Глава 1. Общественно-политическая жизнь
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Выставление, преобразование и дальнейшее развитие экономики и культуры МССР в послевоенный период (1945-1960 гг.)
Содержание Глава 1. Общественно-политическая жизнь Глава 2. Восстановление и преобразование промышленности Глава 3. Восстановление сельского хозяйства. Засуха и голод Глава 4. Ускоренная коллективизация и дальнейшее развитие сельского хозяйства Глава 5. Уровень жизни. Культура Заключение Литература
Глава 1. Общественно-политическая жизнь
После изгнаниях территории Молдавии фашистских захватчиков советскому государству предстояло решить здесь ряд многотрудных и неотложных задач. В их числе восстановление разрушенного войной народного хозяйства, преобразование в правобережных районах в соответствии с государственной политической доктриной экономики и культуры, всех сфер жизни общества, преодоление неграмотности, нищеты, весьма распространенных болезней и бытовой отсталости населения, экономическое, политическое и культурное интегрирование этих районов в сложившуюся к тому времени в масштабах большой страны советскую систему. Другими словами, надо было восстановить, а на большей части республики еще и построить то общество, которое сложилось в СССР. Для успешного решения этих задач необходимо было создать прежде всего дееспособную систему органов власти и управления. Основой и формой этой системы были Советы депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты - от республиканского до сельского. После освобождения весной 1944 г. северных районов, сначала в Сороках, а позже в Кишиневе расположились вернувшиеся из эвакуации правительство и Верховный Совет республики. Они незамедлительно стали восстанавливать, а точнее заново создавать местные органы власти. Это делалось не путем выборов, как обычно, а прямым назначением исполнительных комитетов местных Советов. Однако даже такая чрезвычайная форма организации власти, как назначение исполкомов, была непростой по той причине, что не хватало сколько-нибудь опытных кадров, особенно районного и более высокого звена, которые сразу могли бы взяться за работу. Поэтому не случайно, что большинство руководителей уездных и районных исполкомов Советов составили кадры, которые были присланы из других республик. Они имели определенный опыт советской работы, однако слабее знали традиции, обычаи местного населения, его язык.
Осенью 1944 г. уже действовали все городские, 60 районных и 1204 сельских, а на Правобережье Днестра еще и 6 уездных исполкомов Советов депутатов трудящихся, кроме того, органы суда и прокуратуры. Поднять и решить все проблемы, которые легли на плечи Советов, силами одних только исполкомов и их отделов было невозможно. Для обеспечения результативности местных органов власти к их работе надо было привлечь население. Это достигалось путем создания при исполкомах и их отделах различных комиссий по тем или иным вопросам, которые требовали постоянного внимания к себе. В их состав входили рабочие, крестьяне, представители других категорий населения. К концу 1945 г. постоянно действовавшие комиссии только при сельсоветах объединяли в своих рядах около 32 тыс. активистов, которые оказывали разнообразную помощь исполкомам Советов в проведении в жизнь политики государства. Для активизации населения в восстановлении экономики и культуры, в решении социальных вопросов в первые послевоенные годы часто под эгидой Советов депутатов трудящихся проводились собрания различных категорий граждан, где обсуждались эти вопросы и пути их реализации. Так, в 1945-1946 гг. прошли районные и уездные собрания крестьян, учителей, интеллигенции, а также республиканские съезды учителей, интеллигенции, женщин, молодежи и др. В течение 1948 г. в республике состоялось более 45,7 тыс. таких собраний, на которых присутствовало около 9 млн. человек. На работу в местные органы власти пришло много новых людей, которые впервые брались за это дело, не имели соответствующих знаний и необходимого опыта, а в правобережных районах многие из них даже были неграмотными и малограмотными. Несомненно, что все это отражалось на деятельности Советов, однако сама работа в них проявляла у части населения способности и интерес к активной общественно-политической жизни. Конечно, местные власти, и в первую очередь сельсоветы, на первых порах работали слабо, подчас формально, однако постепенно они приобретали нужный опыт.
Важную роль в укреплении органов власти всех уровней в республике сыграли выборы в Верховный Совет СССР (1946 г.) и Верховный Совет Молдавской ССР (1947 г.). В их состав были избраны наряду с представителями властных структур также передовые рабочие, крестьяне, педагоги, деятели литературы и искусства. Среди них писатели Е. Н. Буков, И. И. Канна, А. П. Лупан, мастер консервного завода им. П. Ткаченко М. В. Бирша, академик Н. А. Димо, мастер инструментального цеха Бельцкого паровозного депо С. С. Иордаки, композитор Ш. Т. Няга, колхозница из Ниспоренского района А. И. Нягу, учительница Р. Д. Оника, директор школы из Криулянского района Т. И. Платон, председатель женского совета с. Трифешты Резинского района М. П. Фрунзе, актер К. А. Штырбу и др. На первой сессии Верховного Совета Молдавской ССР в мае 1947 г. был избран Президиум Верховного Совета МССР и его председатель - Ф. Г. Бровко, сформировано правительство республики, главой которого был утвержден Г. Я. Рудь. В конце 1947 г. впервые после войны состоялись выборы в местные органы власти. В их состав народ направил в качестве депутатов 21 тыс. лучших своих представителей из разных слоев общества. Эти выборы укрепили доверие населения к органам власти, которые теперь уже были избраны, а не назначены, как прежде. В 1950 г. во время очередных выборов в местные Советы их депутатский корпус обновился и возрос до 23 тыс. человек.
Периодическое обновление выборных органов всех уровней приобщало к делам государства массу рядовых людей, которые впервые включались в активную общественно-политическую и хозяйственную жизнь, проявляли свой интерес к ней, становились сопричастными к тому, что происходило тогда в обществе. Однако слабость созданных органов власти, формализм, атмосфера командной системы, господствовавшей в то время в обществе, сковывали деятельность местных Советов депутатов трудящихся, снижая их эффективность. Это проявлялось по-разному: несоблюдение сроков созыва сессий местных Советов, низкая активность многих депутатов на этих сессиях, их нерегулярная отчетность перед избирателями и др. Так, в 1954 г. конституционные сроки созыва сессий были нарушены в 282 Советах, а с отчетами выступило меньше половины всего депутатского состава местных Советов республики. Эти и другие недостатки в работе всех звеньев власти ограничивали возможности, предоставленные им в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства. В течение 1945-1960 гг. совершенствовалась система низовых органов власти, изменялись их численность и статус некоторых из них в соответствии с происходившими социально-экономическими переменами в обществе. К концу 1960 г. в республике функционировало 17 городских, 37 районных, 21 поселковый и 607 сельских Советов, которые осуществляли политическую, хозяйственно-организаторскую и культурно- воспитательную функции государства. Важным компонентом советской политической системы являлись общественные организации, среди которых особое место занимала Коммунистическая партия, представлявшая собой ведущее звено, ядро этой системы. По степени обладания властью она стояла на первом месте. Ее решения были обязательны для всех партийных и государственных структур. После освобождения Молдавии незамедлительно были восстановлены городские и районные комитеты партии, налаживалась сеть первичных партийных организаций. В связи с тем, что в самой республике прослойка коммунистов была невелика, многие звенья партийной сети были созданы за счет направленных в Молдавию партийных кадров. К 1946 г. в МССР насчитывалось более 10,8 тыс. коммунистов.
Поскольку влияние партии на все стороны жизни достигалось не только выполнением партийных решений, но и через ее членов, находившихся в коллективах, а численность коммунистов в республиканской парторганизации была невелика, особенно в правобережных районах, то предстояло значительно пополнить ряды партии за счет всех слоев населения, и в первую очередь рабочих и крестьян, занятых в материальном производстве. Настойчиво проводилась работа по отбору и подготовке к вступлению в партию наиболее активных и лояльных к советскому строю людей. Например, за первую половину 1947 г. кандидатами в члены партии было принято около 200 крестьян-единоличников. За 1947-1948 гг. около 1,5 тыс. коммунистов переехало на постоянную работу в села и колхозы правобережных районов из городов и райцентров республики. Ряды партии росли, хотя и медленно, особенно в сельских районах. Как отмечалось в начале февраля 1949 г. на II съезде Компартии Молдавии, который большое внимание уделил росту партийных рядов, в 73% сельских Советов и 90% колхозов не было партийных организаций, а в Братушанском, Кишкаренском и Скулянском районах не было ни одной территориальной сельской и колхозной парторганизации. В 1950 г. Компартия Молдавии насчитывала уже около 29,5 тыс. членов, т.е. за послевоенное пятилетие возросла почти втрое. На столько же за этот период увеличился и удельный вес сельских коммунистов. В последующие годы сеть партийных организаций и число коммунистов в них продолжало возрастать. За 1951-1960 гг. численность членов партии в республике увеличилась вдвое и составила почти 60 тыс. Число рабочих в партии возросло в 4,4 раза. Произошла расстановка коммунистов на ключевых участках производства. К концу 1960 г. в сфере материального производства трудилась почти четверть всех членов партии. Через них Коммунистическая партия добивалась усиления своего влияния на решающих участках жизни общества. Важную роль в активизации общественно-политической жизни в республике сыграли XIX (1952 г.) и особенно XX (1956 г.) съезды КПСС, а также состоявшиеся в 50-е гг. Ill-IX съезды Коммунистической партии Молдавии. Они активизировали организаторскую и массово-политическую работу среди населения по выполнению народнохозяйственных планов. Разоблачение на XX съезде КПСС, а затем на республиканских партийных форумах культа личности Сталина оздоровило политическую обстановку в обществе, несколько расширило его демократические начала, повысило роль общественности в жизни коллективов.
Составной и самой массовой частью политической системы в республике были профессиональные союзы. Они сразу после изгнания оккупантов возобновили свою деятельность. В короткий срок были восстановлены отраслевые и территориальные комитеты профсоюзов, стала расширяться сеть первичных профсоюзных организаций, ежегодно росли их ряды. Удельный вес работников, объединенных в профессиональные союзы на предприятиях, с 45% в 1945 г. вырос до 88% к концу 1950 г. В дальнейшем профорганизации расширяли и укрепляли свои ряды. К концу 50-х гг. они объединяли более 330 тыс. человек. Профсоюзы активизировали свое участие в хозяйственном и культурном строительстве, расширили свое влияние в решении кадровых и социальных вопросов, нормировании и охране труда, упорядочении заработной платы, развитии общественного контроля. Им были переданы средства по государственному социальному страхованию, управлению санаториями и домами отдыха. Возросла их роль в организации трудового соревнования, воспитании работников. Состоявшийся в 1958 г. I съезд профсоюзов Молдавской ССР сыграл положительную роль в укреплении профессиональных организаций, повышении их активности в хозяйственном и культурном строительстве. Вместе с тем работа профсоюзов оставалась под жестким контролем партийных комитетов. Это лишало их должной инициативы и самостоятельности в решении многих важных вопросов жизни коллективов, снижало роль профессиональной организации. Массовой организацией в обществе, объединявшей значительную часть молодежи, был Коммунистический Союз Молодежи (комсомол). Ряды его быстро росли. В начале 1950 г. в комсомоле уже насчитывалось более 75 тыс. человек. Свою работу по воспитанию молодежи, активизации ее производственной деятельности комсомол проводил под руководством партии. В первые послевоенные годы в тех местах, где партийные организации отсутствовали, особенно на селе, комсомол нередко решал и часть задач партийного характера. В 50-е гг. численность комсомольцев увеличилась более чем вдвое, достигнув в начале 1960 г. более 152 тыс. человек. Активизировалась работа комсомольских организаций в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, в организации трудового соревнования и в воспитании молодежи. Однако их работа во многом носила формальный характер, нередко находилась в отрыве от настоящей жизни. В первое послевоенное пятилетие положительную роль в организации и политическом просвещении женщин-тружениц, особенно на селе, сыграли женские организации - делегатские собрания. В 1945 г. на предприятиях, в колхозах и совхозах стали создаваться женделегатские собрания, а при уездных, городских и районных комитетах партии - женотделы. В 1948 г. в республике действовало 1773 таких собрания, объединявших более 59,1 тыс. делегаток. Эти собрания, куда входили наиболее активные женщины, проводили постоянную работу по вовлечению остальных женщин в общественно-политическую жизнь. Кроме перечисленных, в республике функционировали и другие общественные организации, которые все вместе входили в политическую систему общества. К началу 50-х гг. в Молдавии были сформированы и укреплены государственные, политические и общественные институты советской системы управления, которая господствовала тогда в СССР. В условиях этой системы, где процветал возросший за годы войны культ личности Сталина, существенно ограничивались демократические начала в обществе, нарушалась законность по отношению к гражданам, группам населения и даже народам, ущемлялись их права, сковывалась инициатива. Примером тому является внесудебное выселение из республики семей наиболее зажиточных крестьянских хозяйств (кулаков) летом 1949 г., активных участников нелегальной секты иеговистов и членов их семей весной 1950 г. Вместе с тем в условиях этой же системы было сделано немало для раскрепощения сознания трудящихся, активизации их трудовой и общественной деятельности, поднятия общественно-политического и культурного уровня людей. Восстановление и укрепление органов власти, всей системы общества, утверждение новых общественных отношений на всей территории республики были закреплены в Конституции Молдавской ССР в апреле 1952 г. После смерти И. В. Сталина в 1953 г. стали шире пробивать себе дорогу демократические нормы в обществе, предпринимались меры по укреплению социалистической законности. Определенная работа была проведена по совершенствованию структуры административно-управленческого аппарата, сокращению, удешевлению и улучшению его деятельности. К началу 1956 г. в министерствах и ведомствах республики были упразднены более 100 отделов и подотделов, объединены свыше 160 дублировавших друг друга предприятий и организаций. Процесс демократизации общества усилился после XX съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. В развитие решений съезда были расширены права союзных республик, в том числе Молдавской ССР, в управлении народным хозяйством, его планировании и финансировании, в области законодательства и др. Возросла роль местных Советов депутатов трудящихся в организационно-хозяйственной и культурно-воспитательной деятельности. Они шире стали заниматься бюджетно-финансовыми вопросами, делами промышленного и сельскохозяйственного производства, вопросами жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, народного образования и культуры. Большое значение для повышения реальной роли Советов в жизни общества имела норма обязательного рассмотрения и утверждения ими на своих сессиях проектов бюджетов с широким участием представителей предприятий и общественных организаций. В 50-е гг. демократичней стала организационно-массовая работа Советов депутатов трудящихся. Регулярнее стали созываться их сессии, активнее работать постоянные комиссии, расширился актив Советов, окрепли их связи с избирателями, чаще стали практиковаться отчеты исполкомов на сессиях Советов и депутатов перед своими избирателями. Например, в течение 1955 г. на сессиях отчитались о своей деятельности 47 исполкомов районных, 13 - городских, 513 - сельских и поселковых Советов. В 1956 г. перед избирателями с отчетами выступили 98,7% депутатов, причем некоторые по нескольку раз. На этих отчетах присутствовали более 900 тыс. избирателей. Многие из них высказывали критические замечания и предложения по улучшению работы самих Советов, а также предприятий, колхозов, больниц, магазинов, учреждений культуры и др. Расширилось представительство граждан в органах власти, Так, в 1958-1960 гг. численность депутатов в районных, городских и сельских Советах возросла более чем 2,5 раза. Это позволило дополнительно вовлечь в органы власти тысячи новых граждан. Принимались и другие меры по демократизации общественных отношений. Это проявилось и в развитии инициативы колхозников в организации артельного производства, и в управлении делами хозяйств. Этому же способствовала реорганизация машинно-тракторных станций (1958 г.) с последующей передачей техники из МТС в колхозы. Расширилось участие трудящихся через профсоюзные организации в управлении производством и подготовке коллективных договоров, в движении рационализаторов и изобретателей, в участии в работе производственных совещаний, которые превратились в постоянно действующие на предприятиях и стройках. Со второй половины 50-х гг. заметно повысилась роль общественности в политической, экономической и культурной жизни общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|