Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Уровень жизни. Культура




 

Успешное восстановление народного хозяйства служило реальной основой для улучшения материального благосостояния населения. С помощью государства стал восстанавливаться жилой фонд, осуществлялись другие неотложные социальные мероприятия. Постепенно налаживалось снабжение населения, торговля продовольственными и промышленными товарами. Расходы на социальные и культурные нужды составляли более половины госбюджета республики.

Крайне отрицательно на уровне жизни людей сказался голод зимой 1946/47 г., вызванный жестокой засухой. Он привел к массовым заболеваниям дистрофией, которая для многих больных завершилась трагически. Позитивную роль в повышении жизненного уровня населения сыграла денежная реформа 1947 г., отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары, неоднократное понижение до конца пятилетки цен на них. Неуклонно повышалась, хотя и неадекватно, заработная плата рабочих и служащих, оплата труда колхозников. Это увеличило их доходы, покупательную способность, уровень потребления. Товарооборот торговли с 1945 по 1950 г. возрос в 4,4 раза. К концу послевоенной пятилетки с помощью государства было восстановлено и построено 1,2 млн. кв.м, жилья. Это позволило обеспечить жильем и улучшить жилищные условия более 350 тыс. семей. Однако жилищная проблема, особенно в городах и районных центрах республики, оставалась еще достаточно острой. Постепенно благоустраивались города и села, расширялось коммунальное хозяйство.

В результате восстановления и дальнейшего быстрого развития экономики увеличивались возможности для удовлетворения материальных потребностей населения. С 1956 г. одновременно с сокращением рабочего дня до 7-6 часов (перед праздниками и выходными - еще на 2 часа) была повышена заработная плата низкооплачиваемым рабочим и служащим, отменен или снижен взимаемый с них подоходный налог.

В течение 50-х гг. среднаяя зарплата рабочих и служащих республики возросла более чем на 30%. В семейных бюджетах увеличилась доля поступлений из общественных фондов за счет выплаты премий, пособий, стипендий и др. Улучшилось пенсионное обеспечение людей. Размеры пенсий в 50-е гг. возросли более чем в 2 раза. Государство продолжало снижать розничные цены на товары широкого потребления. Все это вместе способствовало повышению реальных доходов населения.

Возросли в 50-е гг. доходы колхозного крестьянства. Этому способствовали укрепление общественного производства, которое обеспечивало ему до 2/3 всех доходов; принятие в 1953 г. Закона о сельскохозяйственном налоге, снизившего размеры поставок с колхозников; повышение заготовительных и закупочных цен на продукцию земледелия; освобождение с конца 50-х гг. подсобных хозяйств от обязательных госпоставок государству. Весомее стала оплата колхозного трудодня. За 50-е гг. средний доход колхозной семьи возрос более чем вдвое, приблизившись к уровню доходов рабочей семьи. Колхозники, как и рабочие, стали пользоваться пенсионным обеспечением.

В 1951-1960 гг. существенно улучшились бытовые условия населения. За это время было сооружено около 9,4 млн. кв.м жилья. Особенно быстро жилищное строительство шло на селе, в новые дома вселилась каждая пятая колхозная семья. В обиход людей все больше входили современная мебель, электричество, бытовая техника.

Улучшалось медицинское и культурно-бытовое обслуживание населения, благоустройство городов и сел. Расширялась спортивно-массовая работа как важное звено охраны здоровья людей.

Одной из сложных задач после освобождения Молдавии было восстановление народного образования. За время войны было утеряно большинство педагогических кадров, разрушены и разграблены учебные заведения, их учебно- материальная база. На их восстановление государство выделило значительные средства. Большую поддержку Молдавии в те трудные годы оказали другие советские республики, направившие в ее распоряжение учительские кадры, учебники, необходимые школьные пособия. Для охвата всех детей школьным образованием государство оказывало детям, оставшимся без родителей, а также детям из недостаточно обеспеченных семей значительную материальную помощь одеждой, обувью, питанием. Для учащихся старших классов, проживавших далеко от школ, открывались при них интернаты.

Большое внимание уделялось школьному строительству. В 1945 - 1950 гг. было построено 178 школьных зданий, в последующее десятилетие - еще 485 школ. Изменилось соотношение численности школ и учащихся начальных и старших классов. Общее число учащихся за 1945 - 1960 гг. возросло с 353 тыс. до 498,5 тыс., в то же время в начальных школах оно на 10 тыс. уменьшилось, а в 5-11 классах на 154,4 тыс. возросло. Расширялась и укреплялась сеть молдавских школ, профессионально-технического образования.

Уже к концу 1948 г. в Молдавии было осуществлено всеобщее начальное образование, созданы условия для осуществления семилетнего и среднего всеобуча.

В последующий период укрепились связи школы с жизнью и производством. С середины 50-х гг. в школах стали преподавать труд, основы промышленного и сельскохозяйственного производства. Нередко учащиеся проводили практические занятия на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Огромная работа в послевоенный период развернулась по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения в правобережной части республики, где более 60% взрослых не умели читать и писать. сельское хозяйство коллективизация

На эти цели были отпущены значительные государственные средства. За дело взялись сельская интеллигенция, и прежде всего учительство, а также 22 тыс. культармейцев из числа молодежи. Обучение грамоте осуществлялось на родном языке в школах и кружках по ликвидации безграмотности, а также индивидуально. К концу 1950 г. было обучено около 900 тыс. взрослых. Ликвидация неграмотности в республике в основном была завершена.

Успешное решение задач всеобуча, преодоление неграмотности взрослого населения позволили в широких масштабах готовить кадры высшей и средней квалификации, а также массовых профессий для народного хозяйства. Сразу после войны были восстановлены довоенные вузы. В 1945 г. по решению Советского правительства в Кишинев был перебазирован из эвакуации Ленинградский медицинский институт вместе с профессорско-преподавательским и студенческим коллективами, материально-учебной базой. В 1946 г. с помощью других республик открыл свои двери Кишиневский государственный университет. В 1950 г. в республике насчитывалось восемь высших и 36 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось соответственно более 8,7 тыс. и 12,8 тыс. человек. Большую помощь высшей школе Молдавии оказали опытными кадрами Российская Федерация и Украина. Многие представители Молдавии получали образование в учебных заведениях, в том числе самых престижных, других республик.

В 50-е гг. была расширена и укреплена сеть учебных заведений, готовивших специалистов для народного хозяйства. В ряде вузов и техникумов были открыты новые факультеты: в государственном университете - экономический, в сельскохозяйственном институте - гидромелиоративный, в медицинском - педиатрический, в консерватории - театральный и др. Расширялась сеть вечернего и заочного образования.

В 1960 г. в вузах и техникумах республики обучалось уже 36,4 тыс. человек по 106 специальностям. Состав обучающихся был многонациональным. Среди студенчества возрос удельный вес представителей коренной национальности.

Часть молодежи Молдавия направляла в ведущие вузы страны для получения образования по остродефицитным для нее специальностям. В то же время в республике готовились" кадры по виноградарству, для консервной промышленности других республик.

Важную роль в подъеме общей культуры работа населения сыграли культурно-просветительские учреждения. Сеть их стала восстанавливаться сразу после освобождения республики. На это государство расходовало значительные средства. Уже к концу 1946 г. работало более 1300 домов культуры, клубов, изб-читален, сотни библиотек, которые проводили разнообразную работу среди населения. До 1950 г. было построено более 500 клубных учреждений. При домах культуры и клубах работало более 2 тыс. кружков художественной самодеятельности, агротехнических, спортивных и др. С их помощью в 1950 г. членами созданного в 1947 г. Общества по распространению политических и научных знаний МССР было прочитано около 30 тыс. лекций, на которых присутствовало 1,5 млн. человек.

Из года в год осуществлялась радиофикация республики. Систематически на молдавском и русском языках велись радиопередачи на общественно-политические, научно-просветительные, литературные и другие темы. Расширялась киносеть республики. С помощью передвижных киноустановок смотреть кинофильмы могли жители самых отдаленных районов. В 1958 г. в Кишиневе начал работать телевизионный центр.

В 50-е гг. произошли количественные и качественные изменения в сети культпросветучреждений, улучшилась их деятельность. Заметно активизировалось в эти годы народное творчество, художественная самодеятельность, в которую все шире вовлекались рабочие, колхозники, представители интеллигенции. Только в 1957 г. силами художественной самодеятельности для населения было дано более 10 тыс. концертов и спектаклей, организовано 4 тыс. тематических вечеров, проведено более 5 тыс. выступлений в полевых и тракторных бригадах, на животноводческих фермах.

Наука Важным элементом культуры является наука. Уже в 1944 г. был реэвакуирован из Бугуруслана в Кишинев Молдавский научно-исследовательский институт экономики, истории, языка и литературы. Возобновили свою работу сельскохозяйственные опытные станции в Кишиневе, Бельцах и Тирасполе, были созданы новые научные учреждения.

Большое значение для развития научных исследований в республике имело создание в Кишиневе в 1946 г. Молдавской научно-исследовательской базы Академии наук СССР. В 1949 г. она была преобразована в Молдавский филиал АН СССР, который возглавил научные исследования в республике. Вошедшие в его состав научные подразделения, а также вузовские кафедры развернули исследования по ряду теоретических и практических проблем, связанных с народным хозяйством и культурой Молдавии. Академик ВАСХНИЛ Н. А. Димо возглавил научное направление по изучению почв республики. Под руководством докторов наук, профессоров А. В. Аблова, В. Н. Андреева, Д. Д. Вердеревского, В. Ф. Деревицкого, П. П. Дорофеева, А. Е. Коварского, Я. И. Принца успешно велись исследования в области химии, агротехники, плодоводства, виноградарства, физиологии растений и др. Обществоведы расширяли фронт работ по научному, осмыслению проблем истории, филологии, экономики. Исследования в области здравоохранения способствовали ликвидации социальных и эпидемических заболеваний.

Постоянную помощь в становлении науки в республике, определении направлений исследований, подготовке научных кадров оказывали Академия наук СССР, видные ученые страны В. П. Волгин, П. А. Баранов, В. В. Виноградов, В. Ф. Шишмарев, Л. В. Черепнин и др.

В последующий период были значительно укреплены материально- техническая база и кадровый состав научных учреждений, открыто 13 новых институтов и других научных подразделений. Численность научных работников за 1951-1960 гг. возросла в 2,7 раза, составив 2 тыс. человек, в том числе 60 докторов и 564 кандидата наук.

Укреплялись связи науки с производством. Научные знания, добытые учеными, использовались при картографировании и агрономическом изучении почв колхозов, реконструкции садов, специализации и районировании виноделия и др. Результатом работы ученых-обществоведов явилось издание двухтомной «Истории Молдавской ССР» (1951, 1955 гг.), ряда трудов по языкознанию и литературоведению, словарей и учебников.

В послевоенные годы молдавская литература сделала значительный шаг в своем развитии. Возросла и окрепла писательская организация. Ее творческие силы основное внимание уделяли осмыслению и художественному отображению событий прошлого и настоящего Молдавии, воспевали радость победы в Отечественной войне, показывали перемены, которые происходили в жизни общества. Эти сюжеты нашли отражение в произведениях «Лицом к лицу» А. Лупана, «Андриеш» и «Страна моя» Ем. Букова, «Похорна» Б. Истру, «Песня зари» Г. Менюка, «Бессмертная молодость» Л. Деляну, «Дружба» Ф. Пономаря, «Слово матери» П. Крученюка, «Мать» И. Канны, «Огонь» и «Заря» Я. Кутковецкого, «Пробуждение» А. Липкана и др.

Из года в год писатели осваивали новые литературные жанры, их произведения глубже и достовернее отображали реальную действительность, совершенствовалось их художественное мастерство. Свидетельством зрелости молдавской литературы явилось издание ее лучших произведений в Москве на русском языке, в том числе книг «Андриеш» и «Страна моя» Ем. Букова, поэтического сборника «Сердце Молдавии», антологии молдавской поэзии и др. Благодаря этому они стали достоянием общесоюзного читателя.

Большую роль в художественном росте молдавской литературы сыграли творческие союзы молдавских писателей со своими коллегами из Российской Федерации, Украины и других республик, работа их над переводами на молдавский язык произведений из других национальных литератур. Вместе с тем давление атмосферы культа личности на работу писателей, всей творческой интеллигенции сковывало творческие возможности мастеров культуры.

В 50-е гг. возросло мастерство молдавских писателей в художественном отображении действительности. Творческие поиски художников слова обогатили молдавскую литературу новыми произведениями, героями которых стали наши современники, их дела и помыслы, радости и надежды. К числу наиболее значительных художественных произведений тех лет можно отнести «Город Реут» Ем. Букова, «Весна в Карпатах» Б. Истру, «Кодры» И. К. Чобану, «Листья грусти» И. Друцэ, «Товарищ Ваня» и «Солдат идет за плугом» С. Шляху, «Люди и судьбы» А. Ша- ларь, «Ветер в лицо» Анны Лупан, книги стихов А. Лупана, П. Дариен- ко, Л. Деляну, Н. Костенко, П. Крученюка и др. Активно заявили о себе в литературе молодые авторы П. Боцу, Г. Виеру, П. Заднипру, В. Телеукэ, А. Чиботару и др. Шире стали публиковаться произведения молдавских писателей на языках народов СССР. Их творчество все чаще попадает в поле зрения ведущих литературоведов страны.

В послевоенные годы в республике было восстановлено и значительно расширено издательское дело. Возросло количество издававшихся книг, журналов и газет. Увеличивались их тиражи. В 1960 г. читательские интересы обслуживали 189 республиканских, городских, районных и многотиражных газет, 50 журналов и других периодических изданий. Больше половины газетно-журнальной продукции издавалось на молдавском языке.

Успешно возрождалось и развивалось искусство. Перед творческими работниками встала огромной важности задача - показать многообразную, полную трудностей и надежд жизнь людей, занятых ликвидацией тяжелых последствий войны, а также события военной поры.

В первый послевоенный период на театральных подмостках республики с успехом шли новые постановки - «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Русские люди» К. Симонова, «Великая сила» Б. Ромашова, «Свет» А. Лупана и др. Заметными событиями в музыкальной жизни стали «Юбилейная кантата» Шт. Няги, посвященная 25-летию Молдавской республики, хоровая сюита «Дойна» Е. Коки, «Праздничная симфония» С. Лобеля и др. Активизировали свою работу Молдавская филармония, под чьим началом были хоровая капелла «Дойна», ансамбль народного танца «Жок», оркестр народных инструментов «Флуе- раш». Искусство наполнялось содержанием новой жизни.

Свою лепту в развитие духовной культуры в эти годы внесли представители изобразительного искусства. Популярностью пользовались серия акварелей Л. Григорашенко, посвященных Г. И. Котовскому, полотна К. Китайки «Взятие Берлина», М. Гамбурда «Ликбез», композиции И. Дубиновского «Виноградари», «Стрымбэ-Лемне», скульптура К. Ко- бизевой «Голова молдаванки» и др.

В процессе возрождения и развития художественной культуры росло профессиональное мастерство музыкантов, художников. Этому способствовало постоянное общение их с коллегами из других республик.

В 50-е гг. значительно повысился идейно-художественный уровень профессионального искусства. Окрепла его материальная база, оно пополнилось новыми талантами.

Художественной зрелостью характеризовался коллектив Молдавского музыкально-драматического театра им. А. С. Пушкина. В его репертуаре была представлена как отечественная, так и зарубежная классика. Театр все чаще обращался к молдавской драматургии. Яркие образы на его подмостках создали К. А. Штырбул, Д. Т. Дариенко, М. М. Апостолов, Е. Г. Казимирова, К. Т. Константинов и др. Русский драматический театр основное внимание уделял советской драматургии, а также русской и зарубежной классике. Успехом у зрителей пользовались спектакли, где участвовали такие актеры, как Н. Н. Масальская, Д. Г. Лысенко, Ю. А. Соколов, В. И. Белов, В. А. Стрельбицкий, Е. А. Цуркан и др.

Важным событием в культурной жизни республики было открытие в 1957 г. Молдавского государственного театра оперы и балета, где начали свой свой творческий путь выпускники Кишиневской, Одесской и Харьковской консерваторий, Ленинградского и Пермского хореографических училищ, других учебных заведений страны. Годом раньше состоялась премьера первой национальной оперы «Грозован» Д. Герш- фельда. Успешно выступали оперные певцы П. Ботезат, В. Савицкая, Е. Уреке и др. Появились новые музыкальные произведения М. Гурова, Шт. Няги, В. Полякова, С. Лобеля, В. Загорского и др. Успешно пропагандировали молдавскую музыку и хореографию в стране и за рубежом филармонические коллективы «Дойна», «Жок», «Флуераш», симфонический оркестр, популярная исполнительница народных песен, лауреат Государственной премии СССР Т. Чебан.

Возросло профессиональное мастерство художников республики. Плодотворным в 50-е гг. было творчество И. Богдеско, А. Васильева, М. Греку, Л. Григорашенко, В. Руссу-Чобану, Г. Саинчука, И. Зазерской, И. Виеру, скульпторов Л. Дубиновского и К. Кобизевой и др. Их произведения «По дорогам старой Бессарабии», «Татарбунарское восстание», «Ла жок», «Виноделие», памятник Г. И. Котовскому и другие свидетельствовали о многообразии жанров и творческой зрелости художников.

В начале 1957 г. начала работу киностудия художественных и хроникальных фильмов «Молдова-филм». Поставленный на ней полнометражный фильм «Атаман кодр» привлек к себе взимание зрителей и был высоко оценен на Всесоюзном кинофестивале.

В послевоенные годы в Молдавской ССР произошла подлинная культурная революция, обновившая духовную жизнь людей. Художественная культура все более становилась достоянием широких масс граждан республики.

 


Заключение

 

История Республики Молдова является уникальным и самобытным феноменом, частицей мировой цивилизации. Ее творец - молдавский народ - тесно связан своими корнями с той землей, на которой он обитает и на которой состоялась его история, он также связан крепкими узами с другими народами, с которыми ему пришлось взаимодействовать в течение многих веков на его историческом пути.

История Молдовы, как и других государств, насыщена многочисленными событиями - героическими и драматическими, яркими и незаметными, которые составляют ее существо и неотъемлемую часть. Только в нынешнем столетии на долю ее жителей выпало немало светлых и горестных страниц.

В последние десятилетия благодаря настойчивому труду рабочих, крестьян, интеллигенции, а также плодотворному взаимодействию и взаимопомощи в материальном производстве и духовной сфере всех бывших советских республик в нашем солнечном крае произошли глубокие перемены в экономике, культуре, образе и уровне жизни населения. Достижения материального производства и духовной культуры Молдовы получили заслуженное признание во всех уголках бывшего СССР, в других странах.

В результате развала Советского Союза Молдова, в одночасье став независимым и суверенным государством, осталась наедине со всем комплексом политических, хозяйственных, культурных, социальных и иных проблем, не имея при этом достаточных возможностей, а главное столь ценного и необходимого опыта решения этих проблем в одиночку. Выход из СССР, экономическая и политическая дезинтеграция республики, потеря связей с жизненно важными для Молдовы регионами бывшей огромной страны, политика национал-экстремизма и унионизма, которую проводило народнофронтовское правительство, усложнили ситуацию, привели к обвальному спаду материального производства, социальным и территориальным катаклизмам, резкому падению качества жизни населения. В конце XX- начале XXI вв. Молдова, как и другие постсоветские государства, делает первые попытки выйти из глубокого кризиса, в котором она оказалась, ищет оптимальные пути реформирования своей политической и экономической жизни, интеграции с другими государствами на пути к лучшему будущему. В начале нового тысячелетия, опираясь на пройденный исторический путь, накопленный опыт и традиции, она не должна упустить реальный шанс найти свое достойное место в общемировом процессе.


Литература

 

1. История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1982

. Советская Молдавия: Энциклопедия. Кишинев, 1982

. К вопросу о Гагаузской автономии. Кишинев, 1990

. Неделчук В. Республика Молдова. Кишинев, 2002

. Республика Молдова в 1989-1991 гг. Взгляд со стороны. Кишинев, 1992

. Бессарабский вопрос и образование Приднестровской Молдавской Республики. Сборник официальных документов. Тирасполь, 2003

. Остапенко Л.В., Субботина И.А. Русские в Молдавии: проблемы занятости и миграции. М., 2006

. Бессарабия на перекрестке европейской дипломатии. Документы и материалы. М., 1996

. Непризнанная Республика. Очерки. Документы. Хроника, тт. 1-2. М., 2007

. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pinг оn zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. -- изд. 2-е, переработанное и дополненное. -- Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. -- С. 195. -- 360 с. -- ISBN 9975-9719-5-4

. Аксёнова Л. А., Себов Н. Д. Музыка // Молдавская Советская Социалистическая Республика. -- Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. -- С. 442--446.

. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pinг оn zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. -- изд. 2-е, переработанное и дополненное. -- Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. -- С. 96--112, 127--132, 168--172, 215--218, 278--285, 316-324. -- 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...