Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.




Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Участие в труде 14—15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14—15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.

 

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16—17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18—20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21—24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.

 

Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21—24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

(Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов)

21.  чём, по мнению авторов, проявляется противоречивый характер участия подростков в трудовой деятельности (укажите два позитивных и два негативных последствия)? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «труд».

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

 

1) Позитивные последствия участия подростков в трудовой деятельности, например:

— происходит первичная адаптация подростка к условиям рынка труда;

— начинается формирование стереотипов трудового поведения.

2) Негативные последствия участия подростков в трудовой деятельности, например:

— трудовая деятельность подростка может привести к прекращению образования;

— угроза закрепление подростка в сфере неквалифицированного труда, а впоследствии  — к люмпенизации.

3) Объяснен смысл понятия, например: труд  — вид деятельности, направленный по получение практически значимого результата, продукта.

 

 

22. Какие четыре группы молодёжи, участвующие в труде, выделили авторы? Используя содержание текста, назовите основную причину, побуждающую каждую группу к трудовой деятельности. (Всего укажите четыре группы и побудительную причину каждой из них).

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы группы и побудительные причины каждой из них, например:

 

1) 14—15-летние подростки  — необходимость помощи семье;

2) 16—17-летние молодые люди  — расширение объёма потребностей, профессиональное самоопределение;

3) 18—20-летние молодые люди  — потребности профессионального образования;

4) 21—24-летние молодые люди  — стремление к постоянной занятости, карьерному росту.

 

Побудительные причины каждой группы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

 

23. Как авторы характеризуют «шок от реальности», переживаемый работниками в возрасте 21—24 лет? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три причины такого состояния молодых работников.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1) авторская характеристика, например:

— «шок от реальности»  — это ситуация, когда «идеальные представления молодёжи о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте».

Авторская характеристика может быть приведена в иной, близкой по смыслу форме.

2) причины, например:

— высокие физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

— трудности вхождения в сложившуюся систему взаимодействия в трудовом коллективе;

— несовпадение самооценки и уровня притязаний с реальными возможностями молодого человека;

— конкуренция с более опытными сотрудниками;   — интенсивный процесс социализации.

 

Могут быть приведены иные причины.

 

24. Существует мнение, что государство и общество должны принимать специальные меры содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

 

1) подростки и молодёжь ещё не вполне конкурентоспособны, не обладают необходимыми трудовыми навыками, и им надо помочь приобрести трудовой опыт;

2) общество и государство заинтересованы в воспитании у подростков и молодёжи позитивного отношения к труду;

3) трудовая занятость подростков и молодёжи в некоторой степени сокращает масштабы девиантного и делинквентного поведения этих социальных групп.

 

Могут быть приведены иные обоснованные аргументы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...