Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания на освоение парадоксальной инструкции как метода воздействия в интервью




Инструкция: «Определите, какие из приведенных реплик психолога к высказыванию другого человека можно считать парадоксальными инструкциями, объясните свое впечатление от них с точки зрения автора высказывания».

Психолог: «Я ему сто раз говорила, а он все равно свое гнет...»

1. Сделайте что-нибудь другое...

2. Я вам предлагаю сделать следующее...

3. Что ж, вам остается оставить эту затею...

4. Скажите это еще 100 раз.

5. Повторяйте это ему еще чаще, а вдруг?

6. Вы все перепробовали?

7. Настойчиво повторяйте это как можно чаще.

8. А если не пробовать, а просто отказаться от этой затеи?

9. Зачем говорить? Действуйте иначе.

10. Остается принять экстренные меры, да?

Инструкция: «Передайте свое впечатление о следующих парадоксальных инструкциях психологов. Постарайтесь вы­разить свое переживание как результат воздействия именно этой инструкции».

1. Думаю, что вам надо не ослаблять напряжение, а уси­ливать его.

2. Почему вы решили, что надо менять, лучше оставить все как было до сих пор.

3. Сделайте это еще несколько раз.

4. Порите его в следующий раз еще сильнее.

5. Ругань иной раз усиливает чувства.

6. Оттолкните его от себя еще дальше.

7. Вы обязаны за него всегда отвечать? Отвечайте и сейчас.

8. Вы должны это повторять и себе и ему как можно чаще, именно это и чаще.

9. Вы бросили в него тарелку? В следующий раз это долж­на быть кастрюля.

10. Вы оставили его одного на час, в следующий раз ос­тавьте сразу на два.

Инструкция: «Найдите в высказывании другого человека основания для парадоксальной инструкции, сформулируйте ее. Постарайтесь обосновать необходимость именно этого метода воздействия».


1. «К кому я уже не обращалась. Вы - моя последняя наде­жда. Я уже все перепробовала: и, знаете, признаюсь, била его и ругала всеми словами, какие знаю, и могу ребенку сказать. Ничего не помогает, он только хуже становится. Только хуже, все на него жалуются».

2. «Мы уже расходились три раза, но потом всякие квар­тирные обстоятельства снова толкали нас друг к другу. Я его видеть не могу, мы с ним неделями не разговариваем, нам не скучно друг без друга. Иногда мы даже забываем, что сегодня не виделись. Так все трудно».

3. «Мы все перепробовали, больше ничего придумать не можем. Надоело уже все это - плохое поведение, плохая успе­ваемость. В школу бы не ходила больше вообще».

4. «Я привыкла к порядку, а он все делает кое-как. Я ис­правлю, а он не замечает моих трудов, снова все портит, словно нарочно».

Задания на поиск альтернативных решений

Инструкция: «Сформулируйте основной путь поиска аль­тернативных решений следующих психологических задач».

1. «Я хочу, но не могу».

2. «Я могу, но не хочу».

3. «Я не как все».

4. «Я думаю, но не чувствую».

5. «Я чувствую, но не понимаю».

Напоминание автора

Используйте ту модальность, которая воспринимается са­мим человеком позитивно.

Инструкция: «Прочитайте следующие варианты психо­логических решений, для каких психологических задач они могут быть использованы, по вашему мнению, в качестве альтернатив?»

1. Станьте интересным человеком! Для этого надо полу­чить новые знания. Доступ к ним открыт, они ваши. Любое новое знание обогатит и разнообразит ваше общение с дру­гими людьми. Учитесь и общайтесь на «учебные» темы.

2. Цените то, что хорошо.

Даже в самых тяжелых ситуациях есть позитивные момен­ты. Их надо найти. Несмотря ни на что, у вас обязательно есть дела, которые получаются хорошо. Вспомните о них. У вас хорошо выходит плов? Вы танцуете? Поете? У вас умный


кот? Ваш пес показывает чудеса дрессировки? А ребенок сво­им первым словом назвал вас? Разве это не хорошо? Разве это не останется таким?

3. «Если бы я не был (он не был, мы не были)...» Воображаемый диалог о том, что было бы, если... поможет вам лучше осознать ваши возможные потери и приобретения. Он позволит посмотреть вам на вашу жизнь иначе. Словно сказка, он откроет ваши новые чувства.

4. Коллаж из достоинств (я вижу, что они есть). Потратьте немного времени и соорудите его для себя. Вы­режьте из бумаги (используйте для этого газетные и журналь­ные тексты) и наклейте красиво на большом листе список ваших достоинств. Он украсит не только вашу комнату, но и вашу жизнь.

5. «Острый диалог».

Поссорьтесь с ним без него. Выговорите ему все, что хоте­ли бы сказать, но не забывайте и его реплики. Это диалог, вас - двое, хотя собеседник и воображаемый.

6. Записки о хорошем настроении. Пишите их себе и близким. Пишите только о хорошем в своем и их настроении. Вы увидите, что его не так уж мало.

7. Развивайте навыки социального поведения. Да, читайте книги о правилах поведения, об этикете. Ваше поведение будет больше нравиться вам, да и окружающие оценят перемены в вас. Это придаст вам уверенность и, по­верьте, шарм.

8. Вы и ваша социальная роль (разговор с незнакомцем). Вам надоело быть учительницей (мамой, кухаркой, женой и др.) Поговорите с этой вашей социальной ролью. Выслу­шайте себя и ее тоже. Это поможет вам уточнить, что же вы -роль или живой человек?

9. Умейте расслабляться!

Для этого есть много путей, напомним некоторые:

Методики восстановления эмоционального равновесия:

- рукоделие,

- музыка,

- декламация стихов,

- танцы,

- посещение парной бани,

- массаж,

- посещение магазина,

- кино,

- душ, -

- дыхательные упражнения,


- бокс с невидимым противником,

- общение с детьми,

- логический самоанализ событий,

- чтение детективов;

ежедневно

2-3 мин. на анализ общения, строгий анализ ошибок, и в ближайшее время постарайтесь их исправить. Психогигиена.

1. Учиться отдыхать от общения, создавать для себя поло­сы молчания, хотя бы 2-3 часа в неделю. При этом полезно заниматься аутогенной тренировкой.

2. Не допускать однообразия общения.

3. Нельзя постоянно быть в рамках социальной роли - от­дохнуть от себя как от партнера общения, побыть какое-то время другим.

4. Нельзя надолго оставаться лишенным духовного обще­ния, чтобы не механизировался внутренний мир.

10. Одежда и внешность.

Поход в парикмахерскую и новая линия в одежде преобра­зуют ваше самоощущение. Постоянство в этом деле не самый верный помощник для жизни.

11. Приветствие.

Научитесь выражать его по-разному. Предлагаемые вам словесные формулы только начало для вашего личного творчества:

- Здравствуйте!

- Как я рад вас видеть!

- Приветствую вас!

- Здравия желаю!

- Мое почтение!

- Сколько лет - сколько зим!

- Какая встреча!

- Доброе утро! (вечер, день)

12. Анонимная беседа.

Телефон доверия, незнакомец в пути, случайный сосед на скамейке в парке, таксист - люди, которым вы можете смело доверять свои личные проблемы. Выговорившись, вы почув­ствуете облегчение, а они поймут, что сделали доброе дело, выслушав вас.

13. Комплименты.

Это знак внимания к другим людям. Умейте их сказать, захотите их сказать.

14. Имейте что сказать...


Ваши любимые темы? Да, они должны быть. Но есть и те­мы общие. Такой общей темой может быть то, что непосред­ственно присутствует в ситуации, что объединяет всех людей в ней. Это и есть общая тема.

15. Начало разговора.

Не знаете, с чего начать? Проявите интерес к собеседнику. Это правило давно известно. Именно от интереса к другому человеку можно перейти к любой другой теме.

16. Поддержание разговора.

Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнике.

17. Учитесь слушать активно.

Кивок головой, взгляд в глаза, поза, направленная к собе­седнику, реплики согласия и удовлетворения, уточнение мыс­ли говорящего - это и наука и искусство активного слушания.

18. Путешествие.

О пользе путешествий известно давно. Часто расстояние при этом не имеет значения. Важны впечатления, которые вы получите, перемещаясь в пространстве! Поехали!

19. Елочные игрушки.

Их созерцание и перекладывание задолго до Нового года рождает чудесное настроение, позволяет увидеть свою жизнь в новом свете.

20. Семейный альбом.

Не забывайте о старых фотографиях. Кроме ностальгиче­ских чувств, они помогут заново пережить вам и ваши жиз­ненные достижения.

21. Минуты спокойствия.

Они необходимы каждому, научитесь находить их для себя и пользоваться ими, расслабляясь до конца. Удобно устро­ившись, проведя несколько минут наедине с собой, вы сможе­те привести ваши чувства в порядок, отдалите суетное и слу­чайное от важного, существенного для вас.

22. Научитесь выражать свои чувства словами. Помните, что окружающие просто не обязаны разгадывать их, да к тому же они еще погружены и в свои собственные чувства.

Сделайте свои чувства открытыми - в этом вам помогут ваши Я-высказывания.

Они строятся так:

Я хочу...

Я могу...

Я собираюсь...

Я думаю...


Цг- Я чувствую себя...

а Вместо точек, продолжая это высказывание, вы говорите

1 только о себе, о своих чувствах, исключая обращение к «вы»,

^ «мы» и «ты».

Ц Не надо ссылаться на кого-то или что-то, пусть ваша от-

|| крытость будет вашим текстом, доступным для понимания

|i Отгружающими.

Ц 23. Изменение жизненного пространства.

^ Перестановка мебели в доме - это не только обновление

;:.. внешних условий жизни, это одновременно и путешествие к собственному «Я», поиск его новых, часто неожиданных для

|р самого себя качеств.

| 24. Рисунок.

» Сделайте шедевр, выберите спокойную минуту и на чис­ том листе бумаги карандашом, фломастером, красками - чем

* хотите - выразите свое состояние. Ваш шедевр может заслу-

«• жить не только ваше внимание.

^ 25. Танец для себя.

Да, для себя под музыку, которая вам очень нравится, а вы нравитесь (понравитесь обязательно) себе, когда только по­ чувствуете ее влияние на вас, танцующую.

26. Сравнение.

На кого вы сейчас похожи, на что вы сейчас похожи? Радует ли вас этот образ? Стоит найти более симпатичное сравнение. «Я похожа сейчас на...» Надеюсь, что не на мокрую курицу...

Сказки.

Вы давно их не читаете?

Стоит прочитать хотя бы несколько сказок Г. Андерсена, он ждет вас, спешите.

28. Найдите новое слово.

Вы постоянно думаете о том, что вы «должны», замените в своих мыслях это слово другим, «я хочу», «я согласна».

29. Сделайте неожиданно для себя действие, сделайте то, что Вам хочется, например, поднимите с дороги камешек и под­бросьте его вверх. Посмотрите, сколько неожиданных радостей вы можете подарить себе. Верните на время свое детство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...