Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинский подход к классификации




ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Многие виды отклоняющегося поведения могут «перемещаться» в рамках конти-нуума «норма-патология» в область болезненных прояв­лений и становиться предметом изучения клинической медицины. Так, например, эпизодическое употребление наркотиков в медицинских целях может приобрести форму злоупотребления (психологической зави-симос­ти) и развиться в болезненное пристрастие с признаками физической зависимости (наркоманию).

Медицинские классификации поведенческих расстройств основаны на психопатоло-гическом и возрастном критериях. В соответствии с ними в рамках клинического подхода выделяются различные поведенческие нарушения индивида, соответствующие медицин-ским диагностическим критериям, то есть достигающие уровня болезни.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (1994) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» упоминает следующие поведенческие расстройства:

F10—19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, кан-набиноидов, седативных и снотворных веществ, кокаина, сти­муляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих

 

растворителей, сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);

F 50—59поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием, пси­хические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом: злоупотребление веществами, не вызывающими зависи­мость, например стероидами, витаминами);

F 63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склон­ность к азартным играм, патологические поджоги — пиромания, патологическое воровство — клептомания, выдергивание волос — трихотиломания, другие расстройства привычек и влечений);

F 65расстройства сексуального предпочтения (фетишизм, фети­шистский трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, садомазохизм, множественные расстройства сексуального пред­почтения).

Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству.

В той же классификации дополнительно приводятся виды поведен­ческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста, основными из которых являются:

F 91собственно «расстройства поведения» [conduct disorder];

F 92смешанные расстройства поведения и эмоций.

По определению МКБ—10, расстройством поведения называется повторяющееся

и стойкое диссоциальное, агрессивное или вызывающее поведение. Такое поведение должно в значительной степени нарушать возрастные социально ожидаемые нормы, поэтому его проявления должны быть более тяжелыми, чем обычное детское непослушание или подрост­ковое бунтарство; кроме того, этот поведенческий паттерн должен быть стойким (длительность 6 месяцев и более). Признаки расстройства поведения могут быть симптомами других психических заболеваний. Примеры поведения, при котором ставится этот диагноз, включают в себя повышенную склонность к дракам и хулиганству, жестокость по отношению к другим людям или животным, разрушение собственнос­ти, склонность к поджогам, воровству, лживость, прогулы школьных занятий, побеги из дома, аномально частые и тяжелые вспышки гнева, непослушание.

Пятый раздел МКБ—10 (рубрика F) характеризует три основных вида расстройств поведения у подростков. К ним относятся:

• Расстройство поведения, ограничивающееся семейным окруже­нием (F91.0) [сопduсt disordег confined to the family context]. Это расстройство поведения, характери-зующееся диссоциальным или агрессивным (но не просто упрямым, вызывающим, разру-шитель­ным) поведением, которое проявляется исключительно или почти исключительно дома и во взаимодействиях с членами семьи или домочадцами.

• Несоциализированное расстройство поведения (F 91.1) [сопduct disorder, unsocialized] — сочетание стойкого диссоциального или агрессивного поведения с выраженными общими нарушениями во взаимоотношениях подростка с другими детьми/подростками.

 

 

• Социализированное расстройство поведения (F 91.2) [сопdukt ] (синоним: групповая делинквентность) — стойкое диссоциальное или агрессивное поведение, которое наблюдается у лиц, в целом достаточно интегрированных в группах сверст­ников.

Смешанное расстройство поведения и эмоций (F 92) [сопdukt and emotions disorder, mixed] представляет собой сочетание стойкого агрес­сивного, диссоциального (приводящего к грубому попранию социаль­ных норм) или вызывающего поведения с явными и выраженными симптомами депрессии, тревоги или других эмоциональных нарушений (Лексиконы психиатрии ВОЗ, 2001).

На практике используются и более частные классификации.

В. Д. Менделевич (2001) считает, что тип девиантного поведения зависит от разновидности взаимодействия человека с окружающей дейс­твительностью (реальностью), и исходя из этого выделяет отдельно типы и формы девиантного поведения.

Типы девиантного поведения:

1) деликвентное (асоциальное и антисоциальное);

2) аддиктивный;

3) патохарактерологический (в основе - патологические изменения характера – психопатии);

4) психопатологический (психопатологические симптомы и синдромы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение);

и синдро­мы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение);

5) девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

Формы девиантного поведения:

агрессия;

• суицидальное поведение;

• злоупотребление ПАВ;

• нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

• аномалии сексуального поведения;

• сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикции);

• сверхценные психопатологические увлечения (философская инток­сикация, сутяжничество и кверулянство, клептомания, дромомания и др.);

• характерологические и патохарактерологические реакции (эман­сипации, группирования, оппозиции и др.);

• коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, кон­формизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм и др.);

• безнравственное и аморальное поведение;

• неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения.

Каждая из форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей девиантного поведения одновременно (Менделевич, 2001).

Д. Н. Оудсхорн (1993) предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение.

Классификация Р. Дженкинс включает 7 видов нарушений поведе­ния в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическую реакцию, реакцию ухода, реакцию

 

аутистического типа, реакцию тревоги, реакцию бегства, «несоциализированную агрессивность», групповые правонару­шения.

Девиантное поведение подростков достаточно освещено и в оте­чественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как:

• агрессивное и тесно связанное с ним делинквентное (противо­правное) поведение;

• употребление алкоголя и наркотических веществ (аддиктивное поведение);

• суицидальное поведение;

• девиации сексуального поведения (Кондрашенко, 1988; Личко, 1985, 1999; Егоров, Игумнов, 2005).

При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, отечественные исследователи под­черкивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...