Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия жизни А. Бергсона (1859 – 1941).




Основные труды: «Материя и память» (1896 г.); «Введение в метафизику» (1903 г.); «Творческая эволюция» (1907 г.); «Духовная энергия» (1919 г.); «Два источника морали и религии» (1932 г.).

Бергсон является одним из основоположников интуитивизма и в тоже время представителем философии жизни. Он уделял большое внимание и международной политике, многое сделал для сотрудничества и мирного сосуществования государств. В 1927 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».

Наука и интеллект, по его мнению, способны познавать лишь практическую значимость тех или иных явлений. И этого было бы достаточным для познания законов и механизмов функционирования косной материи, отношений между вещами, но это мало что даёт для понимания сущности жизни. Жизнь – это некое единство материи и духа, которые сами по себе являются лишь продуктами её распада. Живые системы и жизненные процессы можно постичь лишь благодаря интуиции, способной схватывать сущность жизни в её чистом и цельном виде как некий «жизненный порыв».

Источник этого жизненного порыва находится в высшем разуме, боге, а его сущность заключена в творении всё более новых и совершенных форм, в развитии. Материя в этом процессе выступает пассивной стороной, создающей преграды на пути жизненного порыва. Там, где сопротивление материи оказалось непосильным для преодоления его творческим порывом, в этом направлении ветви развития заходят в тупик, в остальных направлениях развитие продолжается. Человек, обладая способностью к интуиции и творчеству, оказывается важным этапом в развитии мира, неким остриём жизненного порыва. Однако для этого ему необходимо избавится от автоматизма движущих его инстинктов, развивая свой мозг, язык, условия жизни, и положиться на интуицию.

Бергсон указывает на ограниченность процесса познания мира, основанного лишь на интеллекте и современных ему научных методах. Интеллект всегда односторонен, поскольку настроен только на то, что ему нужно для практики, и пренебрегает тем, что его не интересует. Он пишет: «В бесконечно обширном поле нашего возможного познания мы собрали всё то, что полезно для нашего действия на вещи, чтобы создать из этого нынешнее знание; остальным мы пренебрегли. Мозг, по-видимому, построен в виду этой работы подбора, что можно без труда показать на деятельности памяти».

Если интеллект производит умственные операции, связанные с опытом приспособления к реальности, то интуиция не зависит от практических интересов и точек зрения, и потому даёт чистое знание. Однако интеллект также очень важен в жизни людей, он формирует ядро для нашего понимания мира, ориентации в нём. Интуиция никогда не даст такого же чёткого и строгого описания реальности. Интеллект незаменим также в своей способности превращать материю в средство реализации своих целей. В то же время ограниченность интеллекта заключается в том, что он способен давать полноценное знание лишь относительно инертной материи, но не должен выходить за рамки её изучения, иначе его выводы оказываются односторонними, механистически упрощёнными. Знания, полученные путём интеллекта и интуиции, не исключают, а взаимно дополняют друг друга – это «два расходящихся, одинаково красивых, решения одной и той же проблемы». Тем не менее, интуиция даёт более совершенное, глубинное понимание сущности жизни, позволяющее проникать внутрь предмета изучения, а не довольствоваться внешними, поверхностными связями и отношениями. Бергсон отмечал, что если в культуре нашего общества интеллект преобладает, то в более совершенном обществе интеллект и интуиция находились бы в гармонии.

Представляет интерес учение Бергсона о закрытых и открытых культурах. Мораль закрытого общества направлена на его сохранение и является абстрактной, обезличенной, тупиковой. Её цель – поддержание порядка, дисциплины, субординации, развитие чувства солидарности людей ради сохранения стабильности жизни общества. Такая мораль закрепляется в виде привычек, стереотипов поведения, подчинённых безличным социальным требованиям. Мораль же открытого общества всегда конкретна, учитывает интересы и потребности реальных индивидов в их уникальных жизненных ситуациях. Такая мораль постоянно совершенствуется в зависимости от обретённого обществом опыта. Её функции не сводятся к установлению порядка и дисциплины, а имеют конечной целью духовное развитие общества, развитие чувств любви до высших форм любви к человечеству и богу.

Бергсон проводит отличие между физическим временем, которое тесно связано с пространством, и временем сознания, которое он понимает как некий поток субъективных переживаний бытия, называя его «потоком самой жизни», «чистой длительностью». Спецификой такой формы времени является то, что она связана с особенностями психологического восприятия времени.В разные периоды жизни или в различных условиях это время воспринимается нами по-разному. Например, когда мы спешим и опаздываем, то ощущение течения времени ускоряется, а когда мы чего-то ждём, то оно замедляется, растягивается. Бергсон считал, что первая форма времени относится ко всему неодушевленномуи автоматическому, а вторая – ко всему живому и волевому. Он также предположил, что «чистая длительность» имеет более фундаментальный характер, чем физическое время, при этом разные уровни реальности во Вселенной имеют различные ритмы длительности.

Бергсон считает, что в любом философском учении есть следы интуиции, схватывающей жизнь и мир в целом непосредственно, изнутри. Тем самым он подчёркивает ценность любого учения, как содержащего зерно истины и отражающего один и тот же мир, но с различных его сторон. Синтез таких интуитивных прозрений позволил бы создать философию будущего, охватывающую наиболее многосторонний, целостный взгляд на мир.

Герменевтика

Термин «герменевтика» произошел от греческого слова, означающего «разъясняю, истолковываю». В основе этого термина лежит имя древне­греческого бога Гермеса — бога красноречия и вестника богов, передаю­щего людям сообщения богов и истолковывающего их.

Центральная проблема герменевтики — это проблема понима­ния.

Основатели: Ф. Шлейермахер (1768— 1834) и В. Дильтей (1833—1911).

Философская герменевтика сформировалась во второй половине XX в., и ее основы были заложены в работах М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...