Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия истории Шпенглера




Существует два основных подхода к пониманию истории. Один исходит из того, что у человечества единая история и все цивилизации, пусть в разное время, но проходят через одни и те же ключевые этапы развития (формационный подход, марксизм). Другой подход (цивилизационный: Тойнби, Данилевский, Гумилёв и др.) связан с пониманием истории как развития различных цивилизаций, у каждой из которых свой путь развития.

Освальд Шпенглер (1880—1936) — известный немецкий философ, исто­рик и публицист, один из основоположников современ­ной философии культуры. Основной его труд: «За­кат Европы».

Центральное место в учении Шпенгле­ра занимают проблемы человеческой культуры. Следуя Шопенгауэру и Ницше, он считает, что в основе бы­тия лежит слепая и иррациональная «воля к жизни». Она проявляется в виде культур различного типа, связанных с жиз­недеятельностью определённых народов. При этом культуру он понимает как «организм», обладающий внутрен­ним единством и собственной душой. При этом этот организм не только отличается от других «организмов»-культур, но и противостоит им, вплоть до столкновения, борьбы с ними. В противовес Гегелю, Марксу и другим сторонникам концепции глобального развития человечества и существова­ния единой линии развития мировой культуры, Шпенглер утверж­дает, что никакой общечеловеческой культуры не существует, а были и есть только отдельные, независимые друг от друга культуры, направляемые «волей к жизни», её душой.

При этом в каждой культуре воля к жизни выражается по-своему. Каждая культура представляет собой определенную целост­ность, единство, получающее свое выражение и проявление во всех сферах жизни: экономической, политической, правовой, художественной, религиозной, философской и т.д.

Каждая из культур проходит в своё развитии следующие стадии (в целом охватывающие пе­риод порядка тысячелетия): детство (мифо-символическая), зрелость (метафизико-религиозная, «высокая» культура) и старость (цивилизация). Умирая, культура становится цивилизацией, т.е. становится бесплодной, окостеневшей, застывшей в своём развитии. Для неё свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, урбанизация, а также деградация высших духовных ценностей. Именно поэтому они обречены на гибель.

В истории человечества Шпенглер насчитывает семь уже мертвых культур: Египетская, Индийская, Вавилонская, Китайская, Греко-римская, Византийско-арабская (магическая), Майя. Ныне существующую западно-европей­скую культуру он называл фаустовской и считал её умирающей (находящейся на стадии цивили­зации). Великие культуры прошлого, по мысли Шпенглера, как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее. Шпенглер также предсказывал появление новой «русско-си­бирской» культуры.

Учение Шпенглера заставило пересмотреть европоцентристское понимание истории, согласно которому вся мировая история понималась по аналогии с особенностями европейского исторического процесса.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...