Гуситское движение в Чехии
Цель: изучение фактов, событий и научных оценок гуситского движения в Чехии 1415-1437 гг.
Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: студен должен знать: - постановку целей изучения гуситского движения и путей ее достижения посредством анализа данных исторических источников и научной литературы (ОК-1); - религиозные различия доктрины гусизма (чашников и таборитов) и доктрины официальной Церкви (ОК-11); - данные исторических исследований и исторических источников в области истории средневековой Чехии (ПК-1); - движущие силы и закономерности исторического процесса гуситского движения (ПК-5); уметь: - воспринимать, анализировать, обобщать информацию исторических источников, содержащих изложение гуситского движения и его интерпретацию в научной литературы (ОК-1); - уважительно и бережно относиться к историческому наследию гуситского движения как наиболее яркой страницы в истории средневековой Чехии (ОК-5); - место человека в историческом процессе на примере жизни и деятельности лидеров гуситского движения (ПК-5); владеть: - культурой мышления применительно к изучению и самостоятельному изложению доктрины гусизма (чашников и таборитов) (ОК-1); - готовностью толерантно воспринимать этно-национальные и религиозные различия гуситской Церкви и официальной католической доктрины (ОК-5); - способностью использовать базовые знания по истории средневековой Чехии и европейской Реформации (ПК-1); - способностью понимать политическую организацию общества в доктрине гусизма (чашников и таборитов) (ПК-5).
Актуальность темы практического занятия
При подготовке темы, продолжающей предыдущую проблематику, связанную с доктриной Яна Гуса, начать следует с периодизации гуситского движения. В его развитии в основном выделяется два периода: начальный (1415-1419), вершиной которого стало Пражское восстание и гуситские войны, завершившиеся разгромом таборитов (1419-1437). Это не единственная периодизация, поскольку гуситское движение является сложным, неоднозначным явлением истории Центральной Европы XV в., одновременно реформационным и социально-политическим с выраженными элементами национально-освободительной борьбы. Этим же объясняется и разница позиций исследователей, в палитре мнений которых следует различать точки зрения славянофилов, марксистов, сторонников комплексных теорий.
Теоретическая часть При начале подготовки к занятию следует исходить из того факта, что Ян Гус не был лидером гуситского движения, но оно берет начало от дня его казни 6 июля 1415 г. Необходимо определить характерные для этого этапа формы протеста разных социальных групп и преобладающий характер требований: реформационных, социальных, национально-освободительных. Поскольку 1419 г. оценивается как «гуситская революция», то нужно изучить процесс размежевания сил на чашников и таборитов. Для этого следует проанализировать программу чашников – «Четыре пражские статьи» и разрозненные по разным источникам воззрения таборитов. Табор заслуживает отдельного внимания, поскольку он организовался в действующий центр движения, объединив сельское и городское население. Сходная консолидация отмечена и в ходе Пражского восстания. Аналогично гуситам сформировался и оппозиционный им католический лагерь, в который вошли паны, немецкий патрициат, официальная Церковь во главе с германским императором. Гуситские войны требуют определения их периодизации, основных событий и итогов.
В гуситском движении следует различать умеренных (чашников) и радикальных (таборитов) гуситов. Последние тоже подверглись дифференциации, когда с 1421 г. здесь возобладала крайне левая сторона. Определите, почему она выступала за ликвидацию сословий и равноправие, государства и была разгромлена умеренными таборитами во главе с Яном Жижкой. Фигура Яна Жижки заслуживает отдельного внимания при подготовке. Следует рассмотреть основные этапы его биографии, а также вклад в военную тактику и стратегию, связав их с победами гуситов. Важно обратиться к оценке гуситских войн в науке, амплитуда которых колеблется от понимания их как вооруженной борьбы между чехами – гуситами и католиками до войны чехов-гуситов с немецкой интервенцией. Своего изучения требуют следующие документы: решения Базельского конгресса («Базельские компактаты» 1436 г.), Пражское соглашение 1433 г., описание поражения таборитов у Липан 30 мая 1434 г. В заключении следует проанализировать причины поражения гуситского движения, их исторического значения и основных оценок в исторической науке.
Вопросы и задания
Вопросы: 1. Восстание 1415-1419 гг. 2. Программы чашников и таборитов. 3. Гуситские войны. 4. Историография гуситского движения в зарубежном и отечественном славяноведении.
Задания: 1. Почему гусизм не смог удержаться как социально единая идеология и разделился на умеренное и радикальное направления? 2. Каковы были принципиальные расхождения программ чашников и таборитов; почему? 3. Почему гуситское движение может быть оценено и как предреформационное, и как социально-политическое, и как национально-освободительное? 4. Почему гуситское движение не завершилось восстанием 1415-1419 гг., а продолжилось в форме т.н. гуситских войн и распространилось за пределы Чехии? 5. Почему королевская власть (в лице Карла IV) и сословия Чехии поддерживали гуситов? 6. Сколько было крестовых походов против гуситов, как менялся состав их участников? 7. Какими причинами можно объяснить победы гуситского войска и их последующее поражение? 8. Насколько правомерно утверждать, что Чехия стала первой страной победившей Реформации? 9. Приход к власти Иржи из Подебрад в 1458 г. означал становление политического строя сословно-представительной монархии, ограничение прав короля и сословную перегруппировку всего чешского общества. Как эти процессы связаны с идеологией и практикой гусизма?
10. Почему гуситское движение – одна из фундаментальных проблем мирового славяноведения; какие основные точки зрения оно разработало?
Список литературы
Основная 1. История Средних веков и раннего Нового времени: Хрестоматия / Сост. Е.Е. Бергер, В.А. Ведюшкин, И.Г. Коновалова / Под общ. ред. В.А. Ведюшкина при участии Н.И. Алтуховой и Т.Д. Стецюры. – М., 2004. Тема 13. «Гуситское движение». С.141-153. 2. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.,1981. – Ч.2. XV-XVII вв. «Развитие феодального строя». Гл. VII. «Гуситское движение в Чехии». С.10-28. (http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php) 3. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. – М., 2010. С.22-34, 56-124, 170-183. 4. Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. – М.,1992. (http://www.slavlib.ru) 5. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.): В 2 ч. – Ч.II. – М.,1985. Гл.7. (http://www.slavlib.ru) 6. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.228-253. 7. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое и Позднее Средневековье. Раздел «Чехия XII-XV веков». С.129-165. (http://newlibrary.ru) 8. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. Раздел «Чехия в XI-XV вв.». С.611-625. (http://knigadarom.com) 9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Чешские земли и Словакия». Тема V. «Гуситское движение». С.183-193. (http://www.edu.ru) 19. История Средних веков и раннего Нового времени: Хрестоматия / Сост. Е.Е. Бергер, В.А. Ведюшкин, И.Г. Коновалова / Под общ. ред. В.А. Ведюшкина при участии Н.И. Алтуховой и Т.Д. Стецюры. – М., 2004. Тема 13. «Гуситское движение». С.141-153.
20. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.,1981. – Ч.2. XV-XVII вв. «Развитие феодального строя». Гл. VII. «Гуситское движение в Чехии». С.10-28. (http://gumer.info›Книги для студентов›…/step_istsr/index.php) 21. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. – М., 2010. С.22-34, 56-124, 170-183. 22. Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. – М.,1992. (http://www.slavlib.ru) 23. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.): В 2 ч. – Ч.II. – М.,1985. Гл.7. (http://www.slavlib.ru) 24. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.228-253. 25. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое и Позднее Средневековье. Раздел «Чехия XII-XV веков». С.129-165. (http://newlibrary.ru) 26. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.,1950. – Т.2. Развитое Средневековье. Раздел «Чехия в XI-XV вв.». С.611-625. (http://knigadarom.com) 27. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Чешские земли и Словакия». Тема V. «Гуситское движение». С.183-193. (http://www.edu.ru)
Дополнительная 1. Дворник Фр. Славяне в европейской истории и цивилизации. – М., 2001. С. 231-263. 2. Лаптева Л. П. История Чехии периода феодализма (V век - 1648 г.). Учебное пособие. – М., 1993. С. 71-96. 3. Лаптева Л. П. Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий. – М., 1992. 4. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. Учебно-методическое пособие. – М., 1990. 5. Рандин А.В. Гуситская революция и Пражский университет. – Йошкар-Ола, 1994. 6. Галямичев А.Н. Современная западногерманская историческая литература о гуситском движении (70 – начало 80-х годов) // Славяноведение и балканистика в странах зарубежной Европы и США. – М.,1989. С.177-183. (http://russian.slavica.org › article12568.html) 7. Иванов Ю.Ф. Гуситское революционное движение в советской историографии (конец 30-х – начало 50-х гг.) // Советское славяноведение. – 1982. – №3. С.43-51. (http://www.inslav.ru) 8. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в.: Учебно-методическое пособие. – М., 1990. (http://iskunstvo.info › materials/history/2/….htm) 9. Лаптева Л.П. Русская историография гуситского движения (40-е годы ХIХ в. – 1917 г.). – М., 1978.
(http://findlib.ru › authors/lapteva.html) 10. Лаптева Л.П. Ян Гус и немецкая реформация в освещении русской литературы XIX – начала ХХ вв. // Исследования по славяно-германским отношениям. – М.,1971. С.282-300. (books.google.ru) 11. Лившиц Г.М. Реформационные движения в Чехии и Германии. – Минск, 1978. (slavtorg.org › index.php?productID=404) 12. Любавский М. История западных славян (по запискам слушателей). – М., 2007. Гл. XII, XIII. 13. Мацек Й. Табор в гуситском революционном движении. – М.,1956. (twirpx.com › file/230006/) 14. Мельников Г.П. «Отец Отечества, борец «за правду Божью» и «Божьи воины»: Чехия в преддверии и в эпоху гусизма // Средневековая Европа глазами современников и историков / Под ред. А.Л. Ястеребицкой: В 5-ти ч. – Ч.4. От Средневековья к Новому времени. Новый человек. – М., 1994. С. 89-117. (http://window.edu.ru›Библиотека›?p_rid=42446) 15. Мельников Г.П. Этническое самосознание чехов и национальные проблемы в Чехии в гуситскую эпоху (конец XIV века – 1471 год) // Этническое самосознание славян в XV столетии. – М., 1995. С.77-113. (http:// books.tur-internet.ru/books/10/19351.html) 16. Озолин А.И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении. – Саратов, 1973. (http://law.edu.ru › script/cntSource.asp?cntID=100130407) 17. Озолин А.И. Князья и прелаты Германии в борьбе с гусизмом // Славяне в эпоху феодализма. – М.,1978. С.174-181. (http://books.tur-internet.ru/books/10/19350.html) 18. Рубцов Б.Т. Гуситские войны: Великая крестьянская война XV в. в Чехии. – М., 1955. (http://library.vshu.kirov.ru › …bin/irbis64r…test/cgiirbis…) 19. Руколь Б.М. Гуситское движение. – М., 1964. (http://books.google.ru) 20. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.5. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г. Ридер. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.21-225.
Интернет - ресурсы 1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова 2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека» 3. http://www.inslav.ru/ – Сайт Института славяноведения и балканистики РАН 4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН 5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН 6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории 7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека 8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
Приложение 1. Всенародное провозглашение четырех пражских статей (3 июля 1420 г.) Всем вообще и каждому христианину в отдельности да будет это ведомо и объявлено, что Чешская земля и верные христиане, стоя с надеждой на бога и с божьей помощью стоять намереваясь, всем своим имуществом и жизнью и смертью, как ныне, так и в будущем, всеми силами против каждого, кто будет противиться в этом, ничего другого не станут держаться, кроме как этих четырех статей, согласно Новому Завету Господа Иисуса Христа: Во-первых, чтобы слово божие по королевству Чешскому свободно и беспрепятственно возвещалось и проповедовалось христианскими священниками, как спаситель наш. завещал... и чтобы слово божие проповедовалось на всяком языке... Во-вторых, чтобы священное таинство причастия телом и кровью христовой всем верным христианам, которым смертный грех не препятствует, под обоими видами, хлебом и вином, свободно давалось согласно заповеди спасителя. В-третьих, чтобы неправое обладание священников и монахов великими богатствами мирскими, которыми они владеют по светскому праву, во вред своему духовному сану и в ущерб светским властям, вопреки заповеди христовой, было прекращено и отнято и, чтобы согласно евангелию жизнь их стала примером для нас, пусть возвратятся они к тому апостольскому состоянию, в каком пребывал. Христос со своими учениками; ибо написано в евангелии: «И призвав двенадцать учеников своих, Христос послал их, наказав им: «Не смейте владеть ни серебром, ни золотом, ни деньгами...» В-четвертых, чтобы все смертные грехи, особенно явные, и другие непорядки, противные закону божию, разумно и справедливо искоренялись в каждом сословии теми, кому дана власть; пусть будет уничтожена дурная слава об этой земле, дабы принести благо королевству и языку Чешскому. ...смерти заслуживают не только те, которые эти грехи совершают, но и те, которые их к этому поощряют. Как среди мирян разврат, чревоугодие, воровство, убийство, ложь, обман, клятвопреступление, колдовство, мошенническая торговля и промыслы, корыстолюбие, ростовщичество и иные грехи существуют, так и среди духовенства> подобные грехи совершаются: ересь - святокупство и денежные поборы за крещение, за конфирмацию, за исповедь, за таинство причащения, за освящение елеем, за венчание, денежная плата за заказные, заупокойные и другие мессы, за молебны поминальные, за погребение, за церковное отпевание, за колокольный звон, за освящение храмов, часовен, алтарей, кладбищ, за отпущение грехов, за получение должностей епископа, архиепископа, пробста и за каждый приход, за обмен, за буллы, а также другие грамоты, и за всяческие бенефиции и пребенды и плата за духовные требы и другие бесчисленные ереси, которые из этого проистекают и оскверняют святую церковь. Также и другие пороки и грехи, как высомерие, скупость, прелюбодеяние, содержание наложниц и другие нечистые постутки; злобу, зависть, раздоры и сутяжничество, различные платежи и поборы в пользу церкви, лицемерное выпрашивание денег у простых людей лживыми обещаниями и обманными речами и всякие иные пороки и грехи, которые каждый верный христианин должен ненавидеть, как самого дьявола, породившего эти грехи, клеймить и искоренять их, но лишь так, как надлежит ему согласно его званию. Если бы кто-нибудь приписал нам какие-либо греховные и зловредные помыслы, мы просим не верить такому лживому и неправому свидетелю, который из ненависти возводит клевету на нас, ибо перед Господом Богом и перед всем светом мы открыто заявляем, что нет в нашем сердце другого помысла, кроме как о Боге, и нет другого желания, кроме как всеми силами служить Господу Иисусу Христу, следовать его закону и исполнять его заповеди, как надлежит каждому доброму христианину; а также твердо держаться этих четырех статей, направленных против зла и установленных на основании заповедей божиих; каждому, кто стал бы отвращать нас от этого доброго намерения, должны мы согласно закону божию и правде божией оказать сопротивление; следуя нашему долгу, мы должны защищать правду от такого насилия с помощью светской власти; и если бы кто-нибудь из нас допустил какое-либо бесчинство и тем совершил зло, то мы заявляем, что это не по нашей воле, ибо мы - противники всех смертных грехов; а если бы кому-либо был причинен какой ущерб, то это могло бы случиться лишь в силу превеликой необходимости, или для защиты закона божьего, или для обороны нас самих от какого бы то ни было вражеского насилия и жестокости. И кроме того, мы всенародно заявляем, что если кому-либо покажется, что мы совершаем что-нибудь дурное, то мы готовы исправить это и с открытым сердцем принять поучение из Священного Писания. Приведено по: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 213-216.
2. Статуты факультета искусств Пражского университета
В год господа нашего 1390 магистром Матвеем из Легниц 1, исполняющим обязанности декана факультета искусств, после многих общих собраний и советов факультета старые статуты этого факультета вследствие их несоответствия друг другу, запутанности и беспорядочности были исправлены и записаны в надлежащем порядке. И я позаботился о том, чтобы это было сделано, и эту книгу привел в порядок с согласия факультета.
Первая рубрика. Об избрании декана и его обязанностях
Именем господа аминь. Факультет имеет одного декана, который избирается только магистрами «actu regentes» 2, и это избрание должно происходить дважды в год: в первый раз в ближайшие дни, спустя восемь дней после праздника святого Галла 3, во второй раз в ближайшие дни, спустя восемь дней после праздника святого Георгия 4. Его же избрание должно осуществляться путем публичного решения под контролем нунция факультета, и если в избрании соглашается большая часть присутствующих магистров, то избираемый утверждается. Это избрание бывает без тайного голосования или компромисса 5. И при этом избрании никто из магистров не может иметь голоса, если только не представит знаки своего магистерского достоинства. И если кто пренебрежет часом, назначенным для избрания, лишается своего голоса; и этот магистр не может оспаривать каким-либо образом сделанное другими. Декан же, избранный таким путем, должен исполнять свои обязанности под угрозой штрафа в одну копу грошей, которые должны быть уплачены в тот же день, и пусть не будет ему никакой отсрочки.
2. О присяге декана и магистров факультета Избранный в деканы и допускаемый к исполнению своих обязанностей клянется, препоручив себя старейшему магистру факультета, что будет с усердием исполнять свои обязанности и что он не привесит печати факультета к какой-либо грамоте без полного согласия четырех магистров, своевременно избранных для этого факультетом искусств.
3. О присяге магистров, которую приносят декану Все те, кто в данное время будет в университете, все желающие быть actu regentes или считаться таковыми, [117] обещают декану, дав ему руку и принеся присягу, что будут являться по его вызову всякий раз, как будут приглашены им лично, либо через нунция факультета, и если не явятся по упомянутому приглашению, то уплатят штраф. И клянутся далее, что без специального разрешения декана не будут дерзко либо презрительно уклоняться от посещения советов или собраний под страхом уплаты штрафа в три гроша. И еще клянутся в том, что никто из них не станет сопротивляться, если вследствие пренебрежения знаками магистерского достоинства будет лишен деканом права голоса или исключен из совета; клянутся и в том, что станут хранить секреты, разглашение которых будет запрещено деканом.
4. Об обязанностях декана Декан должен иметь общую книгу факультета, которую он хранит вместе с другими назначенными лицами, согласно указанной присяге. В эту книгу он должен заносить все акты факультета и другие достопамятные события, служащие общему благу, а также сведения о праздниках факультета. В книгу деканов заносятся и постановления, касающиеся факультета или университета, которые были приняты и одобрены в период его пребывания в должности. Так же декан вписывает в упомянутую книгу имена новых бакалавров, лиценциатов 6 и магистров, чтобы порядок их возведения не предавался забвению, и все эти записи в момент снятия с себя обязанностей он зачитывает на факультете. Равным образом декан обязан созывать членов факультета, когда бы ни возникла в этом нужда на факультете, либо по требованию любого отдельного магистра. И на этом собрании не должны разбираться какие-либо другие вопросы, но только те, ради которых созвано данное собрание. И должен декан через нунция точно довести до сведения каждого вопросы, по поводу которых созывается собрание, и записать количество и имена лиц, претендующих на степень бакалавра, или тех, кто должен представиться, если таковые будут, а также количество и имена магистров, которые пожелают представиться на этом собрании. Кроме этого, декан обязан следить, чтобы каждый читающий свой ординарный курс делал это должным образом и заканчивал свою книгу, как надлежит, согласно времени, которое ему отведено. И чтобы каждый вел диспуты 7, когда положено, и если декан обнаруживает лиц, пренебрегающих своими обязанностями, он должен сделать им предупреждение. Если после предупреждения они вновь проявляют [118] пренебрежение и упорствуют, декан должен объявить о них сообществу факультета, ради чего собирает всех магистров и согласно мнению большинства приводит к послушанию непокорных. Кроме того, декан обязан принимать студентов, претендующих на степень бакалавра, когда они представляются, и приводить их к присяге статутам факультета, имеющим отношение к их степени, и декан может предупреждать бакалавров, которые будут пренебрегать посещением лекций, чтением, ординарными и экстраординарными диспутами... или чем другим, что они обязаны делать. И если после разъяснения того, что они должны делать, они продолжают пренебрегать этим, надлежит о них объявить факультету, что в соответствии с нарушением декан определяет наказание и взыскивает штраф; также в тяжелых случаях или при нарушении присяги декан может назначить наказание под страхом уплаты одного либо двух грошей, и половина штрафа следует декану, другая же половина факультету. И если случится, что декан объявит штраф, а присутствующим либо пришедшим, большинству, либо всем, покажется, что штраф наложен неразумно, либо слишком велик, тогда декан не имеет права его взыскивать.
7. О снятии обязанностей В тот же год было постановление и заключение, что декан под страхом уплаты штрафа в копу грошей не может без законной причины снять с себя обязанности, и это должно быть утверждено факультетом.
8. О способе чтения лекций Также в год господа нашего 1367, в 20-й день апреля, магистры пришли к заключению, что лицами, читающими лекции, допускаются беспорядок и безобразие и многие ошибки, из-за чего студенты терпят большой убыток, а факультету и даже целому университету грозит великое поношение. Ибо каждый читал, что угодно и когда угодно, руководствуясь собственным произволом. И многие диктовали студентам 8 сочинения, неисправленные и неведомые, содержащие множество ошибок, фальшиво приписывая их почтенным магистрам... Итак, члены факультета, желая пресечь вредное легкомыслие этих людей и преданно заботясь о пользе студентов, после тщательного обсуждения с единодушного согласия постановили, что каждый магистр может читать студентам собственные сочинения по любой книге, [119] рекомендуемой на факультете искусств, сам лично либо через посредство достойного чтеца. Каждый из магистров сам лично, либо через посредство чтеца может читать обучающимся сочинения других магистров, если только они составлены прославленным либо прославленными магистрами Пражского, Парижского или Оксфордского университетов, пусть только он заранее тщательно их проверит и назначит чтеца достойного и здорового. Вторая рубрика. О промоциях и экзаменах лиц, претендующих на получение степени бакалавра и магистра, и положении лиценциатов
1. О времени проведения экзаменов и как должны избираться экзаменаторы Также в год господа нашего 1378, в 21-й день месяца апреля, был факультетом издан декрет, что в каждую субботу перед воскресным днем, с наступлением нового времени года декан должен созывать собрание магистров для избрания к декану четырех магистров от четырех «наций» в качестве экзаменаторов студентов, претендующих на степень бакалавров, так что декан факультета будет пятым. И все они экзаменуют желающих приступить к степени бакалавра или быть возведенными 10.
2. Кто должен избираться в экзаменаторы Также впоследствии было постановление на общем собрании факультета, что никто из магистров не может быть избран в экзаменаторы бакалавров, если только не выполнит полностью свой курс как в чтении лекций, так и в диспутах.
3. О представлении перед экзаменом тех, кто должен быть возведен в степень Также было постановление при декане Дитмара Swerthe в год господа нашего 1385, в 21-й день месяца января, что каждый экзаменующийся должен лично представиться факультету.
4. О том, что члены орденов могут быть возведены в степень Также было постановление при декане магистре Герхарда Vischbeke, что члены орденов могут быть допущены к экзамену на степень, что могут обучать с разрешения своих прелатов.
8. О плате, которую каждый возводимый в степень дает факультету Также в лето господа нашего 1371, в связи с известными обстоятельствами, на полном собрании факультета было принято решение, что учащиеся, допускаемые экзаменаторами к степени бакалавра искусств, все и каждый должны заплатить рецепторам факультета 20 грошей, кроме 15 заплаченных раньше 11.
9. О форме просьбы об освобождении от платы Но о бедных было на общем совете с единодушного согласия магистров совета решение, что они должны просить у факультета освобождение от платы 12. И просящий освобождение «ради Господа» на собрании, созванном ради этого, с двумя честными мужами, из которых по меньшей мере один является магистром факультета, заявляет согласно форме... «Господин декан и мои учителя! Прошу ради Господа, чтобы Вы освободили меня от платы, которую должен заплатить факультету, потому что, говоря по совести, не имею в настоящее время для дальнейшей жизни кроме книг и одежды каких-либо вещей, которые стоят 3 копы грошей или 12 флоринов, но как только буду иметь вещи такой цены, охотно и без промедления заплачу». И.двое мужей тогда заявляют: «Подтверждаем, что это так, как сам он уже сказал». И затем просящий с теми двумя мужами записывается в соответствующем месте книги факультета в такой форме: «Такой-то А, бакалавр, обратился с просьбой об освобождении от платы вместе со свидетельством об этом двух благородных мужей В и С, как об этом сообщается ниже». Декан же, после того как удовлетворит эту просьбу, обязывает просящего, что если тот не заплатит, чтобы в ближайший праздничный день после избрания нового декана пришел с той же просьбой о дальнейшем освобождении, поскольку не имеет возможности заплатить. И если, однако, находясь в Праге, он этим пренебрежет, факультет должен взыскать эти деньги со всею строгостью.
Также под страхом уплаты двойного штрафа должны быть зарегистрированы те, кто при возведении в степень магистра просит об освобождении от платы, и также вместе со своими свидетелями они должны быть записаны в соответствующем месте книги факультета согласно приведенной форме.
12. Каким образом должны быть представляемы лица, добивающиеся степени бакалавра Возводимый в степень бакалавра должен быть приведен своим магистром на собрание факультета, созванное для этого, и здесь, по принесении присяги, должен быть спрошен деканом либо старшим магистром, если нет декана, прослушал ли он суммы испанского магистра 14, veterem artem 15, о доказательствах, о заключениях 16, о софистических опровержениях 17, физику, о душе 18 и трактат о сфере, поскольку все эти книги должны быть прослушаны публично. Также спрашивается, отвечал ли он публично на диспутах своего магистра в школах этого университета по крайней мере шесть раз и на ординарных диспутах самое меньшее трижды, потому что по меньшей мере столько раз должен отвечать. И если устанавливается, что все это было исполнено, он должен вместе со своим магистром покинуть собрание, чтобы члены факультета рассудили, есть ли какие-либо обстоятельства, которые по справедливости могут препятствовать его возведению в этого рода степень, или может ли кто-нибудь свидетельствовать против него о чем-либо, что помешает получению степени. Если ничего этого нет, он приглашается вместе со своим магистром, и магистр, взяв его за правую руку, представляет его декану либо старшему магистру, если не будет декана, и говорит по совести, что подтверждает его познания в перечисленных книгах, и заявляет, что считает его достойным представления к степени. И так декан принимает его и позволяет ему принести присягу в статьях, написанных ниже, и других статутах, которые касаются данной степени.
15. Каким образом происходит акт промоции Когда студент, претендующий на степень бакалавра, приходит на публичный акт, его магистр должен предложить ему софизм (unum sophisma), который он разрешает, находясь при этом среди других обучающихся и в своей обычной одежде. После этого педель велит ему подняться, облачиться в одежду бакалавра и сесть между бакалаврами, и тогда [122] магистр предлагает ему квестию 19, которую тот должен точно разрешить, после чего педель приказывает ему произнести три последние клятвы по написанным ниже статьям и по Другим постановлениям и статутам, и тогда магистр делает о нем оглашение и дает ему степень бакалавра 20.
16. О том, как читаются основные положения во время возведения в степень, и штрафе В год господа нашего 1380, в 14-й день месяца января, с единодушного согласия магистров совета было заключение и постановление, что никто из добивающихся степени магистра, лиценциата, либо бакалавра не должен в момент разрешения квестии излагать свои положения тайно, пользуясь запиской либо книгой, и спустя восемь дней после того, с единодушного согласия магистров совета было вынесено заключение, что, если кто-либо из получающих степень нарушит это постановление, должен заплатить факультету один флорин.
17, 18. Что должны делать перед интитулацией на экзамене.
В каком приюте
Также было решение при декане магистре Иоанне Elyae, что каждый экзаменующийся в момент интитулации должен представить в письменном виде, в каком жилище либо приюте находился в течение половины года, пока был студентом, чтобы через это было полностью известно все о жизни и поведении всякого, кто держит экзамен.
26, 27. Об экзамене и способе возведения в степень магистра. Что экзаменаторы допускают только тех, кто прослушал их книги Чтобы дурные люди и discoli 2, не известные университету с хорошей стороны, не могли быть возведены в степень магистра, было принято постановление и заключение в 14-й день месяца сентября, что каждый из магистров нашего факультета, который будет избран экзаменатором, должен допускать к экзамену только тех, кто полностью прослушал указанные книги: все книги большой физики 22, логику Аристотеля, этику 23, политику 24, экономику 25, шесть книг Эвклида, sphaeram theoricam (?), что-либо из музыки и арифметики, perspectivam communem, об ощущении и ощущаемом, о сне и бодрствовании 26.
Третья рубрика. О приеме бакалавров и магистров других университетов
2. О принимаемых магистрах Также с единодушного согласия магистров совета факультета было заключение и постановление, что желающий быть принятым в сообщество магистров факультета искусств, после того как он приписался к университету, просит декана, чтобы тот, согласно правилу о приеме, созвал собрание, на котором претендент уведомляет собравшихся о своих познаниях в семи искусствах и честно представляет в письменном виде список книг, которые он слушал или читал. И на том собрании, после того как ему будут зачитаны статуты, он обязуется, что спустя десять дней, в следующий праздничный день после завтрака, ответит на квестию магистру, которого сообщество факультета назначит специально для этого из числа actu regentibus. И на этом собрании будут присутствовать магистры, и кто сможет, будет оспаривать его положения. Также спустя следующие десять дней, в другой праздничный день после завтрака, тот, кто хочет быть принятым, диспутирует две квестии, и о них делает объявление всем магистрам regentibus через педеля, которому дает два гроша как плату за его труды. Также спустя следующие десять дней [он] диспутирует, как выше сказано. Затем спустя еще десять дней, в праздничный день после завтрака, читает по одной из книг короткую лекцию, в связи с которой «определяет» две квестии в присутствии магистров и выслушивает оппонентов...
3. Каким образом принимается магистр После этого в присутствии членов факультета на собрании, специально созванном для этого, претендент уведомляет всех о степени и добром поведении, после чего, если понравится большей части членов факультета искусств, его принимают; если же нет - отпускают. Затем принятый магистр дает факультету столько, сколько дает каждый новый магистр этого университета, а четыре гроша дает педелю.
Четвертая рубрика. О диспутах
2. О том, как следует вести ординарный диспут Также 24-го дня месяца января было заключение, что в прочие дни ординарный диспут может продолжаться вплоть до вечерних часов, и что руководитель диспута распределяет sophismata в количестве не больше трех. И не должен иметь больше девяти софистов, так что по каждому софизму могут выступить трое; один утверждает, второй отрицает и третий сопоставляет высказанные точки зрения.
Пятая рубрика. Об избрании и продолжении чтения ординарных и экстраординарных книг и упражнении и способе соревнования в этом
1. О том, как должны избираться ординарные лекции ... Каждый год в день крестин св. Луки должны начинаться ординарные лекции. И если кто намеревается читать по старым книгам, чтобы эти лекции впредь заканчивались теми же лицами. Если же кто-нибудь какую-либо старую книгу либо книги не пожелает кончить, тот или те не должны прекращать чтение без согласия факультета. Также в первый день сентября все книги Аристотеля вместе с геометрией, арифметикой, астрономией должны быть распределены согласно решению магистров или согласно желанию, если оно выражено перед началом года, так чтобы все ординарные лекции оканчивались как следует, и если кто-либо из магистров в этот день распределения не будет среди присут
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|