Глава 3. Восстановление сельского хозяйства. Засуха и голод
Одной из самых многотрудных и жизненно важных задач для республики после войны было восстановление сельского хозяйства -- основы обеспечения населения продовольствием и значительной части промышленности - сырьем. На скорейшее восстановление этой отрасли и были направлены усилия государства. Они реализовывались в различных направлениях. Укреплялись колхозы, восстановленные в левобережных районах, машинно-тракторные станции и совхозы республики. В право- бережных районах Молдавии упор был сделан на упорядочение земельных отношений и рациональное использование находившихся в хозяйственном обороте сельскохозяйственных угодий. В соответствии с земельным законодательством крестьянским хозяйствам в правобережных районах республики были переданы бросовые земли, оставшиеся от их хозяев, бежавших с румынской администрацией. Кроме того, крестьянам была передана часть земли, отобранной у многоземельных хозяйств, которым в Бельцком, Кишиневском, Оргеевском и Сорокском уездах резрешалось иметь не более 10, в Бендерском и Кагульском - до 20 га. Предельная норма садов и виноградников на один двор устанавливалась до 2 га. Кстати, закон разрешал многосемейным крестьянам, которые обрабатывали землю без применения наемного труда, сохранять свои фактические наделы, даже если они и превышали предельную норму. Реализацию земельного законодательства осуществляли органы власти и земельные комиссии - от сельских до республиканской. Активно и заинтересованно действовали сельские земельные комиссии, в работе которых принимало участие немало сельских активистов, крестьян. Вследствие проведения в жизнь Закона о земле более 140 тыс. безземельных и малоземельных хозяев получили от государства в бесплатное пользование более 245 тыс. га земельных угодий. У многоземельных хозяев было отрезано и передано нуждавшимся селянам 32 тыс. га пашни, садов и виноградников. Таким образом, государство удовлетворило острую и насущную нужду в земле примерно третьей части единоличных крестьянских хозяйств. По данным земельного баланса, к началу 1946 г. в их пользовании находилось более 91% всей пахоты правобережных районов, 89% виноградников и садов. Остальные сельхозугодья находились в распоряжении совхозов, государственного земельного фонда и др. Передача значительной части земли в руки крестьян оживила хозяйственную деятельность в деревне, укрепила надежды беднейших и средних слоев села на улучшение своей жизни, усилила их доверие к государству.
Успешное восстановление сельского хозяйства было невозможно без государственной помощи крестьянству, особенно тем, кто получил землю. Эта помощь оказывалась по разным линиям. Эффективным средством были кредиты, которые, как правило, выдавались на льготных условиях. В течение 1944-1948 гг. государство выделило на восстановление сельского хозяйства только через Сельхозбанк СССР около 77,3 млн. руб., в том числе единоличникам 12,4 млн. руб. Кроме того, в 1945-1948 гг. колхозы через Госбанк Союза получили еще 14,1 млн. руб. кредитов. Около 60% полученных средств были истрачены на животноводство, как. наиболее пострадавшую и жизненно важную, для снабжения населения продуктами питания отрасль. Четвертая часть выделенных сумм была израсходована на строительство, более десятой части - на растениеводство, остальные средства - на другие нужды. С помощью полученных кредитов коллективные и индивидуальные крестьянские хозяйства могли приобретать сельскохозяйственный инвентарь, семена, строительные материалы и др. Эта помощь была весьма нужной и важной, однако она не решала всех проблем.
Учитывая низкий уровень земледелия в большинстве крестьянских хозяйств, их маломощность, запущенность семенного и племенного дела, им нужна была также агрономическая, организационная и другая помощь для того, чтобы восстановить и укрепить производство. К июлю 1946 г. 65% единоличных хозяйств не имели тягла, к концу того же года - уже 82%. При этом один плуг приходился в среднем на три хозяйства, сеялка - на 181, жатка - на 286, простая молотилка - на 585 дворов. Имевшийся сельхозинвентарь был предельно изношен за годы войны и почти не обновлялся. В связи с нехваткой тягла нарушались благоприятные сроки проведения сельхозработ, снижалось качество обработки земли. В этих сложных условиях крестьяне очень часто прибегали к простейшей производственной кооперации - супряге, когда несколько хозяйств для проведения сельхозработ добровольно и на определенное время объединяли имевшееся у них тягло, сельхозинвентарь, корма, посевной материал и др. Государство поддерживало супряги и помогало индивидуальным хозяйствам в их образовании. В разные годы эта форма производственной взаимопомощи охватывала от 21 до 35% крестьянских дворов. Однако она не снимала вопрос об обработке земли. Для этой цели государство использовало также машинно-конные прокатные пункты. В начале 1946 г. при МТС правобережных районов было организовано 50 таких пунктов. Они были укомплектованы лошадьми (в 1947 г. - более 1,2 тыс. голов) и набором необходимого инвентаря. Инвентарем и тяглом на льготных условиях оказывали эти пункты крестьянам производственную помощь. Кроме того, они обеспечивали им полезную консультацию агрономов МТС. Однако по различным причинам эта форма обслуживания крестьян, несмотря на свою выгодность, не нашла в республике сколько-нибудь широкого развития. В 1946 г. эти пункты обслуживали немногим более 5 тыс. единоличников, в 1947 г. - уже более 6,7 тыс. и в 1948 г. - лишь до 4,5 тыс. крестьянских дворов. С началом и развитием коллективизации прокатные пункты стали обслуживать главным образом сельхозартели. Государство попыталось привлечь для оказания помощи крестьянству в обработке земли машинно-тракторные станции. Однако из-за своей маломощности в первые послевоенные годы, они не смогли сколько-нибудь эффективно помочь единоличникам. В 1945 г. они выполнили для них лишь 0,9%, в 1946 - 1,1 и в 1947 г. - 3,8% основных сельскохозяйственных работ. В последующие годы МТС стали обслуживать только артели.
Важным элементом оживления хозяйственной жизни крестьян, увеличения урожайности полей было улучшение качества семенного фонда. За годы войны, а затем во время засухи были утрачены высококачественные сорта семян, которые давали существенную прибавку к урожаю. Между тем в улучшении семенного фонда были заинтересованы и крестьяне, и государство. Поэтому государство оказывало крестьянству постоянное содействие в приобретении доброкачественных семян. В 1944 г. оно предоставило ему 9,6 тыс., а в 1946 г. - уже 49 тыс. тонн семенной ссуды. Государственная помощь крестьянам сортовыми семенами существенно помогла в возрождении сельского хозяйства. В улучшении сортового состава культур нуждалось не только зерновое хозяйство, но также сады и виноградники. Собственной же питомниководческой базы в республике не было. Поэтому крестьяне сел Кожушна, Трушены Кишиневского района уже в 1945 г. стали объединяться в небольшие товарищества для выращивания саженцев. Власти поддержали эту инициативу. Однако более широко и планомерно такие товарищества стали создаваться только после постановления правительства республики от 12 августа 1946 г. «Об организации садово-виноградарской кооперации Молдавской ССР». В 1946-1948 гг. в правобережных районах было организовано 217 товариществ, объединивших более 6,1 тыс. крестьянских хозяйств. При государственной поддержке кредитами, инвентарем, различными материалами они за эти годы заложили 130 питомников, которые вместе с государственными питомниками помогли крестьянам отремонтировать сады и виноградники. Государство помогло крестьянским хозяйствам также и в улучшении качественного состава животных, племенного дела. С его участием в 1945-1948 гг. было организовано 639 общественных и государственных случных пунктов и 150 пунктов искусственного осеменения. Для их комплектации из других республик в Молдавию было завезено около 1.2 тыс. племенных производителей.
Положительным фактом была попытка государства оказать крестьянам агротехническую помощь. Для этой цели каждое село было разделено на агроучастки, которые объединяли по 20 дворов. Они возглавлялись агроуполномоченными, которые назначались сельсоветами из лучших передовых крестьян. На каждые 50-100 хозяйств имелись также зооветуполномоченные. В 1947 г. в правобережных районах насчитывалось 17 тыс. таких агроуполномоченных и 3,3 тыс. зооуполномоченных. Все они прошли различные курсы и семинары по агротехнике и ветеринарии. Влияние этих уполномоченных на крестьян с тем, чтобы они своевременно проводили важнейшие сельскохозяйственные работы, повышали их качество и обязательно выполняли необходимый минимум агрономических требований, давало положительный результат. Помощь государства крестьянству способствовала восстановлению сельскохозяйственного производства. Деятельность государства в деревне не ограничивалась только непосредственной помощью крестьянству. Она была более многогранной, включая также переустройство бессарабской деревни на коллективистских началах. Эффективным инструментом для достижения этих целей являлась налоговая система, с помощью которой государство активно влияло на крестьянскую массу, ее настроения, формирование и развитие социально-экономических отношений в деревне. Основными формами обложения крестьянских хозяйств были единый сельскохозяйственный налог и обязательные поставки государству сельхозпродуктов. Сельхозналог взимался в денежной форме, а поставки - в натуре. После 1944 г. Советское правительство в республике смягчило налог и поставки в сравнении с некоторыми регионами страны. Это положительно сказалось на возрождении крестьянских хозяйств. Налоговая политика проводилась государством дифференцированно. По отношению к беднейшим и маломощным слоям крестьянства оно смягчало, а то и вовсе устраняло налоговый пресс. В 1945-1947 гг. получили льготы по сельхозналогу от 40 до 62% крестьянских хозяйств. Сам налог был сравнительно небольшим. В 1947 г. он составил 3,5%, а в 1948 г. - 6,3% от размера облагаемого дохода. Послабления для крестьян имели место и в хлебопоставках. Так, новохозяева, получившие землю в 1944-1945 гг., а также значительная часть бедняцких хозяйств в 1945-1946 гг. полностью освобождались от поставок хлеба, подсолнечника, мяса, яиц и других продуктов. В неурожайном 1946 г. хлебопоставки были уменьшены на 75%, в 1947 г. - на 75-85%, а в урожайном 1948 г. они варьировали в среднем от 6% полученного урожая для тех, кто имел до 5 га земли, до 10% для имевших 5-10 га. Для тех же, у кого были наделы от 10 до 15 га, поставки составляли свыше 16%, а у кого более 15 га - свыше 20%.
Налоги и поставки государство использовало также для стимулирования крестьян-единоличников к объединению в коллективные хозяйства. Для этого, например, в 1944-1946 гг. членам садово-виноградарской кооперации и сельхозартелей сельхозналог понижался на 25%, в 1947-1949 гг. - вдвое. В 1946-1948 гг. полностью было освобождено от сельхозналога от 74 до 77,5% колхозных дворов, а всего льготами пользовалось в правобережных районах более 80% колхозников. Оставшиеся платили налог в среднем на один колхозный двор в 1947 г. в размере 1,7% и в 1948 г. - 2,7% от облагаемого дохода. Одновременно хозяйства, объединившиеся в артели, освобождались от недоимок по госпоставкам и возврата натуральных ссуд государству. Этими льготами в 1947-1949 гг. воспользовались более 108 тыс. крестьян-единоличников. Колхозы также освобождались от госпоставок в год их образования. Таким образом, политика государства по отношению к беднейшему и среднему крестьянству была достаточно фаворабильной. Совершенно противоположной она была к наиболее зажиточной части села, которая прямо или косвенно использовала чужой труд с целью наживы. Сразу после войны наиболее зажиточные хозяева не выделялись государством из общей массы крестьян. Они облагались в зависимости от их доходов более высоким налогом, чем остальные, хлебопоставки для них также были повышены. С 1947 г. эти хозяйства были выделены в отдельную социальную группу - кулацкие хозяйства и налоги на них были повышены. В 1947 г. в среднем с одного кулацкого хозяйства отчуждалось в налог около 11 %, в 1948 г. - более 18% и в 1949 г. - более 20% облагаемого дохода, а если последний составлял 10-15 тыс руб., то налогом изымалось около 39%, более 15 тыс. руб. - около 61% годового дохода. Государственные заготовки сельскохозяйственных продуктов для этих хозяйств также были увеличены. В 1948 г. они обязаны были сдать зерна и подсолнечника на 50% и в 1949 г. - на 100% больше, чем все остальные крестьяне. Кулацкие хозяйства не пользовались поддержкой и льготами государства. Оно запретило эксплуатацию чужого труда. Составной частью аграрной политики Советского государства было восстановление и развитие колхозного строя. В нем оно видело будущее сельского хозяйства, ему уделялось основное внимание. Поэтому по мере роста численности сельхозартелей в правобережных районах государство увеличивало им свою помощь. В 1948 г., когда в колхозах находилась уже пятая часть единоличного крестьянства, государство для обеспечения сельхозработ в артелях к имевшимся 54 МТС организовало еще 30. В том же году в них насчитывалось уже около 2 тыс. тракторов с прицепным инвентарем, сотни комбайнов, грузовых автомобилей, другая техника. В капитальное строительство, энергооснащение и производственную деятельность МТС государство вложило до конца 1948 г. более 202 млн. руб., для колхозного строительства выделило свыше 26 млн. руб. долгосрочного кредита. Из городов и левобережных районов в молодые артели было направлено на постоянную работу около тысячи различных специалистов. Одновременно для колхозов и МТС готовились кадры массовой квалификации. За 1944-1948 гг. только для МТС было подготовлено около 10,3 тыс. трактористов, комбайнеров, шоферов и др. Засуха и голод Весьма негативно на развитие сельского хозяйства, как и на всю аграрную политику государства, повлияла засуха 1945-1946 гг. Молдавия расположена в зоне, где 2-4 года из 10, как правило, бывают засушливыми. В эти годы полностью погибает часть посевов и многолетних насаждений. Засушливой оказалась осень 1944 г. Это создало неблагоприятные условия для посева озимых культур. Зима 1945 г. была морозной и малоснежной, весна - затяжной, сырой и холодной. Лето 1945 г. отличалось засушливостью и повышенной температурой воздуха. Вследствие засухи, приведшей к низкому урожаю, в республике создалось тяжелое положение с продовольствием, семенами и кормами. Погодные условия осенью 1945 г. для посева озимых также сложились неблагоприятно. Начало 1946 г. вновь оказалось неблагоприятным для сельского хозяйства. Зимой выпало незначительное количество атмосферных осадков, которые из-за отсутствия снежного покрова вскоре выветрились из почвы. Весной осадков было менее 20% от нормы. К тому же весна оказалась ветренной и очень жаркой. В мае было отмечено 15 дней, когда температура поднималась до 30-38 градусов в воздухе и до 65 градусов на поверхности земли. По этой причине часть посевов погибла уже в мае. Дожди, прошедшие в июне, уже не смогли спасти посевы колосовых. Попытка хоть как-то спасти полевые культуры от засухи с Помощью агротехники не привела к успеху из-за отсутствия у крестьян Необходимого сельхозинвентаря. В коллективных и некоторых единоличных хозяйствах, которые технически были оснащены лучше других, что позволяло им проводить сельхозработы на более высоком агротехническом уровне, урожаи были выше, чем в массе индивидуальных хозяйств. Сильнейшая засуха 1946 г., которая охватила не только Молдавию, но и другие регионы СССР, привела к сильному недороду, а в ряде мест к полной гибели сельхозкультур. В центральных и южных районах республики погибли почти все однолетние, часть многолетних растений. Валовой сбор зерновых в 1946 г. составил всего лишь 365 тыс. тонн, что в 2,5 раза меньше, чем в неурожайном 1945 г. и в 5 раз меньше уровня 1940 г. Сильно пострадали от засухи животноводство и его кормовая база. Из-за бескормицы осенью начался массовый убой и падеж скота. В результате в крестьянских хозяйствах с начала 1946 г. до середины 1947 г. численность крупного рогатого скота сократилась на 41%, лошадей - на 60, свиней - на 90, овец - более чем на 47%. Такова была обстановка в республике в 1946 г., характеризовавшаяся исключительно тяжелым положением с продовольствием, семенами, кормами для животных. Она сложилась в результате жестокой засухи в условиях разоренного и истощенного войной и оккупацией сельского хозяйства, которое оказалось не в состоянии противостоять природной стихии. При этом, несмотря на сложившиеся обстоятельства, предстояло выполнить государственные хлебозаготовки. По предварительным расчетам, они составляли 365 тыс. тонн зерна. 26 июня при уточнении плана и в связи с неурожаем союзные инстанции снизили норму до 160,9 тыс. тонн, или почти в 2,3 раза, отменили сдачу зерна колхозами в фонд Красной Армии, списали с колхозов и единоличных хозяйств всю задолженность по этой статье за прошлые годы, отсрочили до урожая 1947 г. задолженность колхозов и крестьян по другим статьям в объеме более 25,1 тыс. тонн зерна. Однако и скорректированный план в ухудшавшихся условиях лета 1946 г. был неподъемным для республики. Между тем хлебозаготовки начались с 1 июля. При этом беднейшие слои деревни были полностью или частично освобождены от них. Основная тяжесть поставок легла на зажиточные хозяйства. В условиях надвигающегося голода крестьяне неохотно выполняли хлебопоставки. Зажиточная часть села припрятывала свой хлеб от заготовителей. Это приводило к нажиму на крестьян. Продовольственное положение продолжало ухудшаться, особенно в июле-августе. В этой обстановке союзное правительство 19 августа снижает план хлебозаготовок до 71 тыс. тонн. Одновременно колхозам, совхозам и крестьянским хозяйствам была оказана помощь в размере 23 тыс. тонн продовольственного зерна, 49 тыс. тонн семенной ссуды, 12 тыс. тонн зернофуража, 10 тыс. тонн комбикормов, 15 тыс. тонн сена. Это несколько смягчило обстановку, но не устранило голода. В реализации помощи имели место нерасторопность и даже злоупотребления. В течение сентября-октября продовольственная помощь была распределена, а к декабрю в большинстве крестьянских хозяйств уже израсходована. В связи с недостатком продовольствия положение населения еще больше ухудшилось. В селах начался массовый убой продуктивного скота, волов и лошадей. Вследствие недоедания появились массовые случаи истощения населения, особенно сельского. На этой почве стало возрастать число больных дистрофией. В декабре участились случаи смертности крестьян от голода. В этой ситуации руководство республики 21 декабря 1946 г. обратилось к И. В. Сталину с просьбой о дополнительной помощи. 29 декабря союзное правительство приняло постановление о предоставлении Молдавии 24 тыс. тонн зерна беспроцентной продовольственной ссуды, организации за счет государства 500 питательных пунктов для обслуживания одноразовым питанием 100 тыс. граждан. Продовольствие стало поступать в республику с января 1947 г., однако реализовывалось оно медленно, часто бесконтрольно и бюрократически, что снижало эффективность этой меры. В январе не удалось остановить нагрянувшую беду - массовое голодание населения и, как следствие, заболевание его дистрофией, которая в течение месяца, как и смертность людей, возросла более чем вдвое. В феврале положение ухудшилось. Власти стали терять контроль над сложившейся ситуацией. В этот тяжелый для республики момент сюда из центра был направлен заместитель председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгин с группой ответственных работников. После их прибытия Молдавии срочно было выделено дополнительно 366 тыс. пудов муки, в республике была расширена сеть питательных пунктов, лечебных учреждений для больных дистрофией, детских домов. Кроме того, сюда были направлены дополнительные денежные средства, топливо, корма для животных, семена и др. Такая оперативная поддержка голодающего населения сказалась положительным образом. С середины марта число больных дистрофией стало снижаться, однако еще до конца лета 1947 г. оно оставалось достаточно высоким. Вследствие голода дистрофией переболело не менее 389 тыс. человек, примерно для 100 тыс. из них болезнь завершилась смертельным исходом. Главными причинами этой драматической страницы послевоенной истории республики были прежде всего жестокая засуха и недород в условиях ослабленной войной деревни, приведшие к массовому голоду населения, несвоевременная оценка республиканским руководством возникшей опасности, нерасторопность кадров и бюрократизм, различные трудности первых послевоенных лет и др. Понадобились значительные усилия и время для преодоления последствий случившегося бедствия. Каждодневный упорный труд крестьянства, материально-техническая, финансовая и другая поддержка его Советским государством обеспечили преодоление последствий войны, восстановление сельского хозяйства. Довоенные размеры посевных площадей в колхозах и совхозах были восстановлены в 1947 г., в целом по республике - в 1948 г., при этом по техническим культурам - подсолнечнику, сахарной свекле, табаку, овощам они превысили довоенный уровень. Росла урожайность. Наиболее высокой и устойчивой она была в коллективных хозяйствах левобережных районов и некоторых артелях Правобережья. В 1948 г. валовой сбор зерновых в республике превзошел довоенный уровень на 9%. Постепенно восстанавливались сады и виноградники. В 1946-1948 гг. было отремонтировано 30,8 тыс. и посажено 6,6 тыс. га садов и виноградников. Труднее шло возрождение животноводства, которое наиболее сильно пострадало от засухи. К 1 июля 1948 г. довоенный уровень по поголовью крупного рогатого скота был восстановлен лишь на 73,4%, овец и коз - на 48,8, свиней - на 15,5, лошадей - на 25,4, волов - на 30,4%. Более быстро протекал процесс восстановления аграрного производства в крупных коллективных хозяйствах, которые были жизнеспособнее мелких, единоличных. Не случайно поэтому, что левобережные колхозы и совхозы в 1948 г. по всем основным показателям восстановили и превзошли довоенный уровень. Индивидуальные крестьянские хозяйства, несмотря на поддержку государства, к 1949 г. не смогли восстановить довоенный уровень. Объяснялось это не только сильной засухой, но и их хозяйственным укладом, сравнительно небольшим размером и архаичной организационнохозяйственной структурой. Такие хозяйства не могли противостоять стихийному бедствию, достаточно эффективно организовывать свое производство. В целом же к 1949 г. был сделан значительный шаг в преодолении последствий войны и засухи в сельскохозяйственном производстве. Усилия тружеников села были отмечены высокими наградами государства. Двенадцать из них добились наиболее высоких показателей в производстве зерна, винограда и табака: М. JI. Бостан, И. П. Боярский, JI. А. Возиян, В. П. Дорул, М. П. Каймакан, А. Д. Качуровский, М. Е. Кордонская, П. К. Лупашко, М. И. Малай, А. И. Мицул, А.П. Нигрецкая, А. М. Хархалуп. Они были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|