И А. Р. Лурии в развитии отечественной
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Основоположниками отечественной нейропсихологии по праву считаются Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Л. С. Выготским в 1920-х годах начали проводиться первые нейропсихологические исследования в нашей стране. На основании изучения различных форм психической деятельности он сформулировал основные положения о развитии высших психических функций и смысловом системном строении сознания. В первых нейро-психологических исследованиях Л. С. Выготского совместно с А. Р. Лурией была пред-принята попытка установить, какие более элементарные нарушения (в зрительном вос-приятии, в организации простых двигательных актов и др.) наблюдаются при нарушении речевых процессов. Иными словами, ставилась цель выявить на патологическом мате-риале зависимость между относительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности. На материале поражений подкорковых структур при паркинсонизме Л. С. Выгот-ский и А. Р. Лурия выделили особые формы компенсации двигательных дефектов, кото-рые осуществляются при участии сложно опосредованных корковых уровней организа-ции. Исследования Л. С. Выготского положили начало не только научному анализу сис-темного строения различных психических процессов, но и разработке нейро-психологи-ческих путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локаль-ных поражениях мозга. На основании этих работ им были сформулированы принципы локализации высших психических функций человека. Л. С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «эстракортикалъной» организации психических, процессов (с помощью орудий, знаков и, прежде всего, языка). По его мнению, возникшие в процессе исторического развития формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга.
Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг обладает новым, по сравнению с животным, локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческого сознания» (Выготский, 1982. С. 174), завершаю-щее известные тезисы 1934 года «Психология и учение о локализации психических функ-ций», относится, несомненно, к одному из фундаментальных положений отечественной нейропсихологии. Идеи Л. С. Выготского о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности составляют лишь часть того важного вклада,
который он внес в нейропсихологию. Не менее важна и его концепция о меняющемся значении мозговых зон в процессе прижизненного развития психических функций. Наблюдения над процессами психического развития ребенка привели Л.С. Выгот-ского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие изменения «межфункциональных» отношений) как основной закономерности психического развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. В дет-ском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих выс-ших психических функций. Так, нарушение первичных гностических зон коры (зритель-ной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм соответствующей познавательной деятельности. Иная картина возникает при поражении этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возрастные изме-нения в строении «межфункциональных отношений» приводят к тому, что роль соответст-вующих участков коры головного мозга в осуществлении слож-ных форм психической деятельности и их системное влияние существенно меняются. У взрослого человека решаю-щее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третич-ные отделы коры головного мозга, сохранность которых необходима и для осуществления относительно более простых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому поражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последовательному недо-развитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятель-ности, а поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушения в работе более элементарных, но зависимых от этих зон уровней сенсорных актов. Эти факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на высшие психические функции на разных этапах психичес-кого развития.
В целом можно говорить, что Л. С. Выготский явился одним из создателей интегра-ционистского подхода в нейропсихологии, который соединил в себе все достижения как локализационистов, так и антило-кализационистов. В одной из последних своих работ, подвергая критике локализационистский подход к представительству функций в коре головного мозга, он писал: «Каждая специфическая функция не связана с деятельностью одного центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров... Функция мозга как целого не складывается из нерасчлененной однородной в функциональном отношении совокупной деятельности всех прочих центров, а представляет собой продукт интеграль-ной деятельности расчлененных, дифференцированных и снова иерархически объединен-ных между собой функций отдельных участков мозга» (Выготский, 1982. С. 170). Таким образом, Л. С. Выготский на десятилетия предвосхитил интеграционистские теории о функциональной специализации полушарий мозга, показав особую роль «межцентраль-ных» (а мы можем добавить — межполушарных) отношений.
Блестящим продолжателем дела Выготсткого стал его ученик А. Е Лурия. Он и его последователи «создали нейропсихологию нового типа» (Хомская, 2003). 1.Нейропсихология А. Р. Лурии связана с общепсихологическими идеями Выгот-ского и его школы: о культурно-историческом генезе, опосредованности, системности и иерархичности строения всех психических процессов, в том числе ВПФ. ВПФ — виды психической деятельности, системные по своему строению, прижизненно сформи-рованные, опосредованные знаками-символами (прежде всего речью) и произвольно регулируемые. На Западе большее распространение получила концепция «психологи-ческих способностей», понимаемых как целостные, далее неразложимые элементы единицы психики. Они — объект непосредственного сопоставления с работой мозга. 2. Лурия предложил новый подход к решению проблем «мозг и психика» — идея о системной (многозвеньевой, многоэтапной) психологической структуре ВПФ и их сис-темной организации. Каждый ВПФ реализуется с помощью сложных системных мозго-вых механизмов, или функциональных, систем (ФС). ФС состоит из многих афферентных и эфферентных звеньев, каждое из которых связано с определенным аспектом (звеном) ВПФ. Таким образом, с работой мозга сопоставляется не вся психическая функция как единое целое, а отдельные ее аспекты (параметры, звенья). Мозговую организацию ВПФ следует рассматривать не как совокупность мозговых центров, ответственных за различ-ные психические функции, и не как единообразно организованную массу, равноценную по своим возможностям. Мозговая основа ВПФ — дифференцированные по составу и спо-собам работы системные мозговые образования, обеспечивающие различные компоненты психических функций. Эти положения вошли в теорию А. Р. Лурии о системной динамической локализации ВПФ человека.
3. Новый способ анализа локальных поражений мозга — синдром ный (факторный) анализ. Цель синдромного анализа — поиск основной причины нарушений (нейропсихо-логического фактора), определяющей характер синдрома. В результате каждый симптом, помимо количественной оценки, получает качественную характеристику. Появляется возможность определить форму нарушения психической функции. 4. Положение об особых нейропсихологических факторах как основе нейропсихо-логических синдромов опровергло не только локализационистские, но и антилокализацио-нистские взгляды, и концепцию об исключительной роли коры как единственном субстрате ВПФ. В качестве нейропсихологических факторов (синдромообразующих мозговых структур) может выступать не только кора, но и различные подкорковые образования (подкорковые нейропсихологические синдромы). Лурия ввел горизонтальный и вертикальный принципы анализа мозговых основ психической деятельности. 5. В нейропсихологическую концепцию о работе мозга как субстрата высших психических функций Лурия ввел физиологические процессы в качестве необходимого звена их мозговой организации. Он предлагал изучать системные физиологические механизмы, лежащие в основе нормального и патологического протекания психических процессов, и отрицал психоморфологический подход. 6. Предложил новую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психическ их процессов, которая состоит из трех блоков: • энергетический (срединные неспецифические структуры мозга); • блок переработки внешней (экстероцептивной) информации (структуры задних отделов больших полушарий); • блок программирования и контроля за психической деятельностью (передние структуры полушарий от Роландовой борозды). Реализация любого ВПФ осуществляется при участии всех трех блоков, каждый из которых выполняет в интегративной работе специфическую роль. 7. Предложена новая классификация нарушений речи (афазий), произвольных движений и действий (апраксий), памяти (амнезий), внимания,
8.
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18., 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27.
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. интеллектуальных процессов. По-новому интерпретированы и агнозии. В основе этих классификаций лежит единый факторный принцип анализа дефектов, то есть выделения различных форм нарушений ВПФ в соответствии с нарушенным нейропсихологическим фактором. 8. Разработал новые методы изучения нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга — луриевские методы нейропсихологической диагностики. Это система тестов, направленная на диагностику когнитивных и двигательных процессов, позволяющих определить характер их нарушений и поражение соответствующей области мозга. Помимо количественной, они дают качественную оценку дефекта (см. Глозман, 1999).
А. Р. Лурия создал не только отечественную нейропсихологию, но и научную школу, которая продолжила работу после его смерти. За рубежом А. Р. Лурия — самый часто цитируемый отечественный психолог. Наибольшее признание там получили его теоретический подход к изучению проблемы «мозг и психика» и разработанные им методы нейропсихологической диагностики (Лурия—Небраска NВ, Нейропсихологическая оценка детей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|