знания в области средневековой истории южных славян (ПК-1).
Актуальность темы практического занятия Как известно, Османская империя определилась в территориальных границах по итогам завоеваний второй половине XIV-XV вв., включив в свой состав и Балканский полуостров и расположенные на нем завоеванные южнославянские государства и политические образования, а именно: Болгарию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, часть Хорватии и Боснии. Подчиненный статус южного славянства окажется пролонгированным на достаточно длительный период, вызвав неизбежные интегративные процессы османского влияния, равно как и процессы его отторжения. Предыдущее занятие было посвящено военно-ленной системе и таким ее элементам, как исламизация населения, массовое переселение турок на Балканы и депортация славян. В данном случае необходимо выяснить статус каждого сословия южнославянского общества эпохи османского господства, что достаточно актуально, учитывая сколь выраженные изменения претерпела социальная структура, экономический уклад и правовое положения южнославянских крестьян, городских жителей (ремесленников и торговцев) и феодальной страты (духовенства и светской знати).
Теоретическая часть При подготовке вопроса о статусе южнославянского крестьянства необходимо уяснить систему отношений: крестьянского хозяйства и сипаха как феодала; крестьянского хозяйства и государства в лице его администрации; крестьянской общины и сипаха; крестьянской общины и государства. Особе внимание нужно уделить кризису сипахийской системы и изменениям в положении южнославянских крестьян, процессу читлучения, а также попыткам крестьян выйти из-под власти сипаха, используя особенности своего хозяйственного профиля и исламской правовой специфики. Для этого нужно изучить содержание указов османских наместников в балканских провинциях, грамоты и ферманы османских султанов.
Вопрос о развитии османского города и статусе славянских ремесленников и торговцев требует общего знания особенностей турецкой урбанистической системы и применения этих знаний к материалу источников: законов о базарных сборах и пошлинах, налоговых реестров, протоколов решений шариатских судов относительно актов купли-продажи имущества, прав торговли и производства. В результате необходимо представлять всю систему система эксплуатации славянских крестьянских общин, рынков и городов. Особое место занимает вопрос о положении славянской светской знати и духовенства. Прежде всего, нужно выяснить статус земельных владений османской знати на Балканах и определить наличие в ее рядах феодалов славянского происхождения, выявить их конфессиональную принадлежность и проследить связь поземельного статуса и вероисповедания. Основная задача - выявить проблемы интеграции южнославянской знати в правовое, религиозное, экономическое и социальное поле Османского государства. Аналогичных усилий требует и выяснение статуса православного (в меньшей степени – католического) духовенства, с то разницей, что оно оказалось не щатронуто процессами конфессиональной ассимиляции. Вопросы и задания
Вопросы: 1. Сословный статус южнославянского крестьянства. 2. Ухудшение положения южнославянского крестьянства на фоне кризиса сипахийской системы. 3. Османский город: статус ремесленников и торговцев славянского происхождения. 4. Южнославянские феодалы под властью Османов: проблемы интеграции.
Задания: 1. Являлись ли сипахи феодалами по отношению к южнославянскому крестьянству? 2. В чем выражается починенный статус южнославянского крестьянства по отношению к сипаху? 3. В чем выражается починенный статус южнославянского крестьянства по отношению к государству? 4. В какую сторону (улучшения или ухудшения) изменился правовой статус южнославянских крестьян под властью Османов? Почему?
5. Каким образом система эксплуатации южнославянской городской и сельской общины связана с процессом реэволюции большесемейной организации? 6. В чем заключались особенности положения южнославянского городского населения в сравнении с сельским? 7. Каким образом законодательство Османской империи не только ущемляло, но и защищало права южнославянского крестьянства, ремесленников и торговцев, не перешедших в ислам? 8. В силу каких причин Порта, наряду с привлечением южнославянской знати на службу и сотрудничества с Церковью, прибегала к физическому уничтожению славянской верхушки и полностью подчинила константинопольскую патриархию? 9. Можно ли полагать очагами пассивного сопротивления славян османскому господству институты большой патриархальной семьи, сельской и городской общины, церковного прихода и монастыря? Почему? 10. Существует и связь различных проявлений пассивной борьбы славян с активной деятельностью Порты по этнической ассимиляции и насильственной исламизации местного населения? В чем она состоит?
Список литературы
Основная 1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ: Печатные Традиции, 2008. 2. Аграрный строй Османской империи вв.: Документы и материалы / Сост., пер. и комм. А.С. Тверитиновой. – М., 1963. (http://www.vostlit.narod.ru›Texts/Dokumenty/turk.htm) 3. Болгарские деревни и их население в кратких реестрах джизье XVII в. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. – Т.2. – М., 1969. (http://www.booksgid.com/arts_sulture/3414-an) 4. Записки янычара. Написаны Константином Михайловичем из Островицы/ Введ., пер. и коммент. А.И.Рогова.– М.,1972. С.112-113. (http://cityread.ru/history/69055-zapiski-yanychara.html) 5. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – Часть 2. XV-XVII вв. – М.,1988. Раздел «Развитие феодального строя». Гл. VIII. «Османская империя и борьба народов против османских завоевателей». С.35, 38. (http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php)
6. Книга законов султана Селима I / Публикация текста, перевод, терминологический коммент. и предисл. А.С. Тверитиновой. – М.,1969. (http://www.slavlib.ru) 7. Практикум по истории южных и западных славян [Электронный ресурс]: раннее Новое время (XVI - конец XVIII вв.): уч.-метод. пособ. / сост. В. В. Борисенко. – Могилев, 2012. Тема 3. Славянские народы Юго-Востока Европы под властью Османской империи (XVI - первая половина XVIII вв. С. 145-184. 8. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 19. «Османская империя». С.293-299. 9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Славянские народы Юго-Восточной и Центральной Европы под османским владычеством». Тема I. «Османское завоевание Балкан». С.143-150. Тема II. «Складывание военно-феодальной системы управления в европейских провинциях Османской империи». С.151-158. Тема III «Состояние хозяйственной жизни в XV – первой половине XVIII вв.». C.151-163. (http://www.edu.ru) 8. Завоевание Боснии и Герцеговины. Из «Истории Фатиха» Дурсун-бега (Турсун-бея) // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.38-39. 9. Складывание военно-феодальной системы управления в Османской империи // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.40-129. 10. О состоянии хозяйственной жизни в XV-XVII в. // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.130-134. 11. Политика Порты в отношении немусульман // Муртузалиев С.И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв.: Учебное пособие. – Махачкала, 2005. С.135-136.
Дополнительная 1. Виноградов В.Н. Южные славяне: от статуса турецкой райи к возрождению государственности. – Славяноведение. – 2004. – №5. С.3–13. 2. Достян И.С. Борьба сербского народа против турецкого ига, XV – начало ХIХ в. – М., 1958. (books.google.ru) 3. Желязкова А. Некоторые аспекты распространения ислама на Балканском полуострове в XV-XVIII вв. // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. – М.,1980. С.103-116. (http://booksshare.net/index.php%3Fid1%3D4%26) 4. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. – М., 1999. С.124-125. (http://twirpx.com › file/225648/) 5. Литаврин Г.Г. О соответствиях между византийскими и османскими формами организации экономики города в XV-XVI вв. // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М.,1982. – Вып.7. С.30-41.
(http://www.slavlib.ru) 6. Мейер М.С. Роль вакфов в развитии городов Османской империи в XV-XVI вв. // Общество и государство на Балканах в средние века. – Калинин, 1980. С.4-20. (http://books.google.ru/books) 7. Муртузалиев С.И. Идея сопротивления исламизации в устном народном творчестве болгар XV-XVI вв. // Советское славяноведение. – 1984. – №6. С.54-62. (http://www.natlib.uz/cgi-bin/irbis32r/cgiirb...) 8. Муртузалиев С.И. Религиозно-правовая политика Порты и роль налоговой системы в исламизации балканских народов (XV – начало XVII века) // Славяноведение. – 2005. – №2. С.83-87. (http://www.natlib.uz/cgi-bin/irbis32r/cgiirb...) 9. Наумов Е.П. Балканское крестьянство в феодальной системе XIII-XV вв. (К вопросу об эволюции крестьянских категорий и повинностей в южнославянских странах и в северной Албании) // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М.,1982. – Вып.7. С.14-29. (http://www.slavlib.ru) 10. Наумов Е.П. Государственная власть и сословное деление феодального класса на Балканах в XIII-XV вв. (К истории феодальной социальной терминологии и иерархии) // Балканские исследования. Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. – М.,1884. – Вып.9. С.29-38. (http://www.slavlib.ru) 11. Новичев А.Д. К истории рабства в Османской империи: Система девширме // Тюркологический сборник. – 1976. – М., 1978. С.88-93. (http://www.kronk.narod.ru › library/ts.htm) 12. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв. – М.,1984. Гл.1-3. (http://www.history.pu.ru›) 13. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.5. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г. Ридер. – М., 2008. Тема 19. «Османская империя». С.290-295. 14. Фрейденберг М.М. Крестьянство в Балкано-Карпатских землях (Сербия, Хорватия, Дунайские княжества) в XV-XVI вв. // История крестьянства в Европе. – М.,1986. – Т.2. С.458-474. (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/3786) 15. Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопросы истории. – 2001. – №3. С.39-58. (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/TURKEY.HTM) 16. Шеремет В.И. Становление Османской империи. XIII-XVI вв. // Новая и новейшая история. – 2001. – №1. С.59-71. (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/TURKEY.HTM)
Интернет - ресурсы 1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова 2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека» 3. http://www.inslav.ru/ - Сайт Института славяноведения и балканистики РАН 4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН 5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН 6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории 7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека 8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
Приложения Из «книги об Асафе» везира Лютфи-паши (сер. XVI в.) Тем, кто занимает какой-либо пост, неуместно быть торговцем риса или мелким лавочником. Это дело неимущих (фукара)... Назначения производить по достоинству. Выходец из реайи, не являющийся по деду и отцу сыном сипахи, не может претендовать на то, чтобы стать сипахи. Если бы открылась такая возможность, то каждый ушел бы из райятов и захотел бы стать сипахи. Тогда не осталось бы райятов и доходы падишаха стали ничтожными... Реайя должны быть занесены в писцовые книги реестровой канцелярии Дивана. Перепись производится в 30 лет раз. Исключаются все умершие и больные. [Остальных же] надлежит снова записать и [запись] сравнить со старым реестром. Не должно быть недостачи реайи по сравнению со старым реестром. Если реайя какой-либо местности разбежались и пришли в другие места, то местные управители должны отослать их обратно. Это необходимо, чтобы страна не пришла в запустение. Если кто-либо из реайи, целиком находясь на [военной] службе, от великой милости [султана] получит право на тимар и станет сипахи, то его родичи, отец и мать не должны получать покровительство. Взимать авариз3 с реайи надлежит в 4-5 лет раз по 20 акче. Так было установлено и один раз собрано при султане Селим-хане. Потом так и стало по 20 акче в 4-5 лет. Говорили, что это стоимость солдатских сухарей на привале. Однако точно ничего неизвестно. Ежегодно брать не следует, чтобы не было трудно. Райятов не следует слишком притеснять. Если они имеют много имущества, не нужно посягать на него. Но в их платье снаряжении, [сбруе] лошади и [прочем] имуществе не должно быть столько же украшений, сколько у сипахи. Приведено по: Аграрный строй Османской империи XV-XVII вв.: Документы и материалы / Сост., пер.и комм. А.С. Тверитиновой. – М., 1963. С. 129-130. Из «фермана» султана Мурада III санджакбею Солнока и солнокскому кадию Муслих-Эддину (1583 г.)
[народ города Дебрецена, принадлежащего к солнокской казе], не обращается к кадию в тех случаях, когда согласно закону он должен произвести раздел наследства, или с другими юридическими делами. Этим они причиняют ущерб не только сиротам, но и снижают доходы моего судебного округа. Мое желание таково, чтобы в делах по наследству они обращались к благородному шариатскому суду. Если кто-нибудь из жителей города скончается и [среди наследников] окажутся малолетние или отсутствующие или из совершеннолетних кто-то желал бы разделения наследства, это распределение должно проводиться кадием. Но в качестве налога за раздел наследства он не должен взимать более 15-тысячной доли. Приведено по: Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы / Под ред. А. С. Тверитиновой. – М., 1974. С. 113.
Из «Законоположения (Канун-наме) ливы Охри (Охрида)» (1613 г.) Употребляемый в упомянутой ливе [Охри] киле равен стамбульскому киле. В султанском дефтере записано, что каждые 6 киле составляют 1 химил. Записано, что каждый химил пшеницы, гороха, чечевицы и фасоли [стоит] 54 акче, химил ячменя, ржи, проса, вики [?] и мелкого гороха - 30 акче, химил травы, дикого овса - 18 акче, медре молодого вина - 6 акче. Во всей ливе с женатых взимается по 2 акче налога ресм-и бостан. В касабах Акчехисар и Ишим с каждого женатого взимается по 2 акче под названием ресм-и гиях. В некоторых местах, особенно в нахийе Дебарца, вследствие того, что там много лугов, записана десятина за сено (ушри гиях). С кяфиров9 некоторых деревень, где жители собирают большой урожай лука, чеснока и капусты, пусть взимается ушр. Не принимать во внимание, если они говорят, что платят бостан акчеси Со всех зерновых взимается ушр и саларийе... С молодого вина также взимается ушр и саларийе. С кяфиров, имеющих виноградники, с давних пор во время взимания ушра было принято брать по 2 акче под названием ресми текне; в подробном реестре этот налог записан как и прежде. В нахийе Дебарца, райяты которой не имеют виноградников. С каждого, привезшего вино, взимается пошлина по 2 акче. С деревень, расположенных на берегу озера, где производится ловля рыбы, сипахи взимает пошлину с каждого промышляющего рыбу по 2 акче за каждый вьюк. В местах, за которыми записан налог на ульи, пусть взимается 1 улей из десяти. Если же ульев менее 10, то когда будет установлена цена, пусть взимается ушр по одному акче с каждых десяти акче. С мельницы, действующей круглый год, взимается 30 акче, с действующей полгода, а также с шерстовальни взимается по 15 акче. [Бывает так, что] какой-нибудь райят умрет, а сын его впадет в крайнюю бедность и из-за чрезвычайных затруднений одно поле или какую-то часть земли из своей баштины продаст другому или отдаст в залог. [Таким образом] некоторое количество баштин оказывается исчезнувшим и с них не собрать ни джизье, ни испендже. Отныне деление баштин не допускается, а произведенное дробление пусть будет отменено. От райята же, совершившего подобное, [баштину] отобрать силой. Пусть местный сипахи отберет все, что было продано из таких баштин, соединит воедино и передаст тому, кто [из райятов] пожелает, с тем чтобы ни султанской джизье, ни сипахийскому испендже не наносилось ущерба. Если у умершего райята остался сын, то по древнему закону баштина умершего переходит к сыну. Деньги за тапу с него [сына] сипахи требовать не может. Если же у райята останется не сын, а брат, дочери и другие родственники, то им баштина в наследство не передается. Дело сипахи. Если брат заплатит положенную сумму за тапу, то сипахи передает [баштину] ему, и другому передать не может. Если же брат не заплатит [тапу], то сипахи волен передать, кому пожелает. Дочерям, сестрам и прочим родственникам баштина в наследство не передается. Если какой-нибудь райят умирал и баштину надлежало передать другому по тапу, то бывало так, что сипахи, заявляя, что, мол, мельница, виноградник, сад и дом [умершего] тоже относятся к баштине, силой отнимали [все это] и передавали другому. В подобных случаях [надлежит знать, что] мельница, виноградник, сад и дом не относятся к баштине, они переходят по наследству детям и родственникам. Баштиной называются лишь обрабатываемые земли. Отныне все подобное [мельницу, виноградник и пр.] пусть не передают другим под тем предлогом, что это баштина. Если у умершего райята не осталось сына, а баштина его некоторое время находилась во владении дочери, сестры или других родственников, то сипахи не дозволено явиться затем к ним и заявить: «Так как у вас нет письменного тапу на эту баштину, то я отберу ее у вас и передам другому». Это возможно лишь в том случае, если они не платят джизье и испендже. Если же они из года в год неукоснительно платят джизье и испендже, то отнимать у них [баштину] нельзя и пусть не будет отнята. Люди санджакбеев, субаши, эмины, сипахи, воины крепости и вообще обладатели тимаров перестали брать натурой продукты урожая, вино и прочие ушры, а стали оставлять все это бедным райятам, облагая их [вместо этого] высоким денежным сбором. Ввиду того, что это является слишком тяжким нововведением, противоречащим августейшему повелению, последовало запрещение. Отныне со всех зерновых, с каждого вида особо, пусть взимается ушр и саларийе и пусть [натуру] не оставляют райятам и не берут взамен деньгами по высокой цене. Из-за этого райяты чрезмерно страдают и тревожатся. Райятов положенный с них ушр заставляют отвозить на ближайший базар, но пусть путем насилия и запугивания не заставляют отвозить далеко. Для обрабатывающих землю внереестровых [райятов] нет закона доставлять их ушр на ближайший базар. У каждого сипахи - свои райяты. Существует древний закон, предписывающий райятам строить в своей деревне амбар для хранения собранных для сипахи ушра и саларийе. Но и после того как реайя соберут ушр своей деревни в амбар, для них остается закон доставить [собранные] продукты на ближайший базар. С райятов, приписанных к деревням, находящимся в ущелье, как с женатых, так и неженатых, состоятельных и бедных - взимается по 10 акче испендже. Некогда за привозимое извне вино взималось по 2 акче пошлины. Теперь же они сами обзавелись множеством виноградников и стали получать большую выгоду. И так как [в связи с этим] был издан ферман, чтобы записать в доход их сипахи ушр с молодого вина, они стали платить ушр со своих виноградников, и этот ушр был приписан к доходу каждой деревни. Однако те реайя, которые живут не в ущелье, а в других деревнях, платят по 25 акче испендже и полностью все прочие повинности и налоги. А с тех, кто привозит вино извне и продает его, по-прежнему взимается по 2 акче с каждого химила. С женатых взимается по 11/2 стамбульских киле пшеницы и ячменя в качестве штрафных (ниябет) ресм-и арусане. Однако с тех реайя, которые во время переписи уклонились от того, чтобы быть записанными, и остались вне дефтера, - сколько бы их ни было, со всех пусть взимается принудительно полностью по 25 акче испендже, по 2 акче ресм-и бостан, ушр и саларийе. Если в деревне имеется собственный луг (хасса чаир) сипахи, древний закон предписывает, чтобы реайя скосили тот луг и скопнили сено. Однако запрещается заставлять их загружать на арбы и перевозить. Перевозить сено не является обязанностью [этих] реайя. Не является также их обязанностью отрабатывать три дня [на сипахи]. А тем [сипахи], которые захотели бы силой заставить [райятов] отрабатывать, пусть кадии запретят. Если свиньи райята пасутся в пределах [владений] постороннего сипахи, то половину налога с них пусть взимает владелец райята, а половину тот, на чьей земле паслись свиньи. В тех местах, где взимается налог за траву, пусть он взимается в начале июня. И пусть взимает тот, кому передано [право сбора]. Ушр за ульи и налог на свиней взимается 19 июля, в дни, которые являются временем летней жары. Сбор производит тот, кому передано право на налог за ульи. Ему же принадлежит и налог за свиней. С давних времен с каждого большого и малого стада взимался 1 баран и более ничего не требовали. В настоящее время мирливы и воеводы не выполняют старых законов и, творя жестокие притеснения, кроме барана, берут еще ягненка, масло, сыр. Отныне пусть ничего не берут сверх того, что было принято издавна. С каждого стада пусть берут лишь по одному барану. Взимать с баштин налоги за траву и за огороды закона нет и это даже в дефтере не записано. Бывает, что сипахи или другой мусульманин, завладев баштиной кяфира, во время сбора налогов под разными предлогами отказывается платить, заставляя райятов возместить то, что надлежит выплатить [за эту баштину]. С подобных - будь то субаши или сипахи – пусть тот, кому принадлежит доход [с баштины], получит полностью положенные джизье и испендже. С тех же, кто не платит, пусть кадий полностью взыщет и джизье и испендже. В противном случае пусть с помощью сипахи отберут баштину и отдадут тому, кто будет выполнять обязательства по уплате джизье и испендже. А о тех, кто упорствует и сопротивляется, пусть кадий доложит к моему Высочайшему двору.
Приведено по: Аграрный строй Османской империиXV-XVII вв.: Документы и материалы / Сост., пер. и комм. А. С. Тверитиновой. – М., 1963. С. 87-91.
Из «Распоряжения» Будайского бейлербея Будайскому кадию (1629 г.) [Жителям городов Кечкемета, Кёрёша и Цегледа, подведомственных городу Буде, пердписывается] преступников, не имеющих охранной грамоты, передать беям и хакимам, если они из нашей части страны, а если они из безбожников - передать их венгерскому палатину или венгерским капитанам. Ну а если такие злодеи не сдаются и их невозможно легко захватить, если они вступят в бой и во время боя умрут, за это [жителей городов] никто не имеет права тревожить. А вы [кадии] от имени священного шариата должны следить за тем, чтобы никто не мог под этим предлогом убивать вместо преступников путешествующих... Они [жители] могут наказывать преступников из города, но не имеют права их казнить на основании вышеуказанного; пусть в таких случаях обращаются к шариатскому суду и к своим воеводам и просят у них разрешения. Вы должны заботиться о том, чтобы жителей [названных городов] никто не тревожил и они могли бы не опасаться преступников. Если они под этим предлогом убьют кого-нибудь из нас, мусульман, называя его преступником, в таких случаях пощады не будет. Они обязательно будут наказаны за это. Но если поймают действительно преступника-мусульманина - пусть они приведут его к нам.
Приведено по: Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы / Под ред. А. С. Тверитиновой. – М., 1974. С. 114-115.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|