Философия истории Шпенглера
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Существует два основных подхода к пониманию истории. Один исходит из того, что у человечества единая история и все цивилизации, пусть в разное время, но проходят через одни и те же ключевые этапы развития (формационный подход, марксизм). Другой подход (цивилизационный: Тойнби, Данилевский, Гумилёв и др.) связан с пониманием истории как развития различных цивилизаций, у каждой из которых свой путь развития. Освальд Шпенглер (1880—1936) — известный немецкий философ, историк и публицист, один из основоположников современной философии культуры. Основной его труд: «Закат Европы». Центральное место в учении Шпенглера занимают проблемы человеческой культуры. Следуя Шопенгауэру и Ницше, он считает, что в основе бытия лежит слепая и иррациональная «воля к жизни». Она проявляется в виде культур различного типа, связанных с жизнедеятельностью определённых народов. При этом культуру он понимает как «организм», обладающий внутренним единством и собственной душой. При этом этот организм не только отличается от других «организмов»-культур, но и противостоит им, вплоть до столкновения, борьбы с ними. В противовес Гегелю, Марксу и другим сторонникам концепции глобального развития человечества и существования единой линии развития мировой культуры, Шпенглер утверждает, что никакой общечеловеческой культуры не существует, а были и есть только отдельные, независимые друг от друга культуры, направляемые «волей к жизни», её душой. При этом в каждой культуре воля к жизни выражается по-своему. Каждая культура представляет собой определенную целостность, единство, получающее свое выражение и проявление во всех сферах жизни: экономической, политической, правовой, художественной, религиозной, философской и т.д.
Каждая из культур проходит в своё развитии следующие стадии (в целом охватывающие период порядка тысячелетия): детство (мифо-символическая), зрелость (метафизико-религиозная, «высокая» культура) и старость (цивилизация). Умирая, культура становится цивилизацией, т.е. становится бесплодной, окостеневшей, застывшей в своём развитии. Для неё свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, урбанизация, а также деградация высших духовных ценностей. Именно поэтому они обречены на гибель. В истории человечества Шпенглер насчитывает семь уже мертвых культур: Египетская, Индийская, Вавилонская, Китайская, Греко-римская, Византийско-арабская (магическая), Майя. Ныне существующую западно-европейскую культуру он называл фаустовской и считал её умирающей (находящейся на стадии цивилизации). Великие культуры прошлого, по мысли Шпенглера, как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее. Шпенглер также предсказывал появление новой «русско-сибирской» культуры. Учение Шпенглера заставило пересмотреть европоцентристское понимание истории, согласно которому вся мировая история понималась по аналогии с особенностями европейского исторического процесса.
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|