Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спонтанность, простота, естественность




Самоактуализированных людей можно охарактеризовать как доста­точно спонтанных в своем поведении и как предельно спонтанных в сво­ей внутренней жизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п. Они ведут себя просто и естественно, не пытаясь произвести впечатления на окружающих. Это не означает, что их поведение неконвенционально, что оно идет вразрез с условностями и традициями. Если бы мы взялись под­считать, как часто самоактуализированный человек позволяет себе быть неконвенциональным в поведении, то поверьте, этот показатель был бы не слишком высок. Его нетрадиционность — это не внешняя черта, а глу­бинная, сущностная характеристика: здоровый человек неконвенционален, спонтанен, естествен скорее и главным образом в своих побуждениях и мыслях, чем в поведении. Он отчетливо осознает, что мир, в котором он живет, полон условностей, что этот мир просто не в состоянии понять и принять его спонтанность. Он не хочет обижать окружающих его людей,.он не имеет желания оспаривать принятые ими нормы поведения, и по­тому с добродушной усмешкой и со всем возможным изяществом под­чиняется установленным традициям, церемониям и ритуалам, столь до­рогим сердцу каждого обывателя. Мне вспоминается, как одному из та­ких людей присудили премию, над которой он всегда смеялся, и он, не желая делать из мухи слона и обижать людей, хотевших порадовать его, с благодарностью принял эту награду.

Конвенциональность самоактуализированного человека подобна лег­кой накидке, он, не задумываясь, сбрасывает ее, когда она мешает ему делать то, что он считает важным. Именно в такие моменты в полной мере прояв­ляется его истинная, сущностная неконвенциональность, в которой нет ни-

1 См.: AdlerA. Social interest. N. Y.: Putnam, 1939; Fromm E. Man for himself. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1947; Homey K. Neurosis and human growth. N. Y.: Norton, 1942.


276 Тема 14. Развитие личности

чего от антиконвенциональности так называемой богемы и нигилистов, которые оспаривают все и вся, сражаются против несущественных, пустя­ковых ограничений так, словно столкнулись с проблемой вселенского мас­штаба.

Внутренняя спонтанность обнаруживается у здорового человека и в моменты абсолютной поглощенности важным для него, интересным де­лом. В такие мгновения он как будто забывает о всех существующих нор­мах поведения; глядя на него в минуты увлеченности, можно подумать, что конвенциональность, свойственная ему в повседневной жизни, дается ему ценой титанических усилий воли.

Он расстегивает пиджак конвенциональное™ и тогда, когда нахо­дится в компании друзей, которые не требуют и не ждут от него «соблю­дения приличий». Обстоятельства, которые возлагают на здорового че­ловека обязательства по соблюдению условных предписаний, видимо, тя­готят его. Подтверждением этому наблюдению может послужить тот факт, что все обследованные нами люди предпочитали именно такие си­туации и такие компании, в которых они были бы свободны от обязан­ности быть предсказуемыми, в которых они могли бы вести себя свобод­но и естественно.

Естественным следствием этой характеристики здорового человека или естественной сопутствующей характеристикой является их незави­симость в нравственных убеждениях; их моральные принципы в большей мере отражают присущее им своеобразие, чем принятые в обществе эти­ческие нормы. Не слишком вдумчивый наблюдатель может счесть таких людей аморальными, поскольку они не только склонны пренебрегать ус­ловностями, но и могут даже, если того требует ситуация, пойти вразрез предписаниям и нормам. Однако этот наблюдатель будет в корне не прав. Напротив, эти люди — высокоморальны, высоконравственны, хотя их мо­ральные принципы не всегда совпадают с общепринятыми. Именно такого рода наблюдения приводят меня к убежденности в том, что так называемое этическое поведение среднестатистического человека настолько конвен­ционально, что это скорее конвенциональное поведение, нежели по-настоя­щему этическое, такого рода поведение не основывается на внутренних убеждениях и принципах, это не более чем бездумное следование общепри­нятым нормам.

Самоактуализированный человек не в состоянии всей душой принять условности окружающего его общества, он не может не видеть повсемест­ного ханжества и в результате порой начинает ощущать себя шпионом в тылу врага. Иногда следы этого чувства можно заметить даже в его пове­дении.

Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, будто эти люди постоянно скрывают свое недовольство. Нет, они вполне способны в порыве гнева или раздражения восстать против условностей, против неве­жества. Порой они пытаются открыть людям глаза, стараются просветить


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 277

их, рассказать им истину; они выступают в защиту угнетенных и обижен­ных, а иногда, видя тщетность своих усилий, дают волю скопившемуся гне­ву, и этот гнев настолько искренен и чист, настолько праведен и возвышен, что кажется почти святотатством препятствовать его проявлениям. Я ви­дел самоактуализированных людей в гневе, и для меня совершенно очевид­но, что им абсолютно безразлично, какое впечатление они произведут на окружающих, что они не испытывают по этому поводу ни тревоги, ни вины, ни стыда, хотя обычно, когда не затронуты их глубинные, основополагаю­щие убеждения и принципы, они ведут себя вполне конвенционально, не желая обижать или смущать окружающих.

Способность к адекватному восприятию реальности, детская или, если хотите, животная способность к приятию самого себя и способность к спонтанности предполагают, что эти люди умеют четко осознавать свои собственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом1. Клинические исследования этой характеристики со всей оче­видностью подтверждают мысль Фромма2 о том, что среднестатистичес­кий человек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле, чего он хочет, что он думает, како­ва его точка зрения.

Такого рода исследования и открытия позволяют мне постулировать одну из самых фундаментальных характеристик, отличающую самоактуа­лизированных людей от обычных, среднестатистических индивидуумов. Мотивационная жизнь самоактуализированного человека не только бога­че, она качественно отлична от мотивации среднестатистического человека. Мне кажется, что самоактуализация предполагает принципиально иную психологию мотивации; мне кажется, что, говоря о мотивации самоактуа­лизированной личности, мы должны говорить не столько о потребностях дефициентных уровней, сколько о метамотивах или о мотивах роста. Раз­ница между ними столь же фундаментальна, как разница между жизнью и подготовкой к жизни. Возможно, что традиционная концепция мотивации применима только по отношению к несамоактуализированным людям. Самоактуализированного человека, в отличие от обычного, уже не беспо­коят проблемы выживания, он просто живет и развивается. Если побуди­тельные мотивы обычного человека лежат вовне, в возможности удовлетво­рения потребности, то самоактуализированный человек, напротив, движим внутренними потенциями, изначально заложенными в его природе, требу­ющими своей реализации и развития. Можно сказать проще — самоакту­ализированный человек устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей. Обычный же человек устрем-

1 См.: Fromm E. Man for himself. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1947; Rand A. The
fountainhead. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1943; Reik T. Listening with the third ear. N. Y.:
Farrar, Straus & Giroux, 1948.

2 См.: Fromm E. Escape from freedom. N. Y.: Farrar, Straus & Giroux, 1941.


278 Тема 14. Развитие личности

лен к удовлетворению тех из своих базовых потребностей, которые еще не получили должного удовлетворения. Нельзя сказать, что самоактуализиро­ванный человек, удовлетворив все свои базовые потребности, уже неподвла­стен импульсам и побуждениям: он тоже работает, тоже старается, тоже притязает, хотя и не в том смысле, какой мы обычно вкладываем в эти слова. В первую очередь он движим потребностью в саморазвитии, в само­выражении и в самовоплощении, т.е. потребностью в самоактуализации. Я все чаще задаю себе один вопрос. Быть может, именно в самоактуализиро­ванных людях предельно отчетливо проступает наша истинная, человечес­кая природа, быть может, именно они ближе всех к сущности понятия «че­ловек», ближе даже с точки зрения таксономии? Этот вопрос неизбежно влечет за собой следующий: вправе ли мы делать хоть какие-то выводы о биологической природе человека, если до сих пор мы изучали только ущер­бных и недоразвитых или, что еще хуже, «серых», вышколенных, выдресси­рованных представителей нашего вида?

Служение

Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я говорю о присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего поряд­ка. Если попытаться найти название этой особенности, то я бы предложил назвать ее служением в противоположность эгоцентрическим тенденци­ям. В отличие от неуверенных, тревожных людей с их склонностью к по­стоянному самоанализу и самокопанию, этих людей мало беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлять о себе. Почти у каждого из них есть призвание и дело, которым они служат, которым они посвяща­ют себя без остатка, почти каждый из них озабочен какой-то важной про­блемой, решение которой требует от него всех сил и энергии1.

Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным заниматься. Именно поэтому я гово­рю о служении, о жизненной миссии, а не просто о «любимом» деле. Эти люди, как правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического харак­тера, они в большинстве своем думают о благе других людей — всего чело­вечества, своих сограждан или же о благе близких и дорогих им людей.

За небольшим исключением практически у всех наших испытуемых мы отметили одну характерную особенность. Эти люди склонны к раз­мышлениям об основополагающих проблемах человеческого бытия, они задаются теми вечными, фундаментальными вопросами, которые мы на-

1 См.: Buhler С, Massarik F. (Eds.). The course of human life: A study of life goals in the humanistic perspective. N. Y.: Springer, 1968; Frankl V. The will to meaning. N. Y.: World Publishing, 1969.


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 279

зываем философскими или нравственными. Можно сказать, что они живут в глобальной системе координат. В частном они умеют видеть общее, и никакие, даже самые яркие частные проявления не скроют от них общей картины. В основе их системы координат или системы ценностей никогда не лежит местечковый патриотизм, как правило, в ней отражен опыт всей истории развития человечества, она отвечает не сиюминутным запросам, не социальному заказу, а требованиям эпохи. Одним словом, эти люди в ка­ком-то смысле, несомненно, философы, хотя их философия не обязательно наукообразна, иногда это то, что можно назвать житейской философией.

Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспек­тах их жизни. Так, например, один из главных симптомов, с которого мы начинали изучение целостного синдрома самоактуализации и который был обозначен нами как широта (или не-мелочность), несомненно, является про­явлением этой более общей характеристики. Способность вознестись над обыденностью, умение отрешиться от частностей, расширить горизонты вос­приятия, посмотреть на вещи в перспективе, sub specie aeternitatis1 имеет огромное социальное значение. По-видимому, именно этой способностью объясняется умиротворенность, свойственная самоактуализированным лю­дям, их умение сохранять спокойствие, не тревожиться по пустякам, — свойства, которые облегчают жизнь не только им самим, но и окружаю­щим их людям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...