Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социально-психологической адаптивности




 

Проблема социальной адаптации личности - одна из наиболее сложных в психологии [1]. Понятие «социальная адаптация» употребляют обычно в двух смыслах: для обозначения процесса и результата [11] (по мнению некоторых авторов, результат точнее обозначать термином «адаптированность».

В западной психологии можно выделить четыре основных направления изучения социальной адаптации: бихевиористское, психоаналитическое, гуманистическое и когнитивистское [1, 14]. Во всех направлениях основное внимание уделяется поведенческой адаптации. Адаптация рассматривается как достижение оптимального соотношения организма и внешней среды за счет конструктивного поведения, дезадаптация - как отсутствие такого оптимального соотношения, вследствие преобладания неконструктивных поведенческих реакций или низкой эффективности конструктивных. Каждое из направлений по-своему описывает психологические механизмы поведенческой адаптации, выделяя в качестве центральных компонентов соответственно научение, проявление активности «Эго», динамику мотивов и, наконец, познавательную активность личности. Акцентируя внимание на одном из этих механизмов, каждое направление в той или иной степени игнорирует точки зрения других или признает за другими механизмами второстепенные функции.

В отечественной психологии при изучении проблем социальной адаптации на первый план выходят личностные характеристики, обуславливающие успешность или неуспешность адаптации. Совокупность этих свойств разные авторы обозначают по-разному. Так, А.Л. Журавлев говорит о «симптомокомплексах адаптивных свойств», А.Г Маклаков - о «личностном адаптационном потенциале»].

Предлагается выделение особого интегрального свойства личности, которое, используя термин М. Снайдера, можно обозначить как «адаптивность» или «социальная адаптивность» (подчеркивая тем самым его социально-психологическую природу). Это свойство можно рассматривать в качестве основного внутреннего условия успешной социальной адаптации. Как и Е.С. Кузьмин, мы выделяем три способа организации социального взаимодействия человека и некоторую последовательность их формирования. Однако мы говорим о комплексном свойстве личности - социальной адаптивности - как внутреннем условии, механизме организации поведения.

С нашей точки зрения, в составе этого комплекса можно выделить три свойства: «адаптивность - конформность», «адаптивность - лабильность» и «адаптивность - креативность», обеспечивающих три разных способа организации социального взаимодействия. В разных социальных ситуациях будут проявляться разные свойства, и адаптация будет достигаться различными способами. У каждого индивидуума уровень сформированное выделенных свойств будет разным, что обусловит различия в их проявлениях в каждой конкретной ситуации. Поэтому к одной и той же ситуации каждый индивидуум будет адаптироваться по-своему.

Рассмотрим структуру социальной адаптивности подробнее. Исходно включение ребенка в социум протекает в рамках семейной («родительской») группы. Сущность этого этапа - освоение социальных норм (стадия «ребенок в обществе» по Эльконину [25]). Соответственно его результатом будет формирование готовности следовать в поведении общесоциальным нормам и правилам, которую мы обозначаем термином «социальная нормативность». Социальная нормативность обеспечивает культуросообразность поведения, его ограниченность рамками данной культуры. Следуя нормам, человек никогда не переступит границы дозволенного. Но во многих ситуациях социального взаимодействия, когда интересы участников не совпадают или, тем более, противоречат друг другу, невозможно найти решение, пользуясь только социальными нормами. Это, в свою очередь, определяет невысокую эффективность социального взаимодействия человека, обладающего только социальной нормативностью («доадаптивный тип»).

Собственно адаптация к социуму происходит в расширенной семейной группе, включающей весь круг лиц, референтных для старшего дошкольника и младшего школьника. При первичной адаптации ребенок овладевает спецификой норм и стандартов данной группы по отношению к социуму в целом. Он приобретает готовность изменять поведение при взаимодействии в данной группе в соответствии с ее собственными стандартами, которые могут отличаться от общесоциальных. Такую готовность следовать стандартам группы (иногда противоречащим общепринятым) и отстаивать ее интересы (иногда в противовес интересам социума) мы обозначаем термином «конформность». Необходимо отметить, что понятие «конформность», введенное в свое время для описания «конформных реакций», характеризует, скорее, особенности поведения. Мы используем термин «конформность» для обозначения свойства личности. В отличие от понятия «конформизм», получившего, скорее, негативную окраску, термин «конформность» носит нейтрально-констатирующий характер. Конформность как свойство личности обуславливается наличием совокупности внутренних условий (механизма) включения в разные социальные группы (территориальные, профессиональные и т.д.).

Как свойство личности конформность проявляется в ситуациях, когда человеку необходимо включиться в новую для него группу. Если он направляет свою активность на такое включение, в его поведении возникают конформные реакции. Когда человек по тем или иным причинам не хочет включаться в группу, групповое давление не приводит к изменению его реакций.

Направленность поведения на согласование мнения или вербальной реакции с принятыми в данной группе (хотя, возможно, и не выраженными в явной форме), обусловленная конформностью, обеспечивает адаптацию человека к группе. Поэтому конформность можно рассматривать в качестве базового компонента социальной адаптивности как комплексного свойства личности.

Недостаточная конформность приводит к тому, что лишь в одной группе (в той, в которой протекало развитие) человек ведет себя достаточно эффективно. Избыточная конформность приводит к возникновению внутриличностных конфликтов, в которых человек пытается одновременно соответствовать взаимоисключающим стандартам разных групп.

В ситуации, когда взаимоисключающие требования предъявляются одновременно, конформность не может обеспечить адаптацию. Необходима готовность изменять поведение в соответствии с текущей ситуацией (иногда отклоняясь от групповых норм). Готовность к такому изменению, на наш взгляд, есть особое свойство, входящее в комплекс адаптивности - адаптивность-лабильность или социальная лабильность.

Адаптивность-лабильность может рассматриваться как свойство, обеспечивающее ситуативную адаптацию в группе. Она обуславливает зависимость соблюдения человеком норм и стандартов в каждой из групп от текущей ситуации. Социальная лабильность связана с эмоциональной лабильностью, психической устойчивостью, темпераментом и другими подобными характеристиками, однако не сводится к ним и во многом не определяется ими. Как и другие компоненты адаптивности, лабильность включает не только эмоциональную составляющую, но и когнитивную, и конатив-ную. Конструкт "адаптивность-лабильность» весьма близок по содержанию к понятию «self-monitoring», используемому в англоязычной литературе, хотя «self-monitoring» - понятие несколько более широкое.

Необходимо отметить, что основное содержание понятия «adaptability» в концепции М. Снайдера связано с влиянием ситуативных переменных. Тем самым, с нашей точки зрения, это понятие весьма близко по смыслу к предложенному термину «адаптивность-лабильность».

Недостаточная адаптивность-лабильность обуславливает нечувствительность к особенностям текущего взаимодействия, на строению и переживаниям других людей, эмоциональную обедненность. Избыточная лабильность приводит к быстрому переключению эмоциональных «режимов», зачастую более быстрому, чем того требует реальная ситуация, и, тем самым, приводит к излишним затратам ресурсов в социальном взаимодействии.

В некоторых ситуациях социального взаимодействия даже быстрые переходы между его фиксированными формами оказываются неэффективными, не обеспечивают адаптации. Возникает необходимость в изменении сложившихся форм взаимодействия, их приспособлении к изменившейся структуре группы или внешней для группы социальной среды. В этом случае адаптация может происходить, с нашей точки зрения, за счет адаптивности-креативности.

Адаптивность-креативность мы рассматриваем как личностное свойство, обуславливающее коадаптацию личности и группы. Адаптивность-креативность проявляется в возможности находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, повышающие его эффективность. Понятие «креативность» в том смысле, в котором мы его используем, не совпадает с аналогичным понятием у П. Торренса. В то же время конструкт «адаптивность-креативность» довольно близок по содержанию к понятию «креативность», которое использует Н.Ю. Хрящева (подчеркнем еще раз комплексный характер адаптивности-креативности, включающей аффективную, когнитивную и конативную составляющие). Недостаточная креативность не позволяет активно перестраивать структуру взаимодействия индивида и группы, в том числе при изменении социальной среды. Это, в свою очередь, тормозит осуществление совместной деятельности в изменяющихся условиях среды. Избыточная креативность затрудняет вхождение в сложившиеся группы, функционирующие в относительно стабильных условиях.

Совокупность трех выделенных свойств обозначают термином «общая социальная адаптивность» личности или просто «адаптивность». Она характеризует возможности человека тем или иным образом приспосабливаться к социальному взаимодействию. В разных ситуациях это приспособление будет происходить за счет разных механизмов и, соответственно, в разной степени успешно. Поэтому общая адаптивность может использоваться в качестве общей характеристики возможностей социальной адаптации личности. Измерение общей адаптивности и ее компонентов требует разработки специальной методики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...