Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мистические переживания и высшие переживания




Экспрессивные акты, получившие название мистических пережива­ний, так хорошо описанные Уильямом Джеймсом4, достаточно характер­ны для самоактуализированных людей, хотя и не для всех. Восторг, о ко­тором мы говорили в предыдущем разделе, иногда бывает настолько мощным, пронзительным и всеохватывающим, что его можно назвать мистическим переживанием. Я впервые заинтересовался этим вопросом после общения с некоторыми из моих испытуемых. Когда эти люди рассказывали мне о своих переживаниях, сопровождающих оргазм, у меня поначалу возникало чувство, что я где-то когда-то слышал нечто подобное. Позже я вспомнил, где мне приходилось сталкиваться с очень похожими описаниями — в книгах, описывающих опыты мистического переживания. И в том, и в другом случае речь шла о бескрайних гори­зонтах, открывающихся взору, о внезапном ощущении абсолютного всемогущества, а одновременно с тем и полной ничтожности, беспощад-

1 См.: Herzberg F. Work and the nature of man. N. Y.: World Publishing, 1966.

2 См.: Wilson C. Introduction to the new existentialism. Boston: Houghton Mifflin,
1967; Wilson C. Voyage to a beginning. N. Y.: Crown, 1969.

3 См.: Maslow A.H. Eupsychian management: A journal. Homewood, III.: Irwin-Dorsey,
1965.

4 См.: James W. The varieties of religious experience. N. Y.: Modern Library, 1943.


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 285

ной беспомощности, о чувстве экстаза, восторга, благоговейного трепета, об утрате ориентации во времени и пространстве, и наконец, о пронзитель­ном ощущении важности происходящего, о чувстве духовного перерож­дения, личностной трансформации. И те, и другие переживания порой на­столько сильны, что в корне изменяют жизнь человека.

Однако считаю нужным сразу же оговориться, что не стоит искать в этих переживаниях следы божественного промысла или влияние каких-то сверхъестественных сил, пусть даже многие тысячи лет своей истории человек связывал воедино мистическое и божественное. Эти переживания имеют под собой естественную природу, они могут быть изучены с помо­щью научных методов, и потому я предлагаю более нейтральное опре­деление им — «высшие переживания».

По мере все более тесного знакомства со своими испытуемыми я все более утверждался во мнении, что высшие переживания не обязательно должны быть предельно интенсивными, экстатическими. Описания мис­тических переживаний в теологической литературе обычно толкуют о них как о состоянии совершенно особом, качественно отличающемся от всех иных переживаний. Однако если мы откажемся от поисков божествен­ных предпосылок высших переживаний, если мы решимся подступиться к ним как к естественному феномену, то очень скоро обнаружим, что выс­шее переживание — вполне измеримая субстанция, что оно может быть едва выраженным и, наоборот, предельным. Мы обнаружим также, что эти переживания, но только умеренной интенсивности, знакомы очень многим людям, быть может, даже большинству людей, и что некоторые люди — и я отношу их к психологически привилегированному сословию — пережи­вают их очень часто, чуть ли не ежедневно.

Можно предположить, что высшее переживание являет собой сгусток всех тех состояний и переживаний, при которых происходит утрата или трансценденция Я, например, таких как состояние полной погруженности в проблему, предельной концентрации, или описанное Бенедикт состояние муга1, или интенсивное чувственное наслаждение, не говоря уже о самозаб­венной поглощенности музыкальным или художественным произведени­ем. Я не стану останавливаться на этой теме, она достаточно подробно об­суждена в других работах2.

За годы своего исследования самоактуализированных людей, кото­рое я начал в 1935 г. (и до сих пор продолжаю), я почти совершенно уве­рился в том, что людей, причастных к высшим мгновениям постижения

1 См.: Benedict R. Unpublished lectures on synergy in society, Bryn Mawr, ca 1942.
Experts to be published, Amer. Anthropologist, 1970.

2 См.: Laski M. Ecstasy. Bioomington, Inb.: Indiana Univ. Press, 1962; MaslowA.H.
Religions, values and peak experiences. Columbus, Ohio: Ohio State Univ. Press, 1964; Mas­
lowA.H.
Toward a psychology being. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1968; MaslowA.H. Lessons
from the peak-experiences // J. Humanistic. 1962. 2. P. 9-18; Maslow A.H. Theory Z // J.
Transpers. Psychology. 1969. 1. P. 31-47.


286 Тема 14. Развитие личности

Бытия, и людей просто здоровых, людей, живущих в долинах житейских забот, на уровне плато-познания, разделяет гораздо больше, чем это мо­жет показаться на первый взгляд. Разумеется, это различие только ко­личественное, оно состоит лишь в степени интенсивности их пережива­ний, но тем не менее оно крайне существенно и влечет за собой весьма важные последствия, некоторые из которых детально изложены в другой моей работе1. Если изложить кратко мое отношение к этой проблеме, то можно сказать, что, на мой взгляд, здоровые, самоактуализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь к истинной че­ловечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном мире и успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактуализированные люди, которым знакомы высшие переживания, живут не только в реаль­ном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в симво­лическом мире поэзии, эстетики, трансценденции, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальнос­ти высших переживаний. Я думаю, что в этом различии есть некие предпосылки для того, чтобы оно стало операциональным критерием «касты» или «класса». Этот критерий может приобрести особую значи­мость в сфере общественной жизни, — уже на основании тех данных, ко­торыми я располагаю на сегодняшний день, я могу сказать, что из «про­сто здоровых» самоактуализированных людей получаются хорошие по­литики, общественные деятели и социальные реформаторы, в то время как люди, живущие на уровне Бытия, больше склонны творить поэзию, музыку, философию, религию.

Gemeinschaftsgefiihl2

Это слово, изобретенное Альфредом Адлером3, кажется мне единст­венно подходящим для описания тех чувств, которые испытывают самоак­туализированные люди к человечеству в целом. Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь к людям, хотя эти самые люди, как я уже отмечал, мо­гут и раздражать его, и вызывать его гнев. Можно сказать, что самоак­туализированный человек ощущает себя членом большой семьи, воспри­нимает людей как своих братьев. Именно потому, что он любит их, их не­достатки и глупость огорчают его, а порой даже выводят из себя. Но он прощает им их слабости, потому что других братьев у него нет.

1 См.: Maslow A.H. Theory Z // J. Transpers. Psychology. 1969. 1. P. 31-47.

2 Чувство общности (нем.).

3 См.: AdlerA. Social interest. N. Y.: Putnam, 1939.


Маслоу А, Самоактуализированные люди... 287

Это чувство идентификации с человечеством не выражается явно, осязаемо, порой его можно «проморгать». Но самоактуализированного человека нельзя мерить одной меркой с обычными людьми, — в своих мыслях, побуждениях, эмоциях, поведении он коренным образом от­личается от них. Я уже говорил, что порой он чувствует себя чужестран­цем, пришельцем, странником в окружении «нормальных» людей. Мало кто способен понять его, хотя он, как правило, не обделен любовью и уважением. Несмотря на внешнюю холодность, несмотря на отчужден­ность, он глубоко переживает за окружающих его людей, их слабости и пороки печалят его, а иногда даже, повергают в отчаяние. Он остро чув­ствует свою принадлежность к человеческому роду, свое родство с людь­ми, с этими слабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать, а вместо этого он относится к ним снисходительно, осознавая, что они просто не умеют делать того, что умеет он, не умеют понять тех вещей, которые понятны ему, не умеют увидеть истину, которая так оче­видна для него. Такое отношение к людям Альфред Адлер называл братским.

Межличностные отношения

Если в самых общих чертах обрисовать отношения самоактуализи­рованного человека с близкими ему людьми, то можно сказать, что они го­раздо глубже, чем отношения обычного взрослого человека. Самоактуа­лизированный человек склонен полностью забыть о себе, о своих нуждах, он сливается с близким ему человеком, растворяется в нем, становится его частью. Его интимные отношения являют собой пример абсолютной, пре­дельной идентификации. Однако, одним из непременных условий таких отношений является соответствие партнера. По моим наблюдениям, сбли­зиться с самоактуализированным человеком могут только здоровые люди, люди, приблизившиеся к самоактуализации. Если же мы вспомним, что таких людей относительно немного, то, пожалуй, стоит сделать вывод о раз­борчивости самоактуализированного человека в его взаимоотношениях с людьми.

Одним из следствий этой его разборчивости или избирательности становится тот факт, что у самоактуализированного человека, как прави­ло, немного друзей. Круг его общения достаточно узок — пожалуй, хва­тит пальцев одной руки, чтобы пересчитать тех людей, которых он дейст­вительно любит, с которыми поддерживает по-настоящему дружеские отношения. Отчасти это можно объяснить высокой его требовательнос­тью к качеству этих отношений, любовь и дружбу самоактуализирован­ный человек понимает как отношения, требующие от человека огромной самоотдачи и огромных затрат времени. Один из моих испытуемых вы­сказался по этому поводу так: «Мне не нужно много друзей. У меня


288 Тема 14. Развитие личности

просто не хватит времени на них! Настоящая дружба требует времени». Примерно то же самое мне приходилось слышать и от других моих ис­пытуемых. Единственным исключением была одна дама. Эта дама была настолько общительна, настолько мила и приветлива, так живо интере­совалась жизнью своих многочисленных знакомых, родственников и дру­зей, так хорошо умела строить свои отношения с ними, что у меня сло­жилось впечатление, что именно в этом она видит свое главное жиз­ненное предназначение. Эта женщина не работала, и, может быть, именно этим можно объяснить ее пристрастие. Избирательность в общении, свойственная самоактуализированным людям, не вступает в противоре­чие с присущим им чувством общности (Gemeinschaftsgefuhl), с их че­ловеколюбием, добротой, благожелательностью. Они добры или, по край­ней мере, терпимы по отношению ко всем людям, причем особую любовь они питают к детям. Они по-настоящему человеколюбивы и сострада­тельны.

Во взаимоотношениях самоактуализированного человека с близки­ми ему людьми нет места слащавости, сюсюканью и «телячьим» нежнос­тям. Он может быть жестким и даже резким по отношению к своим близким, если они заслуживают того; особенное неприятие вызывают у него напыщенность, самодовольство, претенциозность. Но в повседневном общении самоактуализированные люди, даже имея дело с неприятными им людьми, не считают нужным демонстрировать свою неблагосклон­ность. Один из моих испытуемых сказал по этому поводу примерно сле­дующее: «В конце концов, человек несовершенен. Но ведь он может дос­тичь совершенства. Он делает глупости, а потом мучается и страдает, не понимая, почему его добрые намерения завели его не туда. Он расплачи­вается за свою глупость своим собственным несчастьем. Его можно толь­ко пожалеть».

Однако если самоактуализированный человек иногда бывает враж­дебным и нетерпимым, то его враждебность всегда обоснована и всегда служит благу ближнего. Вслед за Фроммом мы можем сказать, что эта враждебность имеет реактивный, или ситуационный характер, что в ней нет ничего личностного.

Пожалуй, стоит упомянуть здесь и о том, что каждый из тех лю­дей, с которыми я общался, имеет своих поклонников, почитателей и обожателей. Его отношения с ними можно охарактеризовать как одно­сторонние.

Поклонники требуют от него гораздо больше, чем он готов им дать. Их любовь и обожание отличаются особой настоятельностью, почитатели слишком уж назойливы, и потому эти отношения часто тяготят самоакту­ализированного человека. Способ его взаимодействия с армией поклонни­ков примерно таков: он любезен и благожелателен с ними, но стремится как можно скорее и по возможности изящно отделаться от них.


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 289

Демократичность

Каждого из моих испытуемых можно охарактеризовать как де­мократичного человека, и это не внешняя, не показная демократичность, она заложена в его характере. Я делаю этот вывод на основании исследо­вания авторитарной и демократичной структур характера1, — это доста­точно сложное исследование, и поэтому я не стану здесь подробно останав­ливаться на глубинной подоплеке демократичности, опишу лишь внешние ее проявления. Самоактуализированный человек демократичен в своем по­ведении. Он готов общаться с любым человеком вне зависимости от его классовой принадлежности, уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Порой может сложиться впечатление, что он просто не заме­чает, искренне не осознает этих внешних различий, которые для среднеста­тистического человека столь принципиальны, столь существенны.

Пожалуй, можно предположить, что именно демократичность лежит в основе такой особенности самоактуализированных людей, как их готов­ность к обучению. Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое. Они не стремят­ся во что бы то ни стало доказать собеседнику свое превосходство, они не щеголяют эрудицией, не пытаются произвести впечатление своим высо­ким статусом или жизненным опытом. Пожалуй, можно даже сказать, что они не прочь признать свою незначительность. Каждый из них отда­ет себе отчет в том, сколь малы его познания в сравнении с тем, что он мог знать, с тем, что известно другим людям. С искренним пиететом они относятся к людям, которые знают больше них или умеют делать что-то такое, чего не умеют они. Они готовы восхищаться мастерством столяра, сапожника, шофера, — любой мастер своего дела может рассчитывать на их уважение и даже на восторг.

Эта демократичность не имеет ничего общего с неразборчивостью, со слепой уравниловкой. Самоактуализированный человек прекрасно знает цену разным способностям и разным людям. В дружбе он очень даже разборчив, его друзья, как правило, — из числа элиты, но их элитарность определяется не породой, не происхождением, не цветом кожи, титулом или общественным положением, а исключительно характером, способностями и талантами.

Демократичность самоактуализированных людей проявляется еще в одном присущем им качестве, и это качество, хотя и не столь очевидно, является, на мои взгляд, абсолютной формой выражения рассматриваемой характеристики. Самоактуализированные люди с уважением относятся ко всякому человеку. В любом человеке, будь это подзаборный пьянчуга, пре­ступник, закоренелый подлец, они видят человека. Это не значит, что им неведомы понятия «добро» и «зло», напротив, их представления о добре и

1 См.: Anderson H.H. {ed.). Creativity and its cultivation. N. Y.: Harper & Row, 1959; Maslow A.H. Emotional blocks to creativity // J. Individ. Psychology. 1958. 14. P. 51-56. Зак. 1664


290 Тема 14. Развитие личности

зле совершенно четкие и однозначные, они твердо знают, «что такое хоро­шо и что такое плохо». Оказавшись лицом к лицу со злом, они не прячут­ся за сомнениями, не демонстрируют ложное великодушие, но смело всту­пают в единоборство с ним.

Умение отличать

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...