Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа эмпирического исследования и описание методик




 

Цель исследования - выявить взаимосвязь направленности на себя с социально-психологическими характеристиками личности

Цель достигалась через решение следующих задач:

Выявить особенности выраженности у респондентов направленности;

Выявить особенности выраженности у респондентов субъективной оценки межличностных отношений;

Выявить особенности выраженности у респондентов социально-психологической адаптации;

Выявить взаимосвязь направленности на себя с социально - психологическими характеристиками личности.

Анализ эмпирических данных.

Предмет - направленность, субъективная оценка межличностных отношений, социально-психологическая адаптивность

Объект - 50 испытуемых (студентов и студенток университета) 25 девушек и 25 юношей в возрасте от 20-22 лет

Гипотеза исследования:

Существует взаимосвязь между направленностью на себя и структурными компонентами социально-психологической адаптации;

Существует взаимосвязь между направленностью на себя и оценкой межличностных отношений;

Существует взаимосвязь между креативностью и напряженностью;

Существуют значимые различия выраженности социально-психологических характеристик в группах с разными типами направленности.

Методы эмпирического исследования:

. Для измерения направленности - методика «Направленность личности» Б. Басса;

. Для измерения социально-психологической адаптации личности - опросник «Социальная адаптивность личности» О.Г. Посыпанова;

. Для измерения межличностных отношений - методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского;

. Математико-статистическая обработка данных эмпирического исследования осуществлялась на основе статпакета STATISTICA 6.0 [Коэффициент корреляции Спирмена, непараметрический критерий Манна - Уитни, непараметрический критерий Краскела - Уоллиса]

Процедура проведения эмпирического исследования:

Проведенное исследование состояло из этапов:

этап - измерение направленности личности осуществлялось с использованием опросника «Направленность личности» Б.Басса;

этап - измерение социально-психологической адаптации личности осуществлялось с использованием опросника «Социальная адаптивность личности»;

этап - измерение межличностных отношений осуществлялось с использованием методики «Субъективная оценка межличностных отношений».

Краткое описание методик

Опросник «Направленость личности» Б. Басса

В изначальной версии опросник содержал 27 высказываний и утверждений, к которым в процессе его стандартизации авторы модификации добавили еще три, так что настоящий вариант содержит 30 высказываний. К каждому высказыванию написаны три ответа, из которых респондент должен выбрать один, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее не соответствует его мнению.

Опросник построен на гипотезе автора, в соответствии с которой способ реагирования трудящегося на требования, возникающие в труде, на условия труда и на сотрудников, зависит от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он ожидает и ищет, а также от того, что у него вызывает чувство неудовлетворения. Имеются в виду три сферы удовлетворенности, которые часто взаимоисключаются:

сделать и закончить работу (направленность на задачу),

быть в хороших отношениях с сотрудниками (направленность на взаимодействие),

получить удовлетворение (направленность на себя).

Из этого автор исходил при построении данного метода, который позволяет получить три показателя.

Направленность на себя: отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения безотносительно работы, которую выполняет, или безотносительно

сотрудников, с которыми работает. В представлении такого человека группа является "театром", в котором можно удовлетворить определенные общие потребности. Остальные члены группы являются одновременно актерами и зрителями, перед глазами которых такой человек может показывать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такого человека с высоким показателем направленности на себя коллеги обычно презирают, он интроспективен, властен и не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно сам собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять.

Направленность на общение (на взаимоотношения): отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь "на поверхности", что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути дела сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Направленность на дело: отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность группы. В коллективе он стремится изо всех сил отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания.

Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» О.Г. Посыпанова

Назначение методики - определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Предмет данной методики - напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.

Шкала напряженность отношений.

Высокие значения - излишняя сосредоточенность, поглощенность мыслями об отношениях, повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Напряженность в отношениях может сопровождаться чувством смятения, эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, гнетущими чувствами. При крайне высоких значениях человек дистанцируется от других людей, может проявлять резкость и грубость по отношению к другим людям.

Средние значения - умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют либо успешно разрешаются. Человек удовлетворен тем, как складываются его отношения с другими людьми.

Низкие значения - можно сказать, что человек не задумывается о том, как складываются его отношения, возможно, он не замечает действительного отношения к нему других людей.

Шкала отчужденность в отношениях

Высокие значения - выражено стремление дистанцироваться от других людей. В отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости. Отношения не вызывают чувства комфорта. Человек осторожен в установлении близких отношений и в выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения. При крайних значениях возможно наличие переживания одиночества, изолированности, несмотря на то что человек находится среди других людей.

Средние значения - человек чувствует себя хорошо среди людей, стремится устанавливать близкие, чувственные, доверительные отношения с другими людьми. Чувствует, что его понимают или стараются понять. Наличие симпатии и притяжения к другому человеку (группе), говорит о том, что принимаются во внимание его (их) предубеждения и слабости. Чем больше притяжения испытывает человек, тем более он склонен к снисходительности, к большому согласию и согласованности в деятельности. Нет чувства одиночества и изолированности от других людей.

Низкие значения - возможно, демонстрация зависимости, конформности с целью избежать одиночества и «ненужности». Возможно, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Конфликтность в отношениях

Высокие значения - наличие противоречий, противостояния, противоборства между людьми. В отношениях каждый ориентируется на свои интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки, что «жизнь - борьба против всех».

Средние значения - либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами отношений, либо возникающие трудности и противоречия конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Низкие значения - компромиссное поведение, несдержанность в излиянии дружелюбия, нерешительность. Избегание конфронтации между людьми, возможно, из страха быть отвергнутым.

Агрессия в отношениях

Высокие значения - тенденция (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Стремление обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), косвенной агрессии.

Средние значения - в отношениях выражено стремление занять позицию «на равных». Человеку свойственны тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях. Проявление ярости, неприязни и зависти, негативная критика и раздражение по отношению к людям отсутствуют.

Низкие значения - демонстрация мягкосердечия, альтруизма, гиперсоциальности. Возможно, агрессивные намерения тщательно скрываются или контролируются.

Опросник «Социальная адаптивность личности» С.В. Духновского

Лингвистический и семантический анализ текстов опросника М. Снайдера и «Шкалы социального самоконтроля» продемонстрировал высокую культурную нагруженность исходного текста и его русского перевода, которая, в свою очередь, обусловила ограниченность применения методики.

Разработка методики проходила в несколько этапов. Вначале был заново осуществлен перевод текста опросника «Self-monitoring scale» с английского языка на русский. При этом формулировки вопросов и их содержание были изменены для приведения в соответствие с культурным контекстом. Первичная апробация проводилась на четырех выборках испытуемых общей численностью 127 человек. Были выявлены вопросы, трактовка которых испытуемыми была неоднозначной, и вопросы, формулировки которых были нагружены социальной желательностью. После этого была проведена лингвистическая коррекция.

На втором этапе проводился анализ конструктной (теоретической) валидности пунктов опросника. Одним из достоинств исходной методики была компактность, позволявшая использовать ее в исследованиях на больших выборках малозаинтересованных испытуемых. Поэтому, формулируя вопросы, мы старались найти баланс между требованием согласованности содержания пунктов опросника и широтой охвата проявлений такого сложного многокомпонентного свойства личности, как адаптивность. В результате был скомпонован модифицированный вариант опросника, использованный в дальнейших исследованиях.

На третьем этапе проверялась надежность (в том числе - ре-тестовая) методики, отрабатывалась инструкция. Изучалась зависимость результата исследования от способа предъявления оп росника (устный или письменный), что важно при проведении массовых обследований.

На четвертом этапе опросник использовался для проведения конкретных исследований.

Всего на сегодняшний день выполнено 23 различных по содержанию исследования с применением опросника. Общее количество испытуемых превышает 2500 человек.

Итоговый вариант включает 25 пунктов, расположенных в рандомизированном порядке. Каждый пункт представляет собой «Я~высказывание» о поведении или его характеристиках. По каждому пункту испытуемый выбирает оценку «верно» или «неверно».

Выделяются три субшкалы: субшкалу конформности (Кн), лабильности (Лб), креативности (Кр).

Субшкала «Конформность» включает утверждения типа «Мне трудно подражать поведению других» («ключ» - «неверно»), «Когда я не знаю точно, как себя вести в какой-либо компании, я смотрю на поведение других» («ключ» - «верно»). Предполагается, что человек, который может осваивать формы поведения, принятые в группе, и использовать их при взаимодействии в этой группе, обладает необходимым уровнем конформности.

Субшкала «Лабильность» включает утверждения типа «Мое поведение обычно отражает мои истинные чувства, взгляды и намерения» («ключ» - «неверно»), «В различных ситуациях я часто веду себя по-разному» («ключ» - «верно»). Адаптивность-лабильность опосредует влияние ситуации на поведение человека. Чем она выше, тем сильнее сказывается влияние ситуации.

Субшкала «Креативность» включает утверждения типа «Чтобы не попасть впросак, я обычно отстаиваю только те идеи, в которых сам уверен» («ключ» - «неверно»), «Меня считают весельчаком, «душой» компании» («ключ» - «верно»). Для осуществления социального взаимодействия в нестандартных и обыденных ситуациях, с нашей точки зрения, человек должен обладать развитой адаптивностью-креативностью.

«Я всем и всегда говорю только правду, как бы неприятна она ни была» выявляет степень влияния социальной желательности на результаты. Ответ «верно» свидетельствуете значительном влиянии, в этом случае результаты перед включением в общую выборку анализируются отдельно. При высоком значении по субшкале «конформность» результаты для данного испытуемого могут рассматриваться как достоверные.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...