Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и локуса контроля личности




 

Таблица 1 - Корреляционная матрица исследования отрицательной взаимосвязи между направленностью на себя и конформностью в социально-психологической адаптивности с помощью коэффициента корреляции Спирмена

личность направленность межличностный отношение

Гипотеза подтвердилась частично по отношению взаимосвязи направленности на себя и конформности. Это означает, что люди с направленностью на себя имеют низкий уровень конформности: при возрастании выраженности направленности на себя снижается уровень конформности (r=-0,50)

Результат объясняется, на мой взгляд, тем, что стратегия конформнность предполагает, что личность ориентирована на группу, ее ценности и построению взаимоотношений. А тип направленности на себя связан с эгоистической ориентацией и игнорированием социального окружения.


Таблица 2 - Корреляционная матрица исследования взаимосвязи респондентов с высокой направленностью на себя, повышение дисгармоничности личности (коэффициент корреляции Спирмена)

 

Гипотеза подтвердилась частично. Чем больше направленность на себя, тем выше агрессивность (r=0,34).

 

Таблица 3 - Корреляционная матрица исследования взаимосвязи между конфликтностью, напряженностью и стратегиями социально психологической адаптивности (непараметрический критерий Краскела-Уоллиса)

 

Гипотеза подтвердилась частично в отношении общей адаптации и стратегии конформности, которые отличаются в группах с направленностью на себя и направленностью на общение.

В группе с направленностью на себя и дело выявлены различия по уровню стратегии конформности.

В группе между направленностью на общение и на дело выявлены различия по конформности и общему уровню социально-психологической адаптивности.


Таблица 4 - Выявление социально-психологических характеристик у групп с разными типами направленности (непараметрический критерий Краскела - Уоллиса)

 

Гипотеза подтвердилась частично в отношении общей адаптивности и стратегии конформности, которые отличаются в группах с направленностью на себя и направленностью на общение.

В группах с направленностью на себя и дело выявлены различия по уровню стратегии конформности, далее в группах с направленностью на себя и дело выявлены различия по конформности и общему уровню социально-психологической адаптивности.

Таким образом, группы с разной направленностью отличаются по стратегии конформности, а две группы (с направленностью на себя и общение) по общему уровню адаптивности, как и группы с направленностью на общение и на дело.


Выводы

 

В ходе исследования были получены результаты, которые позволяют сделать следующие выводы:

. Выявлена отрицательная взаимосвязь между направленностью на себя и конформностью, эта взаимосвязь правомерна, потому что направленность на себя предполагает достижение собственного счастья, не взирая на других людей. В представлении такого человека группа является "театром", в котором можно удовлетворить определенные общие потребности. Люди с такой направленностью личности стремятся к власти и соперничеству, зачастую агрессивны в своих намерениях. А свойство личности конформность предполагает стремление человека к согласованию мнений или вербальных реакций с группой, готовность следовать стандартам группы. Можно сделать вывод, что люди с направленностью на себя имеют низкий уровень конформности.

. Люди с высоким уровнем направленности на себя имеют высокий уровень агрессивности. Это можно объяснить тем что чем больше человек направлен на себя, тем сильнее занят самим собой, своими чувствами и переживаниями, более стремится в удовлетворении своих потребностей, а неудачи в реализации собственного благополучия и стремления к личному первенству могут переживаются агрессивно. Так же можно сказать, что стремление таких людей к престижу и конкуренции предполагает агрессию, они будут всеми силами бороться за свои интересы, что бы быть первым.

. По итогам выявления значимых различий, можно сделать вывод, что в группе с направленностью на себя и в группе с направленностью на дело существуют различия по уровню стратегии конформности. Это объяснимо, тем что конформность более присуща для направленности на дело. Потому что людям направленным на дело характерна ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели группы.

Так же выявлены различия по уровню стратегии конформности в группе с направленностью на общение и на дело. Стратегия конформности более характерна для направленности на общение, что предполагает стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий, что для направленности дело неприемлемо.

Различия по уровню конформности в сранении группы с направленностью на себя и на общение объяснимы тем, что конформность более присуща направленности на общение. Потому что люди направленные на общение стремятся к поддержанию отношений, легче изменяют своё поведение и установки в соответствии со стандартами людей, более направлены на сотрудничество нежели люди с направленностью на себя. Исходя из этого можно сказать что люди с направленностью на общение более адаптивны.


Список литературы

1. Балл А.Г. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности. Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 57-66.

. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности// Методологический проблемы формирования и развития личности М. 1981.

. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. - Курган,2005.

. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб, 2004. - 464 с.

. Куликов Л.В. Психология настроения. - СПб, 1997.-234 с.

. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. - СПб., 2003. - 81 с.

. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыиа В.М. Межличностное общение.

. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.

. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологич. журнал. 2001. Т. 22. № 1. С 16-24.

. Мерлин B.C. Достижения и перспективы советской психологии свете ленинских идей. Пермь 1971.

. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация.

. Парыгин Б.Д. Социальная психология.

. Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского.

. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб.

. Чудновский В.Э. К вопросу психологической сущности устойчивости личности//Вопросы психологии 1978. № 2.

. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов,1984.

. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.


Приложение 1

 

Таблица 1 - Корреляционная матрица исследования отрицательной взаимосвязи между направленностью на себя и конформностью в социально-психологической адаптивности с помощью коэффициента корреляции Спирмена

 

Таблица 2 - Корреляционная матрица исследования взаимосвязи респондентов с высокой направленностью на себя, повышение дисгармоничности личности (коэффициент корреляции Спирмена)

 

Таблица 3 - Корреляционная матрица исследования взаимосвязи между конфликтностью, напряженностью и стратегиями социально психологической адаптивности (непараметрический критерий Краскела-Уоллиса)


Таблица 4 - Выявление социально-психологических характеристик у групп с разными типами направленности (непараметрический критерий Краскела - Уоллиса)


Приложение 2

«Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский)

 

Данная методика направлена на определение определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Инструкция.

Перед вами опросник, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми.

Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вашим отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя семибалльную шкалу:

- полностью несогласен,

- согласен в малой степени,

- согласен почти наполовину,

- согласен наполовину,

- согласен более чем наполовину,

- согласен почти полностью,

- согласен полностью

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

. Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отношений с людьми.

. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту.

. Если я не одобряю поведение другого человека, то даю ему это почувствовать.

. Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так.

. Я стараюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми.

. Я всегда отстаиваю свою точку зрения.

. Я часто бываю несогласен с людьми.

. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня.

. Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной.

. Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей.

. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик.

. Я не ищу близости с другими людьми.

. Я чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели.

. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

. Меня устраивают формальные отношения с другими людьми.

. Я не чувствую согласия в отношениях с людьми.

. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной.

. Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми.

. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или

могут обмануть.

. Мне трудно идти на уступки другому человеку.

. Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне.

. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями.

. Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми.

. У меня бывают разногласия с другими людьми.

. Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть «слабые места»

друг друга.

. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга.

. У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко.

. Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми.

. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

. У меня появляется желание прекратить отношения.

. Я сомневаюсь в искренности других людей в отношениях со мной.

. Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми.

. Я бываю грубоват в отношениях с людьми.

. Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми.

. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение.

. Я чувствую «недосказанность» в отношениях с людьми.

. Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми.

. У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.

. Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня.

. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «почему так происходит?», «зачем все это?».

«Направленность личности» (Б. Басс)

Инструкция:

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три вариантаответов: А,Б,В. 1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО»

. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО». 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Тестовый материал

Наибольшее удовлетворения я получаю от:

А. Одобрения моей работы

Б. Осознания того, что работа сделана хорошо

В. Сознания того, что меня окружают друзья

Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает команду

Б. Известным игроком

В. Выбранным капитаном команды

По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход

Б. Вызывает интерес к предмету

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение

Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе

Б. с удовольствием работают в коллективе

В. Стремятся свою работу выполнить лучше других

Я хотел, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям

Б. Были верны и преданы мне

В. Были умными и интересными людьми

Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения

Б. на кого всегда можно положиться

В. Кто может многого достичь в жизни

Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается

Б. Когда портятся отношения с товарищами

В. Когда меня критикуют

По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе

В. Недостаточно хорошо знает предмет

В детстве мне больше всего нравилось

А. Проводить время с друзьями

Б. Ощущение выполненных дел

В. Когда меня за что-нибудь хвалили

Я бы хотел быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни

Б. По-настоящему увлечен своим делом

В. Отличается дружелюбием

В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь

Б. Развивать индивид способности ученика

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми

Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы:

А. Для общения с друзьями

Б. Для отдыха и развлечений

В. Для своих любимых дел и самообразования

Наибольших успехов я добиваюсь тогда, когда

А. Работаю с людьми

Б. У меня интересная работа

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются

.Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы

В. Приятно провожу время с друзьями

. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком - либо интересном деле

Б. Написали о моей деятельности

В. Рассказали о коллективе, в котором я работаю

. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход

Б. Сумеет у меня вызвать интерес к предмету

В. Устраивает коллективные обсуждения проблем

. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства

Б. Неудача при выполнении важного дела

В. Потеря друзей

. Больше всего я ценю:

А. Успех

Б. Возможности хорошей совместной работы

В. Здравый практичный ум и смекалку

. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других

Б. Часто конфликтуют

В. Возражают против всего нового

. Приятно, когда:

А. Над важным для всех делом

Б. Имеешь много друзей

В. Вызываешь восхищение

. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:

А. Доступным

Б. Авторитетным

В. Требовательным

. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей

Б. О жизни знаменитых людей

В. О последних достижениях науки и техники

. Если бы у меня были способности к музыке я предпочел бы быть:

А. Дирижером

Б. Композитором

В. Солистом

. Мне хотелось бы:

А. Придумать интересный конкурс

Б. Победить в конкурсе

В. Организовать конкурс

. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать

Б. Как достичь цели

В. Как организовать людей для достижения цели

. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны

Б. прежде всего выполнить свою задачу

В. Его не нужно было упрекать за невыполненную работу

. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями

Б. Просматривая фильмы

В. Занимаясь любимым делом.


«Опросник социальной адаптивности личности» (Посыпанов)

Инструкция:

Вам предлагается 25 утверждений, касающихся Вашего поведения. Для каждого утверждения Вам необходимо решить, согласны Вы с ним или нет, и отметить знаком«+»в.колонке «ВЕРНО» или «НЕВЕРНО».

 

 № Утверждения Верно Неверно
Мне трудно подражать поведению других людей Мое поведение обычно отражает мои истинные чувства, взгляды и намерения Чтобы не попасть впросак я обычно отстаиваю те идеи, в которых уверен На деловых встречах, вечеринках я, как правило, пытаюсь говорить или делать те вещи, которые бы нравились другим Я могу без подготовки выступать на темы, о которых не имею представления Я полагаю, что необходимо производить на людей впечатление, которое бы они хотели видеть Меня считают весельчаком, «душой компании» Когда я не знаю точно, как себя вести в какой-то обстановке, я смотрю на поведение других людей Я всем и всегда говорю только правду Я обычно нуждаюсь в советах друзей, чтобы выбрать книги, фильмы или знакомых Я иногда демонстрирую другим, что испытываю более глубокие эмоции, чем на самом деле Я больше смеюсь, когда смотрю комедию вместе с другими, чем когда один В компании я редко бываю в центре внимания Для того, чтобы продлить хорошие отношения, я стремлюсь таким, каким меня ожидают увидеть люди В различных ситуациях, с различными людьми я веду себя по-разному Я всегда стремлюсь нравиться На вопрос о самочувствии я обычно отвечаю нормально Я не всегда тот человек, каким меня хотят видеть другие Я никогда не изменяю своего мнения для того, чтобы угодить кому-нибудь или завоевать расположение Я никогда не добивался успехов в таких занятиях, как разгадка шарады Мне очень неприятно менять свое поведение, приспосабливая его к разным компаниям На вечеринках я предоставляю право другим рассказывать разные истории и шутки Я обычно чувству\ю себя в компаниях уютно и могу раскрыть все свои возможности Ради важных целей я могу врать, не краснея Я могу сделать вид, что отношусь к людям дружелюбно, хотя на самом деле они мне не нравятся    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...