Медицинский подход к классификации
ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Многие виды отклоняющегося поведения могут «перемещаться» в рамках конти-нуума «норма-патология» в область болезненных проявлений и становиться предметом изучения клинической медицины. Так, например, эпизодическое употребление наркотиков в медицинских целях может приобрести форму злоупотребления (психологической зави-симости) и развиться в болезненное пристрастие с признаками физической зависимости (наркоманию). Медицинские классификации поведенческих расстройств основаны на психопатоло-гическом и возрастном критериях. В соответствии с ними в рамках клинического подхода выделяются различные поведенческие нарушения индивида, соответствующие медицин-ским диагностическим критериям, то есть достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (1994) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» упоминает следующие поведенческие расстройства: • F10—19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, кан-набиноидов, седативных и снотворных веществ, кокаина, стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих
растворителей, сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ); • F 50—59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероидами, витаминами);
• F 63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм, патологические поджоги — пиромания, патологическое воровство — клептомания, выдергивание волос — трихотиломания, другие расстройства привычек и влечений); • F 65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм, фетишистский трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, садомазохизм, множественные расстройства сексуального предпочтения). Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству. В той же классификации дополнительно приводятся виды поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста, основными из которых являются: • F 91 — собственно «расстройства поведения» [conduct disorder]; • F 92 — смешанные расстройства поведения и эмоций. По определению МКБ—10, расстройством поведения называется повторяющееся и стойкое диссоциальное, агрессивное или вызывающее поведение. Такое поведение должно в значительной степени нарушать возрастные социально ожидаемые нормы, поэтому его проявления должны быть более тяжелыми, чем обычное детское непослушание или подростковое бунтарство; кроме того, этот поведенческий паттерн должен быть стойким (длительность 6 месяцев и более). Признаки расстройства поведения могут быть симптомами других психических заболеваний. Примеры поведения, при котором ставится этот диагноз, включают в себя повышенную склонность к дракам и хулиганству, жестокость по отношению к другим людям или животным, разрушение собственности, склонность к поджогам, воровству, лживость, прогулы школьных занятий, побеги из дома, аномально частые и тяжелые вспышки гнева, непослушание.
Пятый раздел МКБ—10 (рубрика F) характеризует три основных вида расстройств поведения у подростков. К ним относятся: • Расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением (F91.0) [сопduсt disordег confined to the family context]. Это расстройство поведения, характери-зующееся диссоциальным или агрессивным (но не просто упрямым, вызывающим, разру-шительным) поведением, которое проявляется исключительно или почти исключительно дома и во взаимодействиях с членами семьи или домочадцами. • Несоциализированное расстройство поведения (F 91.1) [сопduct disorder, unsocialized] — сочетание стойкого диссоциального или агрессивного поведения с выраженными общими нарушениями во взаимоотношениях подростка с другими детьми/подростками.
• Социализированное расстройство поведения (F 91.2) [сопdukt ] (синоним: групповая делинквентность) — стойкое диссоциальное или агрессивное поведение, которое наблюдается у лиц, в целом достаточно интегрированных в группах сверстников. Смешанное расстройство поведения и эмоций (F 92) [сопdukt and emotions disorder, mixed] представляет собой сочетание стойкого агрессивного, диссоциального (приводящего к грубому попранию социальных норм) или вызывающего поведения с явными и выраженными симптомами депрессии, тревоги или других эмоциональных нарушений (Лексиконы психиатрии ВОЗ, 2001). На практике используются и более частные классификации. В. Д. Менделевич (2001) считает, что тип девиантного поведения зависит от разновидности взаимодействия человека с окружающей действительностью (реальностью), и исходя из этого выделяет отдельно типы и формы девиантного поведения. Типы девиантного поведения: 1) деликвентное (асоциальное и антисоциальное); 2) аддиктивный; 3) патохарактерологический (в основе - патологические изменения характера – психопатии); 4) психопатологический (психопатологические симптомы и синдромы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение); и синдромы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение); 5) девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Формы девиантного поведения: • агрессия; • суицидальное поведение; • злоупотребление ПАВ; • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
• аномалии сексуального поведения; • сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикции); • сверхценные психопатологические увлечения (философская интоксикация, сутяжничество и кверулянство, клептомания, дромомания и др.); • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); • коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм и др.); • безнравственное и аморальное поведение; • неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения. Каждая из форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей девиантного поведения одновременно (Менделевич, 2001). Д. Н. Оудсхорн (1993) предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение. Классификация Р. Дженкинс включает 7 видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическую реакцию, реакцию ухода, реакцию
аутистического типа, реакцию тревоги, реакцию бегства, «несоциализированную агрессивность», групповые правонарушения. Девиантное поведение подростков достаточно освещено и в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как: • агрессивное и тесно связанное с ним делинквентное (противоправное) поведение; • употребление алкоголя и наркотических веществ (аддиктивное поведение); • суицидальное поведение; • девиации сексуального поведения (Кондрашенко, 1988; Личко, 1985, 1999; Егоров, Игумнов, 2005). При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, отечественные исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|