Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И А. Р. Лурии в развитии отечественной




НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Основоположниками отечественной нейропсихологии по праву считаются Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Л. С. Выготским в 1920-х годах начали проводиться первые нейропсихологические исследования в нашей стране. На основании изучения различных форм психической деятельности он сформулировал основные положения о развитии вы­сших психических функций и смысловом системном строении созна­ния. В первых нейро-психологических исследованиях Л. С. Выготского совместно с А. Р. Лурией была пред-принята попытка установить, какие более элементарные нарушения (в зрительном вос-приятии, в организации простых двигательных актов и др.) наблюдаются при нарушении речевых процессов. Иными словами, ставилась цель выявить на патологичес­ком мате-риале зависимость между относительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности.

На материале поражений подкорковых структур при паркинсонизме Л. С. Выгот-ский и А. Р. Лурия выделили особые формы компенсации двигательных дефектов, кото-рые осуществляются при участии сложно опосредованных корковых уровней организа-ции. Исследования Л. С. Вы­готского положили начало не только научному анализу сис-темного строения различных психических процессов, но и разработке нейро-психологи-ческих путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локаль-ных поражениях мозга. На основании этих работ им были сформулированы принципы локализации высших психических функций человека. Л. С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, ко­торый он обозначил как принцип «эстракортикалъной» организации пси­хических, процессов (с помощью орудий, знаков и, прежде всего, языка). По его мнению, возникшие в процессе исторического развития формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые дела­ют возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга.

Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг обла­дает новым, по сравнению с животным, локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческого сознания» (Выготский, 1982. С. 174), завершаю-щее известные тезисы 1934 года «Психология и учение о локализации психических функ-ций», относится, несомненно, к одному из фундаментальных положений оте­чественной нейропсихологии.

Идеи Л. С. Выготского о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности составляют лишь часть того важного вклада,

 

 

который он внес в нейропсихологию. Не менее важна и его концепция о меняющемся значении мозговых зон в процессе прижизненного развития психических функций.

Наблюдения над процессами психического развития ребенка при­вели Л.С. Выгот-ского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие изменения «межфункциональных» отношений) как основной закономерности пси­хического развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. В дет-ском возрасте очаг поражения вызывает систем­ное недоразвитие соответствующих выс-ших психических функций. Так, нарушение первичных гностических зон коры (зритель-ной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм соответствующей познавательной деятельности. Иная картина возникает при поражении этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возрастные изме-нения в строении «межфункциональ­ных отношений» приводят к тому, что роль соответст-вующих участков коры головного мозга в осуществлении слож-ных форм психической де­ятельности и их системное влияние существенно меняются. У взрослого человека решаю-щее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третич-ные отделы коры головного мозга, со­хранность которых необходима и для осуществления относительно более простых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому поражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к после­довательному недо-развитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятель-ности, а поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушения в работе более элементарных, но зависимых от этих зон уровней сенсорных актов. Эти факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинаковом сис­темном влиянии очаговых поражений мозга на высшие психические функции на разных этапах психичес-кого развития.

В целом можно говорить, что Л. С. Выготский явился одним из создателей интегра-ционистского подхода в нейропсихологии, который соединил в себе все достижения как локализационистов, так и антило-кализационистов. В одной из последних своих работ, подвергая критике локализационистский подход к представительству функций в коре го­ловного мозга, он писал: «Каждая специфическая функция не связана с деятельностью одного центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров... Функция мозга как целого не склады­вается из нерасчлененной однородной в функциональном отношении со­вокупной деятельности всех прочих центров, а представляет собой продукт интеграль-ной деятельности расчлененных, дифференцированных и снова иерархически объединен-ных между собой функций отдельных участков мозга» (Выготский, 1982. С. 170). Таким образом, Л. С. Выготский на десятилетия предвосхитил интеграционистские теории о функциональной специализации полушарий мозга, показав особую роль «межцентраль-ных» (а мы можем добавить — межполушарных) отношений.

Блестящим продолжателем дела Выготсткого стал его ученик А. Е Лурия. Он и его последователи «создали нейропсихологию нового типа» (Хомская, 2003).

1.Нейропсихология А. Р. Лурии связана с общепсихологическими идеями Выгот-ского и его школы: о культурно-историческом генезе, опосредованности, системности и иерархичности строения всех психических процессов, в том числе ВПФ. ВПФвиды

психи­ческой деятельности, системные по своему строению, прижизненно сформи-рованные, опосредованные знаками-символами (прежде всего речью) и произвольно регулируемые. На Западе большее распро­странение получила концепция «психологи-ческих способностей», понимаемых как целостные, далее неразложимые элементы еди­ницы психики. Они — объект непосредственного сопоставления с работой мозга.

2. Лурия предложил новый подход к решению проблем «мозг и психика» — идея о системной (многозвеньевой, многоэтапной) психологической структуре ВПФ и их сис-темной организации. Каж­дый ВПФ реализуется с помощью сложных системных мозго-вых механизмов, или функциональных, систем (ФС). ФС состоит из многих афферентных и эфферентных звеньев, каждое из кото­рых связано с определенным аспектом (звеном) ВПФ. Таким образом, с работой мозга сопоставляется не вся психическая функция как единое целое, а отдельные ее аспекты (параметры, звенья). Мозговую организацию ВПФ следует рассматривать не как совокупность мозговых центров, ответственных за различ-ные психические функции, и не как единообразно организованную массу, равноценную по своим возможностям. Мозговая основа ВПФ — дифференцированные по составу и спо-собам работы системные мозговые образования, обеспечивающие различные компоненты психических функций. Эти положения вошли в те­орию А. Р. Лурии о системной динамической локализации ВПФ человека.

3. Новый способ анализа локальных поражений мозга — синдром ный (факторный) анализ. Цель синдромного анализа — поиск основной причины нарушений (нейропсихо-логического фактора), определяющей характер синдрома. В результате каждый симптом, помимо количественной оценки, получает качественную характе­ристику. Появляется возможность определить форму нарушения психической функции.

4. Положение об особых нейропсихологических факторах как ос­нове нейропсихо-логических синдромов опровергло не только локализационистские, но и антилокализацио-нистские взгляды, и концепцию об исключительной роли коры как единствен­ном субстрате ВПФ. В качестве нейропсихологических факторов (синдромообразующих мозговых структур) может выступать не только кора, но и различные подкорковые образования (подкорковые нейропсихологические синдромы). Лурия ввел горизонтальный и вертикальный принципы анализа мозговых основ психической деятельности.

5. В нейропсихологическую концепцию о работе мозга как субстрата высших психических функций Лурия ввел физиологические процессы в качестве необходимого звена их мозговой организации. Он пред­лагал изучать системные физиологические механизмы, лежащие в основе нормального и патологического протекания психических процессов, и отрицал психоморфологический подход.

6. Предложил новую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психическ их процессов, которая состоит из трех блоков:

• энергетический (срединные неспецифические структуры мозга);

• блок переработки внешней (экстероцептивной) информации (структуры задних отделов больших полушарий);

• блок программирования и контроля за психической деятельностью (передние структуры полушарий от Роландовой борозды).

Реализация любого ВПФ осуществляется при участии всех трех блоков, каждый из которых выполняет в интегративной работе специ­фическую роль.

7. Предложена новая классификация нарушений речи (афазий), произ­вольных движений и действий (апраксий), памяти (амнезий), внима­ния,

 

8.

 

 

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.,

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

 

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

интеллектуальных процессов. По-новому интерпретированы и агнозии. В основе этих классификаций лежит единый факторный принцип анализа дефектов, то есть выделения различных форм нарушений ВПФ в соответствии с нарушенным нейропсихологическим фактором.

8. Разработал новые методы изучения нарушений ВПФ при локаль­ных поражениях мозга — луриевские методы нейропсихологической диагностики. Это система тестов, направленная на диагностику когнитивных и двигательных процессов, позволяющих определить характер их нарушений и поражение соответствующей области мозга. Помимо количественной, они дают качественную оценку дефекта (см. Глозман, 1999).

А. Р. Лурия создал не только отечественную нейропсихологию, но и научную школу, которая продолжила работу после его смерти. За рубежом А. Р. Лурия — самый часто цитируемый отечественный пси­холог. Наибольшее признание там получили его теоретический подход к изучению проблемы «мозг и психика» и разработанные им методы нейропсихологической диагностики (Лурия—Небраска NВ, Нейропсихологическая оценка детей).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...