Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Участие в труде 14—15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14—15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16—17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18—20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21—24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.
Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21—24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней. (Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов) 21. чём, по мнению авторов, проявляется противоречивый характер участия подростков в трудовой деятельности (укажите два позитивных и два негативных последствия)? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «труд». Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны:
1) Позитивные последствия участия подростков в трудовой деятельности, например: — происходит первичная адаптация подростка к условиям рынка труда; — начинается формирование стереотипов трудового поведения. 2) Негативные последствия участия подростков в трудовой деятельности, например: — трудовая деятельность подростка может привести к прекращению образования; — угроза закрепление подростка в сфере неквалифицированного труда, а впоследствии — к люмпенизации. 3) Объяснен смысл понятия, например: труд — вид деятельности, направленный по получение практически значимого результата, продукта.
22. Какие четыре группы молодёжи, участвующие в труде, выделили авторы? Используя содержание текста, назовите основную причину, побуждающую каждую группу к трудовой деятельности. (Всего укажите четыре группы и побудительную причину каждой из них). Пояснение. В правильном ответе должны быть названы группы и побудительные причины каждой из них, например:
1) 14—15-летние подростки — необходимость помощи семье; 2) 16—17-летние молодые люди — расширение объёма потребностей, профессиональное самоопределение; 3) 18—20-летние молодые люди — потребности профессионального образования; 4) 21—24-летние молодые люди — стремление к постоянной занятости, карьерному росту.
Побудительные причины каждой группы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
23. Как авторы характеризуют «шок от реальности», переживаемый работниками в возрасте 21—24 лет? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три причины такого состояния молодых работников. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) авторская характеристика, например: — «шок от реальности» — это ситуация, когда «идеальные представления молодёжи о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте». Авторская характеристика может быть приведена в иной, близкой по смыслу форме. 2) причины, например: — высокие физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки; — трудности вхождения в сложившуюся систему взаимодействия в трудовом коллективе; — несовпадение самооценки и уровня притязаний с реальными возможностями молодого человека; — конкуренция с более опытными сотрудниками; — интенсивный процесс социализации.
Могут быть приведены иные причины.
24. Существует мнение, что государство и общество должны принимать специальные меры содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения. Пояснение. Могут быть приведены следующие аргументы:
1) подростки и молодёжь ещё не вполне конкурентоспособны, не обладают необходимыми трудовыми навыками, и им надо помочь приобрести трудовой опыт; 2) общество и государство заинтересованы в воспитании у подростков и молодёжи позитивного отношения к труду; 3) трудовая занятость подростков и молодёжи в некоторой степени сокращает масштабы девиантного и делинквентного поведения этих социальных групп.
Могут быть приведены иные обоснованные аргументы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|