FlpoT11B Typii11poB 11 3oJ1, 113 ii11X npo11cTeKaFou11X
HomHio, icaic oAHaxcAm roaopHn a c oAHHm pmmapem, icoTopmdi oReHь oXoTHo noceulan TypHHpm H npHrnainan TyAa ApyrHx pmmapedi, nocmnaa Hm reponmoa H rHcTpHoHoa, RTo6m Te coo6ulanH Hm o HaRane TypHHpoa, H, no ero co6cTaeHHomy 3aaepeHHio, He Ayman oH, RTo Taicoro poAa Hrpm HnH cocTa3aHHa aanaioTca rpexom. H6o ao acem HHom oH aoHcTHHy 6mn Ha6oxceH. H aoT a peinHn noica3aTb emy, icaic cemh cmepTHmx rpexoa conpoaoxcAaioT TypHHpm. He mHHyeT Hx ropAmHa (superbia), H6o paAH noxaanm nioAcicodi H cyeTHodi cnaam HeRecTHaum H RecTonio61Xm noceulaioT pHcTanHula. He nponycicaeT HX 3aaHcTI3 (invidia), H6o icaxcAmdi 3aaHAyeT Apyromy, icorAa ToT oica3maaeTca cHnE,Hee ero H cHHuleT ce6e 6onhine noxaan. HpHcyTcTayioT Tam H HeHaaHcTь c rHeaom (odium et ira), H6o oAHH HaHocHT yAap Apyromy, npHRHHaeT emy apeA, a HepeAico H cmepTenhHo paHHT ero H y6HaaeT. H 3To aaepraeT pHcTaioulHхca a ReTaepTmdi cmepTHmdi rpex, icoTopmdi HmeHyeTca yHmHHem HnH cicop6mio (acedia vel tristitia): oHH HacTonmco oAepxcHmm TulecnaaHem, RTo ace AycoaHme 6nara nepecTaioT npHaneicaTь HX; a icorAa Hm He yAaeTca oAepxcaTE. no6eAy HaA npoTHaHHicom H oHH 6eryT, ocmnaemme ynpeicamH, oHH cicop6aT Rpe3amRadiHo. 3Aech H naTmdi cmepTHmdi rpex, To ecTE. icopmcTonio6He HnH rpa6exc (avaritia vel rapina), H6o icaxcAmdi, icTo o6paTHn caoero npoTHaHHica a 6ercTao, 6epeT ero a nneH H 3acTaanaeT nnaTHT13 amicyn H TaicHm o6pa3om 3a6HpaeT ce6e icoHa amecTe c opyxcHem y Toro, icoro oH no6eAHn a 6oio. H3-3a TypHHpoa a3HmaioT pmmapH TaxcicHe H HenocHnEHme no6opm, 6e3xca- лостно забирают имущество своих людей, не боятся забрать сложенный к ногам их урожай и промотать все, что было собрано на полях, нанеся тем самым большой ущерб бедным крестьянам. На турнирах присутствует и шестой смертный грех, чревоугодие (castrimargia), который приглашает на пиршества и сам является на них, дабы приглашенные жертвовали всем ради мирских удовольствий: обжираясь и предаваясь гастрономическим излишествам, они проматывают не только свое достояние, но и имущество бедняков, коих заставляют туго-натуго затягивать пояса: «Когда цари теряют разум, греки терпят поражение» (Popaquii. Послания, I, 2, 14). Тут же и седьмой смертный грех, именуемый сладострастием (luxuria), ибо они хотят понравиться бесстыжим женщинам, для чего стараются отличиться в поединках, а также носят вместо флага какую-либо женскую вещицу как отличительный знак. По причине преступлений и жестокостей, человекоубийств и кровопролитий, совершаемых на турнирах, Церковь отказала в христианском погребении погибшим на турнирах. «Повсюду ходят нечестивые» (Пс., XI, 9). «С мельничным жерновом на шее», то есть в кругу порочной жизни, «они утонули во глубине морской», то есть в пучине горечи и мучений (Мф., XVIII, 6). Когда вышеназванный рыцарь услышал эти слова и открыто признал их истину, до сей поры ему неведомую, то он так же, как некогда любил турниры, отныне стал их ненавидеть. Воистину, многие грешат по неведению;
люди эти, коли бы они понимали и старательно искали истину, никогда бы не грешили, подобно тем воинам, которые усердно расспрашивали Иоанна Крестителя: «А мы, что нам делать?» Он отвечал им, что не должны они никого обижать, не должны ни на кого возводить ложных обвинений и никого оговаривать облыжно, а надо им довольствоваться своим жалованьем, которое, как свидетельствует Августин, было положено воинам, дабы те, в поисках пропитания, не пытались бы силой взять себе добычу. Np11metiali11 A * Publications de l'Institut de recherches iconographiques sur la civilisation et les arts du Moyen Âge de l'Autriche (Institut für Mittelalterliche Realienkunde Österreichs). Τ IV, 1980, pp. 1-7. 1 См., например: Ch. V. Langlois. La vie en France au Moyen Âge, de la fin du XIIe au milieu du XIVe siècle. T. I. D'après des romans mondains. Paris, 1924; t. II. D'après quelques moralistes du temps, 1925. 2 См.: T. F. Crane. The exempla or illustrative stories from the sermones vulgares of Jacques de Vitry (Publications of the Folklore Society, XXVI). London, 1890, reproduction anastatique Kraus Reprint, Nehdeln, 1967; A. Lecoy de la Marche. Anecdotes historiques, légendes et apologues tirés du Recueil inédit d'Étienne de Bourbon, dominicain du XIIIe siècle. Paris, 1877. Оба автора извлекали из текстов проповедей интересующие их «примеры». В кн.: Salvatore Battaglia. L'esempio nella retorica antica // Filologia Romanza, VI, 1959, pp. 45-82; Dall'esempio alla novella. Ibid., VII, 1960, pp. 21-82, «примеры» названы «Библией повседневной жизни». 3 См., например: E. Köhler. Ideal und Wirklichkeit in der höfischen Epik (lre éd., 1956; 2e éd. révisée 1970). Теоретическое обоснование см.: G. Duby. Histoire sociale et idéologie des société // Faire l'histoire, t. I; J. Le Goff et P. Nora, edit. Paris 1974, pp. 147-168, примеры в: G. Duby. Le Dimanche de Bouvines. Paris, 1973; и eoo dice. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе. М., 2000.
4 См.: J. Le Goff, J.-Cl. Schmitt. Au XIIIe siècle: une parole nouvelle // Histoire vécue du peuple chrétien, t. I, sous la direction de J. Delumeau. Toulouse, 1979, pp. 257-279. 5 Об exempla: J. Th. Welter. L'Exemplum dans la littérature religieuse et didactique du Moyen Âge. Toulouse, 1927; R Schenda. Stand und Aufgaben der Exemplaforschung // Fabula, 10, 1969, pp. 69—85; H. Pétri, R Cantel, R Ricard. Art. Exemplum // Dictionnaire de Spiritualité, t. IV/2, Paris, 1961, col. 1885-1902; Cl. Brémond, J. Le Goff, J.-Cl. Schmitt. L'«Exemplum», Typologie des sources du Moyen Âge occidental, fasc. 40. Turnhout, Brepols, 1982. 6 К трем главным теологам XII в., чьи концепции семи святых таинств оказали наибольшее влияние на теологическую мысль первой половины XIII в., относятся: Гуго Сен-Викторский, автор трактата De sacramentis (PL, 176, 173—618), Петр Ломбардский, автор Libri LV sententiarum (éd. Collegium S. Bonaventurae ad Claras Aquas, 2 vol., 1916), и Петр Певчий, автор Summa de sacramentis et animae consiliis (éd. J.A. Dugauquier, 5 vol., 1954-1967). 7 О руководствах для исповедников см.: C. Vogel. Les Pénitentiels (Typologie des sources du Moyen Âge occidental, fasc. 27). Tournhout, 1978; A. Teetaert. La Confession aux laïques dans l'Église latine depuis le VIIe jusqu'au XIVe siècle. Webern - Bruges - Paris, 1926; P. Michaud-Quantin, A propos des premières Summae confessorum // Recherches de thйologie ancienne et mйdiйvale, t. XXVI, 1959, pp. 264-306; J. Le Goff // Mйtier et profession d'aprиs les manuels de confesseurs du Moyen Вge // Miscellanea Mediaevalia, vol. III: Beitrдge zum BerufsbewuЯtsein des mittelaterlichen Menschen. Berlin, 1964, pp. 44—60, переизд.: Pour un autre Moyen Вge. Paris, 1977, pp. 162-180. 8 О значении и смысле классификаций см.: J. Goody. The Domestication of the savage mind. Cambridge, 1977; P. Bourdieu. La Distinction, critique sociale du jugement. Paris, 1979. 9 См.: M.W. Bloomfield. The Seven Deadly Sins. An introduction to the History of Religious concept with special reference to Medieval English Literature. East Lansing, 1952; S. Wenzel. The seven deadly sind: some problems of Research // Speculum, XLIII, 1968, pp. 1—22; M. Corti. Il viaggio gestuale. Le ideologie e le strutture semiotiche. Turin, 1978, pp. 248-249. 10 L.K. Little. Pride goes before avarice-social change and the vices in latin Christendom // American Historical Review, LXXV, 1971. 11 31C. Jle To00. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992, с. 246-247. 12 Chapitre VII, De statu parisiensis civitatis // Historia Occidentalis (йd. J.F. Hinnebusch. Fribourg, 1972). См.: Maria Corti. Ор. cit., pp. 248-249. 13 Th.F. Crane. The Exempla..., № CLXI, pp. 62-64. 14 См. классическую работу: Karl Bosl. «Potens» und «Pauper». Begriffsgeschichtliche Studien zur gesellschaftlichen Differenzierung im frьhen Mittelalter und zum «Pauperismus» des Hochmittelalters. Festschrift fьr O. Brunner. Gцttingen, 1963, ss. 60-87. 15 Здесь мы встречаемся с образом «светской власти».
16 О турнирах см.: G. Duby. Le Dimanche de Bouvines. Paris, 1973, pp. 110—137; 0. Mьller. Turnier und Kampf in den altfranzцsischen Artusromanen. Erfurt, 1907; J. Jusserand. Les Sports et les jeux d'exercice dans l'ancienne France. Paris, 1901, pp. 41—98; F.H. Cripps-Day. History of the Tournament in England and in France. London, 1918. Основным текстом-источником является: Histoire de Guillaume le Marйchal, йd. P. Meyer. Paris, 1891—1901 (главным образом t. I, ν. 1471-5094, и t. III, pp. XXXV-XLIV). Именно на этом тексте ба- зируется статья: Marie-Luce Chénerie. Ces curieux chevaliers tournoyeurs... Des fabliaux aux romans. Romania, 97, 1976, pp. 327-368. См. также: M. Pastoureau. Traité d'Héraldique. Paris, 1979, pp. 39— 41; G. Duby. Guillaume le Maréchal ou le meilleur chevalier du monde. Paris, 1984. 17 См.: Sidney Painter. French Chivalry. Chivalric Ideas and Practices in Mediaeval France. Baltimore, 1940, p. 36. Автор сравнивает стремление к славе Гильома ле Марешаля с устремлениями рыцаря, о котором пишет Филиппо из Новары в своем трактате «Четыре возраста мужчины»: «Он трудится, чтобы приобрести почести, прославиться благодаря своей доблести и снискать мирские блага, богатства и наследства». 18 Jean Renart. La Roman de la Rose ou de Guillaume de Dole, éd. F. Lecoy. Paris, 1962, пер. на совр. фр. яз. J. Dufournet, J. Kooijman, R. Ménage et С. Fronc. Paris, 1979. 19 M. Zink. Roman Rose et Rose rouge. Le Roman de la Rose ou de Guillaume de Dole. Paris, 1979. 20 Цит. по: Окассен и Николетта, пер. Ал. Дейча // Средневековый роман и повесть. М., «Художественная литература», 1974, с. 233. — 17puu. nepee. 21 Rutebeuf. Poésies, trad. J. Dufournet. Paris, s.d., 1978, 54. 22 Lambert d'Ardres. Historia comitum Ghisnensium et Ardensium dominorum. Monumenta Germaniae Historica Scriptores, t. XXIV, 1879. 23 См.: M.L. Chénerie. Ор. cit., Romania, 97, 1976, 349. 24 Horace. Ép., I, 2,14. V. CHOBMAEHMM XPMCTMAHCTBO M CHOBMAEHMFI (II - VII BB.) * С IV в. господствующей религией и идеологией на Западе становится христианство; в переходный период, именуемый поздней Античностью (Spätantike) или ранним Средневековьем (Frühmittelalter), христианство сталкивается с рядом культурных явлений, среди которых в первую 323 очередь следует назвать сновидения и их толкования; важность данного феномена в различных человеческих сообществах хорошо известна1. Подобно любой новой культуре, христианство воспользовалось полученным им наследием, одной из основных частей которого была греко-римская культура, названная христианами языческой. Интересно отметить, что документ, наиболее ярко отражающий страх образованных христиан IV в. перед языческой культурой, является рассказом о сне, который увидел святой Иероним2. Такой же, если не больший ужас и растерянность проявляют в своем поведении (или, скорее, в
поступках) в позднеантичный период образованные христиане и церковники, сталкиваясь со сновидениями и их толкованием. Чтобы объяснить причины этого страха, я сначала коротко напомню о том, кто и какие видел сны в Библии в греко-римские времена и как толковали эти сны. Не будучи компетентным в вопросе онирического3 наследия «варваров» (кельтов, германцев, славян), влияние которого обнаруживается позднее, начиная с VII в., я оставляю вопрос об этом наследии за рамками моего анализа. Затем я расскажу о колебаниях и противоречиях христианских интеллектуалов и пастырей в их отношении к сновидениям и в онирических теориях в II—IV вв. Наконец, я постараюсь объяснить, в чем причины зарождения недоверия к сновидениям и, как следствие, разработки христианами новой типологии, новой теории сновидений и нового поведения по отношению к снам и их истолкованию в IV—VII вв. I. Bm6neAcKoe Hacnexime А. Множество снов в Ветхом Завете, редкие сны в Новом Завете. Список сновидений Ветхого Завета Эрлиха4 насчитывает тридцать пять снов; Мартина Дюлей5 довела это число до сорока пяти. На мой взгляд, можно остановиться на сорока трех снах, список которых помещен в Приложении6. В Новом Завете7 встречается только девять сновидений (явлений или видений). Пять — в Евангелии от Матфея: четыре из них имеют отношение к рождению Иисуса (Мф., I, 20; II, 12, 13— 19; II, 22), один сон принадлежит жене Пилата. Четыре оставшихся сна описаны в Деяниях Апостолов (XVI, 9; XVIII, 9; XXIII, 11; XXVII, 23), и принадлежат они святому апостолу Павлу, чье апостольское служение совершалось в основном среди греков, то есть в окружении людей, привыкших толковать сны и с почтением относиться к тем, кто был облагодетельствован даром внимать ночным видениям, в которых появляется божество (или его посланник, так как иногда речь может идти об ангеле). Б. Основные аспекты онирического наследия Библии, на мой взгляд, следующие: а) Особое значение придается снам, посылаемым Яхве, Богом, который через них предупреждает своих избранников или отдает им приказания (в Ветхом Завете в роли избранников выступают евреи); также Бог посылает сны высокопоставленным язычникам (фараону, Навуходоносору). В последнем случае речь идет о так называемых королевских снах, издавна, с самых первых дней истории человечества представляющих привилегированную категорию сновидений8. б) В Вульгате различие между понятным видением и подлежащим толкованию сном в основном, хотя и не всегда, соответствует оппозиции visio/somnium. Во всяком случае, из христианского круга сновидений следует ucK.111011uMb eudenun e cocmonnuu 6odpcmeoeanun. В христианстве сновидение совпадает с другой обширной
областью религиозной антропологии, а именно с cocmonnuem cxa (sommeil). Граница между двумя состояниями иногда весьма зыбка. В Книге Чисел (XII, 6—8) Господь, похоже, отделяет visio и somnium от тех случаев, когда он встречается со своими избранниками лицом к лицу: «Audite sermones meos: Si guis fuerit inter vos propheta Domini in visione apparebo ei, vel per somnium loquar ad illum. At non talis servus meus Moyses, qui in omni domo mea fidelissimus est: ore enim ad os loquor ei, et palam, et non per aenigmata et figuras Dominum videt». («Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем — он верен во всем дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит», Чис., XII, 6—8). В этом тексте представлен набросок иерархии сновидцев, определяемых на основании более или менее ясного характера божественных онирических посланий и сообразно большей или меньшей приближенности сновидца к Богу. В Ветхом Завете возможно объединить в одну группу Моисея и патриархов как адресатов видений, в которых речи Господа не требуют толкования, в другую — царей и пророков, видящих сны и видения более загадочные, и, наконец, в третью — языческих царей, получателей онирических посланий, требующих истолкования9. в) Группа страшных снов, воздействующих на психику и физическое состояние сновидца, вызывающих ужас и содрогания. Они формируют очень важную для исторической антропологии сновидений главу под названием «Сон и страх». В Ветхом Завете эти сновидения представлены главным образом кошмарными снами Иова (IV, 12-16; VIII, 13-14)10 . г) Сновидение воздействует посредством зрительных образов и речи на зрение и слух сновидца. Видения, возникающие в снах, наделены даром речи, и слова их, ясные или загадочные, несомненно, являются составной частью божественного послания. «Немые» видения редки. Например, в сновидении Иакова, когда ему снится лестница, ведущая с земли на небо, он, стоя на этой лестнице, слышит, как к нему обращается Бог11. Было высказано мнение, что в ветхозаветных сновидениях больше слов, а новозаветные видения преимущественно «немые», ибо главным чувством у евреев считался слух, а у греков — зрение; однако подобное объяснение не кажется мне убедительным. д) В библейских снах не появляются ни усопшие, ни демоны. Так как вопрос об оживших покойниках тесно связан с вопросом о сновидениях, следует отметить, что в библейских снах усопшие отсутствуют. То же можно сказать и о злокозненных обитателях неба; зато ангелов в них предостаточно. Покойники и демоны не могут проникнуть в этот мир по тропе сновидений. е) Отказ от сна. Если Бог являет знамение во сне, сон этот чаще всего считается опасным наваждением. Помимо Бога, посылающего истинные сновидения, имеются также мнимые «посылатели снов» (dream-senders), насылающие сновидения при помощи лжепророков. Господь открывает Иеремии, что лжепророки от его имени посылают ложные видения: Et dixit Dominus ad me: Falso prophetae vaticinantur in nomine meo; non misi eos et non praecepi eis, neque locutus sum ad eos. Visionem mendacem, et divinationem, et fraudulentiam, et seductionem cordis sui, prophetant vobis. (Сказал Господь: эти пророки пророчествуют ложное именем Моим. Я не посылал их; Я не повелевал им, и Я не говорил им. Видения ложные, гадания напрасные, ложь их сердец — вот их пророчества!) (Иеремия, XIV, 14). Сны — это наваждения, особенно ночные, они способны привести к ереси. Сон = обман. Сон может быть искушением, испытанием. «Si surrexit in medio tui prophetes, ant qui somnium vidisse se diat, et praedixerit signum atque portentum, et evenerit quod locutus est, et dixerit tibi: Eamus, et sequamur deos alienos quos ignoras, et serviamus eis; non audies verba prophetae illius aut somniatoris, quia tentat vos Dominus Deus vester... (Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо itepe3 cue искушает вас Господь Бог ваш...) (Вт., XIII, 1—3). Гневное осуждение сновидений содержится в книгах Екклесиаста и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В первой книге читаем: multas curas sequuntur somnia (сновидения бывают при множестве забот, Еккл., V, 2) — и далее: ubi multa sunt somnia plurimae sunt vanitates... (во множестве сновидений... много суеты, Еккл., V, 6). Во второй книге к разнообразным несчастьям человеческим относится и невозможность обрести покой во сне по причине сновидений, воскрешающих дневные тревоги и преследующих вас «подобно беглецу, покинувшему поле брани» (Сир., XL, 5—7). Иудейские священники восставали против пророческих толкований сновидений, бывших в обычае у язычников и халдеев, которые через своих волхвов оказывали пагубное влияние на евреев во время Вавилонского пленения. Через Моисея Господь приказал его народу не придавать значения снам и не пытаться по ним гадать: Non augurabimini, non observabitis somnia. Не ворожите и не гадайте (Лев., XIX, 26). К чему выискивать смысл снов? Бог сказал свое слово, и сон ничего не может к этому добавить. Наконец, раз в Библии есть сны, наделенные определенным смыслом, значит, есть сны, связующие землю и небо, а не настоящее и будущее, как это делали языческие предсказатели. Время принадлежит только Богу. Посредством сна смертный сновидец устанавливает связь с Богом, который не собирается открывать ему будущее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|