Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования функциональной




АСИММЕТРИИ МОЗГА

В 1836 году французский сельский врач М. Дакс, основываясь на опыте лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения, высказал предположение о

ведущей роли левого полушария для речи. Это первое свидетельство о функциональной специализации полушарий мозга осталось никем не замеченным до 60-х годов XIX века, когда П. Брока связал моторную афазию (когда нарушается формирование речи) с пора­жением задней части лобной доли левого полушария. Позже К. Вернике удалось показать, что при поражении задней височной доли левого полушария возникает сенсорная афазия (нарушение понимания речи). Используя данные Дакса, Брока, Вернике и собственные исследования больных эпилепсией, Д. X. Джексон создал концепцию доминантности полушарий мозга, главным положением которой является утверждение о ведущей роли левого полушария для основных психических функций. Эта концепция просуществовала вплоть до середины нашего столетия, так как исследователи интересовались в основном локализацией различных функций в левом доминантном полушарии и игнорировали недоминантное правое. Хотя тот же Джексон был одним из первых, кто считал, что од­носторонний взгляд на локализацию в мозге ошибочен, и писал об особой роли правого полушария для зрительного восприятия (Таскзоп, 1958).

Тем не менее, на рубеже XIX и XX столетий наибольшее распро­странение получило упрошенное представление о доминировании левого полушария. Тогда же была описана перекрестная афазия — расстройство речи у леворуких при поражении левого полушария, что поколебало казавшееся тогда незыблемым правило Брока: полушарие ответственно за речь контрлатерально ведущей руке. Позже выяснилось, что апрак-сия -— нарушение способности выполнять произвольные движения — воз­никает у больных также при поражении левого полушария.

Важным событием было открытие к 30-м годам XX столетия зна­чительных и довольно стойких различий в способах выполнения стан­дартных психологических тестов больными с поражениями правого и левого полушарий. С повреждением правого полушария стали связывать определенные виды агнозий, то есть нарушений в узнавании

 

 

или вос­приятии знакомой информации. К этому же времени была установлена особая роль правого полушария в музыкальных способностях. Появи­лись работы, позволявшие говорить о локализации в правом полушарии определенных пространственных способностей.

Поистине революционным прорывом в учении о функциональной асимметрии мозга стали исследования, проведенные в лаборатории Р. Сперри на больных, подвергшихся комиссуротомии — перерезке комис-суральных волокон, соединяющих оба полушария. Известно, что главная комиссура — мозолистое тело (согриз саНозит) — является одним из основных путей для межполушарной генерализации судорожных разрядов (Вгетег, 1958; Мосидзе и др., 1972). На основании этого факта амери­канские хирурги Д. Боген и П. Фогель (Во^еп, Уо§е1, 1962, 1963) с целью лечения тяжелой формы эпилепсии предприняли такую операцию.

Исследуя больных с расщепленным мозгом с помощью различных нейропсихоло-гических тестов, Р. Сперри и его сотрудники пришли к выводу, что каждое полушарие обладает своей памятью, языком, стра­тегией обработки информации и даже своим сознанием (Sреггу, 1966; Gаzzаnigа, 1970; Gаzzаnigа, Sреггу,1967). На смену концепции доминан­тности левого полушария приходит концепция специализации полуша­рий мозга человека. Согласно этой концепции, некорректно говорить о доминантном и недоминантном полушарии: каждому полушарию присущи свои функции. Вербальное, аналитическое левое полушарие являлось составной частью дихотомии по отношению к невербальному, эмоциональному правому. Выяснилось, что правое полушарие прини­мает активное участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности, невербальной коммуникации, и оно даже было объявлено субстратом фрейдовского бессознательного (СаИп, 1974). На это же вре­мя приходится выявление большого количества дихотомий, с помощью которых исследователи пытались объяснить фундаментальные принципы межполушарной асимметрии, — по образному выражению С. Спрингер и Д. Дейча, возникла «дихотомомания» (Springer, Dеutch, 1998) (Табл. 2.1)1. Тогда же проблема функциональной асимметрии полушарий мозга ста­новится одной из наиболее интенсивно разрабатываемых и приобретает междисциплинарный характер.

 

 

Таблица 2.1

Основные дихотомии

Левое полушарие   Правое полушарие
Вербальное Рассудок Дедуктивное Дискретное Абстрактное Рациональное Аналитическое Объективное Последовательное Западный техницизм   Невербальное, зрительно-пространственное Интуиция Образное Непрерывное Конкретное Метафорическое Холистическое Субъективное Одновременное Восточный мистицизм и т. д.  

В настоящее время господствующим становится мнение, что в зависимости от реализуемого головным мозгом человека психического акта должна происходить взаимозаменяемость двух полушарий в их доминантно-субдоминантных взаимоотношениях. Надо полагать, что комиссуральный механизм на «человеческой» ступени филогенеза при­обретает важное функциональное значение, во многом обусловливающее латерализацию функций (Мосидзе, Эзрохи, 1986).

Следует отметить, что первые экспериментальные данные, которые легли в основу понимания межполушарных отношений и значения ко-миссуральной системы мозга во взаимодействии полушарий, были полу­чены в лаборатории И. П. Павлова. Так, было показано, что перерезка мозолистого тела у собак прекращает «перенос» тактильного условного рефлекса с одной стороны тела на другую (Быков, Сперанский, 1924).

Исследования на больных с расщепленным мозгом убедительно показали, что биологическое назначение правого полушария не сводит­ся к автоматической или компенсаторной функции. В зависимости от реализуемой функции происходит взаимозамещаемость двух полушарий в процессе их взаимодействия. Для объяснения возможных механизмов взаимозамещаемости полушарий мозга авторами был выдвинут ряд гипотез. Б. Милнер (Мипег, 1967) считает, что развитие речи в левом полушарии нарушило эквипотенциальность противоположных височных долей. По мнению Д. Богена (Во§еп, 1969), прогрессирующее развитие речевой функции в одном полушарии ведет к реципрокному угнетению той же функции в другом полушарии. Однако, как указывает автор, торможение не означает полного уничтожения функции, способности ее выполнения. Общеизвестно, что при поражении левой височной области в детском возрасте правое полушарие берет на себя функцию речи (Клпшга, 1967). Было высказано предположение, что существует определенный критический период, когда оба полушария потенциально способны выполнять ту или иную функцию ("МоПеЪопт, 1977). Очевидно, что этот период совпадает с периодом формирования основных элемен­тов данной функции. Однако наличие тормозного влияния с противо­положной гемисферы не поз-воляет полушарию активно участвовать в осуществлении данной функции. Так, левое полушарие тормозит правое в критическом периоде и берет на себя функцию речи. По окончании критического периода, когда речевая функция уже развита, правому по-

 

лушарию, как считает автор, остается довольствоваться вспомогательной ролью. Эти первые гипотезы в какой-то степени попытались объяснить развитие межполушарных отношений, в частности, впервые была выска­зана мысль о каллозальном торможении как основном механизме раз­вития межполушарной асимметрии, что нашло развитие в последующих теориях. В целом, изменения высшей нервной деятельности, выявленные в экспериментах с расщепленным мозгом, свидетельствуют о важном биологическом назначении постоянного взаимодействия симметричных (гомотопных) центров двух полушарий, о большой приспособительной значимости этого явления.

Тем не менее, до сих пор отсутствует единая общепризнанная мо­дель функцио-нальной асимметрии мозга. В настоящее время наиболее распространенными являются три модели. Первая была предложена Э. Зайделем с сотр. (2ак1е1, 1989, 1995; С1аг1се, 2ак1е1, 1994) и получила название модели прямого доступа (сИгес1 ассезз тоде!). Согласно этой модели, функциональная асимметрия обусловлена только различными способами переработки информации. Оба полушария принимают учас­тие в обработке всей информации, однако свойственные им генуинные различия приводят к асимметричному ответу на поступившую инфор­мацию. Роль мозолистого тела сводится лишь к механи-ческой передаче информации от одного полушария к другому.

Новые факты свидетельствуют не столько о различной функцио­нальной специали-зации, сколько о взаимодополняющем участии правого и левого полушарий в осущест-влении той или иной функции. В связи с этим возникает вопрос, за счет каких механизмов обеспечивается сбалансированная работа обоих полушарий. Можно предположить, что решение этой проблемы невозможно без анализа роли мозговых комис-сур. Попытки выяснить анатомические различия между мозгом человека и других животных по весу, размеру, соотношению веса мозга к весу тела не дали каких-либо убедительных результатов, объясняющих, за счет чего межполушарное взаимодействие находится на высшей ступени эволюционного развития именно у человека1. Поэтому неслучайно, что именно мозолистое тело у человека получило максимальное развитие по сравнению с животными. Так, каллозально-бульбарный индекс (отноше­ние числа комиссуральных волокон (выше ствола) к числу восходящих и нисходящих стволовых волокон) достигает у человека величины 3,12 по сравнению с 1,79 у человекообразных обезьян (ВНпкоу, О1егег, 1968). Иными словами, эволюция мозга человека может быть связана с раз­витием каллозальных путей.

Еще в 1970-х годах было установлено, что у животных межполушарные взаимоотношения модулируются системой мозолистого тела и его перерезка может вести к исчезновению межполушарной асимметрии (Бианки, 1985; Бианки, Филиппова, 1973). Постепенно проблема функ­циональной асимметрии стала пониматься не как статические различия двух полушарий мозга, а как их динамическое взаимодействие с помощью мозолистого тела, обеспечивающего работу мозга как единого целого (Бианки, 1985; Gazzaniga, LeDoux,1978; Kinsbourne, 1978, 1982).

 

 

Такая интеграционистская точка зрения и легла в основу двух других совре­менных моделей функциональной асимметрии мозга (Соок, 1986)1.

Таблица 2.2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...